Методическое пособие по литературе для самостоятельной и дистанционной работы "Серебряный век русской поэзии"
методическая разработка по литературе (11 класс)

Цель данного пособия - познакомить обучающихся с феноменом серебряного века русской поэзии, с его яркими представителями, их творчеством; сформировать представление о литературном произведении как явлении словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции, об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в художественной литературе, сформировать ценностное отношение к литературе как неотъемлемой части культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Новосибирской области

Министерство образования Новосибирской области ГБПОУ НСО                            «Новосибирский авиационный технический колледж имени Б.С. Галущака»

«Серебряный век русской поэзии»

Методическое пособие для самостоятельной и дистанционной работы

                           

                                                                                                Разработала: М.М. Жданова,

                                                                                            преподаватель русского языка

                                                                                                и литературы  

 

2024 г.

Пояснительная записка

        Задачами литературного образования является не только приобщение обучающихся к духовному богатству русской литературы, но и повышение их культурного уровня, уровня владения родным языком, увеличение их словарного запаса, а также эмоционально-нравственное, интеллектуальное и творческое развитие обучающихся при восприятии, интерпретации и анализе литературной и общекультурной информации, что соответствует главной цели образования в целом – формированию всесторонне развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию.

         

          Цель данного пособия - познакомить обучающихся с феноменом серебряного века русской поэзии, с его яркими представителями, их творчеством; сформировать представление о литературном произведении как явлении словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции, об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в художественной литературе, сформировать ценностное отношение к литературе как неотъемлемой части культуры.

          Большинство заданий  предполагает высказывание обучающимися собственного мнения, ответа своими словами, например: объяснить использование художественных средств, раскрыть смысл образа с использованием теоретико-литературных терминов и понятий, определить взаимосвязь произведения и судьбы поэта. Также представлены творческие задания – это продуцирование и интерпретация текста: написать эссе, синквейн и работа с клоуз-текстом. Обобщающие задания в виде таблиц помогают систематизировать материал и могут быть использованы в качестве зачетных работ.

           Таким образом, выполняя задания по литературе, в том числе дистанционно, обучающиеся получают возможность познакомиться с лучшими образцами поэзии серебряного века, осознают их идейные и художественные особенности, развивают свои речевые, интеллектуальные и творческие способности, умение работать самостоятельно, используя различные источники информации.

         

Тема 3.4  Серебряный век: общая характеристика                                                       и основные представители

Задание № 1

1. Изучите материал по данной теме, используя рекомендованные учебные пособия и интернет-ресурсы.

 2. Ответьте на вопросы в тетради:

- Обозначьте хронологические рамки серебряного века русской поэзии.

- Почему этот период назван серебряным веком русской поэзии?

 

Задание № 2 (обобщающее)

Изучите материал по данной теме, используя рекомендованные учебные пособия и интернет-ресурсы, и заполните таблицу:

Направление Серебряного века

Самые яркие представители

Цель, задачи творчества

Особенности формы и содержания стихов

Задание № 3 (творческое)

Напишите эссе (10-15 предложений) на одну из предложенных тем:

- "Феномен серебряного века"

- "Значение поэзии серебряного века"

- "Судьбы поэтов серебряного века"

Задание № 4 (творческое)

 

Напишите синквейн на тему «Серебряный век»

ДЛЯ СПРАВКИ: Синквейн (от французского слова «пять», означает «стихотворение, состоящее из пяти строк»)  это нерифмованное стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами:

  • Первая строка - одно слово (или словосочетание) - имя существительное, которое должно обозначать тему произведения.
  • Вторая строка описывает свойства, признаки основной темы - 2 прилагательных или причастия (с союзами или без них).
  • Третья строка повествует о действиях в рамках темы - 3 глагола.
  • Четвертая строка - фраза из 4 слов, где автору нужно высказать личное отношение к теме, также это может быть афоризм,  крылатое выражение, цитата, пословица.
  • Пятая состоит всего лишь из 1 слова, которое раскрывает суть темы (может относиться к любой части речи, чаще существительное). Это авторская ассоциация, некое резюме текста, вывод.
  • Однокоренные слова не должны повторяться, допускается увеличение количества слов в четвёртой и пятой строках, также возможны варианты использования других частей речи.

Примеры синквейнов;

Россия

Великая, мощная

Объединяет, защищает, восхищает

Умом Россию не понять

Отечество

Осень

Разноцветная, дождливая

Плачет, кружит, запасает

Унылая пора, очей очарованье

Увядание

Литература

Классическая и современная

Воспитывает, развивает, обогащает

Книга открывает тебе целый мир

Духовность

Тема 3.5 А.А. Блок. Лирика. Поэма «Двенадцать»

Задание № 5

1. Изучите материал по данной теме, используя рекомендованные учебные пособия и интернет-ресурсы.

