Урок литературы по теме "Сатира как жанр литературы"
учебно-методический материал по литературе (11 класс)

Урок литературы с применением проектных технологий (11 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока81.86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы

по теме «Сатира как жанр литературы»

11 класс

Методы: метод проекта, словесный, наглядный

Вид учебного занятия: урок исследование, элементы лекции, интегрированный урок (основан на межпредметных связях: информатика, литература, изобразительное искусство, театр, музыка), урок-презентация итогового продукта учебного проекта, литературная прогулка

Тип учебного занятия: этап усвоения нового материала, систематизация изученного

Типология проекта: информационный, практико-ориентированный

Формы работы: индивидуальная, групповая

Дидактическое сопровождение: набор напечатанного раздаточного материала (справочный материал по теме «Сатира»; художественные произведения для работы в группах — современные басни и сатирические миниатюры), компьютер с мультимедийным проектором для показа презентационного материала к занятию

Цели и задачи:

Цель урока: презентовать готовый продукт краткосрочного учебного проекта по общей теме «Сатира как жанр литературы».

Методическая цель: приспособить учебный процесс к индивидуальным и психологическим особенностям современного школьника; повысить качество образовательного процесса; показать ход и результативность работы проектной группы или индивидуального исполнителя.

Задачи урока:

Образовательные: познакомиться с понятием «сатира», данным в разных источниках разного времени; сопоставить понятие «сатира» из разных источников; подвести к мысли о созидательной роли сатиры в обществе.

Развивающие: развивать познавательный интерес школьников через метод исследовательских проектов, формировать умение презентовать конечный исследовательский продукт, умение высказывать свои мысли связно и логично; развитие навыков работы с ИКТ; развивать навыки отбора материала и систематизации отобранного; фиксировать личные достижения и рост каждого участника проекта на протяжении его выполнения.

Воспитательные: обеспечивать гуманистический характер обучения, приоритет общечеловеческих ценностей.

Аннотация к проведению данного вида работы

     Сегодня в развитии российского образования наметились тенденции к формированию ключевых компетенций, созданию условий для реализации личностно-ориентированного подхода, для дифференциации и индивидуализации образовательного процесса.            

     Главной целью школьного образования является развитие ученика как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями с последующим применением их на практике.

     В этой связи основная проблема обучения — проблема подготовки человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. Решение этой проблемы вызывает необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в общеобразовательной школе. Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность учащихся, направленная на становление личности школьника через активные способы действия.

     Как отмечает И.Д. Чечель, «современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств». Условия применения метода проектов предполагают его использование как компонента системы образования наряду со сложившейся предметной классно-урочной системой.

     Выбор метода проекта для раскрытия темы «Сатира как жанр литературы» обусловлен обширностью материала по вопросу и отсутствием  нужного количества времени для полного рассмотрения всех составляющих данной темы в учебном процессе.

     Тема проекта выбрана тоже не случайно. Первопричинами выбора именно данной темы стали ее актуальность и значимость. Сегодня мы довольно часто становимся свидетелями отрицания , и не только молодым поколением, классической музыки, литературы, норм поведения в обществе, видим негативное отношение к образованию, к окружающей природе и даже к любви. Но только отрицание непродуктивно. Должны быть объяснены причины неприятия. И один из вариантов иносказательного объяснения причин — сатира.

Структура урока:

Наименование этапа

Методы по характеру познавательной деятельности уч-ся и участия учителя в учебном процессе; формы деятельности; приёмы работы.

Время

1.Подготовительный этап

Объяснительный

1. Слово учителя.

1

2. Введение в тему

Проблемный, разрешение проблемной ситуации и создание гипотезы; объяснительный и репродуктивный, иллюстративный, беседа.  

1. Организационный момент.

2. Столкновение с проблемой.

3. Визуализация.

4. Высказывание предположений.

5. Обсуждение художественного произведения малой формы.

6. Промежуточные результаты.  

7. Создание мотивации научного подхода к проблеме.

8. Выдвижение рабочей версии исследования.

9. Выбор направления действий.

20

3. Исследования

Частично-поисковый. Подведение итогов, рецензирование, редактирование.

1.  Экскурс в историю вопроса: защита проектов.

2. Мини-дискуссия.

3. Разрыв. Чтение художественного текста и работа с ним. Знакомство с творчеством писателя.

4. Корректировка    текста.

5. Афиширование результатов.

40

4. Анализ произведений

Частично-поисковый, объяснительный; аналитическая работа с текстом, беседа.

1. Установка

2. Анализ произведений (современные басни)

3. Пятиминутка понимания.

4. Защита обобщенного варианта заполненных таблиц.

25

5. Итоговый этап

Объяснительный, иллюстративный.

1. Повторное обращение к первоначальной версии

2. Вывод     

3. Объяснение домашнего задания.

Время выполнения — 2 недели

4

Ход урока

I. Подготовительный этап.

     За месяц до проведения данного урока учащимся 11-ых классов было предложено найти и и проработать материал по одной из 8 тем, которые связаны общей темой «Развитие сатирических произведений и их значение». Ученики разбились на группы и подготовили к уроку сообщение, состоящее из презентации и реферата или сообщения по теме. В группе роли распределялись таким образом, чтобы каждый участник группы имел возможность проявить себя в той области, которая для него более приемлема: или сбор материала, или подготовка презентации, или защита собранного материала на уроке.

II. Введение в тему.

1. Организационный момент

     Мы проводим не просто урок, а урок с элементами исследования. Почему МЫ проводим? Потому что исследователями вопроса, первооткрывателями будете вы. Запишите тему урока. Сегодня нам, я думаю, будет интересно не только ближе познакомиться с термином «сатира», но и исследовать проблему её возникновения, использования и дальнейшей судьбы, значения в нашей жизни.

2. Столкновение с проблемой

     В современном мире, я думаю, каждый из нас очень часто слышит: «сатирическое обличение», «писатель-сатирик», «сатира бы здесь не помешала»...  Что же значит слово «сатира» в современном прочтении? Современно ли это понятие? Нужно ли оно и для чего?

3. Визуализация: для того чтобы у каждого была возможность ярче и объемнее представить себе искомое, посмотрим несколько сатирических рисунков, созданных в разное время российскими и польскими художниками. Это изображения, намеренно подчеркивающие и преувеличивающие отрицательные особенности объекта и несмотря на это пользующиеся неизменным интересом.

4. Высказывание предположений

     Карикатура является тем видом изобразительного искусства, где отрицательные образы, отрицательные типы, явления негативного характера выступают наиболее выпукло, наиболее остро. В карикатуре недопустима усложненность, излишняя насыщенность деталями - все должно быть просто для восприятия. Нежелательно слишком большое приближение к натуре: тогда карикатура перестанет быть смешной, то есть потеряет свое главное качество. Чтобы уметь изобразительными средствами выделить существенное и характерное в персонаже, нужно уметь тонко и остро подметить эти черты в натуре и очень точно передать их в рисунке, безошибочно отбросив все второстепенное. Некоторые полагают, что карикатура - это более или менее уродливый рисунок, который проще сделать, чем обыкновенный, серьезный рисунок. Это глубокое заблуждение. Сложные вопросы пространства, света и цвета, анатомии и перспективы в карикатуре, правда, решаются упрощенно и в своеобразной форме. Но это упрощение требует от художника серьезного владения всеми этими средствами. Художник-карикатурист должен быть человеком не только остроумным, но и очень наблюдательным, уметь подмечать едва заметные для других черты, чтобы смелым, гротескным преувеличением их вызывать смех. Несмотря на тенденциозное преувеличение, карикатура не должна слишком отрываться от оригинала, который должен оставаться узнаваемым. За любым преувеличением должен угадываться подразумеваемый персонаж. На рисунке показан как бы постепенный процесс окарикатуривания. Шаг за шагом, подчеркивая самое характерное в обрюзгшем старческом лице короля, выдающийся французский художник XIX века О. Домье довел изображение до обыкновенной груши! Нет сомнения, что, увидев эту карикатуру, современники тотчас же догадывались, кого изобразил художник. Можно легко себе представить, как они покатывались со смеху, и как бесился сам король и его приближенные.

5. Обсуждение художественного сатирического произведения малой формы

     Рассмотрим теперь художественное произведение — стихотворение Владимира Лившица.

Мои друзья - загадка для меня    

(Пародии на Евгения Винокурова)

Мои друзья - загадка для меня:

Мы сверстники, погодки, - почему же

Я лучше становлюсь день ото дня,

А вот друзья день ото дня все хуже?

Тот оплешивел, этот окривел,

Тот с зонтиком, у этого калоши.

Собачки, дачки, карты - их удел.

 Мои друзья - плохие. Я – хороший.

     Вопрос: К какому жанру вы отнесете данную пародию к – лирике или сатире?
Почему автор этих строк утрирует некоторые черты характера своих героев? Для чего это нужно? Чего он достигает таким приемом? (Ответы учащихся.)
Вспомните знакомые вам смешные, сатирические образы литературных персонажей, театральных пьес, кинофильмов. А приходилось ли вам самим придумывать безобидные, но смешные дружеские стишки для своих знакомых? Как они называются? (Куплеты, юморески, басни). Как называются смешные песенки? (Частушки). Свои зрительные и ассоциативные впечатления смешных образов вам сегодня пригодятся для дальнейшей работы.

