Районные педагогические чтения "Воспитание духовно-нравственных качеств учащихся посредством литературных произведений " 2024год
статья (9 класс)

Районные педагогические чтения "Воспитание духовно-нравственных качеств  учащихся посредством литературных произведений"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кумарейская средняя общеобразовательная школа

Районные педагогические чтения

«Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание, как основа организации образовательного и воспитательного процесса в образовательной организации»

Воспитание духовно-нравственных качеств  

учащихся посредством литературных произведений

Семенова М.М.,

учитель русского языка,

литературы и английского языка

МБОУ Кумарейская СОШ

        Балаганский район, 2024 г.        

 Воспитание духовно-нравственных качеств  

учащихся посредством литературных произведений

М.М. Семенова, учитель русского языка, литературы и английского языка

МБОУ Кумарейская СОШ

Свой доклад хочу начать с цитаты из «Закона об образовании»: «Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку обучающегося к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов».

В последнее время в обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. Поэтому на современном этапе развития образования нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.

Читательская культура обучающихся является показателем духовного потенциала общества. Уровень начитанности современного ученика, обзор его чтения зависит от духовной культуры.

У современных детей искажены представления о милосердии, доброте, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Поэтому в современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается одна из главных задач - воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России. И именно поэтому данная тема актуальна как никогда.

Литература – это огромный источник, приводящий множество примеров, когда человек стоит перед нравственным выбором. Как сказал Д.С. Лихачёв: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни, она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание, – понимание жизни, всех её сложностей, служит нам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей, – одним словом, делает нас мудрыми».

Проблема духовно-нравственного воспитания является одной из главных в современной школе. Отсюда вытекает задача литературного образования: найти пути духовно-нравственного воспитания обучающихся. Русская литература всегда была гордостью и совестью народа. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики, а иногда даже стратегии и тактики боевых сражений. Но самое главное – проблема души и духа отдельного человека и целого народа. А.Т. Твардовский очень точно назвал уроки литературы «уроками нравственного прозрения».

Моя цель в данном направлении - воспитание и формирование творческой, созидающей, волевой, несущей ответственность за свои дела и поступки личности, которая будет стремиться к духовному освоению мира и самореализации.

Мои задачи состоят в том, чтобы уроки литературы помогали:

  • формировать представление обучающихся о духовном мире человека;
  • осознавать необходимость этих знаний для становления личности;
  • формировать умения оценивать и анализировать художественные произведения;
  • развивать потребность в чтении, в книге.

Для решения этих задач нужны условия, при которых необходимо:

■ создать комфортную обстановку для обеспечения высокой активности ученика на уроке;

  • создать на уроках эмоциональную атмосферу увлеченности.

Чтобы обеспечить познавательную активность и познавательный интерес учащихся на различных этапах урока, я использую активные формы и методы работы.

Наиболее продуктивными считаю:

•        Игровые формы;

•        Организация групповой, парной и индивидуальной работы;

•        Организация самостоятельной деятельности учащихся;

•        Создание конкретных ситуаций, их анализ;

•        Постановка вопросов, активизирующих диалог.

Реализуя цели и задачи духовно-нравственного воспитания обучающихся, опираюсь на современные образовательные технологии, одна из которых технология эвристического обучения.

Технология эвристического обучения – это один из методов рождения знаний учащихся на уроках литературы. Данная технология предусматривает различные методы. Ознакомлю вас с некоторыми из них.

Например, метод образного видения, который широко можно использовать при изучении лирических произведений на уроках литературы, при рассмотрении художественных деталей во время анализа художественного произведения, при описании внешности героя и создании его портретного образа. Учащимся предлагается образно представить то, что они читают, видят, сопоставить внешность с характером и др.

Метод придумывания - это способ создания своего продукта, ранее неизвестного, с целью определения значимости того или иного результата. Например, в конце изучения программного материала по литературе можно использовать такое задание: «Кого из литературных героев, о которых вы узнали в этом году, по вашему мнению, можно назвать настоящим героем? Докажите свое мнение с помощью весомых аргументов».