2. Прочитайте стихи А. Блока «Мы встречались с тобой на закате», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Сытые», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «На поле Куликовом», «Фабрика», «Россия».

3. Соотнесите (в тетради) темы творчества и перечисленные стихи А. Блока:

- тема любви

- тема России

- тема социальной несправедливости

- тема природы

- тема революции

- тема страшного мира

Задание № 6

1. Прочитайте стихи А. Блока «Мы встречались с тобой на закате», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Сытые», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «На поле Куликовом», «Фабрика», «Россия».

2. Найдите символы (3-4), повторяющиеся в этих стихах, и объясните их смысл своими словами в тетради.

 ДЛЯ СПРАВКИ: Символ (от греческого «знак, примета») - один из видов тропов (тропы - слова и выражения в переносном смысле).

Это особый художественный образ, вид иносказания. раскрывающийся через сопоставление с другими понятиями. Символ говорит о том, что существует некий другой смысл, который не совпадет с самим образом, не тождественен ему. Художественный символ является обобщением, которое не поддается, как правило, однозначному толкованию, так как образ-символ многозначен. Так, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» образ паруса символизирует мятущуюся душу лирического героя, находящего спасение в бегстве из чуждого ему мира. При этом парус можно рассматривать и как символ освобождения из мучительного плена обыденного мира. 

Ещё примеры: «весна» - время года в прямом значении, а в символическом – расцвет, пора цветения, пробуждения, а также юность (молодость) и связанные с этим периодом жизни любовь, надежды, мечты и т.д.; «ветер, вьюга, метель» - природное явление и символ перемен, катастрофы, разрушения; «солнце» - небесное светило и символ света, тепла, жизни, а также основа (центр) мироздания. В поэме «Двенадцать» Блок использует символ ветра (вьюги) - разрушительной стихии, все сметающей на своем пути, подразумевая  революцию: «Чёрный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер - на всем Божьем свете!»

В стихотворении «Ты горишь над высокой горою…» автор подчеркивает недоступность своей возлюбленной – Прекрасной Дамы – символом горы:

«Ты горишь над высокой горою, недоступна в своём терему. Я примчуся вечерней порою, в упоеньи мечту обниму...»; поэт стремится к любви, но она недостижима и далека, ему остается лишь мечтать о ней и страдать.

Задание № 7   

Найдите особенности построения (стилистическую фигуру) в стихотворении А. Блока «Предчувствую Тебя», письменно ответьте на вопросы:

- Как называется такая фигура?

- С какой целью автор использует этот прием?

- Почему местоимение употребляется с заглавной буквы?

Предчувствую Тебя

И тяжкий сон житейского сознанья
       Ты отряхнешь, тоскуя и любя.

В. Соловьев

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду, — тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.

О, как паду — и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.

ДЛЯ СПРАВКИ: Стилистические фигуры (риторические фигуры, фигуры речи) – особые речевые конструкции, приемы построения художественного текста, усиливающие его выразительность, эмоциональное воздействие на читателя. Риторика – ораторское искусство, красноречие и наука, изучающая правила построения художественной речи. Вот некоторые виды фигур:

- Анафора – повторение начальных отрезков речи (А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало… »).

- Эпифора – повторение конечных отрезков речи (Р. Рождественский «Песню свою отправляя в полет, – помните! О тех, кто уже никогда не споёт, – помните!»).

- Синтаксический параллелизм – повтор однотипных синтаксических единиц, одинаковое построение соседних предложений, отрывков текста (М.Ю. Лермонтов «Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?»).

- Рефрен – повторение строки, сочетания строк или целой строфы (К.М. Симонов, стихотворение «Жди меня»).

- Эллипсис – умышленный пропуск ряда слов в предложении (В.В. Маяковский «А в двери – бушлаты, шинели, тулупы…»).

- Инверсия – нарушение привычного порядка слов в конструкции (Н.С.Гумилёв «Послушай: далеко, далеко, на озере Чад изысканный бродит жираф»).

- Градация – постепенное нарастание смысловой значимости слов (С.А. Есенин «Не жалею, не зову, не плачу…»).

- Антитеза – резкое противопоставление (А.С. Пушкин «Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лед и пламень…»).

- Риторические вопрос, восклицание – утверждения даются в форме вопроса, восклицания, которые не требуют прямого ответа, реакции читателя (У. Шекспир «Быть или не быть?»)

