Конспект урока по литературе «Свершилось ли чудо в рассказе Л. Андреева «Ангелочек»»
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Новикова Ирина Федоровна

Урок литературы для учащихся 7-х классов по рассказу  Л. Андреева «Ангелочек». К уроку подготовлена презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx502.69 КБ
PDF icon prezentatsiya_uroka.pdf1.15 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная  школа  №25»

город Абакан, Республика Хакасия

Номинация «Тематическое мероприятие/занятие»

Название конкурсной работы

Конспект урока по литературе

 «Свершилось ли чудо в рассказе Л. Андреева «Ангелочек»»

ФИО автора: Новикова Ирина Федоровна,

учитель русского языка и литературы

Адрес и телефон: 655001, г. Абакан Республика Хакасия,

ул. Крылова 75-56, телефон 89039179950,

электронная почта irinka_fedorovna123@mail.ru 

Тема:  Свершилось ли чудо в рассказе Л. Андреева «Ангелочек» (Слайд 1)

Цели урока:

Обучающие:

* обучить работе с текстом произведения и анализу литературного текста,

* познакомить с особенностью рождественского рассказа,

* прикоснуться к вечным темам добра и зла, любви, красоты, милосердия и сострадания.

Развивающие:

* развивать воображение, монологическую речь и способность анализировать, , умение характеризовать героя произведения, а также эмоциональную отзывчивость учащихся.

Воспитательные: 

*воспитание нравственности, чувства сострадания к герою рассказа,

*привитие интереса к процессу осмысленного чтения,

*приобщение к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности.

 
Эпиграфы к уроку
 (Слайд 2)

Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами.                                                                                                           

                                                                                                                               Чарльз Диккенс

И в созерцании впервые

Дитя признало красоту,

Лелея грёзы золотые

И чистой радости мечту.

                                И. Бунин

1. Организационный этап. 

- Начнем урок с приветствия. Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке.

2. Актуализация знаний и целеполагание.

 Слово о писателе, обращение к портрету. (Слайд 3)

- Ребята, всмотритесь в  лицо на портрете: оно  притягивает  не только красотой, классическими правильными чертами, но и умным,  чуть печальным взглядом  человека, которому подвластно увидеть так много в  жизни.  Это Леонид Николаевич Андреев - русский писатель. Жил в России на рубеже XIX и XX веков (1871 —1919), писал об одиночестве, о разобщении душ,  размышлял о смысле жизни, о смерти.  Леонид Андреев - автор нелёгких рассказов для чтения. Он с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой - голод, страдания, грубость, унижение и оскорбления. Сюжеты Андреев почти не выдумывал – он просто умел их выделить из происходящего вокруг.  Вам уже знаком этот писатель по рассказу «Кусака».  К уроку вы прочитали еще один рассказ Л. Андреева «Ангелочек». 

- Подумайте над лексическим значением слова «ангелочек», сформулируйте его. Какими вы представляете ангелов?

Прочитаем  определение слова. (Слайд 4)

 АНГЕЛЫ – (вестники) – “неземные существа, вершина творения, бестелесные небесные духи, хранители души человека”.

- Когда происходят события, описанные в рассказе? (в канун Рождества).

- С каким событием связан праздник Рождества?

- Что вы ощущаете в преддверии Рождества и Нового года? Каково ваше настроение перед праздниками?  Почему это самые любимые праздники не только для детей, но и для взрослых? (Это праздники ожидания чуда).

- Как некогда свершилось чудо в Вифлееме, и родился Спаситель человечества, так оно должно вершиться ежегодно в этот день). (Слайд  5)  Самая тихая, самая светлая ночь в году - Рождественская. По старинному поверью, в эту ночь раскрываются небеса и сбываются желания чистых сердец.

В рождественские праздники люди стремятся быть лучше, совершать добрые дела, помогать  нуждающимся, делать подарки. (Обращение к первому эпиграфу).