Метод «Если бы…». Например, «Если бы Дина не помогла Жилину бежать из плена» (Л.Н. Толстой «Кавказский пленник, 5 класс) и др. Выполнение учениками подобных заданий не только развивает их способность воображения, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь всего со всем в нём, фундаментальные основы различных наук.

 «Создадим наследие вместе» - это название еще одного метода. Суть его заключается в том, что ученики красиво, красочно оформляют свои самостоятельно сочиненные произведения по постепенно изученным темам (сказки о животных, волшебные сказки, бытовые, загадки, кроссворды, задания к викторинам) на соединенных листах формата А3.

Написанные учениками сказки и другие работы свидетельствуют о том, что основные духовно-нравственные и гражданско-патриотические ценности, по крайней мере, им известны и они восприняты ими настолько, что они могут сочинить свое небольшое произведение на их основе.

Дидактические игры вызывают всегда огромный интерес у детей, а значит – очень высокую активность в учебной деятельности с глубоким включением всех явлений психики: воображения, эмоций, памяти и др. Кроме того, игровая ситуация организует глубокое заинтересованное общение всех участников игры, способствует организации совместно-разделенной деятельности, где каждый участник знает свою «роль» и полностью отвечает за нее. В процессе игры, особенно ролевой, идет примеривание на себя иной социальной роли, что помогает детям пережить ситуацию, которой не было в их жизни, а значит, воспитывает, учит «жизни». Громадные возможности в этом смысле предоставляют уроки литературы, особенно если игра ролевая, и ученики «исполняют» предлагаемые им роли.

Но, конечно, самой грандиозной игрой является игра в «настоящий спектакль», где происходит ролевое перевоплощение, формируется ответственность за общее дело, возникает возможность дать каждому ученику работу по душе и по силам, причем работу творческую. Те, кто играют роли, входят в образы героев, и этот уровень вхождения – самый глубокий, самый действенный в воспитательном смысле. А самое главное заключено в том, что творчество – это «выражение себя» и даже «усиление себя». Нельзя забывать, что именно в процессе творчества проявляется и формируется личность. (приложение 1).

Cценическая игровая деятельность создает творческую атмосферу на уроке, возбуждает интерес к предмету. Инсценирование и драматизация углубляют восприятие произведения, развивают умение вдумчивого чтения, активизируют творческие способности школьников, приучают их к самостоятельности суждений, поиску собственного видения произведения искусства; расширяют знания о смежном с литературой виде искусства - театре (приложение 2).

Есть очень много литературных произведений, которые воспитывают духовно-нравственные качества у учеников. Например:

В 5 классе это не только произведения русских классиков (М.Ю. Лермонтов «Бородино», Н.А. Некрасов «На Волге», «Есть женщины в русских селеньях…», И.С. Тургенев «Муму», Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», В.Г. Короленко «В дурном обществе»), но и зарубежных писателей (Р.Л. Стивенсон «Вересковый мед», Д. Лондон «Сказание о Кише»).

Программа 6 класса (А.С. Пушкин «Дубровский», Н.С. Лесков. «Левша», А.П. Платонов «Неизвестный цветок», В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой», В.Г. Распутин «Уроки французского», Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц») – это огромный материал для патриотического и гражданского воспитания учащихся.

Центральное место программы 7 класса в плане реализации задач нравственного и патриотического воспитания занимает повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», когда мы говорим о патриотическом пафосе произведения, героизме и самоотверженности Тараса и его старшего сына Остапа, их огромной преданности  Родине, храбрости и мужестве в отстаивании ее независимости, противопоставляя их предателю Андрию.

Изучение литературы в 8 классе – материал, отражающий неразрывную связь русской литературы с историей. «Житие Александра Невского» - это бранные подвиги великого полководца и его духовный подвиг самопожертвования, произведение о защите русских земель от нашествий и набегов врагов. Особое место занимает работа над романом А.С. Пушкина «Капитанская дочка», историческим документом «История Пугачева», поэмой С.А. Есенина «Пугачев». Данная работа через оценку событий позволяет формировать у учащихся определенные убеждения, систему ценностей, что приводит к возникновению позитивных нравственных и гражданских свойств личности.

