Банк заданий по читательской грамотности по роману А.С. Пушкина «Дубровский». Для учащихся 6 класса
учебно-методический материал по литературе (6 класс)

Банк заданий по читательской грамотности по роману А.С. Пушкина «Дубровский». Для учащихся 6 класса

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Банк заданий по читательской грамотности по роману А.С. Пушкина «Дубровский». Для учащихся 6 класса

Задания по роману А.С. Пушкина «Дубровский»

Формируемые умения учащихся

Выберите все ВЕРНЫЕ ответы

  1. Деревня Троекурова называлась Покровское
  2. Люди Троекурова напали на деревню Дубровского по приказанию своего хозяина
  3. Дубровский приписал к барскому двору 3 лошадей Троекурова
  4. Заседатель Шабашкин пытался выслужиться перед Троекуровым
  5. Троекурову было неважно: выиграет ли он в суде

Находить и извлекать информацию

Установите соответствие между описанием и героем:

1)«…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке».

А)Кирилла Петрович Троекуров

2)Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста

Б)заседатель Шабашкин

3)Маленький человечек в кожаном картузе и фризовой шинели вышел из телеги

В)Андрей Гаврилович Дубровский

4)Надменный… с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно

Г)Владимир Дубровский

5)Ему «было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровье, и положил на нём свою неизгладимую печать»

Д)князь Верейский

Находить и извлекать информацию

Исключите НЕВЕРНЫЕ утверждения

  1. У Троекурова и Дубровского было нечто общее
  2. Андрей Дубровский притворился учителем немецкого, чтобы попасть в дом к Троекурову
  3. Дубровский желал отомстить Троекурову, поэтому не спас Марью Кирилловну от венчания с князем Верейским
  4. У Троекурова было двое детей

Находить и извлекать информацию

Составьте план романа А. С. Пушкина «Дубровский», расположив события №№ 1 - 17 в верной последовательности:

(А) Приезд Владимира в отчий дом. (Б) План мести К. П. Троекурова. (В) Бегство Дубровского за границу. (Г) А. Г. Дубровский и К. П. Троекуров – давние друзья-соседи. (Д) Смерть старого Дубровского. (Е) Ограбление Спицына. (Ж) Правительственные войска разыскивают Дубровского. (З) Ложь и угодничество Шабашкина. (И) Встреча на почтовой станции. (К) Свадьба Марьи и Верейского. (Л) Обида А. Г. Дубровского. (М) Отказ Марьи от Дубровского. (Н) Дубровский – разбойник. (О) Суд. (П) Дубровский – гувернер Дефорж. (Р) Пожар в Кистенёвке. (С) Встреча Дубровского с Марьей в беседке.

Интегрировать и интерпретировать информацию

Назовите эпизоды из романа, которым соответствуют представленные иллюстрации:

Иллюстрация 1. - На псарне у Троекурова

Иллюстрация 2 Д.Шмаринов. - Сцена в суде

Иллюстрация 3 Б.Косульников. -  «Больной указывал пальцем на двор с видом ужаса и гнева»

Иллюстрация 4 Б.Кустодиев. - Пожар

Интегрировать и интерпретировать информацию

Ответьте на вопросы:

-Каковы сходства и отличия Дубровского и Троекурова?

-Какой случай переменил взаимоотношения приятелей?

-Могли ли герои забыть конфликт и снова жить как прежде?

Ярко и детально изображена в романе жизнь поместного дворянства. Троекуров и Дубровский представляют два разных типа этого сословия. Кирила Петрович – крупный помещик, который держит в страхе всю округу. Он чувствует себя господином не только над своими крепостными, но и над соседями. Любого человека, стоящего ниже по социальной лестнице, Троекуров презирает. Он помыкает губернскими чиновниками, как своими слугами, насмерть засек двух учителей. Кирила Петрович любит, чтобы в доме было много людей. Но гости служат ему больше для увеселения. Троекурову в удовольствие унижать их, грубо и даже жестоко подшучивать.

Самомнение этого необразованного и избалованного барина не знает границ. Он верит, что Дубровский не нападает на его владения исключительно из-за страха перед могуществом Троекурова. Абсолютная безнаказанность, мстительность и властолюбие затмевают у помещика редкие проблески благородства и угрызения совести.