6. Промежуточные результаты

     Итак, сатирические произведения существуют как в изобразительной, так и в литературной форме. Способы передачи сатирического изображения, конечно же, разнятся. На протяжении урока нам нужно будет доказать, каким образом формируются литературные сатирические произведения.

7. Создание мотивации научного подхода к проблеме

     Вспомним, что с некоторыми сведениями о сатире как роде литературы  вы уже были знакомы ранее. Расскажите об этом, заполнив ответы на первые два вопроса таблицы.

Фамилия, имя ученика                              Развернутый ответ

Этап урока

1. Что я знаю по теме урока

в начале урока

2. Что я хочу узнать

в начале урока

3. Что я узнал

в конце урока

4. Как применить в жизни полученные сведения

в конце урока

5. Вопросы, возникшие в процессе обсуждения, но не оговоренные

в качестве домашнего задания

8. Выдвижение рабочей версии исследования.

     Итак, после первичного обсуждения можно озвучить первоначальную рабочую версию: сатира — это вид комического, все, что смешно и злободневно, смех, направленный на искоренение каких-либо пороков общества или человека.

     Наша задача на уроке: доказать верность выдвинутой версии или опровергнуть ее.

9. Выбор направления действий

     Давайте проверим ваши версии, послушаем исследовательские группы учащихся (ведь со стороны виднее) и составим конспект по теме урока.

III Исследование.

     В работу с новым материалом плавно впишем исследовательскую работу групп, занимавшихся сбором уже известных данных и их систематизацией с использованием интерактивных методов.

     Работа с информацией состоит из нескольких классических этапов: 1. Что я уже знаю. 2. Новые данные. 3. Обобщение и систематизация (ознакомившись с тем, что знают о предмете исследования  ученики, учитель дает дополнительную информацию).

1. Экскурс в историю вопроса

     Обратимся к толкованию слова сатира и разберем весь собранный вами за месяц материал по предложенным темам. (Выступление 1-й группы, которая провела исследование и познакомит нас с собранным материалом по теме «Что такое сатира?»; 2-й группы «История развития сатиры»; 3-ей группы «Развитие русской сатиры»; 4-ой группы «История создания журнала «Сатирикон»»; 5-ой группы «Лучшие представители русской сатирической литературы начала ХХ века»; 6-я группы «Развитие сатиры в СССР»; 7-ой группы «Современная сатира» и 8-я группы «Значение сатирической литературы»).

Паспорт проекта

  1. Название учебного проекта:                                                                                                                    Сатира как жанр литературы
  1. Тема учебного проекта:                                                                                                                       Развитие сатиры как жанра литературы
  1. Творческое название учебного проекта:

Сатира как жанр литературы

Учебный предмет:

литература

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта:

история, МХК

Тип проекта:

информационный, практико-ориентированный, групповой, монопроект, краткосрочный.

  1. Основополагающий проблемный вопрос учебного проекта:

Как в разных источниках разного времени представлено понятие «сатира».

  1. Воспитательные цели проекта:
  1. обеспечивать гуманистический характер обучения, приоритет общечеловеческих ценностей.
  1. Образовательные цели:
  1. познакомиться с понятием «сатира», данным в разных источниках разного времени;
  2.  сопоставить понятие «сатира» из разных источников;
  3. подвести к мысли о созидательной роли сатиры в обществе.
  1. Развивающие цели проекта:
  1. формировать умение презентовать конечный исследовательский продукт,
  2. формировать умение высказывать свои мысли связно и логично;
  3. развитие навыков работы с ИКТ;
  4. развивать навыки отбора материала и систематизации отобранного;
  5. фиксировать личные достижения и рост каждого участника проекта на протяжении его выполнения.информационной культуры;
  6. развитие эмоционального, осознанного восприятия художественного текста, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
  1. Частные вопросы:
  • Сатира — это род или жанр литературы?
  • Какой путь прошли сатирические произведения за время своего существования?
  • В чем необычность, оригинальность сатирических произведений?
  • Какое влияние оказали сатирические произведения на формирование общественной мысли?
  • Имеют ли сатирические произведения художественную ценность?
  • Какова роль сатирических произведений на современном этапе развития литературы?
  1. Самостоятельные исследования учащихся:

1. Тема: Что такое сатира? 

Вопросы для исследования: Что такое сатира?

Цель исследования: выяснить лексическое значение слова, время первого упоминания, жанровое определение, отличие сатиры от других форм комического

Варианты представления результатов исследования: презентация и реферативный материал

2. Тема:  История развития сатиры

Вопросы для исследования: Какой путь прошла сатира от первых упоминаний до современного этапа?

Цель исследования: выяснить специфику сатиры как особого вида комического и трансформацию данной специфики у разных народов и в разное время

Варианты представления результатов исследования: презентация и реферативный материал

3. Тема:  Развитие русской сатиры

Вопросы для исследования: Какой путь становления прошла сатира в России?

Цель исследования: выясвить отличительные признаки русской сатирической литературы

Варианты представления результатов исследования: презентация и реферативный материал

4. Тема: История создания журнала «Сатирикон»

Вопросы для исследования: Чем отличается сатирический журнал от других видов периодики?

Цель исследования: выяснить путь становления и развития журнала, роль журнала в развитии русской литературы, роль А. Аверченко в развитии журнала

Варианты представления результатов исследования: презентация и реферативный материал

5. Тема:  Лучшие представители русской сатирической литературы начала ХХ века

Вопросы для исследования: Какие русские писатели участвовали в становлении русской сатирической литературы ХХ века?

Цель исследования: выяснить значение произведений для развития сатирико-юмористической литературы в 20-30-е годы; определить, чье творчество стало значительным общественным явлением, благодаря кому моральный авторитет сатиры и ее роль в социально-нравственном воспитании необычайно возросли.

Варианты представления результатов исследования: презентация и реферативный материал

6. Тема:  Развитие сатиры в СССР

Вопросы для исследования: Как развивалась сатира в СССР?

Цель исследования: проверить правильность гипотезы: стремление к всеобъемлющей реалистической критике социального строя определило распространение сатиры как жанра

Варианты представления результатов исследования: презентация и реферативный материал

7. Тема: Современная сатира  

Вопросы для исследования: Каких писателей можно причислить к рангу современных сатириков? Чем современная сатирическая литература отличается от ранее созданной?

Цель исследования: выяснить черты сходства и различия современной сатирической литературы от ранее созданной

Варианты представления результатов исследования: презентация и реферативный материал

8. Тема:  Значение сатирической литературы

Вопросы для исследования: В чем значение сатирической литературы?

Цель исследования: подтвердить правильность гипотезы: представители сатирической литературы сумели передать своеобразие натуры человека необычайно ярко: то в грустно-ироническом, то в лирико-юмористическом освещения, показали, как совершается историческая ломка его характера; прокладывая свою тропу, показали пример искусства обличения смехом.

Варианты представления результатов исследования: презентация и реферативный материал

Необходимое оборудование:

компьютер и мультимедийный проектор для показа презентационного материала

  1. Критерии оценивания работ учащихся: исследование, коммуникации, управление, презентация, конечный продукт (проект)
  2. Этапы и сроки работы над проектом:

Подготовительный

  1. Работа на уроках по изучению сатиры, начиная с 5 класса.
  2. Знакомство с особенностями сатиры как рода литературы.
  3. Создание проблемной ситуации.

Проектировочный

  1. Обсуждение темы и формулирование проблемного вопроса.
  2. Формулирование тем исследований.
  3. Формирование групп и определение формы представления результатов.

Практический

  1. Самостоятельная работа и консультации.
  2. Сбор материала из разных источников:  посещение библиотеки, выбор нужного материала из Интернета, литературоведческих источников, учебников литературы.

Заключительный

  1. Конференция для учащихся
  2. Рефлексия. Что мне дала работа в проекте?

Предполагаемы продукт проекта (форма защиты): компьютерная презентация и портфолио проекта.

2. Мини-дискуссия.

Цель: проявить свое «я» на дискуссионном этапе работы, не навязывать свое мнение по животрепещущему вопросу, а дать возможность высказаться каждому, выслушать каждого и подойти к правильному выводу.

Вопрос: Что теряет и что приобретает сатирическое произведение по сравнению с произведениями других родов и жанров? Что можно выразить в сатирическом произведении, чего не получится сделать в произведениях другой формы? Все ли темы «подвластны» сатире? (Ответы учащихся).

IV Анализ произведений (групповая форма работы)

1. Установка

     Попробуем в групповой работе закрепить знания по теме.

2. Анализ произведений (современные басни)

     Цель: доказать, что данные произведения сатирические, определить тематику (против какого порока направлена), злободневность, отличительные черты.

3. Пятиминутка понимания.

     Учитель: Давайте сейчас до конца заполним таблицу понимания.

4. Защита обобщенного варианта заполненных таблиц.