Программный материал 9 класса начинается с изучения памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», где звучит горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского народа.  Повесть А.И. Солженицына «Матренин двор» - уникальное произведение, где главная героиня является уникальным примером высоких нравственных качеств.

Огромное значение в формировании нравственных качеств школьников играют произведения, позволяющие нам увидеть красоту родной природы, родного края. Это лирические произведения поэтов XIX и XX веков.

Через литературу ученик познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают нам разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь. В процессе чтения литературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.

С помощью художественной литературы у учащихся формируются нравственные качества:

- умение оценивать свой поступок и поступок товарищей;

- применять полученные знания в общении с детьми, в общении со старшими;

- умение сопереживать и сочувствовать героям художественных произведений.

Оценивая поступки литературных героев, ученик-читатель соотносит свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», с нравственными ценностями своего народа и человечества и в конечном итоге воспринимает «чужое» как «свое», получает представления о нормах поведения и взаимоотношения людей, которые ложатся в основу его нравственных представлений и личностных качеств.

Приложение 1.

Инсценировка повести Н.В. Гоголя «Шинель»

На слайде декорация Невского проспекта 19 века. На фоне декорации стоит манекен с нарядной шинелью. Звучит музыка. Выходят три девочки во фраках (изображают чиновников) и танцуют вокруг манекена (словно вальсируют с шинелью).

Появляется Башмачкин А.А.

Акакий Акакиевич: Доброго дня-с, судари мои! Акакий Акакиевич Башмачкин - вечный титулярный советник, господа. Я, судари мои, обыкновеннейший человечек, и жизнь моя совершенно естественна. Служу я с любовью и вполне счастлив. Переписываю бумаги. И это очень интересное занятие. Мне однажды даже предложили повышение, но я оробел и отказался, мне и так хорошо. Никогда я не обращал внимания что делается и происходит на улице, даже когда все стремились развлечься, я же занимался дома переписыванием бумаг. Страсть как люблю переписывать бумагу (пауза).

Танцующие девочки во фраках, изображают чиновников, кружат и затрагивают Башмачкина.

Акакий Акакиевич: в моем любимом департаменте не оказалось ко мне никакого уважения. Молодые чиновники посмеивались и острили на меня. Сыпали мне на голову мелкие клочки разорванных бумаг. А однажды (пауза) уж слишком была невыносимая шутка. Я даже закричал: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете? Я брат твой!»

Появляется литератор, смотрит внимательно на происходящее и записывает в тетрадь.

Акакий Акакиевич: так протекала мирная жизнь моя, который я умел быть довольным своим жребием, и дотекла бы, может быть, до глубокой старости, если бы не случилось разных бедствий, рассыпанных на жизненной дороге не только титулярным, но даже тайным, действительным, надворным и всяким советникам.

Литератор: Мороз петербургский вынес приговор старой шинели, и Акакию Акакиевичу суждено было заказать себе новую шинель.

Девочки-чиновники кружатся вокруг Башмачкина, и водружают ему новую шинель на плечи.

Акакий Акакиевич (гладит шинель): Ах, судари, новая шинель. Каких-нибудь, несколько месяцев я совершенно приучился голодать по вечерам; но зато питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели..."

Литератор: Сукна, шинель была, очень хорошего. На подкладку выбрали коленкору, но такого добротного и плотного, который, был еще лучше шелку и даже на вид казистей и глянцевитей. Куницы не купили, потому что была, точно, дорога; а вместо нее выбрали кошку, лучшую, какая только нашлась в лавке, кошку, которую издали можно было всегда принять за куницу. Наконец, Акакий Акакиевич обрел новую шинель. Это было... трудно сказать, в который именно день, но, вероятно, в день самый торжественнейший в жизни Акакия Акакиевича.

Акакий Акакиевич: Шинель моя, моя (выпрямляется, проходит гордо вдоль авансцены, но девочки срывают с него шинель и уносят за кулисы). 

