СОЧИНЕНИЕ «ЯШКА – ВЕРНЫЙ ТОВАРИЩ»
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Константин Владимирович Ярушин

Конспект урока в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_yashka_vernyy_tovarishch.docx16.12 КБ

Предварительный просмотр:


СОЧИНЕНИЕ «ЯШКА – ВЕРНЫЙ ТОВАРИЩ»

Цели: учить отбирать и анализировать текст, использовать его для подтверждения своих суждений, логически последовательно и правильно излагать свои мысли; учить составлению плана.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся отбирать языковой материал к сочинению, точно и выразительно излагать свои мысли.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: владеть умениями участвовать в диалоге, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение, уважительное отношение к мнению другого человека.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Методические приемы: работа с текстом, аналитическая беседа.

Сценарий урока

I. Сообщение темы и целей урока.

II. Изучение нового материала.

Аналитическая беседа по вопросам.

– Каким мы представляем мальчика, вышедшего рано утром на крыльцо деревенского дома? (Автор не описывает внешность мальчика, которого (мы это позже узнаем) зовут Яшка. Но почему-то он представляется похожим на Павлушу из рассказа Тургенева «Бежин луг». Он видится невысоким, приземистым. Лицо у него широкое, загорелое от постоянного пребывания на солнце. Носик вздернут вверх и облуплен. Волосы, выгоревшие от воды и солнца, после сна всклочены. На нем старая рубаха без манжет и с расстегнутым воротом и заплатанные штаны. Мальчик бос, и это, судя по его поведению, не создает ему неудобств. Рыбацкие навыки его чувствуются во всем: в умении проснуться рано, когда все еще спят, встать, накопать червей, подсыпать им свежей земли.

И вот вместе с ним мы оказываемся у сарая, где на сеновале спит его новый приятель. Его медлительность рассердила и оскорбила Яшку: он на целый час встал раньше «из-за этого... заморыша», червей накопал, удочки принес. Он хотел Володе показать рыбные места, а вместо благодарности и восхищения – «рано»! Поэтому он с пренебрежением осмотрел его с головы до ног. Увидев ботинки на ногах, посоветовал галоши надеть, пальто взять и галстук. Но он был добрым человеком. Узнав, что новый друг ни разу не ловил рыбу, смягчился, «сменив гнев на милость». Удивляет нас умение Яшки разбираться в людях и давать им характеристику одной фразой. «Это Федя Костылев. Всю ночь пахал с фарами, чуток поспал и опять пошел...», – с уважением говорит он о пахаре. И совсем другое отношение к Мишке (заметьте не Миша, а Мишка) Каюненку, который, увидев над омутом щуп осьминога, «аж до самой деревни бег!» И тут же уничтожающая фраза: «Хотя, наверное, врет, я его знаю!».

И вот друзья у омута. Яшка объяснил Володе, что и как надо делать. Но предусмотреть всего не мог. Он не знал, что друг не умеет плавать.

Яшка долго ждал, когда Володя выплывет, а когда понял, что тот тонет, испугался, выбежал на луг, но убежать нельзя, позвать на помощь некого. Вернувшись, он прыгнул в воду, поплыл к тонущему. И когда Яшка понял, что вцепившийся за него друг утопит его, ударил его в живот и скинул с себя. Он в ужас пришел, когда подумал, что он, Яшка, ударил, утопил его... Он вытащил Володю, спас его, подарил ему жизнь. Яшка был гордым, плакать не хотел, но плакал от радости, от пережитого страха, от того, что все хорошо кончилось.)

Составление плана сочинения.

1) Каким мы представляем Яшку?

2) Обида, пренебрежение к другу.

3) Дал слово – сдержи его.

4) Яшка – добрый человек и верный товарищ.

III. Работа в черновиках, редактирование.

IV. Написание сочинения в чистовике.

Домашнее задание: прочитать статью «О мужестве писателя», с. 201; подготовить ответ на вопрос: «Как вы вели себя в трудных ситуациях?», используя пословицы (творческое задание, с. 201).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наш друг и товарищ - предлог"

Урок обобщения по теме "Предлог" 7 класс по учебнику С. И. Львовой...

Модель урока Интегрированный урок литературы и биологии в 8 классе «Душа обязана трудиться» по рассказу В.П. Астафьева «Яшка – лось»

Тема данного урока выбрана не случайно. Она является продолжением целого ряда уроков, посвященных духовно-нравственному воспитанию в рамках авторской программы «Человек и природа». На этом уроке продо...

Сочинение по изученным произведениям XX века. «Яшка - верный друг» (По рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»)

Сочинение по изученным  произведениям XX века. «Яшка - верный друг» (По рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»)...

Сценарий линейки «России верные сыны, кадетской службе мы верны »

Торжественная линейка, посвященная Дню знаний, прошла в кадетском корпусе...

Быть подлинным значит быть верным самому себе. Сочинение-рассуждение по творчеству И.С.Тургенева. Направление "Верность и измена"

Данная презентация поможет в подготовке к написанию сочинения-рассуждения по творчеству И.С.Тургенева ("Отцы и дети") и в подготовке к итоговому сочинению (или к РПР в 10 кл.)...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литература» в 10 классе на тему « Когда душу пронзает боль…» ( Анализ рассказа В.П. Астафьева «Яшка – лось»).

Тема данного урока выбрана неслучайно.  Она является продолжением целого ряда занятий, посвященных духовно-нравственному воспитанию  школьников в рамках  работы по теме «Человек и...

Работа с текстом Геннадия Волкова "Анне яшки"

Формировани читательской грамотности. Работа с текстом Геннадия Волкова с самопроверкой....