V. Итоговый этап

1. Повторное обращение к первоначальной версии

2. Вывод    

     Идущая из древности традиция русского скоморошества в новое время трансформировалась в богатую сатирико-ироническую традицию. Эта традиция дала русской литературе множество ярких имен: Гоголя, Чехова, Зощенко, Ильфа и Петрова и др. Значения сатиры в русской литературе сложно переоценить. Сатира — показатель силы сопротивления искусства, свидетельство находчивости и изобретательности писателей во имя сохранения независимости взглядов. Именно такое непримиримое отношение к болезням власти, человеческой души, помноженное на талант, воплотилось в сатирических произведениях, которые уже давно стали классикой русской и мировой литературы. Именно эти произведения позволяют читателем всех возрастов стать немного добрее, честнее. Они помогают воспитать чувство собственного достоинства и уважения к другим, любить и быть любимыми искренне.
    Именно поэтому  всегда с радостью можно перечитывать эти произведения, и очень завидовать тем людям, у которых первое свидание с Ревизором, Толстым и Тонким, Бендером и Шурой только впереди.
    Завершить разговор о значении сатиры можно словами великого ирландского писателя-сатирика Джонатана Свифта: «Сатира — род зеркала, в котором каждый, кто глядит в него, обычно обнаруживает лица всех, кроме своего собственного».
    Давайте всегда иметь в себе силы посмотреть в зеркало сатиры, посмотреть критично на самого себя.

3. Домашнее задание: представителям от каждой группы предлагается создать по итогам урока обобщенный проект по теме «Сатира как род литературы», используя материал, разобранный на уроке и собранный группами.

Примерный материал для проекта

Сатира как жанр литературы

 Истоки сатиры

     Истоки сатиры лежат в далекой древности. Сатиру можно найти в произведениях санскритской литературы, литературы Китая. В Древней Греции сатира отражала напряженную политическую борьбу (язвительные ямбы Архилоха, сатирическая комедия Аристофана). Как особая литературная форма сатира формируется впервые у римлян, где возникает и самоназвание (лат. satira, от satura - обличительный жанр в древнеримской литературе развлекательно-дидактического характера, сочетающий прозу и стихи). Успехов в ней достигли Гораций, Персий и Ювенал, которые определили её позднейшую форму на все времена.
Сатира ( лат. satira - переполненное блюдо, мешанина) – произведение искусства (чаще - литературы), в котором резко, язвительно обличаются, осмеиваются отрицательные явления действительности.

Древнегреческая сатира

     Возникновение театра было связано с религией древних греков. Греки верили во многих богов, одним из наиболее почитаемых был Дионис. В мифе рассказывается, что Дионис бродит по всей земле вместе с толпой своих спутников. Это сатиры - лесные боги, полулюди-полукозлы. У сатиров длинные хвосты, заостренные козлиные уши и копытца. Когда под звуки флейт и свирелей приходит Дионис, начинается весна, теплее пригревает солнце, расцветают цветы, вся жизнь возрождается заново.

     В конце марта в Греции отмечался главный праздник бога виноделия - Великие Дионисии. Изображая сатиров, - греки надевали козлиные шкуры, привязывали длинные бороды из дубовых листьев, раскрашивали лица или закрывали их козлиными масками. Веселое шествие ряженых двигалось по улицам города и останавливалось где-нибудь на площади. Вперед выходил запевала. Он нараспев рассказывал о странствованиях и приключениях Диониса, а остальные ряженые хором подпевали ему. Запевала изображал то кого-нибудь из героев мифа, то самого Диониса, то одного из сатиров. «Сценки, разыгрываемые участниками праздника, - говорит учитель, - и были первыми театральными представлениями: запевала и ряженые являлись актерами, а зрителями - все население города».

     Для ежегодных представлений стали отводить площадку, обычно у подножия холма. На площадке стояла палатка, в которой актеры меняли костюмы и маски. Зрители, стоя или сидя на склоне холма, наблюдали за представлением. Актеры изображали в лицах уже не только мифы о Дионисе, но и другие мифы; они разыгрывали и сценки из повседневной жизни. Поэты стали писать для театра пьесы.

     В древней Греции было два главных вида представлений - трагедия и комедия. Трагедиями назывались пьесы серьезного содержания, часто кончавшиеся гибелью действующих лиц. «Трагедия» по-гречески значит «песнь козлов».

     В комедиях часто изображали людей, известных всему городу. Например, стратег, придя в театр, мог неожиданно увидеть, как один из актеров представлял его самого в карикатурном виде под хохот публики. Высмеивалась внешность этого стратега, его речи в народном собрании, его поступки по управлению государством. Как вести себя, увидев такое? Более умные смеялись вместе со всеми, стараясь извлечь для себя урок: критика шла им на пользу. Менее умные и невыдержанные сердились и даже пытались подать в суд на автора комедии, но демос, стоящий у власти, не запрещал поэтам выставлять в смешном виде и критиковать поступки любого гражданина.  

Развитие русской сатиры в XIX – начале ХХ века

     В разные времена сатира принимала разные формы. Однако, все времена объединяет тот факт, что сатира была активным приемом современников против несправедливости в обществе, пороках человека, несовершенство власти и т.д. Учитывая исконное доверие человека к печатному слову – сатира в литературе являлась и является грозным оружием писателя. Сатира - это акт борьбы идеологической, перенесенной в сферу литературного производства, точнее - акт идеологической борьбы в эстетических формах. Именно поэтому одни из самых значимых и популярных русских писателей XIX – начала XX века одновременно являются сатириками своего времени. Наиболее яркие из них – Н.В.Гоголь, А.П. Чехов, М.М. Зощенко, Булгаков и конечно Ильф и Петров.
    В 1852 г. после смерти
Николая Васильевича Гоголя (1809-1852 гг.) Некрасов написал прекрасное стихотворение, которое может быть эпиграфом ко всему творчеству Гоголя:
«Питая ненавистью грудь, уста вооружив сатирой, проходит он тернистый путь с своей карающею лирой».

     В этих строках, кажется, дано точное определение сатиры Гоголя, ведь сатира - это злое, саркастическое высмеивание не просто общечеловеческих недостатков, но и социальных пороков. Это смех не добрый, иногда «сквозь невидимые миру слезы», потому что именно сатирическое осмеяние отрицательного в нашей жизни может служить к его исправлению. Смех - это оружие, острое, боевое оружие, при помощи которого писатель всю жизнь боролся с «мерзостями русской действительности».
Великий сатирик начал свой творческий путь с описания быта, нравов и обычаев милой его сердцу Украины, постепенно переходя к описанию всей огромной Руси. Ничего не ускользнуло от внимательного глаза художника: ни пошлость и тунеядство помещиков, ни подлость и ничтожество обывателей. «Ревизор», «Женитьба», «Нос», «Мертвые души» - едкая сатира на существующую действительность. Гоголь стал первым из русских писателей, в творчестве которых получили ярчайшее отражение отрицательные явления жизни. Белинский называл Гоголя главой новой реалистической школы: «Со временем выхода в свет "Миргорода" и "Ревизора" русская литература приняла совершенно новое направление».
Популярный критик считал, что: «Совершенная истина жизни в повестях Гоголя тесно соединяется с простотой смысла. Он не льстит жизни, но не клевещет на нее; он рад выставить наружу все, что есть в ней прекрасного, человеческого, и в то же время не скрывает нимало и ее безобразия».
Писатель-сатирик, обращаясь к «тени мелочей», к «холодным, раздробленным, повседневным характерам», должен обладать тонким чувством меры, художественным тактом, страстной любовью к природе. В «Ревизоре» Гоголь «собрал в одну кучу все дурное в России», вывел целую галерею взяточников, казнокрадов, невежд, глупцов, врунов. В этом произведении все смешно: сам сюжет, когда первое лицо города принимает за ревизора из столицы пустомелю - человека «с необыкновенной легкостью в мыслях», преображение Хлестакова из трусливого «елистратишки» в «генерала» (ведь окружающие принимают его именно за генерала), сцена вранья Хлестакова, сцена признания в любви сразу двум дамам, и, конечно же, развязка и немая сцена комедии.
    Гоголь не показал в своей комедии «положительного героя». Положительным началом в «Ревизоре», в котором воплотился высокий нравственный и общественный идеал писателя, лежащий в основе его сатиры, стал «смех», единственное «честное лицо» в комедии. Это был смех, писал Гоголь: «…который весь излетает из светлой природы человека... потому что на дне ее заключен вечно бьющий родник его, который углубляет предмет, заставляет выступить ярко то, что проскользнуло бы, без проницаемой силы которого мелочь и пустота жизни не испугали бы так человека».
    Сатирически изображая дворянство и чиновничье общество, никчемность их существования, паразитизм, эксплуатацию народа, Гоголь бесконечно любит родную страну и ее народ. Злая сатира служит именно этой великой любви. Порицая все дурное в общественном и государственном строе России, автор прославляет ее народ, силы которого не находят себе выхода в крепостной Руси. С глубокой любовью пишет Гоголь о народе. Здесь уже нет обличающей сатиры, только проскальзывает грусть о некоторых сторонах жизни народа, порожденных крепостничеством. «Со всех сторон его клянут,/ И только труп его увидя,/ Как много сделал он, поймут,/ И как любил он, ненавидя».

