ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. летопись «Повесть временных лет» как литературный памятник. «ПОДВИГ ОТРОКА-КИЕВЛЯНИНА И ХИТРОСТЬ ВОЕВОДЫ ПРЕТИЧА». черты русских летописей
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Константин Владимирович Ярушин

"Повесть временных лет"как литературный памятник

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drevnerusskaya_literatura_letopis_povest.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
ЛЕТОПИСЬ «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПАМЯТНИК.
«ПОДВИГ ОТРОКА-КИЕВЛЯНИНА И ХИТРОСТЬ
ВОЕВОДЫ ПРЕТИЧА». ЧЕРТЫ РУССКИХ ЛЕТОПИСЕЙ

Цели деятельности учителя: дать представление о древнерусской литературе, жанре и идейно-художественных особенностях летописи; ознакомить с созданием и основной мыслью повести «Подвиг отрока…»; развивать умение формулировать тему произведения, делать выводы по прочитанному; обучать составлению цитатного плана.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать особенности повествования; уметь воспринимать и анализировать текст.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков; положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений, совершенствует имеющиеся.

Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения и обосновывает ее.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

В Х веке на Русь пришла новая вера – христианство. (Из предыдущих уроков учащиеся помнят, что до этого времени (988 г. н. э.) существовало язычество.) В связи с этим возникла необходимость в широком распространении веры, и помочь в этом могли книги.

Прежде всего князь Владимир пригласил в Россию ученых-филологов из Болгарии – братьев Кирилла и Мефодия. Они создали новую азбуку, которая и теперь используется нами и называется «кириллицей». С ее помощью письмо стало проще, доступнее. Старославянская письменность постепенно угасала.

С появлением новой, более простой письменности росло количество образованных людей.

Книга сыграла громадную роль в распространении, а затем укреплении христианства на Руси. Сначала все книги были переводными, привозили их из Византии, Болгарии. Но уже в XI в. появляются сочинения древнерусских авторов, например, «Слово о Законе и Благодати» Илариона, летописи (жанр, свойственный только литературе Древней Руси), «Повесть временных лет» – XII в., различные жития.

Заканчивается период древнерусской литературы в XVII в.

«Повесть временных лет» – первый памятник литературы, дошедший до наших дней. Что значит «временных»? Минувших, давно прошедших. В это произведение включены легенды, предания. В них нашли отражение такие темы, как национально-патриотическая, тема борьбы княжеств за объединение и другие.

Повесть «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича», вошедшая в «Повесть временных лет», повествует о событиях, произошедших «в лето 6476 г.» (968 г.) – о захвате русских земель печенегами.

II. Знакомство со статьей «Из древнерусской литературы» по Л. Дмитриеву (учебник, с. 47).

III. Работа над вопросами и заданиями учебника «Проверьте себя» (с. 47).

IV. Чтение повести учащимися, умеющими хорошо и выразительно читать.

Параллельно с освоением текста ведется словарная работа с выписыванием на доску трудных слов.

V. Беседа.

Вопросы:

1. Какой подвиг совершил отрок-киевлянин?

2. В чем заключалась хитрость воеводы Претича?

3. Что помогло отроку справиться с заданием воеводы?

4. Какие черты характера вы увидели в отроке? (Смелость, бесстрашие, ум, желание защитить свой город.)

5. Какая тема пронизывает это произведение?

Любовь к Родине – вот основная тема повести. Все герои сплотились, все преследуют одну цель – прогнать врага с родной земли. Не имея возможности победить врага силой, жители применили такое оружие, как хитрость. Их действия увенчались успехом.

VI. Составление цитатного плана.

План (примерный):

1. «Пришли… печенеги на Русскую землю, а Святослав был… в Переяславце…»

2. «…затворилась Ольга в Киеве со внуками…»

3. «Осадили печенеги город…»

4. «Стали тужить люди… искать, кто бы мог перейти на ту сторону…»

5. «Вышел отрок с уздечкой».

6. «Сообщил о беде дружине».

7. «Дружина приблизилась к городу. Печенеги подумали, что пришел сам князь, и побежали от города».

8. Хитрость Претича.

9. «И подали они друг другу руки…» (Претич и печенежский князь.)

10. «…послали киевляне к Святославу…»

11. «Святослав… сел на коня и пришел в Киев с дружиною …прогнал печенегов… и был мир…»

VII. Пересказ повести по плану.

VIII. Наблюдение над языком повествования.

Разбор вопроса 2 (учебник, с. 51).

Учащиеся, работая в группах, формулируют свою версию ответа на поставленную проблему о роли повторяющихся союзов в тексте.

IX. Работа над репродукцией картины художника А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина».

Учащиеся отмечают, что изобразил художник на ближнем и дальнем планах картины; какие чувства отразились на лице юноши; почему он так стремителен; высказывают мнение о картине (нравится или не нравится, совпадает ли их представление героя с видением художника).

X. Обобщение.

Чтение отрывка из книги «Земля родная» Д. С. Лихачева: «Прошлое должно служить современности!» (с. 51, учебник).

Домашнее задание: на усмотрение учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Древнерусская литература. Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича"

презентация к уроку 5 класс "Древнерусская литература. Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича"...

Особенности древнерусской литературы. Летопись.

Презентация раскрывает особенности древнерусской литературы. Представлена характеристика жанра Летописи....

Методическая разработка: конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Древнерусская литература. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания».

знакомство обучающихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере летописного сказания «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»...

Древнерусская литература. Герои летописного сказания. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».

laquo;Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания....

Дистанционный урок литературы. 5 класс. Древнерусская литература. "Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича".

Предлагается последовательность изучения учениками нового материала в условиях дистанционного обучения. Предусмотрены разные виды работ и дидактический материал....

Использование интерактивных обучающих платформ на уроке литературы в 5 классе по теме: "Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича" (отрывок из "Повести временных лет")

Применение интерактивных обучающих платформ на уроке литературы в 5 классе по теме: "Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича" (отрывок из "Повести временных лет")...