Башмачкин гонится за шинелью с криком: «Шинелька моя. Моя!!», но хватается за сердце и падает.

Чиновники-девочки выносят саван и укрывают его и выходят на авансцену.

1 чиновник: вообразите, господа, что за оказия. Один чиновник, как его имя и не помню, сшил себе новую шинель. Да и дня не проносил, украли ночью.

2 чиновник: вот как исправляют свои обязанности наши городовые и околоточные, а еще в просвещённой столице обитаем!!!!

3 чиновник: я слыхал эту историю. Этот чиновник даже однозначительное лицо побеспокоил, но был с позором отчитан и выгнан и с огорчения помер, господа!!!

1 чиновник: презабавно, но поговаривают, что дух чиновника стал беспокоить горожан, срывая с них шинели, и не успокоился пока не лишил генеральской шинели то самое значительное лицо!!!

2 чиновник: вздор, господа, и охота Вам городские бредни пересказывать. Идите, право, расскажите это какому-нибудь литератору. Он уж точно понапишет Вам всякого.

Литератор: Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда и не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимания. Существо, переносившее покорно канцелярские насмешки и без всякого дела сошедшее в могилу. И перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, оживший на миг его бедную жизнь. И вдруг обрушилось несчастие на него, так же как обрушивается неожиданно на царей и повелителей мира. Все в этом мире тленно и смертно…

Выходит, Акакий Акакиевич в новой шинели и говорит, строго обращаясь в зал: 

Акакий Акакиевич: что-то очень дурно устроено в мире, где люди - просто тихо помешанные - стремятся к высшей цели, и эта цель - новая шинель.

Завернувшись в шинель, уходит под звуки метели.

В повести поднята проблема маленького человека, ничтожные проблемы и переживания которого совершенно неинтересны сильным мира сего. Повесть как-бы рассказывает о судьбе "маленького человека", который тоже хочет своего счастья, о его маленькой жизни, о маленьких радостях, о жестоком отношении общества. Повесть учит милосердию и пониманию. Ведь, в конце концов, каждый человек имеет право на счастье. А этот жестокий мир часто отбирает это счастье, часто несправедлив к обычным "маленьким" людям. Повесть учит ценить людей не по занимаемым должностям или социальному статусу, а исключительно за личные качества.

Даже маленький человек стремится к тому, чтобы его уважали и ценили в обществе, относились к нему без презрения.

Приложение 2.

Инсценировка фрагмента из рассказа В.Г. Распутина

«Уроки французского»

Часть первая. Картина первая.

В классе ребята за партами. Володя прикрывает глаз.

Лидия Михайловна: ну вот! Сегодня среди нас есть раненые. (все смеются) И что случилось?

Володя: Упал. 

Лидия Михайловна: ой, как неудачно. Вчера упал или сегодня?

Володя: Сегодня. Нет, вчера вечером, когда темно было.

Тишкин: Хи, упал! Это ему Вадик из седьмого класса поднёс. Они на деньги играли, а он стал спорить и заработал. Я же видел. А говорит, упал.

 Лидия Михайловна: Тебя, Тишкин, я хотела спросить совсем другое.  Иди к доске, раз уж ты разговорился, и приготовься отвечать.  (Тишкин выходит к доске, трёт доску тряпкой, опустив голову. Звенит звонок, все разбегаются. Володя тоже пытается уйти, но учитель его останавливает)

Лидия Михайловна: Володя, задержись, пожалуйста.

(Володя пытается сесть подальше, но Л. М. жестом приглашает его на первую парту, и он садится напротив учителя)

Лидия Михайловна: Это правда, что ты играешь на деньги?  

Володя: Правда.

Лидия Михайловна: Ну и как - выигрываешь или проигрываешь?  

Володя: Вы… выигрываю.

Лидия Михайловна: Хорошо, хоть так. Выигрываешь, значит. И что ты делаешь с деньгами? Покупаешь конфеты? Или книги? Или копишь на что-нибудь? Ведь у тебя их, наверное, теперь много?

