КОМПОЗИЦИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭМЫ «МЦЫРИ»
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Константин Владимирович Ярушин

Конспект урока литературы в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompozitsiya_i_hudozhestvennye_osobennosti_p.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПОЗИЦИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ПОЭМЫ «МЦЫРИ»

Цели урока: дать возможность учащимся ощутить поэму не как нечто чуждое, но как близкое и понятное явление, ощутить целительную силу звучащего слова; в ходе аналитической беседы выявить основные художественные особенности поэмы; работать над выразительным чтением.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Слово учителя.

На предыдущем уроке я познакомила вас с воспоминаниями А. Н. Муравьева о поэме Лермонтова, о том впечатлении, которое произвела поэма на писателя.

Известны случаи, когда люди прибегали к поэме «Мцыри» как к лекарству от жизненных невзгод, черпали в ней силы для борьбы со злом, с равнодушием и безволием. Надеюсь, вы тоже имели возможность ощутить целительную силу звучащего поэтического слова.

А каково ваше первое впечатление от поэмы? Как, за счет чего создается впечатление прерывистого дыхания страдающего человека?

2. Обсуждение первого впечатления от поэмы.

II. Работа по новой теме.

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Аналитическая работа по выявлению основных художественных особенностей поэмы.

– Каким размером написана поэма? (Четырехстопным ямбом, рифмы в ней парные, мужские – и это на протяжении всего (!) произведения.)

– Сколько глав в поэме? Равной ли они длины? Как вы думаете, почему они разные? Что изменилось бы, если бы автор сделал главы одинаковыми?

– Какие цитаты, по-вашему, могут служить заголовками для I и II глав? (Проверка домашнего задания – цитатного плана.)

                1. Немного лет тому назад,

                    Там, где, сливаяся, шумят,

                    Обнявшись, будто две сестры,

                    Струи Арагвы и Куры,

                    Был монастырь.

                2. Однажды русский генерал

                    Из гор к Тифлису проезжал;

                    Ребенка пленного он вез.

Обратите внимание на размеренность и спокойную повествовательную интонацию первых глав.

– Кто является рассказчиком в этих двух первых главах?

– В них рассказана практически вся история жизни послушника. К какому роду литературы мы отнесем это произведение: к драме или лирике? (Здесь четко слышатся эпические интонации.)

– Но можем ли мы без колебаний назвать это произведение эпическим? (Нет.)

– Почему?

– Кто является рассказчиком в следующих 24 главах? Событиям скольких дней посвящены эти главы? Что является главным для рассказчика: события или чувства, которые вызвало у него ощущение свободы? (Внимание рассказчика сосредоточено на переживаниях, мыслях, ощущениях, рожденных чувством свободы, стремлением к достижению цели.)

– Особенностью какого рода литературы является внимание к эмоциональному состоянию героя? (24 главы поэмы по сути лирические.)

– Можем ли мы назвать речь Мцыри монологом? (Третья глава начинается с обращения к исповеднику. Следующие главы – с IV по VIII – реплики диалога. Мцыри словно бы отвечает на немые вопросы, которые, как он чувствует, хочет ему задать старец.)

– Как меняются интонации поэмы? (Мы видим, что в речи Мцыри много вопросов, в том числе и риторических («... А душу можно ль рассказать?»), что ритм становится постепенно все более неровным (предложения начинаются с середины строки: «Я молод, молод ... Знал ли ты / Разгульной юности мечты?»), появляется большое количество восклицательных предложений и предложений, оканчивающихся многоточием. Все это передает взволнованность, мечты и страдания героя.)

– Особенность композиции поэмы: эпический краткий рассказ повествователя сменяется взволнованным лирическим монологом героя, часть которого является «скрытым» диалогом (элементом драмы).

Сочетание твердой поступи четырехстопного ямба с парными мужскими рифмами и взволнованных интонаций поэмы, выраженных с помощью синтаксиса, риторических вопросов и восклицаний, создает ощущение несгибаемой воли, силы духа – и хрупкости, трепетности человеческой жизни.

– Продолжаем проверку цитатных планов.

                3. Ты слушать исповедь мою

                    Сюда пришел, благодарю.