В XIX  веке в литературе сложился особый жанр рассказа – рождественский рассказ. На страницах такого рассказа мы встречаемся с чудом. Чем же рождественский рассказ отличается от обычного рассказа? (Слайд 6)

3. Применение знаний и умений. Анализ рассказа.

Рассказ "Ангелочек" Андреева, на первый взгляд, с очень простым сюжетом, но проблемы, которые писатель поднимает в этом произведении, очень серьезны.

- Испытали ли вы эти чувства: взволнованность, испуг, настороженность – при чтении «Ангелочка»? Если да, какие эпизоды были особенно остро пережиты вами? 

- Обратимся к началу рассказа. Почему то, что делал Сашка «называлось»,  а не было жизнью? (Наш герой жил в непростых условиях. Вся его жизнь - сплошные страдания. Он не жил, а существовал. В школе его постоянно наказывали, дома — тоже. «Вечно печальный и жалкий отец», «грубая, невыносимая мать, и черный мрак обид, жестокостей и злобствующей тоски». Он не видел в семье любви, заботы и ласки. Ему  казалось, что жизнь никогда не кончится.)

- Как он мстит жизни? (Сашка начинает делать все назло. Сам он осознает, что ведет себя плохо, так как рисует карикатуры на себя и окружающих людей).

- С кем сравнивает автор Сашку? Почему? (Сашка сравнивается с волчонком. Он озлоблен. Когда Сашка злится, у него появляется оскал, похожий на волчий. Он кусается, огрызается. Сашка одинок).

- Как вы думаете, чего же не хватает Сашке для того, чтобы жизнь его стала настоящей, человеческой? (Сашке не хватает чего-то светлого, теплого, не похожего на окружающий его мир).

-Мальчик попадает на рождественский праздник в дом к богачам Свечниковым. Меняется ли Сашка в этом светлом, чистом доме, не похожем на его дом? Почему нет? (Сашка не меняется, а становится еще злее. Он чувствует себя чужим среди этих маленьких миленьких деток. Они его боятся. Софья Дмитриевна покровительствует ему, т.е. заботится свысока, не пуская в свою жизнь).

- Люди не принимают Сашку. Но в доме есть нечто прекрасное и светлое. Это — елка.  Давайте прочитаем описание ёлки. ("... она бросала сильный свет без теней... Елка ослепляла его своей красотой и крикливым наглым блеском бесчисленных свечей, но она была чуждой ему, враждебной, как и столпившиеся вокруг неё чистенькие, красивые дети, и ему хотелось толкнуть ее так, чтобы она повалилась на эти светлые головки. Казалось, что чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови").

- Ребята, как вы думаете, стала ли елка тем светлым и теплым, чего не хватает Сашке?

 (Нет. Елка так же чужда Сашке, как и дом, и люди в этом доме).

 - Какие приёмы использует Леонид Андреев для того, чтобы показать эту отчужденность? (Писатель  использует художественные средства, которые усиливают отчуждение: "крикливый наглый блеск свечей", "чуждая", "враждебная" (эпитет), "ослеплять красотой" (метафора), "бросала свет" (олицетворение), "чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови" (метафора ).

- Ребята, давайте  выберем те краски, которые характеризуют состояние  Сашки в этот момент. (Слайд 7)

ЦВЕТ

ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ

Белый

Чистота, искренность

Синий

Тревожность

Жёлтый

Радость

Оранжевый

Праздничность, фейерверк

Зелёный

Покой, умиротворение

Коричневый

Потеря веры, неверие

Фиолетовый

Обман, ложь

Чёрный

Мрак

Серый

Опустошение, депрессия, отсутствие веры

Красный

Агрессия, злость, стыд

Ребята создают цветограмму Сашкиного сердца. (Слайд 8)

- Какие цвета преобладают в сердце мальчика? (Фиолетовый, черный, красный, коричневый, синий).