    Один из самых известных писателей и драматургов XIX века, классик мировой литературы,
Антон Павлович Чехов (1860-1904гг.), по-новому продолжил и развил лучшие традиции Гоголя. Будучи молодым писателем, Чехов дарит читателю блестящий водевильный юмор. Вместе с тем, уже в середине1880-х годов, в его произведениях: «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Справка», «Хамелеон», «Унтер Пришибеев» появляется беспощадная сатира.
    В своих произведениях Чехов продолжил традиционную для классической русской литературы тему «маленького человека». Но если писатели, предшественники Чехова, изображали своих героев — «маленьких людей» — с некоторым сочувствием, состраданием, то в большинстве рассказов Антона Павловича ничего подобного не было. В 80-е годы, когда казенные отношения между людьми пропитали все слои общества, «маленький человек» превратился в мелкого человека, утратил свойственные ему гуманные качества. Благодаря сатирическим приемам: гротеску, гиперболе, парадоксу и т.д, Чехов изобличает болезни общества и человеческой души, тем самым пытаясь их «вылечить». При этом за горьким смехом писателя легко угадываются его мучительные размышления над важнейшими нравственными и общественно-социальными проблемами времени.
    Самая большая известность среди чеховских рассказов выпала на долю «Хамелеона» (1884). Главный герой рассказа стал своеобразным символом эпохи, отмеченной теми же чертами двоедушия, лжи, предательства, пустословия и произвола. Многие эпизоды рассказа «Хамелеон», так же как и многие диалоги, кажутся нам смешными. Однако общее впечатление после прочтения этого небольшого произведения – тяжелое.
    Одна из особенностей чеховского сатирического рассказа – то, что он напоминает драматическую сценку – миниатюру. Экспозиция подобна драматургической ремарке, действие как таковое отсутствует. Своеобразие композиции рассказа «Хамелеон» заключается в том, что писателя практически не интересует событийное развитие сюжета (событие произошло до начала повествования), кульминация тоже отсутствует, а развязка вынесена за рамки повествования («открытый финал»). Такие драматургические приемы также служат на благо Чеховской сатиры, стилистически выделяя суть – усмешку над пороками общества и человека.

     Ф.М. Достоевский замечательно определил серьезность смеха в «Дневнике писателя» за 1877 год: «...юмор есть остроумие глубокого чувства...». Это определение как нельзя лучше подходит к «юмористичным» рассказам Чехова. Здесь юмор не просто смешит, но ведет дальше самого себя, веселит и одновременно «царапает» сердце до слез. Юмор — не отдельная часть творчества Чехова, это его взгляд на мир, видение жизни, неотделимое от иронии, обличения пошлости, трагической усмешки, сатиры. В его произведениях мы видим нравственный призыв к внутренней свободе человека, духовному очищению. Его поздние рассказы насквозь пронизаны внутренним душевным криком: «Так больше жить невозможно!». М. Горький писал о значении творчества Чехова: «Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно, правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины. Его врагом была пошлость; он всю жизнь боролся с ней, её он осмеивал и её изображал бесстрастным, острым пером, умея найти прелесть пошлости даже там, где с первого взгляда, казалось, всё устроено очень хорошо, удобно, даже — с блеском…»
    Начало XX века насыщено событиями мирового и Российского масштаба, которые поменяли человечество, общество, отношение к личности. Сатира, как кривое зеркало, верно последовало за реальностью в произведениях новых авторов, которые изобличили новые пороки общества и человека.

Сатира в отечественной литературе XX века

     Сатира — показатель силы сопротивления искусства, свидетельство находчивости и изобретательности писателей во имя сохранения независимости взглядов.

     Сатира в отечественной литературе XX века пережила годы бурного расцвета и, по выражению одного из критиков, «ледниковый период». Первый взлет ее — прежде всего журналистики — произошел в начале века после издания в ноябре 1905 года «Временного положения о русской печати и свободе слова». Отменялась любая предварительная цензура. Разрешалось открывать собственные газеты и журналы. В 1905—1907 годах в стране выходило более трехсот сатирических и юмористических изданий. «Бич», «Плеть», «Скорпион», «Пулемет», «Жупел», «Пощечина» — в названиях отражалось активное желание обличать, клеймить, жалить. Многие, если не большинство этих изданий, оказались недолговечными и не оставили никакого следа в истории литературы. Однако среди журналов-однодневок существовал блестящий образец сатирического издания—журнал «Сатирикон», собравший под своей крышей многих талантливых авторов: А. Аверченко, Н. Тэффи, Сашу Черного, А. Бухова и др.

     Выдержали проверку временем — долгим забвением, обвинениями в беспринципности и безыдейности — сатирические фельетоны В. Дорошевича. Пробовали себя в сатирических жанрах М. Горький и А. Блок, А. Куприн и Ф. Сологуб. «Не слушайте нашего смеха, слушайте ту боль, которая за ним»,— говорил А. Блок. «Смейтесь, чтобы не плакать»,— советовал В. Дорошевич. Юмором от отчаяния, «смехом на кладбище» назвал сатиру этих лет В. Воинов.

     Следующий этап в истории литературы, когда сатирические жанры бурно развивались,— 20-е годы. Несмотря на рапповскую критику, преследование всего «непролетарского», в это десятилетие созданы замечательные сатирические произведения М. Зощенко и А. Платоновым, П. Романовым и Е. Зозулей, И. Ильфом и Е. Петровым, М. Булгаковым и Ю. Олешей. Не все их книги увидели свет при жизни авторов, многие подверглись уничтожающей критике, но правда их восторжествовала.

     На Западе в 20-е годы издавались А. Аверченко, Саша Черный, Н. Тэффи, после неожиданного отзыва Ленина А. Аверченко стали печатать и в Советской России.

     В 30-е годы сатира в отечественной литературе идет на спад. Последним «прорывом» можно считать публикацию «Золотого теленка» в 1933 году (журнальный вариант — 1931). «Смешно думать о настоящей сатире,— замечал Зощенко.— Привычные темы, которыми полна моя записная книжка, увы, сейчас не актуальны,— там ничего нет о силосах и об отсутствии тары...»

     Когда уже после войны, в 1946 году, клеймили М. Зощенко, то и покойным И. Ильфу и Е. Петрову «припечатали» задним числом за «путешествие плутов по стране дураков». И не просто в рецензии помянули недобрым словом, но из библиотек изымали их книгу, сочтя «грубой ошибкой» ее публикацию.

    Робкие попытки возродить сатирические жанры относятся уже к концу 60-х — началу 70-х годов. В работе, посвященной «миру сатирического произведения», С. Голубков утверждает, что наиболее характерные сатирические книги, как правило, появляются в «откровенно застойные, неподвижные периоды отечественной истории». Однако эта связь относительна, ибо созданные произведения в лучшем случае допускались в печать в «приглаженном», усеченном виде, а истолковывались без учета авторского замысла. Примером может быть творчество Ф. Искандера, из произведений которого изымались целые главы («Пиры Валтасара» в «Сандро из Чегема»), а политическая притча «Кролики и удавы» задержалась с выходом более чем на полтора десятилетия. И вместе с тем в 70-е годы появляются сатирическая пьеса В. Шукшина «Энергичные люди» и его сатирическая сказка «До третьих петухов».

     Сатирическая проза последнего десятилетия не отличается разнообразием. Ведущим ее жанром остается короткий рассказ. Наиболее успешно в этом жанре выступают те, кто начинал в самые неблагоприятные для сатиры годы,— М. Жванецкий, С. Альтов, из более молодых — В. Пелевин.

   Определяя отличительные признаки сатиры как литературного жанра, А. Вулис характеризовал позицию автора: «Сатирик ненавидит, а не просто видит; пересматривает, а не просто смотрит». Сатирик делает ставку на смех, а не на риторику судебных приговоров. Обнаружить комизм персонажа — это и есть для сатирического романа «наказать», «покарать». Сатира ломает картину монолитного единогласия, становится выразителем несанкционированных точек зрения.

     М. Зощенко (1884—1958) — один из тех писателей, кто пришел в литературу, имея богатый жизненный опыт, который определялся не столько специальным образованием (незаконченное юридическое), сколько практикой: от работника погранохраны до инструктора по кролиководству и куроводству, от агента уголовного розыска до бухгалтера, от плотника до актера. Сатирик показывал российского обывателя изнутри. Он заговорил его голосом, посмотрел вокруг его глазами. Здесь-то и обнаружилась пустота души и безмерные претензии и амбиции, полное бескультурье и невероятное самомнение «гегемона», снисходящего до культуры — книг, театра. Очевидна задача художника: не издеваться над обывателем, глядя на него сверху вниз, а дать ему возможность посмотреть на себя со стороны.

Исследуя поэтику М. Зощенко, М. Чудакова отмечала безразличие рассказчика к языку, выбор им слов, поражающе не соответствующих предмету («а она, жаба, отвечает тихими устами...»). М. Зощенко интересует не меткое слово, выхваченное из глубины народной речи, а испорченное слово, употребленное не по назначению, не к месту. Интерес к воплощенному в слове «новому сознанию» сближает художественные поиски М. Зощенко и А. Платонова при всей разнице их талантов. Анализ М. Чудаковой помогает понять, как обнаруживается в рассказах Зощенко несоответствие между позицией автора и ущербным словом повествователя. По утверждению исследовательницы, М. Зощенко в произведениях 20-х — первой половины 30-х годов ни разу не заговорил «своим голосом». В 30-е годы он обратился к прямому авторскому слову, но оно опять не соответствовало истинной позиции писателя. Сатирик объяснял, что примитивная мысль, выражаясь в примитивной форме, обнажает ее элементарность: «Но только у нас именно то хорошо, что есть полная уверенность, что с течением времени этого у нас не будет. И с чего бы ему быть, раз на то никаких причин не останется». Иллюзия использования диалекта создается не диалектизмами, но идиотизацией речи. Зощенковский «сказ» Ю. Тынянов определил как попытку ввести в литературу читателя. Сегодняшний читатель не только продолжает смеяться, читая Зощенко, но имеет возможность оценить, насколько далеко он ушел от героев этих произведений.