Володя: Нет, не много. Я только рубль выигрываю.

Лидия Михайловна: А, рубль? Почему рубль? Что ты с ним делаешь?

Володя: Покупаю молоко.

Лидия Михайловна:  Молоко?! (в голосе Л. М. исчезают весёлые нотки. Она становится задумчивой) И все-таки на деньги играть не надо. Обошелся бы ты как-нибудь без этого. Можно обойтись?

Володя: Можно.

Лидия Михайловна: Ты успеваешь по всем предметам, кроме французского. И я предлагаю заниматься дополнительно. Будешь приходить ко мне домой. Жду тебя уже сегодня. Знаешь, где я живу?

Володя: Да, вы живёте в одном доме с директором школы. Я знаю.

Часть первая. Картина вторая.

На стуле сидит Володя.

Монолог Володи: Я быстро понял, что учительница не столько занималась со мной, сколько пыталась меня накормить. Представляете, Лидия Михайловна даже мне посылку прислала с макаронами и гематогеном. Хотя не было обратного адреса, я сразу понял, что это от неё и вернул учительнице. Она ещё так притворно удивлялась… Сама и не знала, что в деревне у нас таких продуктов сроду не бывало.    

 Теперь мы действительно занимаемся; похоже Лидия Михайловна поняла, что я не могу брать у неё продукты, я сам справлюсь! Ну, мне пора на занятие.

Часть вторая. Картина первая.

Комната Лидии Михайловны. За столом сидят Володя и учительница. Володя что-то переписывает из книги. Л. М. смотрит его тетрадь.

Лидия Михайловна: Хорошо. В этой четверти пятёрка ещё не получится, а в следующей — обязательно. Ну, а на деньги ты больше не играешь? Или где-нибудь собираетесь в сторонке да поигрываете?

Володя: Нет.

Лидия Михайловна: А мы в детстве играли в «пристенок». Знаешь, что это такое?

Володя: Нет.

Лидия Михайловна: Вот смотри. (Л. М. достаёт из сумочки монетки) Я бью монетой о стену. Теперь бьёшь ты. Но имей в виду: бить надо так, чтобы твоя монета оказалась как можно ближе к моей. Чтобы их можно было замерить, достать пальцами одной руки. По-другому игра называется: замеряшки. Достанешь, — значит, выиграл. Бей.

Володя бьёт. 

Лидия Михайловна: О-о, далеко. Сейчас ты начинаешь. Учти: если моя монета заденет твою, хоть чуточку, краешком, — я выигрываю вдвойне. Понимаешь?

Володя: Чего тут непонятного?

Лидия Михайловна: Сыграем?

Я не поверил своим ушам:

Володя (возмущённо): Как же я с вами буду играть? Вы же учительница!

Лидия Михайловна: Ну и что? Учительница — так другой человек, что ли?   Для учителя, может быть, самое важное — не принимать себя всерьёз, понимать, что он может научить совсем немногому.  Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестаёт быть ребёнком. Я бы с удовольствием каждый день прыгала, да за стенкой живёт Василий Андреевич. Он очень серьёзный человек. Ни в коем случае нельзя, чтобы он узнал, что мы играем в «замеряшки».

Володя: Но мы не играем ни в какие «замеряшки». Вы только мне показали.

Лидия Михайловна: Мы можем сыграть так просто, как говорят, понарошку. Но ты все равно не выдавай меня Василию Андреевичу. Ну что — попробуем? Не понравится — бросим. Начинай.

Начинают играть.

Лидия Михайловна: Нет, так неинтересно! Играть — так по-настоящему, а то что мы с тобой как трёхлетние малыши. Неужели боишься?

Володя: Вот ещё! Ничего я не боюсь. Но тогда это будет игра на деньги.

Лидия Михайловна: Конечно. Мы можем договориться о совсем маленькой ставке, а все равно появится интерес.

 Володя достаёт из кармана мелочь. Начинают играть. Володя замечает, что учительница ему подыгрывает.  

Володя: Нет, так я не играю. Зачем вы мне подыгрываете? Это нечестно.