- А можно ли  добавить  немного белого? (Да. Искренность существует в отношениях с отцом).

- Итак, мы видим, что и елка не дает Сашке ощущения счастья. Однако вечер все-таки принес мальчику радость. Какое чудо произошло с Сашкой? Что он увидел? ( Ангелочка – восковую игрушку).

 - Давайте найдём в тексте фрагмент, когда Сашка увидел ангелочка.

Чтение описания ангелочка. (От слов  «... Но вдруг узенькие глаза Сашки блеснули  изумлением,  и  лицо  мгновенно приняло обычное выражение дерзости и самоуверенности. До слов «И чем внимательнее он смотрел,  тем  значительнее,  важнее  становилось выражение ангелочка. Он был бесконечно далек и не похож на все, что его здесь окружало»).

- Почему мальчик обращает внимание на эту ёлочную игрушку? ( Нарядная, «наглая» ёлка, блестящие игрушки, а он - незаметный - с теневой стороны ёлки, так же, как Сашка, среди нарядных, избалованных, богатых детей. В эту минуту мальчик чувствует, что он уже здесь не одинок).

- Какие слова шепчет «грубый» мальчик? («Милый, милый ангелочек»).

- Даёт  ли нам автор точное описание ангелочка? (Нет. Важно не то, как выглядит ангелочек, а то, какие чувства он вызывает в душе).

- Чувствуют ли остальные необычность ангелочка? (Для взрослых — добрая, красивая игрушка. Дети — вообще не замечают).

- Как повлияла встреча с восковым ангелочком на Сашку? Меняется ли он? ( Сашка  преображается на глазах у всех. Он становится НЕЖНЫМ, говорит о “милом ангелочке”.  Ангелочек – это красота, любовь, которой так не хватало в жизни мальчика. Свершается маленькое чудо.)

- Какие чувства переполняют Сашку? Найдите слова в тексте (“Сначала лицо приняло обычное выражение дерзости и самоуверенности”,  но потом он увидел то, чего не хватало в его картине жизни – АНГЕЛОЧКА. Сашка не осознавал, какая сила влекла его к ангелочку, но чувствовал, что всегда его любил”. Чувства: недоумение, тревога, непонятный восторг).

- Почему мы сердце Сашки разделили на 2 половинки?  (Потому что Сашка “до встречи с ангелочком” один, а “после встречи с ангелочком” становится совсем другим).

- Какие новые краски появятся во второй половинке сердца Сашки? (Оранжевый – праздничность, фейерверк; желтый – радость).

- Кем стал ангелочек для Сашки? (Он пробуждает радость в сердце злого волчонка, невоспитанного мальчика).

 - Как вы думаете, почему мы взяли к нашему уроку этот эпиграф?  (Обращение к словам

И. Бунина. Этот эпиграф  точно описывает внутреннее состояние героя).

- Завершите цветограмму Сашкиного сердца, добавив в нее новые цвета.

-  Как мальчик добивается того, чтобы ему сняли с ёлки и подарили ангелочка?

- Что делает гордый Сашка? (Встаёт на колени, ему это противно).

-  Найдите в тексте эпизод, когда Сашка, наконец, получает желаемое.

     (От слов «Обе  руки  Сашки,  которыми  он  взял  ангелочка,  казались  цепкими  и напряженными, как две стальные пружины, но такими мягкими и осторожными, что ангелочек мог вообразить себя летящим по воздуху. До слов «И в этот короткий момент все заметили загадочное сходство между  неуклюжим,  выросшим  из  своего  платья гимназистом и одухотворенным рукой неведомого художника личиком ангелочка»).

- Каковы чувства мальчика, когда он коснулся ангелочка?

- Что заметили окружающие? Какое чудо случилось? ( «И в этот короткий момент все заметили загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и одухотворенным рукой неведомого художника личиком ангелочка»).