     И. Ильф (1897-1937) и Е. Петров (1902-1942) выросли на одесской почве, прошли через газетную поденщину. Встретясь в «Гудке», дальше двигались вместе. Каждому было отмерено всего по сорок лет жизни. Те, кто заставлял (и заставляет) смеяться самых солидных и респектабельных читателей, непробиваемо серьезных и не обладающих чувством юмора, внешне были суровыми и часто грустными. По мере «расцвета» советского государства у них иллюзий оставалось все меньше. «Умрем под музыку Дунаевского и стихи Лебедева-Кумача»,— заметил И. Ильф в записной книжке. Их фельетоны, юмористические повести и романы поражали остроумием, умением «раздеть» и обывателя, и интеллигента, и высокопоставленного чиновника. Фельетонистов в 20-е годы было много. В жанре авантюрной повести пробовали силы П. Романов, Я. Окунев. И. Ильф и Е. Петров создали два блестящих романа, получивших высокую оценку и в Европе, и в Америке. На суперобложке американского издания значилось: «Книга, которая слишком смешна, чтобы быть опубликованной в России».

      Великий комбинатор Остап Бендер великолепно справился с ролью главного героя. О нем больше всего спорили критики, разоблачая стремление Остапа к обогащению, отсутствие у него идеалов. В «Литературной газете» говорилось: «Если бы Ильф и Петров положили в основу своего романа понимание Бендера как классового враг га... они глубже бы взрыхлили почву нашей действительности». Но обаяние Остапа трудно было преодолеть даже суровым критикам. Может быть, именно потому, что он был талантлив и находчив, аристократичен и нежаден.

     «Золотой теленок» предварялся диалогом авторов с неким строгим господином:

«— Да, смеяться нельзя! И улыбаться нельзя! Когда я вижу эту новую жизнь, эти сдвиги, мне не хочется улыбаться, мне хочется молиться!

— Но ведь мы не просто смеемся,— возражали мы.— Наша цель — сатира именно на тех людей, которые не понимают реконструктивного периода».

     Готовность «молиться» и признание «успехов реконструктивного периода» призваны были обосновать лояльность авторов. Но слишком двусмысленно звучали уверения и прозрачны были намеки.

     Жизнь провинции, увиденная глазами Бендера в романе, писатели дополнили историями из жизни Колоколамска, многочисленными примерами в фельетонах. Высмеивались даже не подлежащие насмешкам вещи вроде пролетарского происхождения, главного, а порой и единственного козыря нового героя. В «Пролетарии чистых кровей» это происхождение продается за рюмку водки и суп-пейзан. Когда спохватившийся герой пытается вернуть свою драгоценность, выясняется, что ее рыночная цена выросла и обмен возможен лишь на партийный билет.

     И. Ильф и Е. Петров, как М. Булгаков в «Собачьем сердце», Е. Зозуля в «Мастерской человеков», бьют тревогу по поводу того, как бескультурье торжествует и оправдывается нехваткой времени, как наглость выдается за достоинство. Булгаковского Шарикова пришлось срочно «расчеловечить» и возвратить в собачий образ. Зло и беспощадно посмеялся Е. Зозуля над экспериментами по выполнению заказов на искусственное создание людей. И. Ильф язвил по поводу «раскрепощения», данного революцией: «До революции он был генеральской задницей. Революция раскрепостила его, и он начал самостоятельное существование». В этих горьких насмешках — не зубоскальство сторонних наблюдателей, а искренняя боль людей, не умеющих называть черное белым, разруху изобилием, душевную пустоту ростом культуры. Писатели не могли закрыть глаза и видеть то, что «положено», как это делали литературоведы, рассуждающие о причинах отказа от сатирического изображения жизни: «В связи с исчезновением последнего антагонистического класса (кулака) среди простых людей упрочилось чувство хозяина жизни... пышным цветом расцвела лирическая комедия» (Л. Ершов, 1977).

     Значительный перерыв в развитии сатиры кончился в 60— 70-х годах как бы естественным продолжением художественных поисков писателей 20-х — начала 30-х годов.

     Талант В. Шукшина (1929—1974) проявился и в сочетании с актерской, режиссерской и писательской деятельностью, и в обращении к самым разным литературным жанрам (рассказы, пьесы, роман, сказки, статьи). Мягкий юмор ранних его рассказов сменяется едкой иронией. Над чем смеялся В. Шукшин? Прежде всего над покорностью, душевной леностью, тупой претенциозностью. Ему противен распоясавшийся обыватель. В. Шукшин явно идет от фольклорной традиции, от скоморошества, разыгрывания. С фольклором связан и образ дурака, который вовсе не дурак, и даже не прикидывается таковым, а рядом появляется тоже фольклорный по происхождению тип гада. Г. Белая в своей работе о В. Шукшине возражает критику Л. Аннинскому, увидевшему в позиции писателя стремление к примирению противоречий. Если и дальше пользоваться фольклорным значением образов, то гад для писателя остается гадом и никаких симпатий и даже сожаления не вызывает. Сатира В. Шукшина не проповедует терпимость, а звучит как тревожный крик, призывающий к нравственной активности.

     Ф. Искандер (род. в 1929) к созданию сатирических произведений обратился в те же годы, что и В. Шукшин. В его творчестве лирика тоже сосуществует с сатирой и источником юмора является фольклор, только не русский, а абхазский.

     Ф. Искандера заметили и оценили после публикации в 1966 году «Созвездия Козлотура». Глазами молодого, как будто наивного журналиста увидена и описана кампания по разведению и пропаганде животных, полученных от скрещения обыкновенной козы с диким туром. Подчеркнутая неопытность журналиста усиливает иронию при подробном изложении всех этапов внедрения Необычного эксперимента — от почина и первых откликов читателей до массовых пере именований в честь новой породы, парадных отчетов и международного резонанса.

     Свое обращение к сатире Ф. Искандер воспринимал как результат оскорбления любви «к людям ли, к родине, может быть, к человечеству в целом». Он никогда не стремился к роли юмориста-развлекателя. В рассказе «Начало» он дал образную характеристику юмора: «Надо дойти до крайнего пессимизма, заглянуть в мрачную бездну, убедиться, что и там никого нет, и потихоньку возвращаться обратно. След, оставленный этим обратным путешествием, и будет настоящим юмором».

     Именно мир животных в значительной степени помог писателю воплотить в художественной форме свою позицию. Политическая сказка-притча «Кролики и удавы» раскрывает многоступенчатую иерархическую подчиненность в обществе, где личная независимость подавляется на всех уровнях. Удавы, пожирающие кроликов, и кролики, казалось бы для того и созданные, чтобы ими питались,— это лишь одна из сюжетных линий сказки. Не менее значимо изображение самого кроличьего мира, в котором из общей массы выделяются Задумавшийся кролик, Допущенные к Столу, Стремящиеся стать Допущенными. Современному читателю, пожалуй, не так уж важно выяснение конкретных прототипов. Не требуется особых усилий, чтобы в Великом Питоне, который одновременно и Отец родной, узнать бывшего диктатора страны или в изображении Первого Поэта, создателя «Вариаций на тему Бури», угадать намеки на М. Горького. Сам характер изображения персонажей и обстоятельств (казни за малейшее неподчинение, готовность отказаться от свободы за те или иные блага) обращен не столько в прошлое, сколько в настоящее (сказка создавалась в 70-е годы) и, очевидно, в будущее, поскольку и на сегодняшний день злободневность многих ситуаций очевидна.

     Юмористические эпизоды и интонации в книгах Искандера («Колчерукий», 1967; «Сандро из Чегема», 1973,1988 и др.), с одной стороны, позволяют читателю расслабиться, в смехе преодолеть чувство угнетенности, подавленности. Даже сцена на кладбище в «Кол-черуком» сопряжена с розыгрышем. С другой стороны, писатель подталкивает читателя к ощущению того, что изображенное может напрямую относиться к нему. С грустной иронией говорил Искандер в интервью 1994 года («Столица», № 5) о вредной привычке сограждан снимать с себя ответственность за то, как сегодня складывается жизнь в стране: «Наша история приучила нас думать, что при ином строе или ином правительстве жизнь будет легче».

  1.  Фельетон Аркадия Райкина

     Стержень фельетона составляет монолог, который населяется многими персонажами, и актер, читающий фельетон, как бы отходит в сторону, давая простор условному действию. Аркадий Райкин всегда в центре монолога, в самой гуще событий, составляющих суть фельетона. Когда-то в репертуаре Райкина был фельетон "Гостиница Москва". Райкин, работающий преимущественно над образами сатирическими, построил этот свой рассказ исключительно из персонажей положительных. Это был добрый, веселый, теплый рассказ. Его герои приехали в Москву из разных концов страны, из разных городов, из разных республик. У каждого из них свои дела, свои интересы. У каждого свои заботы, свой мир, свое отношение к тому, что он видит. Но с какой влюбленностью они говорят о своей родной земле, о своих соотечественниках, о Москве. Райкин очень комично рисовал своих героев, не заботясь о притушевывании или смягчении комедийных средств. Но положительное в героях фельетона не становилось менее значительным.

     Говоря об очень важных явлениях жизни, о подлинных ее героях, Райкин не жалел и красок юмористических, подмечая смешное в серьезном, так же как серьезное всегда звучит в его сатирическом осмеянии.