                    Я мало жил, и жил в плену.

                4. Я никому не мог сказать

                    Священных слов «отец» и «мать»!

                5. Что за нужда? Ты жил, старик!

                    Тебе есть в мире что забыть,

                    Ты жил, – я также мог бы жить!

                6. Ты хочешь знать, что видел я

                    На воле?

Анализ поэтических особенностей IV главы: отметить эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, инверсии, примеры аллитерации.

Примеры эпитетов: «пышные поля», «свежею толпой», «груды темных скал», «объятья каменные их» (инверсия), «тайный свой ночлег», «седой, незыблемый Кавказ», «тайный голос».

Примеры сравнений:

                ... Холмы, покрытые венцом

                Дерев, разросшихся кругом,

                Шумящих свежею толпой,

                Как братья в пляске круговой.

***

                Я видел горные хребты,

                Причудливые, как мечты,

                Когда в час утренней зари

                Курилися, как алтари,

                Их выси в небе голубом...

***

                ... В снегах, горящих, как алмаз...

Пример метафоры, сочетающейся с олицетворением:

                Простерты в воздухе давно

                Объятья каменные их,

                И жаждут встречи каждый миг...

Аллитерация:

                Вдали я видел сквозь туман,

                В снегах, горящих, как алмаз,

                Седой, незыблемый Кавказ...

                Мне тайный голос говорил,

                Что некогда и я там жил,

                И стало в памяти моей

                Прошедшее ясней, ясней...

– Сравним картину природы, нарисованную Мцыри, с картиной монастыря, нарисованной в I главе эпическим рассказчиком.

Выделим противопоставление: «могильные плиты», «старик седой, / Развалин страж полуживой» – и живая, одушевленная природа, думы которой угадывает Мцыри.

Выразительное чтение VI главы учащимися.

Работа над цитатным планом.

                 7. И вспомнил я отцовский дом...

                8. Ты хочешь знать, что делал я

                     На воле? Жил...

Работа по VIII главе.

Обратите внимание на то, что Мцыри, увезенный с родины ребенком, вспомнил отцовский дом, родные лица, детские игры, мирный очаг.

В VIII главе автор особенно четко противопоставляет позицию монахов и мироощущения Мцыри:

                И в час ночной, ужасный час,

                Когда гроза пугала вас,

                Когда, столпясь при алтаре,

                Вы ниц лежали на земле,

                Я убежал. О, я как брат

                Обняться с бурей был бы рад!

Выразительное чтение VIII главы.

III. Подведение итогов урока.

– Чье чтение показалось вам наиболее ярким, выразительным, эмоциональным?

Домашнее задание: закончить цитатный план поэмы; подготовить выразительное чтение наизусть одной из понравившихся глав поэмы; индивидуальное задание: выписать из толкового словаря значение слова «исповедь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри». История создания, тема и идея произведения. Композиция». .

Методическая разработка урока литературы в 8 классе по теме "М. Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри". История создания, тема и идея произведения. Композиция" и презентация к нему....

«Мцыри». История создания поэмы, тема и идея произведения, значение эпиграфа. Композиция.

ТЕМА: «Мцыри». История создания поэмы, тема и идея произведения, значение эпиграфа. Композиция.Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с историей создания поэмы, содействовать развит...

Урок литературы в 8 классе "Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри"

Урок по теме "Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри" с иллюстрациями и тестовым заданием....

План-конспект урока литературы в 8 классе Тема: «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова»Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри».

План-конспект урока литературы в 8 классеТема: «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова»Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри». Кавказ для М.Ю. Лермонтова – символ вольной, неукротимой...

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Композиция и художественное содержание поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри""

На изучение поэмы "Мцыри" М.Ю.Лермонтова в 8 классе я отвожу 4 часа. Урок "Композиция и художественное содержание поэмы" является вторым. В ходе урока предполагается выразительное чтение поэмы, выявле...

История создания поэмы «Мцыри». Сюжет и композиция.

Урок знакомит учащихся с историей создания поэмы”Мцыри”,  помогает научить выявлению структурных особенностей произведения; обеспечить знание учащихся понятия композиции...