- Это очень важный момент в рассказе! В одной фразе писатель говорит нам о том, что образ и подобие Божие есть в каждом человеке, каким бы грубым и непривлекательным он ни казался нам вначале. Более того, именно в ребёнке из бедной, несчастной семьи этот образ запечатлён глубже и прочнее, чем в сытых и самодовольных богачах.

 - Что общего между Сашкой и ангелочком? (Оба они чужды этому миру. Ангелочек отличается от остальных игрушек скромностью, незаметностью. Сашка забивается в темный угол, подальше от ослепляющих огней. Ангелочек "прячется" на темной стороне елки среди гущи ветвей).

 -  Что делает Сашка, получив игрушку? («Я домой пойду, - глухо сказал Сашка, намечая путь в толпе. - К отцу»).

- Что происходит дома? (Разговор  отца и сына).

Выпросив ангелочка, мальчик поделился своей радостью с больным отцом. Как и Сашке, отцу кажется, что ангелочек спустился с неба… и внёс луч света в его душу, - «чёрную душу человека, у которого было отнято всё: и любовь, и счастье, и жизнь». Отец и сын испытывали странное чувство, оно «сливало воедино сердца и уничтожало бездонную пропасть, которая отделяла человека от человека».

- Что значит ангелочек для Сашки? (Это чудо, мечта, красота, которых так не хватало в жизни мальчика. Сашка обретает мечту, цель в жизни, следовательно, он начинает жить по-настоящему. Ангелочек поднимает его над этим миром. Он пробуждает в мальчике душу).

- Чем окончился рассказ? (Сашка и отец засыпают. Ангелочка, чтобы любоваться им, повесили возле горячей печки, и он растаял – оказался таким же хрупким, как и мимолетное счастье).

- Какими ложатся спать эти люди?  (Умиротворенными, счастливыми, успокоенными.) 

4. Подведение итога.

- Что с ними будет утром, когда они проснутся?

Окончилась рождественская ночь, окончилось чудо, как будто и не было ничего, началась обычная суровая жизнь. Счастье хрупко, кратковременно. Иначе его перестаёшь замечать и ценить. Быть может, если бы эта игрушка была с ними всегда, то она со временем утратила бы свою ценность. А теперь они всегда будут вспоминать об ангелочке, а значит, их сердца будут добрее. Короткий миг счастья, рождественское чудо! Счастье, мечты хрупки, но они оставляют глубокий след в душе, а может,  изменяют душу полностью. 

- Мне кажется, Сашка проснётся другим человеком. А вы как думаете? (Ответы учащихся). Значит, что-то изменилось в лучшую строну, значит,  чудо свершилось!

- О чем заставил вас сегодня задуматься рассказ “Ангелочек”? (О доброте, о милосердии, о вере).

- Как вы думаете, с какой целью русские писатели обращались к жанру рождественского  рассказа? (Писатели хотели без  назидательности напомнить людям о самом важном в жизни: о добре и зле, о милосердии, о вере в лучшее, в чудо).

5. Рефлексия.

Прием «Одноминутное эссе». Письменно ответить на  вопросы: «Какой момент, по-вашему, был наиболее важным в нашем разговоре?» и «Какой момент остался не до конца понятным?» (Ответы помогут при оценивании учащихся)

6. Домашнее задание: написать сочинение – миниатюру на тему  “Что произойдет, когда Сашка проснется?” Учитывайте, что мы пишем продолжение рождественского  рассказа. Сделать иллюстрации к рассказу.

C:\Users\kev\Downloads\IMG-20231214-WA0007.jpgC:\Users\kev\Downloads\IMG-20231214-WA0005.jpg


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу Л.Андреева"Ангелочек"

В материале представлен анализ рассказа Л.Андреева "Ангелочек",рассматривается тема детства в литературе начала века,герой рассказа- ровесник учеников, и им интересен разговор о его проблемах....

Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)

Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...

Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)

Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...

Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)

Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...

Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)

Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...