     К сатире Райкин пришел от юмора. Это в известной степени наложило отпечаток на все его творчество. Оно оптимистично по своей природе. Оно основано на любви к человеку, на вере в него. И не удивительно поэтому, что в палитре Райкина-сатирика большое разнообразие красок.

     Когда говорят, что оружие Райкина - смех, это справедливо, но, может быть, не совсем точно. Оружие Райкина - мысль, и боль, и действие, выраженное средствами актерского искусства, средствами комедии и сатиры, публицистики и лирики.

     Смех владеет зрительным залом. Райкин вызывает смех, дает ему направление, цель, исподволь определяет его силу, оттенки. Партитура смеха рождается вместе с новым спектаклем, с новыми образами. Вместе с эстрадными авторами и драматургами актер погружается в раздумья о жизни и сцене, о людях, с которыми сталкивает жизнь, и воплощаемых в итоге в театральных образах.

     Во имя жизни мы смеемся над злом - вот центральная мысль многих монологов Райкина. Эта мысль, в сущности, пронизывает все сценическое существование Райкина, все спектакли его театра. Недаром слово "смех" вынесено в названия некоторых программ Театра миниатюр - "Смеяться, право, не грешно", "Время смеется". К. С. Станиславский говорил о знаменитом комике Живокини, что он "смешил серьезом". В полной мере это меткое выражение подходит к юмору Райкина.

     Остановимся на программе "Светофор". Райкин выходит на сцену. Произносит первые слова вступительного монолога. И мысль актера начинает движение по своей орбите. Предельной силы достигает выразительный, отточенный жест. Точное и взвешенное, острое и веселое, смелое и разящее райкинское слово. Чередой проходят перед зрителем герои "Светофора". Для каждого из них Райкин находит свой рисунок, свою характеристику, "свой смех". Один из героев "Светофора" сошел со сцены и долгое время "жил" среди нас. Это ему принадлежат нередко повторяемые нами слова: "Ты меня уважаешь, я тебя уважаю, мы уважаемые люди... ", "дефсит". Он убежден, что нормальные отношения между людьми могут быть только тогда, когда существует дефицит, "дефсит".

     Спектакль Театра миниатюр "Избранное" знакомит нас с историей театра. В один вечер мы видим героев спектаклей разных лет. И все они такие разные. Приверженец того, что было раньше ("раньше и кефир был лучше") . Человек, облеченный властью, но вовсе не склонный принимать решения ("Где горит? Что горит? Ах, сгорело? ") . Деятель Петр Сидорович, обнаруживший подобно герою гоголевского "Носа", что у него исчезла голова, но этого даже никто не заметил. Отец десяти, нет одиннадцати детей ("целая футбольная команда", разве всех упомнишь?) . Каждому из них Райкин адресует "свой смех". Смех злой и добродушный, непримиримый и взволнованный, взывающий к совести.

   Райкин сказал, Райкин изобразил, Райкин выставил напоказ. Зритель привык прислушиваться к актеру. Он верит ему, верит в честность и справедливость актерской мысли, в любовь к человеку, которой окрашено каждое слово, возвеличивающее и осуждающее, гордое и смешное. В самом звучании этих слов, в их окраске, проступает актерское отношение. Быть может, поэтому все, что играет Райкин, неотрывно связано с обликом актера. Все, что произносит он со сцены, принадлежит ему как личности, как художнику - и пафос, и лирика, и сатира, и актерское, и человеческое.

       - Мы не рабы. Рабы не мы! Трудно переоценить талант Аркадия Райкина, его мастерство, сценическое и человеческое обаяние. Внимательные современники видели в нем человека проницательного, живо интересующегося всем происходящим. В нем видели художника, который глубоко осмысливает многие сложные проблемы искусства, кровно заинтересован в его плодотворном развитии и хотя понимает закономерность эволюции и перемен, но убежденно отстаивает свои эстетические идеалы. В нем ценили неисчерпаемое остроумие и разительную меткость оценок.

     Любовь к его искусству была и, пожалуй, осталась всенародной. И в памяти нашей он остается одним из самых любимых и популярных среди артистов, вписавших свое имя в историю отечественной эстрады. Кроме того, Райкин остался выдающимся человеком, общением с которым дорожили, а высказывания - ценили.

Теории комического

     Комическое охватывает сатиру и юмор, являющиеся равноправными формами комического.

     Все существующие теории рассматривают комическое или как чисто объективное свойство предмета, или как результат субъективных способностей личности, или как следствие взаимоотношений объекта и субъекта. Принято рассматривать шесть генеральных типологических моделей комического:

1. Теория отрицательного свойства объекта осмеяния (Аристотель) и ее психологический вариант – теория превосходства субъекта над комическим предметом (Т. Гоббс, К. Уберхорст).

2. Теория деградации («Поводом к смешливости является принижение какой-нибудь значительной особы»). Эту теорию сформулировал английский психолог первой половины XIX века А. Бэн.

3. Теория контраста (Жан Поль, И. Кант, Г. Спенсер), («Смех естественно возникает, когда сознание внезапно переходит от вещей крупных к малым»). Причина смеха в несоответствии ожидаемому (Т. Липис, Г. Хоффдинг).

4. Теория противоречия (А. Шопенгауэр, Г. Гегель, Ф. Фишер, Н. Чернышевский).

5. Теория отклонения от нормы (комично явление, отходящее от нормы и нецелесообразно и нелепо разросшееся) немецкого эстетика К. Гросса, французского теоретика Э. Обуэ и С. Милитона Нахама.

6. Теория пересекающихся мотивов, в которой выступает не один, а несколько мотивов, объясняющих сущность комического. Эта группа широкого объема: А. Бергсон, З. Фрейд, А. Луначарский и другие.

Средства и приемы комического

     Первые попытки классифицировать остроумие восходят к античной древности: они были предприняты Цицероном и Квинтилианом. Цицерон дал первую формальную классификацию и разделил все остроумие на два основных типа:

1. Смешное проистекает из самого содержания предмета.

2. Словесная форма остроумия, которая включает в себя:

А) двусмысленность;                                     Б) неожиданные умозаключения;

В) каламбуры;                                                 Г) необычные истолкования собственных имен;

Д) пословицы;                                                Е) аллегорию;

Ж) метафоры;                                                 З) иронию.

     Квинтилиан, в свою очередь, разделил все причины, вызывающие смех на 6 групп: изысканность, грациозность, пикантность, шутка, острота и добродушное подтрунивание.

Сатира в художественных текстах

     В отличие от прямого обличения, художественная сатира как бы двусюжетна: комическое развитие событий на первом плане предопределяется некими драматическими или трагическими коллизиями в «подтексте», в сфере подразумеваемого. Для собственно сатиры характерна негативная окрашенность обоих сюжетов — видимого и скрытого, тогда как юмор воспринимает их в позитивных тонах, ирония — комбинация внешнего позитивного сюжета с внутренним негативным.

     «Сатира — насущное средство общественной борьбы; актуальное восприятие сатиры в этом качестве — переменная величина, зависимая от исторических, национальных и социальных обстоятельств». Но чем всенароднее и универсальнее идеал, во имя которого сатирик творит отрицающий смех, тем «живучей» сатира, тем выше её способность к возрождению. Эстетическая «сверхзадача» сатиры — возбуждать и оживлять воспоминание о прекрасном (добре, истине, красоте), оскорбляемом низостью, глупостью, пороком. Провожая «в царство теней все отжившее» (М. Е. Салтыков-Щедрин), духовно «пристыжая» и очищая смеющегося, сатира тем самым защищает положительное, подлинно живое. По классическому определению Ф. Шиллера, впервые рассмотревшего сатиру как эстетическую категорию, «... в сатире действительность как некое несовершенство противополагается идеалу, как высшей реальности». Но идеал сатирика выражен через «антиидеал», то есть через вопиюще-смехотворное отсутствие его в предмете обличения.

    Бескомпромиссность суждений о предмете осмеяния, откровенная тенденциозность — присущий именно сатире способ выражения авторской индивидуальности, стремящейся установить непереходимую границу между собственным миром и предметом обличения, и «... силой субъективных выдумок, молниеносных мыслей, поразительных способов трактовки разложить все то, что хочет сделаться объективным и приобрести прочный образ действительности...». Субъективная окрашенность сатиры придаёт ей черты своеобразного негативного романтизма.

    Отчётливо осознавшая себя в древнеримской литературе в качестве обличительно-насмешливого жанра лирики, позже сатира, сохраняя черты лиризма, утратила жанровую определённость, превратилась в подобие литературного рода, определяющего специфику многих жанров: басни, эпиграммы, бурлеска, памфлета, фельетона, сатирического романа. В последние полвека сатира вторгается в научную фантастику (О. Хаксли, А. Азимов, К. Воннегут и др.).

Приложение

Шуточная миниатюра «Учитель будущего» (на основе миниатюры М. Задорнова «Буду сказать без бумажки»).

     Здравствуйте, уважаемые родители. Будем познакомиться. Я ваш новый классный руководитель. Выполняя заказ президента, пришла работать в школу к вашим детям.

     Несмотря на ответственное выступление, буду сказать без бумажки. Поговорим о грамотности. А то в последнее время очень сильно усилился ее падеж, понимаете. И, согласно с новым постановлением, нужен срочно обратный ее внедреж.

     Товарищи родители, не можно больше терпеть! Сколько много детей не имеют еще грамотно употребить нужонных падежов, понимаете. На кажном шагу не тама ударяют по словам — это же уму не растяжимо!

