РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Литературные взгляды на борьбу с коррупцией» (36 часов) для учащихся 11 класса на 2023-2024 учебный год
рабочая программа по литературе (10, 11 класс)

Луиза Магомедовна Аминова

Цель данной программы - воспитание негативного отношения к коррупции, формирование антикоррупционного мировоззрения молодежи, предупреждение коррупционного поведения граждан,повышение правовой грамотности учащихся, воспитание негативного отношения к коррупции, формирование антикоррупционного мировоззрения и устойчивых навыков правомерного поведения, опираясь на художественные образы, созданные русскими писателями, способствовать формированию у  учащихся активной гражданской позиции;

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Одна из наиболее острых тем, которые существуют в обществе - тема противодействия коррупции. Коррупции невозможно противостоять без участия гражданского общества. Молодежи предстоит участвовать в общественной жизни, бизнесе, производстве и т.д. Система антикоррупционных идей, взглядов, принципов, в которых отражается негативное отношение личности, социальных групп и всего общества к коррупции, должна органично дополнить мировоззренческую картину подрастающего поколения. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства,-важнейшая задача современного образования.

Коррупция как негативный социальный феномен является национальной и глобальной проблемой России. Коррупционные модели поведения, как показывает статистика, особенно присущи современной молодежи, которая зачастую выбирает их в качестве приоритетного способа решения возникающих проблем в различных сферах. Данное поведение является отклоняющимся не только от правовых норм, но и от норм нравственности и морали. Антикоррупционное воспитание в рамках образовательных учреждений воздействует на ориентационный уровень политической системы, то есть на самое главное — чувственные, подсознательные, рациональные и ценностные компоненты массового сознания. Влияние на сознание молодого человека и воспитание в нем нетерпимости к коррупции являются весьма значимыми факторами в борьбе с данным феноменом. Именно антикоррупционное воспитание, активно внедряемое в образовательную систему, будет способствовать формированию личности, которая наделена знаниями об опасности, которую представляет собой коррупция для благосостояния общества и безопасности нашего государства.

Цель программы - воспитание негативного отношения к коррупции, формирование антикоррупционного мировоззрения молодежи, предупреждение коррупционного поведения граждан;

- повышение правовой грамотности учащихся, воспитание негативного отношения к коррупции, формирование антикоррупционного мировоззрения и устойчивых навыков правомерного поведения.

Исходя из вышеизложенного, создана программа элективного курса «Литературные взгляды на борьбу с коррупцией», которая предназначена для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений и рассчитана на 36 часов. Уроки литературы с элементами антикоррупционной направленности, запланированные в соответствии с Программой по литературе в 5-х-11-х классах в 2023-2024 учебном году.

Основные задачи:

• обратившись к источникам, проанализировать, как развивалась и отражалась тема коррупции в русской художественной литературе, начиная с древних времён и до начала хх века;

• на основе анализа сделать вывод, насколько актуальной была эта тема в разные исторические эпохи;

• сравнить полученные выводы с нынешней ситуацией в стране, связанной с проблемой коррупции;

• опираясь на художественные образы, созданные русскими писателями, способствовать формированию у учащихся активной гражданской позиции;

• совершенствовать навыки личностной оценки данного социального явления с опорой на художественную литературу и на принцип историзма;

• стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения, соответствующего правовым и морально-этическим нормам.

Элективный курс рассчитан на 36 часов.

К нему разработан подробный тематический план. Занятия рекомендуется проводить по одному часу в неделю. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение практических работ и защита творческих работ учащихся. Программа предназначена для учащихся 11 класса. Она является междисциплинарной, интегративной: содержание программы раскрывается модульно в рамках различных учебных дисциплин: истории, обществознания, правоведения, географии и др. Знания и умения, приобретенные, при изучении данного курса могут быть использованы учащимися в сферах своей будущей деятельности. Изучение данного курса будет способствовать подготовке учащихся к выбору профессии. Данная программа, способствуя распространению антикоррупционных идей и взглядов, призвана помочь созданию атмосферы неприятия коррупции, формированию устойчивости личности, предупреждению коррупционного поведения граждан.

Цель элективного курса – повышение правовой грамотности учащихся, воспитание негативного отношения к коррупции, формирование антикоррупционного мировоззрения у учащихся, предупреждение коррупционного поведения граждан, формирование устойчивых навыков правомерного поведения.