Лидия Михайловна: Но я действительно не могу их достать. У меня пальцы какие-то деревянные.

Володя: Можете!

Продолжают играть.

Володя:  Что вы делаете?  

Лидия Михайловна: Я? А что я делаю?

Володя: Зачем вы ее подвинули?

Лидия Михайловна: Да нет же, она тут и лежала.

Володя: Вот это да! Учительница, называется! Французский язык преподаёт, называется.  Ну и ну! Лидия Михайловна, называется.

Лидия Михайловна: Пойми ты, голова садовая, зачем мне тебя обманывать? Я веду счёт, а не ты, я лучше знаю. Я трижды подряд проиграла, а перед тем была «чика».

Володя: «Чика» не считово.

Лидия Михайловна: Почему это не считово?

Пока герои спорят, входит директор. Наблюдает.  

Директор: Лидия Михайловна, что с вами? Что здесь происходит?

Лидия Михайловна: Я, Василий Андреевич, надеялась, что вы постучите.

Директор: Я стучал. Мне никто не ответил. Что здесь происходит? объясните, пожалуйста. Я имею право знать как директор.

Лидия Михайловна: Играем в «пристенок».

Директор: Вы играете на деньги с этим?..  Играете с учеником?! Я правильно вас понял?

Лидия Михайловна: Правильно.

Директор: Ну, знаете… Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление.  И еще, еще… Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое…

Л. М. опускает голову, Володя хватает пальто и убегает.

Часть вторая. Картина вторая.

Лидия Михайловна с чемоданом.

Монолог учителя: Ну не могла я сказать директору, что я перепробовала все способы, чтобы как-то помочь этому ребёнку. Ничего не получилось: мальчик такой упрямый – ни посылку не взял, ни угощения. У нас в школе столько лоботрясов, сытых и довольных, у которых нет интереса к учёбе, а Володя способный, а от голода уже болен малокровием.  Я боялась, что он не выдержит и уедет в деревню, не получит образование. Вот и придумала игру, чтобы он имел возможность покупать молоко и реже бывать в дурной компании.  А директор разве поймёт? Поставит ученика перед школой и будет твердить: «Что тебя побудило заниматься этим грязным делом?» Ладно, поеду к себе на Кубань. Главное, чтобы Володя доучился. (улыбается). Вышлю ему яблоки. Теперь он от меня посылку примет…

Уходит.

Данное литературное произведение учит нас доброте, состраданию, человечности и милосердию. Мальчик через много лет не смог забыть доброту своего учителя. Ведь во многом рассказ «Уроки французского» имеет под собой автобиографическую основу. Автор описывает в нем свою учительницу, которая помогла ему и сделала много хорошего.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет: «Духовно-нравственное воспитание учащихся во внеурочной деятельности»

духовно-нравственное воспитание - организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей и священнослужителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у студентов,...

Исследовательская деятельность как один из видов педагогической технологии в духовно-нравственном развитии личности учащихся

Исследовательская деятельность как один из видов  педагогической технологии  в духовно-нравственном развитии личности учащихся...

Психолого-педагогическое изучение духовно-нравственной сферы личности учащихся 9-11 классов

Мне всегда было интересно, чем отличаются современные старшеклассники от поколения моих собственных детей (30-ние), от нас, когда мы тоже были школьниками. Какие ориентиры нравственных представлений и...

Педагогический совет «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности учащегося в рамках ФГОС»

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными черта...

Педагогический совет «Духовно-нравственное воспитание гражданина России как основа гармоничного развития личности учащегося на уроках и во внеурочное время»

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с основными  положениями:·        Общество нуждается в подготовке  нравственных людей.·...

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ «Педагогические приёмы духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы и в рамках внеурочной деятельности»

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ«Педагогические приёмы духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы и в рамках внеурочной деятельности» Стрелковой Марии Федоровныучителя русского...

Доклад «Формирование духовно-нравственных качеств учащихся посредством иностранного языка»

Доклад представлен на IV Муниципальных Рождественских образовательных педагогических чтениях в 2019году....