     Мало вы с ними еще, понимаете, книг читаете или Третьяковских галантерей посещаете. Болшее надо, дальшее и глубжее, да. Вот где собака порылась! Я, например, вчера уже смотрела по телевизору оперу известного римского композитора Корсакова.

     Окультуриваться надо, товарищи, немедленно, чтобы язык у всех был грамотно повешен уже к концу учебного года. А потому будем проводить смотр-конкурс культурного общения. Знания проверим везде: от библиотики до народной резни по дереву. Включим вопросы по Бородинской пилораме, о Зимнем дворце, вы знаете, - архитектор расстрелян.

     Словом, будем не позволять безобразничать в народной речи — у всех своя голова за плечами!

Современные басни

Александр Басейн

Лягушка, Лисица и Крокодил                               

Немолодая,большеротая Лягушка
На берегу, в тенёчке отдыхала.
Лиса подходит:-Эй,привет,старушка!
Скажи,ты новость главную слыхала?

-На пляже ночью будет необычно:
Придёт немало девушек,парней.
Лягушка радостно кричит:-Ква-тлично!
А стол накроют для гостей?

-Да,да!Но многих огорченье ждёт:
На праздник большеротых не пускают!
Лягушка быстро закрывает рот.
-Жаль Крокодила!Пусть и не мечтает!
....................................

С моралью в басне всё в порядке,
У Лягушек всё,как у Людей:
Лишь у других мы видим недостатки,
Своих не замечаем,хоть убей!

Дом для себя                    

Работник прослужил
На фирме много лет.
И хоть людей
Незаменимых нет,
Жаль хозяину
С рабочим расставаться.
Он попросил
Работника остаться,

Чтобы ещё один
Построить дом.
Работник согласился,
Но при том
Халтурно строил,
Как попало.
Кривые в дело
Брал материалы.

Вот дом готов,
Поздравил Босс героя:
-Ты этом домик
Для себя построил!
Расстроился работник:
-Кабы ведал,
То в доме всё
Я б по-другому делал!
......................
А где мораль?
И в чём идея вся?
Работу делайте,
Как для себя!

Не зря давно в народе говорится,
Что все оплатятся труды, причём СТОРИЦЕЙ!

  1. Опасная работа

На зоопарке объявление висело,
Что срочно нужен им работник...
Студент по городу гулял без дела!
Был тёплый день,начала лета,вторник.

Студент зашёл:-Готов у Вас служить
За деньги.Паренёк я крепкий.
-У нас Лев умер.Нужно заменить
И в шкуре Льва ходить по клетке.

-Согласен я. И, гриву причесав,
Студент к работе приступил официально.
...А рядом Волки жили...Жуткий нрав...
Однажды дверца к ним открылася...случайно!

Заходит злой Волчище в клетку Льва.
Наш Лев забился в угол и не дышит...
Волк в двух шагах:Сбежишь тут? Чёрта с два!
Сожрёт сейчас- никто и не услышит!

Зверь пасть открыл....И тут я помолчу,
Ведь наступает очень страшная минута.
А Волк Царя зверей похлопал поплечу:
-Чего дрожишь? Ты из какого института?
.....................................

Вот так порой приходится работать,
Чтобы немного денег заработать!

  1. Правила деления

Лев-Царь зверей,Волк и Лисица
Решили как-то раз объединиться
В солидную охотничью бригаду.
Стемнело-все отправились в засаду.

Уже к утру осуществлён был план:
Добычей стали куры,зайцы и баран.
Лев Волку поручил добычу разделить.
Но Волк был туп.О чём тут говорить!

И совершал свои ошибки постоянно.
Он пододвинул Льву барана,
Лисице кур,себе двух зайцев взял.
Лев наглеца на месте разорвал.

И у Лисы спросил нетерпеливо:
-А как бы ты добычу разделила?
Импровизировать Лисице не впервой.
Характер у неё особенный такой!

На кон поставив жизнь не чужую,а свою,
Плутовка Льву составила меню:
Барана к завтраку,всё остальное-на обед.
В восторге Лев лишь заурчал в ответ.

Позавтракав,Хитрунью он спросил:
А кто тебя делить так научил?
Волк дохлый научил,-ответила Лисица,
И,слюнки проглотив,пошла воды напиться.

Мораль вся в чём? В импровизации.
Особенно в опасной ситуации:
Во-первых,не вступай с начальством в прения.
И Главное, знай ПРАВИЛА ДЕЛЕНИЯ!

Ефим Шаулов

Обезьяны и рейтинг

Однажды, рано поутру,
решил, проснувшись, бабуин
поднять свой рейтинг в Джунгли.ру
досель невиданных вершин...
Созвав на пир (а-ля фуршет)
весь шумный обезьянний род,
он заявил:
"Ведь не секрет,
что обезьянний наш народ
имеет рейтинг в Джунгли.ру
постыдно низкий до сих пор...
Смешно, но даже...кенгуру -
повыше нас... Какой позор!
Как представитель обезьян
я призываю вас,  друзья:
чтоб рейтинг высоко поднять,
всей кодлой в "рецках" на стихи
(и да простит нам Бог грехи!)
друг другу ОП/ки* отмечать!"

И в тот же день, блин, как ни странно,
весь верхний(!) рейтинг Джунгли.ру
ни львы, слоны иль кенгуру,
а занимали... обезьяны!

Парад сплошной дегенератов...
Но не учли одно приматы:

чем выше лезут обезьяны
на так(!) желаемый фасад,
тем больше кажут всем изъяны:
свой красный и немытый зад!)))


* ОП - один из вариантов оценки произведения
читателем: означает - О/чень П/онравилось.

  1. Леон Кон 
  2. Золотая притча
  3. Камнями, диаметром в три сантиметра,
    Стеклянную банку наполнив,
    Профессор с улыбкой спросил у студентов:
    -Мы можем назвать ее полной ?

    Под дружное "Да" он засыпал горошек.
    Тот занял свободное место.
    -Теперь мы назвать ее полною можем ?-
    Профессор спросил с интересом.

    Ответ получил абсолютно похожий,
    Добавил песочка до края.
    -Теперь мы назвать ее полною можем ?
    -Конечно. Полней не бывает.

    -Сейчас вы уверены в этом. Не так ли ?
    Он , чашку водою наполнил
    И в банку залил эту воду до капли.
    -Теперь назовем ее полной !

    Затем, когда страсти немного остыли,
    Он вновь обратился к студентам:
    -Хочу объяснить вам, мои дорогие,
    Зачем я проделал все это.

    -Что банка ?- она ваша жизнь молодая,
    А камни- та самая главность,
    Что жизнь и тогда до конца наполняет,
    Когда ничего не осталось.

    Здоровье, друзья, ваши близкие, дети-
    По сути, являют основу.
    Важней ничего не бывает на свете.
    Любите и будьте здоровы!

    Горошек- те вещи, что вам интересны,
    Объект постоянной заботы.
    Они занимают достойное место:
    Машина,квартира, работа…

    Песок – это мелочи.Если заполним
    Песком эту банку вначале,
    Про камни с горошком мы даже не вспомним.
    Вот так же и в жизни бывает.

    Растратив на мелочи время и силы,
    Уже не останется места
    Для главных вещей, что до самой могилы
    В душе отзываются песней.

    -Что главное ? – то, что приносит нам счастье:
    Побольше семьей занимайтесь,
    В забавах детей принимайте участье,
    С друзьями почаще встречайтесь.

    Всегда будет время, чтоб заняться домом,
    Работой, другими делами…
    Хоть важен горошек – он все же ведомый.
    Ведущие, все-таки камни!

    Поднявшись, одна из студенток спросила:
    -А можно одно уточненье ?
    Вода, та, что в банку последней налили,
    Какое имеет значенье ?

    Профессор ответил довольно кивая:
    -Хочу, чтоб вам было известно,
    Что в жизни, наполненной даже до края,
    Всегда есть для отдыха место…

  1. Отбор

Шли человек с собакою пустынною дорогою,
Измученные жаждою,неведомо куда,
С единственной надеждою ,что вдруг придет подмога им
И вновь у них появится и пища и вода.

В конце-концов приблизились они к дворцу-оазису.
За чудными воротами-такая красота!
Ручьи,деревья,музыка,летают птички разные,
Сплошное наслаждение!Не место,а мечта!

Сомнения развеялись лишь после слов привратника.
Сказал он очень ласково,что,мол,закончен путь
И выход,мол,единственный для умершего странника-
Войти в ворота райские и славно отдохнуть.

-Вода там есть ?
-Обилие. Здесь и фонтаны чистые,
Бассейны есть прохладные, каналы и ручьи.
-А пища ?
-Изобилие. Ассортимент немыслимый
И все чего захочется, ты сможешь получить.

-Так мы войдем с собакою ?
-При всем моем почтении
С собакою, мой ласковый, я вам войти не дам.
И путник безо всякого дальнейшего сомнения,
Минул ворота райские и дальше зашагал.

И вот они опять в пути. И вновь дворец им встретился.
Привратник у ворот сидит с седою бородой.
Промолвил путник:-Пить хотим.
-Вон, во дворе, колодец есть.
-А для собаки ?
-Рядом с ним стоит ведро с водой.