Противник Троекурова Андрей Гаврилович Дубровский – честный, решительный и благородный дворянин, но иногда бывает вспыльчив, завистлив, упрям. Как и Троекуров, он склонен к самоуправству и предпочитает самосуд, а к закону относится пренебрежительно. Дубровский старший требует выдать для наказания псаря Парамошку, сам расправляется с троекуровскими мужиками, которые воровали у него лес.

Интегрировать и интерпретировать информацию

Анализ эпизода «Пожар»

  • Место эпизода в произведении? ( В середине романа. Важное).
  • Почему?
  • Где происходят действия 6-й главы? (Пространство: в Кистенёвке, в доме, в кабинете).
  • Когда? (Время: ночь в ожидании решения )
  • Кто из героев участвует в эпизоде? ( Вл. Дубровский и его крестьяне).
  • Как проявляет себя герой? Прежде всего, какие чувства испытывает Вл. Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные. (По тексту: «Всё кончено». Владимир понимает, что жизнь сломана. Его мучает, что надо оставить родной дом виновнику смерти отца, человеку, разорившему семью. Он с ужасом  думает, что над всем, что ему дорого, надругаются презренные люди. «Страшные мысли рождались в уме его», но он ещё не решил, что делать.)
  • Какие чувства владеют героем. Кто вам подсказал? (сам Вл. Дубровский в своём внутреннем монологе: «подумал»).
  • Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом? (По тексту. Владимир увидел портрет матери, представил, какая судьба его ждёт при новом хозяине. «Пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня», - подумал он. Разбирая бумаги, «погрузясь душою в мир семейственного счастья, и не заметил, как прошло время.)
  • Когда он принял окончательное решение? (положил письма в карман…)
  • Что для него значат эти письма? (самое ценное и дорогое)
  • Что затевал Архип-кузнец? По тексту.(Держал топор в руках, хотел зарубить подьячих)
  • Можно по настроению и поступкам Архипа судить о том, как дворовые относятся к Вл.Дубровскому. (Отец наш, умрём, не оставим, идём с тобою). Никто не спит в эту ночь.
  • А он к ним? Как к ним обращается? («дети». Заботливый, ответственный за людей). Это тоже характеристика героя.
  • Хотел ли Дубровский смерти приказных? (Нет).
  • Что же заставило Владимира – родовитого дворянина – поджечь дом? (месть)
  • Месть – это благородное чувство?

Чувства – благородство и мстительность – живут в одном человеке

Осмыслять и оценивать форму и содержание текста

Напишите сочинение «К.П. Троекуров и А.Г. Дубровский»

Перед вами стоит задача сравнить двух персонажей, дать сравнительную характеристику, найти черты сходства и отличия.

Осмыслять и оценивать форму и содержание текста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разноуровневые тестовые задания (технология уровневой дифференциации) для проведения урока контроля в 6 классе по роману А.С. Пушкина "Дубровский"

Применяя на уроках литературы и русского языка технологию уровневой дифференциации, можно достичь положительных результатов в развитии учебных возможностей всех учащихся....

Урок-исследование по роману А.с.Пушкина "«Добро и зло в романе А.С.Пушкина «Дубровский».

Данный урок проводился в рамках методической недели в 6 классе. Урок соответствует требованиям ФГОС. Использованы все виды работы: парная, групповая, индивидуальная и фронтальная.Использован метод кри...

Роман А.С.Пушкина „Дубровский“ Литература 6 класс

В основу романа автор положил вражду социальных слоев страны, которая очень ярко выражается в его драматизме, контрастных сценах произведения, душевных метаниях героя.  Замысел...

Сочинение по роману А.С. Пушкина "Дубровский". Презентация. 6 класс

Сочинение по роману А.С. Пушкина "Дубровский". Презентация. 6 класс...

Методическая разработка «Разработка заданий по читательской грамотности» (на примере урока по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)

Методическая разработка составлена в рамках курса ПК "Школа современного учителя" и содержит задания трёх уровней по формированию читательской грамотности. Может пригодиться при проведении у...

Задания для развития читательской грамотности по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Задания в формате ОГЭ для развития читательской грамотности по роману Пушкмна "Капитанская дочка", 8 класс...