#1055;ланируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами освоения обучающимися курса внеурочной деятельности являются:

1) осознание себя гражданами России, патриотами, ответственными членами российского общества; воспитание активной гражданской позиции, гордости за достижения своей родины;

2) формирование личных мотивов для получения знаний и навыков, для выбора будущей профессии с опорой на русскую литературу;

3) формирование умения принимать рациональные решения в условиях ограниченности ресурсов, оценивать и принимать ответственность за свои решения для себя и окружающих;

4) формирование умения оценивать и аргументировать свою точку зрения по антикоррупционным проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства;

5) приобретение опыта самостоятельной исследовательской деятельности в антикоррупционной направленности;

6) этические: знать правила поведения участников бизнеса, уважать частную и государственную собственность, знать свои права и обязанности в экономических сферах деятельности;

7) экологические: знать последствия внешних эффектов, уметь оценить воздействие различных видов экономической деятельности на окружающую среду.

Метапредметными результатами:

1) умение работать с различными источниками информации: составлять свои выводы, используя текстовую информацию; анализировать прочитанную литературу, делать выводы;

2) регулятивные: умение планировать свою деятельность, ставить задачи, находить пути их решения, выделять этапы в достижении цели, выделять главное в замысле писателя.;

3) овладение системными антикоррупционными знаниями, включая современные научные методы познания;

4) коммуникативные умения и навыки в сфере антикоррупционной деятельности: умение выстраивать логические цепочки, доносить до слушателя свои предложения, принимать высказывания и суждения других;

5) умение создавать презентации, делать доклады, писать рефераты, эссе, участвовать в дискуссиях, аргументированно излагать свою точку зрения, уметь разрешать конфликты;

6) умение находить причинно-следственные связи, устанавливать закономерности, подтверждать конкретными примерами ;

7) навыки проектной деятельности, умения разрабатывать и реализовывать проекты антикоррупционной направленности на основе знаний, полученных после прочтения художественной литературы;

Предметными результатами освоения обучающимися курса внеурочной деятельности являются:

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать

При освоении курса учащиеся должны:

1) знать термины: коррупция, антикоррупция, бытовая коррупция;

2) определять понятия: взятка, вымогательство, мошенничество, растрата, имущественные и неимущественные блага, государственные функции, муниципальный служащий, должностное лицо;

3) знать способы противодействия коррупции.

Ученик должны уметь:

-распознавать коррупцию как деструктивное явление в российском и международном контексте;

-определять ее проявления в различных сферах жизни общества;

-адекватному анализу и личностной оценки данного социального явления с опорой на художественную литературу и на принцип историзма;

-использовать комплекс знаний о ситуациях в литературе, связанных с коррупцией для формирования стандартов поведения в реальной жизни в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами.

Ученик научится:

-моделям антикоррупционного поведения;

- выражать нетерпимость к проявлениям коррупции;

-анализировать проблемы, связанные с коррупцией ;

-сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;

-использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) ;

-анализировать текст с точки зрения наличия в нем основной и второстепенной информации, определять его тему и основную мысль.

Ученик получит возможность научиться:

-комментировать авторскую задумку в художественном произведении ;

-высказываться на различные темы по прочитанным произведениям;

-дифференцировать главную и второстепенную информацию;

-владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты ;

-соблюдать культуру научного и делового общения ;

-соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

-использовать основные нормативные словари и справочники ;

-оценивать практическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

Виды деятельности: лекция, анализ, сравнительный , анализ, беседа, исследование, проектная деятельность, просмотр видеофильмов, представление презентаций, просмотр презентаций.

Тематическое планирование

Отражение коррупции в литературных произведениях (32 часа ) Зачётные работы по материалам курса (4 часа)

Тема занятия

Формы работы

Содержание изучаемого материала

К/ч

1.

Введение. Понятие о коррупции. Цитаты,афоризмы, высказывания антикорупционной направленности.

Чтение и анализ цитат и афоризмов.

Глоссарий терминов.

Мысль в лаконичной текстовой форме.

Антикорупционный смысл афоризмов и цитат.

1

2.

По следам коррупции в романе А.С.Пушкина «Дубровский». Коррупция как социальное зло

Беседа,анализ романа.

К каким трагическим событиям может привести незаконное судебное решение.

1

3

Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа

Дискуссия

Антикоррупционная направленность произведения: противопоставление образов «владельца роскошных палат» и мужиков, пришедших к вельможе.