Задание № 8 (творческое)

Вставьте на место пропусков подходящие по смыслу и рифме прилагательные и наречия в стихотворении А. Блока  «На железной дороге»:

Под насыпью, во рву некошеном,

Лежит и смотрит, как живая,

В ______ платке, на косы брошенном,

Красивая и ___________.

Бывало, шла походкой чинною

На шум и свист за ближним лесом.

Всю обойдя платформу __________,

Ждала, волнуясь, под навесом.

Три ярких глаза набегающих -

Нежней румянец, круче локон:

Быть может, кто из проезжающих

Посмотрит _________ из окон...

Вагоны шли __________ линией,

Подрагивали и скрипели;

Молчали желтые и синие;

В зеленых плакали и пели.

Вставали сонные за стеклами

И обводили  ____________ взглядом

Платформу, сад с кустами _________,

Ее, жандарма с нею рядом...

Лишь раз гусар, рукой небрежною

Облокотясь на бархат _________,

Скользнул по ней улыбкой _______,

Скользнул — и поезд в даль умчало.

Так мчалась юность __________,

В _________ мечтах изнемогая...

Тоска дорожная, железная

Свистела, сердце разрывая...

Да что — давно уж сердце вынуто!

Так много отдано поклонов,

Так много _________ взоров кинуто

В __________ глаза вагонов...

Не подходите к ней с вопросами,

Вам все равно, а ей — довольно:

Любовью, грязью иль колесами

Она раздавлена — все _________.

Тема 3.6 Поэтическое новаторство В.В. Маяковского

Задание № 9:

1. Изучите материал по данной теме, используя рекомендованные учебные пособия и интернет-ресурсы.

2. Прочитайте стихи В. Маяковского «Левый марш», «Нате!», «А вы могли бы?», «Прозаседавшиеся», «Небоскреб в разрезе», «Стихи о советском паспорте», «О дряни».

3. Соотнесите (в тетради) темы творчества и перечисленные стихи В. Маяковского:

- тема патриотизма

- тема заграницы

- тема творчества

- тема природы

- тема революции

- тема войны

- тема бюрократизма

Задание № 10:

1. Прочитайте стихи В. Маяковского «Левый марш», «Нате!», «А вы могли бы?», «Прозаседавшиеся», «Небоскреб в разрезе», «Стихи о советском паспорте», «О дряни».

2. Найдите в перечисленных стихах яркие неожиданные (гротескные) образы (3-4) и объясните их смысл своими словами.

ДЛЯ СПРАВКИ: В своих стихах В. Маяковский стремится разрушать стереотипы, отвергает классические приёмы, удивляет и даже шокирует читателя. Он создает экспрессивные, неожиданные, порой гротескные образы (от французского «причудливый, смешной») – этo пpичyдливoe cмeшeниe в oбpaзe peaльнoгo и фaнтacтичecкoгo, пpeкpacнoгo и бeзoбpaзнoгo, тpaгичecкoгo и кoмичecкoгo – для бoлee впeчaтляющeгo выpaжeния твopчecкoгo зaмыcлa. Таким способом он заявляет о себе, о новом направлении в искусстве (футуризм), заставляя читателя по-новому взглянуть на уже привычные поэтические образы. Например, в стихотворении «Из улицы в улицу» есть строчки: «…фокусник рельсы тянет из пасти трамвая…» - трамвай у Маяковского похож на разинувшего пасть зверя; «…ветер колючий трубе вырывает дымчатой шерсти клок…» - ветер словно вытаскивает из трубы дым, напоминающий растрепавшийся клочок шерсти; неожиданный образ солнца возникает в стихотворении «Тучкины штучки», где оно уподобляется жирафу, погнавшемуся за тучками: «…солнце погналось - желтый жираф…». Еще более странный гротескный образ придуман автором в поэме «Облако в штанах»: «Хотите - буду от мяса бешеный - и, как небо, меняя тона – хотите - буду безукоризненно нежный, не мужчина, а - облако в штанах!» - здесь мы видим явный контраст, столкновение «мужских» и «не мужских» качеств, то есть мужчина, по мнению Маяковского, может быть нежным и мягким, как облако, и очень яростным, даже свирепым, как зверь, и вообще - каким угодно!

Задание № 11:

Найдите авторские неологизмы в отрывках стихотворений, выпишите их в тетрадь; объясните их образование, значение и цель использования.

