Урок – проект по литературе в 7 классе
проект по литературе (7 класс)

Тема урока - проекта: «ЦЕНА ЖИЗНИ» (Сопоставительный анализ героев повес-ти Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» и «Песни про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_proekt_tsena_zhizni.docx14.16 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Урок – проект по литературе в 7 классе

Тема урока - проекта: «ЦЕНА ЖИЗНИ» (Сопоставительный анализ героев повес-ти Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» и «Песни про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова).

Цели:

1.Образовательная: учащиеся    закрепляют    знания  о сравнительной характеристике героев литературного произведения, о художественно-выразительных средствах языка, используемых автором для выражения своего отношения.

2.Развивающая: в результате выполнения проекта учащиеся умеют сопоставлять героев произведений разных авторов.

3 .Воспитательная: учащиеся понимают, что писатель с помощью различных литературных приёмов показывает читателю, что нельзя выносить однозначное и бескомпромиссное суждение о человеке.

Метод исследовательский

1 группа  

Сравните эпизоды смерти Остапа и Андрия (гл.9 и 11).Сопоставьте:

-  причину их смерти;

-  их поведение в решающий момент;

-  отношение отца, его слова и мысли; сделайте выводы.

2 группа.

Сравните эпизоды казни  Остапа и Калашникова из «Песни про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова.

-  Что объединяет этих героев?

-  Что значит казнь в представлении людей?

-  Достигла ли эта мера наказания своей цели: презираемы ли народом казнённые Калашников и Остап?

Сделайте выводы.

3 группа.

Сравните эпизоды смерти Кирибеевича и Андрия.

-  Что объединяет этих героев?

-  В чём заключается разница?

-   Каково отношение автора? Проанализируйте художественно- выразительные средства, используемые авторами в этих эпизодах.

Сделайте выводы.

-     Сопоставляя главных героев повести Остапа и Андрия друг с другом, с героями лермонтовского произведения, вы сделали выводы - поделитесь ими друг с другом.

-     Ответьте на главный вопрос: за что погибли герои? (Фиксация ответов учащихся).

4.Позиционная дискуссия.

-   Кого из братьев было сложнее оценивать?

-   Попробуйте ваше отношение к Андрию выразить при помощи оценочных эпитетов-прилагательных.

1  группа: чем хорош;

2  группа: чем не хорош;

3  группа: ни хорош, ни плох (компромисс);

- Что в результате? Можно ли сделать однозначный вывод?

5.Работа со стихотворением Е.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет».

-   Отражает ли стихотворение основную мысль нашего проекта?

-   Какие  строчки  вам  понравились? Какие из  них можно  выбрать для заголовка сочинения?

-   В ходе выполнения проекта изменилось ли  ваше отношение к героям повести «Тарас Бульба»? Каким образом?

-  Можно ли сопоставить события, изображённые в повести, с нашей современной жизнью? Кто и за что сейчас жертвует жизнью? Приведите примеры.
6
. Творческий (индивидуальная работа)  Направление работы – реализация творческих способностей учащихся. - Предлагаю домашнее сочинение двух видов:

1)  сравнительная  характеристика «Остап  и  Андрий»  (по  составленному плану);

2)   сочинение-размышление   о   цене   и   ценности   человеческой   жизни. Сочинение озаглавьте самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект по литературе 5 класс (УМК В.Я.Коровиной)

Исследование жанровой природы произведения К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"....

урок-проект по литературе в 5 классе по теме: "Сопоставление басен И.А.Крылова с баснями Леонардо да Винчи

Цель урока: познакомить учащихся с определением жанра притчи, образцами притч великого флорентийца Леонардо да Винчи; сопоставить на уровне жанра изученные ранее басни И.А.Крылова с притчами Леонардо ...

Урок-проект по литературе в 7 классе "Образ учителя в поэзии 20 века"

Проект посвящен исследованию темы «Образ учителя в поэзии 20 века». Изучая  факты биографии современных поэтов, анализируя их стихотворения, учащиеся познакомятся с произведениями, посвященными у...

Темы проектов по литературе. 10 класс

Темы проектных работ старшеклассников по литературе...

Урок-проект по литературе "Путешествие в литературию. Страна Сказок"

В данном методическом материале показана работа по проектной технологии    на уроках литературы в 5 классе. Приведенный пример урока  рассматривается как реализация проектного об...

Урок-проект по литературе в 9 кл. «ГЕНИЙ И ЗЛОДЕЙСТВО - ДВЕ ВЕЩИ НЕСОВМЕСТНЫЕ»? А.С.Пушкин "Моцарт и Сальери"

Урок-проект рассчитан на 2 часа и предполагает активную деятельность детей по работе с текстом произведения А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери"...