1

4.

Малые жанры фольклора.

Пословицы и поговорки антикоррупционной направленности

Чтение и анализ пословиц

Пословицы: «Судья суди, а за судьей гляди, куда дело поведет». «В суд ногой – в карман рукой». «В суд пойдешь – правды не найдешь» и т.д.

1

5.

Образ «властителей и судей» в стихотворении Г.Р.Державина «Властителям и судиям»

Чтение, анализ стихотворения

Державин стремится привлечь внимание читателей к проблемам алчности, жадности, ненасытности бюрократов.

1

6.

Осуждение идеалов помещиков в комедиях Д.И.Фонвизина «Недоросль»

Дискуссия

Автор недоволен системой образования и воспитания «недорослей», существующей в эпоху правления Екатерины. Он пришел к выводу, что само зло заключено в крепостничестве.

1

7.

Недобропорядочные чиновники и служащие в басне И.А.Крылова «Лисица и сурок»

Инсценировка басни. Анализ поступков героев

Взяточничество как показатель коррумпированности общества

1

8.

Михаил Булгаков и борьба с коррупцией в романе «Мастер и Маргарита»

Беседа, исследование

Носителей коррупционного сознания в московских главах романа «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков в сатирической манере высмеивает пороки.

1

9.

Образы коррумпированных чиновников в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Беседа. Просмотр видеофильмов

Требования к человеку, обличенному властью.

1

10.

Коррупционные нравы уездного города N в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Анализ поступков героев

Что такое взятка.

На страже порядка.

Проблема «обходного» пути.

1

11.

Осуждение коррупции в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя

Урок-суд

Тщеславие и жадность – первый шаг к коррупции

1

12.

Купечество в драме А.Н.Островского «Гроза»

Урок-суд

Мир, основанный на власти денег и зависти.

1

13.

Защита «бесславных» и «бессловесных» в стихотворении Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда»

Выступления учащихся-адвокатов с защитной речью

Коррупция и гражданское общество

1

14.

Сатира на бюрократический аппарат в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»

Урок-суд

Бюрократия как бюрократическая система аппаратного властвования и управления

1

15.

Коррупция в сказках М.Е. С-Щедрина «Медведь на воеводстве», «Орёл-меценат»

Беседа, исследование

Социальное зло

1

16.

Коррупция в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Беседа, исследование

Методы борьбы с коррупцией

1

17.

Лесть и лицемерие в рассказах А.П.Чехова «Хамелеон», «Смерть чиновника» и др.

Сравнительная характеристика поступков героев

Вседозволенность должностных лиц

1

18.

Зачётная работа за 1 полугодие (2 часа)

Зачёт

Защита проектов

1

19.

Худ.литература против коррупции

Зачёт

Представление презентаций

1

20.

Пьеса А.Н. Островского «Волки и овцы»…

Инсценировка пьесы. Анализ поступков героев произведения

Главные герои комедии «Волки и овцы» - чиновники и помещики. В их мире царят деньги и обман.

1

21.

Пьеса А.Н. Островского «Доходное место»…

Сравнительная характеристика поступков героев произведений

Методы борьбы с коррупцией Мир чиновничества представлен в пьесе .Главную роль в жизни героев играют деньги. Для достижения своих целей они идут на воровство и подлог.

1

22

Комедия Д.И. Фонвизина «Бригадир».

Анализ поступков героев

Взяточничество как показатель коррумпированности общества.

1

23

Коррупционные формы правления в романе «История одного города»

М.Е. Салтыкова-Щедрина

Беседа. Просмотр видеофильмов

В романе при описании государственных служителей явно проявляется мотив их однообразия, одновременно демонстрирующий безразличие коррупционеров к народу.

1

24

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Обличение пороков в басне «Волк и Ягнёнок»

Беседа, анализ басен

Великий баснописец И.А. Крылов. Обличение пороков

в басне «Волк и Ягнёнок». Антикоррупционная

направленность произведения.

1

25

«Помпадуры и помпадурши». Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина

Анализ поступков героев

В «Сказках» Салтыков-Щедрин высмеивает правительственных чиновников, помещиков, либеральную интеллигенцию.

1

26

А. П. Чехов. Рассказ «Смерть чиновника»

Беседа, исследование

В рассказе «Смерть чиновника» писатель показал, как мелкий чиновник Червяков находится в униженном положении.

1

27

В.В.Маяковский. Стихотворения .