ДЛЯ СПРАВКИ: Неологизм  (от греческого «новое слово») – слово или словосочетание, недавно появившееся в языке в связи с появлением новых предметов, явлений жизни. Источником неологизмов часто служат заимствования из других языков (клининг, блогер, телемедицина, гуглить и др.); а́вторский неологи́зм (индивидуально-авторский, окказионализм) — слово, которое создал автор (писатель, поэт) для обозначения каких-либо явлений на основе уже существующих слов с помощью суффиксов, приставок или способом сложения. Эти явления могут быть реальными или придуманными автором текста. Авторские неологизмы обычно не включаются в словари, так как они используются только в конкретном произведении. 

                 ***

Я крикнул солнцу:

 «Дармоед!
занежен в облака ты,
а тут — не знай ни зим, ни лет,
сиди, рисуй плакаты!»
Я крикнул солнцу:
«Погоди!
послушай, златолобо,
чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!»
Что я наделал!
Я погиб!
Ко мне,
по доброй воле,

само,
раскинув луч-шаги,
шагает солнце в поле.
 

                 ***

Плыли по небу тучки.
Тучек — четыре штучки:

от первой до третьей — люди;
четвертая была верблюдик.

К ним, любопытством объятая,
по дороге пристала пятая,

от нее в небосинем лоне
разбежались за слоником слоник.

                     ***

Ну, это совершенно невыносимо!

Весь как есть искусан злобой.

Злюсь не так, как могли бы вы:

как собака лицо луны гололобой –

взял бы

и все обвыл.

                    ***

По морям, играя, носится

с миноносцем миноносица.

Льнет, как будто к меду осочка,

к миноносцу миноносочка.

Вдруг прожектор, вздев на нос очки,

впился в спину миноносочки.

Как взревет медноголосина:

«Р-р-р-астакая миноносина!»

Задание № 12:

Прочитайте стихотворение В. Маяковского «Послушайте!», обратите внимание на построение стихотворения и знаки препинания.

Письменно ответьте на вопросы:

- С какой целью автор разрывает строчки в этом стихотворении?

- С какой целью использует повторы? Как называется такая фигура речи?

- Раскройте смысл выражения «Ведь, если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно?».

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают –

значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – кто-то хочет, чтобы они были?

Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,

врывается к Богу,

боится, что опоздал,

плачет,

целует ему жилистую руку,

просит –

чтоб обязательно была звезда! –

клянется –

не перенесет эту беззвездную муку!

А после

ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!»

Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают –

значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

Тема 3.7 Драматизм судьбы поэта С.А. Есенина

Задание № 13:

1. Изучите материал по данной теме, используя ресурсы ИНТЕРНЕТ.

2. Прочитайте стихи С. Есенина «Разбуди меня завтра рано…», «Гой ты, Русь моя родная…», «О красном вечере задумалась дорога…», «Мне осталась одна забава…», «Вот оно, глупое счастье…», «Спит ковыль, равнина дорогая…», «Заметался пожар голубой…».

3. Напишите в тетради своими словами, какие общие чувства, настроения, переживания есть в этих стихах, с какими событиями жизни поэта они связаны?

Задание № 14:

1. Прочитайте стихи С. Есенина «Разбуди меня завтра рано…», «Гой ты, Русь моя родная…», «О красном вечере задумалась дорога…», «Мне осталась одна забава…», «Вот оно, глупое счастье…», «Спит ковыль, равнина дорогая…», «Заметался пожар голубой…».

2. Найдите в этих стихах развернутые метафоры (3-4) и объясните их смысл своими словами.

ДЛЯ СПРАВКИ: Метафора - это слово или выражение, употребляемое в переносном значении. Термин происходит от греческого слова «перенос»

и был придуман еще Аристотелем. В основе метафоры лежит сравнение предмета или явления с другим предметом и явлением на основании их общего признака. Часто метафору называют скрытым сравнением.

 Примеры: «дорога как лента» – это сравнение, а «лента дороги» – это метафора; «глаза словно звезды» – сравнение, а «звёзды глаз» – метафора.

Метафора - один из самых распространенных тропов, художественных средств речи. Метафоры широко используются в литературе, особенно в поэзии. Употребление одной метафоры очень часто влечет за собой нанизывание новых метафор, связанных по смыслу с первой; в результате этого возникает развернутая метафора, то есть несколько выражений подряд в переносном значении. Творчеству С. Есенина характерен стиль именно развернутой метафоры. Например, стихотворение «С добрым утром!» начинается так: «Задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона…» - в этой развёрнутой метафоре мы видим картину утренней природы, когда сверкающие звезды цвета золота меркнут на небе, их почти не видно – они «задремали», а вода на поверхности пруда (затона) настолько гладкая и блестящая, что кажется зеркалом. Ещё там есть строчки: «Улыбнулись сонные березки, растрепали шёлковые косы…» - здесь Есенин очеловечивает природу, создавая образ берез-девушек, и образ именно утренний – навстречу солнцу березы тянутся, шелестят листочками и словно улыбаются. С нежностью автор показывает нам улыбнувшиеся сонные березки, у которых есть ветви-косы, мягкие, струящиеся, как шелк; косы «растрепались» на ветру, то есть переплелись между собой.

