СТИХИ И ПЕСНИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941–1945 гг.
план-конспект урока по литературе (6, 7, 8, 9 класс)

Константин Владимирович Ярушин

Конспект урока литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stihi_i_pesnio_velikoy_otechestvennoy.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

СТИХИ И ПЕСНИ
О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941–1945
гг.

Цели урока: проверить знания учащимися текста рассказа Платонова «Возвращение», гуманистического смысла рассказа; учить выразительно читать стихотворения, высказывая свое мнение, определяя тему произведения; воспитывать глубокое уважение к ветеранам войны.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Сообщение темы и целей урока.

1. Слово учителя, беседа по теме.

(Звучит запись песни «Священная война».)

                     Вставай, страна огромная,

                     Вставай на смертный бой...

– Что происходит с вами, когда вы слышите эти страстные, на «смертный бой» зовущие строки?

Несомненно, не только слухом и рассудком, но и сердцем мы переносимся в страшные годы Великой Отечественной войны, вспоминая «Сороковые» Давида Самойлова.

(Чтение стихотворения.)

Действительно, у Самойлова – страница фронтовой лирики, воспоминание о лично пережитом, и кажется, поэт и сегодня слышит, как «гремят накатанные рельсы», и видит, как «погорельцы, погорельцы кочуют с запада к востоку» на фоне открывшейся ему картины: «... просторно. Холодно. Высоко...» – бесконечно холодные дали странствований военных лет.

(Звучит  песня «Дороги» на ст. Л. Ошанина.)

– Какие образы, присущие народной поэзии, вы встретили в произведении Л. Ошанина «Дороги»?

А вот еще одна страница «сороковых, роковых»: «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»

(Чтение стихотворения К. Симонова подготовленным учеником; демонстрация документальных кадров «дорог войны».)

Заметьте: если соотнести стихотворение Симонова с песней «Священная война», мы вновь увидим, что и у фронтового поэта не только его «я», не только судьба его, так жестоко опаленная войной, его фронтовые дороги, но и судьбы России: измученные невзгодами войны «усталые женщины» с их «вдовьими слезами и с песнею женской...»

– Какие строки стихотворения показались вам самыми выразительными, поэтически особенно сильными?

На мой взгляд, особенно впечатляющи «голоса» родной земли:

                – Мы вас подождем! – говорили нам пажити.

                – Мы вас подождем! – говорили леса.

– Откуда ворвались эти голоса? Нет ли у этих строк особенной, поэтической «родословной»?

Несомненна связь этого стихотворения с древнерусским памятником – «Словом о полку Игореве»!

Строки фронтового поэта возвращают нашу память в прошлое:

                ... На русской земле умирают товарищи,

                По-русски рубаху рванув на груди!

Настоящее и прошлое сливается, «как встарь повелось на великой Руси» и как «повелось» на ней по сию пору: внуки и правнуки в одном строю, одной клятвой повязаны в строках поэта «сороковых, роковых»...

(Звучит песня «Катюша» на стихи М. Исаковского.)

– А эта песня на стихи М. Исаковского стала любимой многими во время войны и оставалась таковой и после ее окончания. Как вы думаете, почему?

– Ассоциативная связь с каким произведением древнерусской литературы прослеживается и в этом произведении?

(На экране высвечивается строфа из песни.)

                       Пусть он вспомнит девушку простую,

                      Пусть услышит, как она поет,

                      Пусть он землю бережет родную,

                      А любовь Катюша сбережет.

– Обратите внимание на выделенные слова. Как называется этот прием?

Пусть он помнит! Пусть слышит! Пусть он бережет землю, а она, Катюша, Маша, Любовь Васильевна (из платоновского «Возвращения»), будет беречь любовь и ждать, подобно Ярославне, ждать,

        ... когда снега метут,

        Ждать,

        когда жара,

        Ждать,

        когда других не ждут,

        позабыв вчера.

        Ждать,

        когда из дальних мест

        писем не придет,

        Ждать,

        когда уж надоест всем,

        кто вместе ждет.

Именно они, русские женщины, ожиданием своим могли спасти, помогали выжить в те страшные годы.

(Показ фрагмента фильма с исполнением песни на ст. Б. Окуджавы «Белорусский вокзал».)

– Каким пафосом проникнуто произведение Б. Окуджавы?