Беседа, анализ стихотворений

Владимир Маяковский отвергает буржуазный мир. «Взяточники».Сатирическими стихами дореволюционного периода стали его знаменитые «Гимны»: «Гимн судье», «Гимн взятке», «Гимн обеду»...

1

28

Лесков Н.С повесть «Смех и горе»

Сравнительная характеристика поступков героев произведения

В повести Лескова «Смех и горе», опубликованной в 1871 году, действие происходит в 1860-е: главный герой живет на выкупные свидетельства — процентные бумаги.

1

29

« Золотой телёнок» Ильф И. А.

Анализ поступков героев

Главный герой сколотивший состояние на теневых незаконных махинациях.

1

30

«Взятка» роман А. Ю. Колышевского

Беседа, исследование

Заказчик думает, что платит только за работу, а на самом деле он платит за все. Стройка – это система. Честные здесь не приживаются. Воруют все: и те, кто на самом верху, и те, кто внизу.

1

31

Зощенко М.М. рассказ «Слабая тара».

Беседа, исследование

Зощенко делает коррумпированность многих слоев населения главной темой своего рассказа «Слабая тара».

1

32

«Инженеры» повесть Н.Г. Гарин-Михайловского

Беседа, исследование

Для главного героя, инженера-путейца Карташева, который работает на строительстве железной дороги в Бендерах, «самым неприятным… были сношения с интендантством».

1

33

«Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищев

Беседа, исследование

«Путешествие из Петербурга в Москву» -приговор режиму, основанному на мздоимстве.

1

34

Рассказы А.П.Чехова «Толстый и тонкий», «Хамелеон»

Инсценировка сцен из рассказов

В рассказах Чехова показаны пороки общества- раболепство , притворство.

1

35

Зачётная работа за второе полугодие (2ч)

Зачёт

Защита проектов

1

36

Художественная литература против коррупции.

Зачёт

Представление презентаций

1

Литература

1. Конституция Российской Федерации.

#1060;едеральный закон от №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

3. Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник. – М., 2008.

#1058;олковый словарь русского языка Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю.

#1058;ексты художественных произведений по темам курса. Тема коррупции в литературе: рекомендательный список /Центральная библиотека им. Н. Крупской, ИКЦ /Сост. Л.И. Калашникова. - Азов, 2021

#1048;нтернет-ресурсы.

7. Замалетдинов Р.Р., Ибрагимова Е.М., Амирова Д.К.. Формирование антикоррупционной культуры у школьников: учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений - Казань: Магариф-Вакыт,2010.

8. Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. – СПб., 1997.

9. Кузьминов Я.И. Тезисы о коррупции. – М., 2000.

10. Сатаров Г.А. Тепло душевных отношений: кое-что о коррупции. Общественные науки и современность. 2002г. № 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса

Рабочая прогамма элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта ос...

Рабочие программы элективного курса "Обществознание: подготовка к ЕГЭ (Основы обществоведческих знаний)" для 10-11 классов

p { margin-bottom: 0.21cm; } Элективный курс «Обществознание: подготовка к ЕГЭ» в 10-11 классах направлен на достижение следующих целей: - актуализировать знания учащихся по проверяемым в рамках ...

Рабочая программа элективного курса по алгебре "Теория и практика решения задач повышенной трудности.11 класс"

Целью данного курса является более глубокое усвоение учебного материала по курсам «Алгебра и начала анализа, 10-11», а также приобретение новых знаний, необходимых для поступления в высшие учебн...

Рабочая программа элективного курса "Как написать сочинение - рассуждение на государственном экзамене(русский язык)" 11 класс

Данная рабочая  программа рассчитана на 34 часа и адресована учащимся 11класса, сдающим ЕГЭ по русскому языку.Реализация данной программы  предусматривает  использование  личностно...

Рабочая программа Элективного курса по географии "Изучение природы родного края" по УМК Бариновой 8 класс ( 17 часов)

Данная программа может быть использована на уроках географии и краеведения в 8 классах...

Рабочая программа элективного курса "Литературная Югра" для 7 класса

Программа элективного курса «Литературная Югра» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с учетом Примерной программ...

Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ОГЭ по русскому языку" (50 часов)

Программа рассчитана на 50 часов подготовки к ОГЭ.Подготовка к написанию изложения,повторение теоретического материала для решения тестовой части экзамена и подготовка к написанию сочинения-рассуждени...