Задание № 15:

Найдите тропы в стихотворении С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...» и запишите их в тетради, определите их вид и объясните переносный смысл (раскройте образ).

ДЛЯ СПРАВКИ: Тропы  (от греческого «оборот») - слова и выражения в переносном смысле, средства художественной выразительности речи, важнейший элемент образного мышления. Вот некоторые виды тропов:

- Эпитет — художественное, образное определение. Эпитет часто выражается прилагательным в переносном значении (В. Брюсов «Я дремал в музыкальной тиши…»).

- Сравнение — сопоставление двух предметов, явлений с целью пояснить, описать один с помощью другого. (Д. Самойлов  «Звездопадом летела листва»).

- Метафора — это употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений. По-другому метафору можно назвать скрытым сравнением (А.А. Фет «И я слышу, как сердце цветет...»).

- Олицетворение — присваивание одушевленных качеств неодушевленному предмету или явлению (М.Ю. Лермонтов «Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана…»).

- Гипербола —  художественное преувеличение (А. Ахматова «Перед этим горем гнутся горы, Не течет великая река»).

- Литота —  художественное преуменьшение (Н.А. Некрасов «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…»).

- Перифраз —  замена прямого названия описательным выражением (А.С. Пушкин – «солнце русской поэзии»).

- Оксюморон — сочетание несочетающихся, противоположных друг другу вещей или явлений (И.А. Бунин «счастливая грусть»).

- Ирония — выражение насмешки или лукавства посредством иносказания (И.А. Крылов «Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши!»).

Не жалею, не зову, не плачу…

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Задание № 16 (творческое)

Вставьте на место пропусков подходящие по смыслу и рифме прилагательные и наречия в стихотворении С. Есенина " Отговорила роща золотая…":

            

Отговорила роща золотая
Березовым, __________ языком,
И журавли, _________  пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над ________ прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром вдаль,
Я полон дум о юности __________,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных ________,
Не жаль души ___________ цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят ____________ кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю _________ слова.

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила __________ языком.

Задание № 17 (обобщающее)

Заполните таблицу:

Автор

А.А. Блок

С.А. Есенин

В.В. Маяковский

Направление (течение)

Главные темы творчества

Самые известные произведения (стихи, поэмы, циклы, сборники)

Особенности формы и содержания стихов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие Памятки для организации самостоятельной работы учащихся по английскому языку

Настоящий сборник содержит памятки разных видов, цель которых – вооружить учащихся рациональными приемами самостоятельной работы над языком. Предлагаемые вербальные модели приемов учебной деятел...

Методическое пособие Технологические карты для самостоятельных работ по штукатурно – малярному делу 5 класс

Методическое пособиеТехнологические карты для самостоятельных работ по штукатурно – малярному делу5 класс...

Методическое пособие. Технологические карты для самостоятельных работ по штукатурно – малярному делу. 9 класс

9 классI четверть РАЗДЕЛ.Оштукатуривание колонн, углов, ниш. Оштукатуривание цоколя, оконных и дверных проёмов.Объекты работы. Отделка простейших прямоугольных, квадратных, круглых колонн, столбо...

Учебно - методическое пособие по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по ПМ.03 Технологическая обработка изделий и выполнение их в материале

ПМ.03 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ИЗДЕЛИЙ И ВЫПОЛНЕНИЕ ИХ В МАТЕРИАЛЕдля подготовки квалифицированных рабочих попрофессии начального профессионального образования262019.01  ХУДОЖНИК ПО КОСТЮМУна ба...

Урок литературы в 6 классе "Времена года в русской поэзии, живописи, музыке".

Цели урока:    -воспитание  любви к родной природе...

Урок литературы в 6 классе «РОДНАЯ ПРИРОДА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ХХ ВЕКА. С.А.Есенин «Пороша», А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…».

Урок  литературы в 6 классе по теме  «РОДНАЯ ПРИРОДА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ХХ ВЕКА. С.А.Есенин «Пороша», А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» ,  по УМК В.Я. Коровиной...