– Как вы поняли строки рефрена в песне: «Нас ждет огонь смертельный, / И все ж бессилен он...»?

– А на каком художественном приеме «построена» «Песенка о пехоте» Б. Окуджавы? К кому обращается автор? В чем смысл этого обращения?

(Звучит запись песни в исполнении автора.)

– А каким чувством проникнуто произведение М. Исаковского «Враги сожгли родную хату»? Какими средствами художественной выразительности пользуется поэт, чтобы передать трагедию солдата?

(Звучит песня «Враги сожгли родную хату».)

– Центральным образом стихотворения А. Фатьянова, вынесенным в заглавие, являются соловьи. Какую смысловую нагрузку несет в себе этот образ? Каким символическим значением он наполняется?

(Подготовленный ученик читает стихотворение «Соловьи», звучит песня.)

IV. Подведение итогов урока.

1. Стихотворения и песни о войне – это тревоги, горечь, сожаление, страдание; они рассказывают о войне, о подвигах солдат, о потерях, об ожиданиях встреч, о тяжести разлук и утрат.

– Что сближает фронтовые песни с песнями народными?

– Так ли уж необходимы нам страницы и строки о Великой Отечественной войне?

Она отдалилась от нас более чем на полвека, а о ней появляются все новые произведения. «Завершится» ли она, эта тема? Или Великой Отечественной суждена бесконечная жизнь?

                       Я знаю: никакой моей вины

                       В том, что другие не пришли с войны.

                       В том, что они – кто старше, кто моложе –

                       Остались там, и не о том же речь,

                       Что я их мог, но сумел сберечь,

                       Речь не о том, но все же, все же, все же...

– Как отнестись к этому признанию А. Т. Твардовского, создавшего в годы войны одно из самых любимых солдатами произведений из неразлучной «Книги про бойца» – поэмы «Василий Теркин» и единственного в своем роде стихотворения «Я убит подо Ржевом»?

(Если позволяет время, можно прочитать отрывок из этого стихотворения.)

При входе на Пискаревское кладбище в Санкт-Петербурге читаем: «Никто не забыт, и ничто не забыто» – последние слова реквиема павшим, созданного Ольгой Берггольц (запомните имя поэта, неотделимое от героической эпохи осажденного Ленинграда!).

(Показ слайдов «Пискаревское кладбище.)

«Эта память – наша совесть», – сказал поэт Юрий Воронов, который на всю жизнь запомнил ленинградскую блокаду, пережитую в детстве, и только ей отдал свой поэтический дар, создав одну-единственную книгу «Блокада», которую мы читали в 6 классе.

Так нужна ли нам память о войне? «Нужна ли», ответил бы своим «Реквиемом» поэт Р. Рождественский:

                    ... Это надо не мертвым!

                    Это надо живым!

По образному выражению Блока:

                        Мы, дети страшных лет России,

                        Забыть не в силах ничего!

(Звучит песня «Этот день Победы».)

2. В оставшееся время ребята читают «Интервью с ветеранами» (индивидуальное домашнее задание).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великая Отечественная война 1941-1945. Накануне войны.

Презентаци к уроку истории России (9,11 кл)...

9 мая — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941−1945 годов (1945 год).

Методическая разработка классного часа патриотической тематики. Расчитана на учащихся 8-9 классов. Основной целью является расширение знаний учащихся о героизме советского народа в годы Великой Отечес...

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Дети и подростки - герои Великой Отечественной войны.

Каждый год мы вспоминаем войну 1941-1945 гг., унесшую миллионы жизней. Каждый год мы благодарим тех, кто сражался за нашу страну. ...

Социальный проект «Над памятью время не властно.Узловая в годы Великой Отечественной войны», посвященный 70-летию Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.

1.Привлечь внимание общественности и органов местного управления к проблемам патриотического воспитания школьников. 2.Освоение и наследование учащими ценностей родного Отечества в процессе взаимо...

Классный час «Вклад тувинских добровольцев в ход ВОВ 1941-1945гг», посвященный 75 годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Воспитательное мероприятие для кадетов 7 "в" класса ГБОУ "РШИ "ТКК"Подготовила воспитатель Монгуш С.Э....

Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Урок мужества.Цель: воспитание и формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности путем глубокого осознания беспримерного подвига   жителей  в годы Великой Отечественн...