-Коль голоден,- поесть дадим. Да и дружка приветим мы.
У нас в Раю обоим вам должно быть хорошо.
-Но… Как же так ?...Мы по пути
Дворец огромный встретили и мне привратник предлагал,
Чтоб к ним я в Рай вошел.

-Он врал тебе, там Ад у них.
-Тогда зачем вы терпите ?
-Чтобы могли отбор пройти те, кто туда попал.
Чтоб Рая только тот достиг, кто выгодой пожертвовал
И кто друзей своих в пути не бросил, не предал.

  1. Орлы и утки

Все люди делятся на уток и орлов.
Умением летать они похожи.
Только орлы парят под облаками,
А утки низко над водой летают.
К тому же кряканье для уток характерно..
Для этого любой подходит повод.
А что касается различий самых главных,
То утки,однозначно,пессимисты,
А оптимизм-орлов прерогатива.
-Я это не могу себе позволить,-
Так утка думает,но в том же положеньи:
-Что сделать,чтоб позволить себе это?-
Орлы простым вопросом задаются.
Рассказ всегда у уток обозначен
Набором негативных впечатлений.
А вот орлы хорошими вестями
Привыкли,в большинстве своем делиться.
Весьма медлительны в работе утки.
Орлы все выполняют очень быстро.
И делают они гораздо больше
И лучше,чем способны сделать утки.
Покуда утки ищут отговорки,
Орлы решения находят и тот час же
К реализации последних приступают.
И рисковать они привыкли,хоть при этом
Порой бояться,но не отступают.
А утки прячутся за спины храбрых.
В любой возможности искать проблему-
Так поступают утки повсеместно.
А вот найти возможности в проблемах,
Себе позволить лишь орлы способны.
На трудностях весь пыл сосредоточив,
Привыкли утки крякать обреченно.
Орлы же действуют без колебаний,
Себя сосредоточив на решеньях.
Когда несправедливо пострадала,
Утиная душа запоминает
И очень много лет таит обиду.
Орлам не до того. Орлы прощают.
Привыкли утки,чтобы их кормили
И крякают,еды не получая.
Орлы же сами добывают пищу,
При этом ту,какую пожелают.
В плохом хорошее орлы увидят.
В хорошем утки розглядят плохое.
Для уток мир-одна большая лужа.
Орлы вершин наивысших достигают.
Они на обстоятельства влияя,
Их изменяют так,как им потребно.
А утки обстоятельства ругают,
Не в силах повлиять на ход событий.

Здесь есть о чем задуматься,не так ли?...


Александр Вайнерман

След. Притча.

Пройдя земную жизнь достойно,
Попав в небесный кинозал,
Я прошлое своё невольно
Совместно с Богом созерцал.

И в этом жизненном пространстве
Везде следы от двух пар ног –
Гуляет ветер дальних странствий
Сквозь городов лиловый смог,
Леса, поля, долины, горы,
Но вижу вдруг - один лишь след,
Где неудачи, слёзы, горе -
Со мною рядом Бога нет.

Как объяснить, великий Боже,
Всегда и всюду был со мной.
Но в трудные минуты, всё же,
Я шёл один, а не с тобой.

Там, где на жизненной дороге
Был виден след всего один,
Признаюсь, это были ноги
Мои. Я нёс тебя, мой сын!

  1. Леонид Дьяченко
  2. Цена судьбы

Лиса у Льва в пещере побывала.
От роскоши, в которую попала,
Восторги стала изливать,
А в глубине души – страдать:
«Как надо было воровать,
Чтоб рай земной себе создать?
Ну, почему везёт иным?
Почёт, богатство, блага им…
А тут? Скулишь в норе холодной
И чахнешь от судьбы голодной.
Родиться б надо было Львицей,
Жила б счастливою царицей!»
Минуло время, пронеслась молва:
«Охотники убили Льва!»
Когда Лиса о том узнала –
Нора ей сразу раем стала.
                       * * *
Взгляни на тех, кому трудней –
Поймёшь цену судьбы своей.

  1. Г. Станиславская

Пирог и мухи

На старой кухне добрая хозяйка
Пирог пекла умелыми руками,
Но вдруг на кухню приползли козявки,
Не разогнать их даже кулаками.
Пирог роскошный облепили мухи
И в миг сожрали, распуская слухи:
Мол, тесто в нём не то, не та начинка,
Хозяйке, мол, давно пора в починку –
Не столь прекрасен вид и колорит
И у неё то тут, то там болит.
- Ей надо, - стрекотала саранча,
Вокруг ватрушки вкусной хлопоча,-
Модернизировать на кухне весь процесс,
Пусть к пирогам приблизится прогресс!
Хозяйка скрылась с воплем: "Помоги!"
Козявки разные, жужжанию обучены,
Лепить пытались сами пироги,
Да лишь сырьё безвинное замучили.
Теперь хозяйки нет и нет ватрушек
И пирогов с начинкой тоже нет,
Всем остаётся бред козявок слушать
И наблюдать бесстыжих мух балет.

***
Обгадить то, что создано до нас,
Любая муха без проблемы может,
А что исчез теперь хозяек класс,
Такую муху вовсе не тревожит.


Марина Чекина

Подруги

Вокруг Сосны Глициния побегом
Податливым и гибким обвилась,
Прикинулась подругой и коллегой.
Да и взяла над ней и верх, и власть…

Тянулся ствол Сосны к небесным далям,
Глициния, прильнувшая к стволу,
Не отставала, плотною спиралью
Его обняв, воздав ему хвалу.

Цвела роскошно, буйством красок ярких
Разнообразя строгий фон Сосны,
Даря свои букеты, как подарки,
С приходом каждой ласковой весны.

Но счастья нет от тягостных объятий,
Совсем не в радость цепкая лоза,
И ствол Сосны ещё исполнен стати,
Но жжёт смолы горючая слеза…

А кроны – нет, её почти забили
Глицинии лиловые цветы –
Она жива, она пока что в силе,
В сиянии помпезной красоты.

Но грянет день, Сосна совсем истлеет,
И потеряв опору долгих лет,
Глициния обрушится за нею,
Не удержав изысканный букет…


Светлана Сухарева

Про Китайскую Вазу и Консервную Банку

Китайская Ваза династии Мин
На хамство Консервной Банки
Пошла философствовать что-то про мир
И недосягаемость планки...

А Банка, оскалив зазубренный рот,
Орала, что было силы:
— Я тоже могла бы украсить комод!
И Вазу разбить грозила.

* * *
Искусство оратора и интеллект
Немного имеет проку,
Где нет уваженья и совести нет,
Лишь зависть и нрав жестокий.

  1. Сергей Курдюков

Уроки мудрости. Притча.

... Взял старый Ангел с собой Ангелочка:
«Всё, мол, пора и тебе погулять.
Станем паломничать, мне, одиночке,
Мудрость земную пора передать».

К дому пришли и ночлег попросили.
Сердцем скрипя, их пустили во двор.
Хлеба не дали, а спать уложили
В старом сарае, и дверь - на запор.

Утром увидели в стенке прореху.
Старый заделал её, торопясь.
Быстро засыпал соломою сверху,
Словно так было здесь всё отродясь...

Снова в дорогу... В домишке убогом
Их приютили, накрыли на стол.
Спать уложили у печки под боком,
Сами себе постелили на пол.

Ночью беда приключилась в их хлеве.
Сдохла корова - кормилец семьи.
Выла хозяйка, хозяин был в гневе.
Гости, сочувствуя горю, ушли.

Долго шли молча... И младший в обиде,
Старшего Ангела горько спросил:
-«Что ж ты, у бедных нужды не увидел,
А богатею ремонтом платил?».

Выслушав, старший спокойно ответил:
- «У богача в той стене спрятан клад,
Если бы трещину ту он заметил,
Клад бы нашёл и ему был бы рад.

У бедняка, где так сладко мы спали,
Смерть над хозяйкою стала летать.
Я же крыло над несчастной расправил,
Смерти пришлось их корову забрать.

Ты не суди о вещах по их форме.
Суть в содержании, в корень смотри.
То, что с наружи нам кажется нормой -
Может гнилым оказаться внутри».

  1.  Э. Шульман

Басня о Баране и Органе

Однажды выдающийся Баран
Решил, чтоб зазвучал орган.
Сам сел за инструмент,
(Блестящий наступил момент!)
И… вот под сводами,
Между высокими колоннами,
Так, словно странная симфония,
Загромыхала… какофония.
Кошмары звуков так нависли,
Что даже если б кто-то свистнул,
Погас бы свист, как бы и не был,
В прекрасно-дикой карусели.
Баран наш в звуках упивался,
И изумился: глянув в зал, – один остался.
----------
Не надо в басне нам искать подвоха -
Уж, если сядет за орган Баран,
Всем будет плохо.

  1. Татьяна Матюшкина-Рашова
  2. Мотылёк

Торопливый Мотылёк
Ищет нервно Огонёк,
Всей душой к нему стремится -
ярким светом насладиться.
Глупый Мотылёк не знает,
Что, увы, «с огнём играет»,
А Букашечки-козявки
вяло ползают по травке
И живут хоть не века,
но подольше Мотылька!

Ты не хочешь быть козявкой,
проводя свой век под лавкой?
Крылья есть - так в добрый путь!
про огонь лишь не забудь…

Жизнь свою цени, дружок,
Не сгори как мотылёк.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы в 5 классе. Жанры фольклора.

Цели урока:- раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора- познакомить с происхождением и природой загадок- разв...

Презентация к уроку литературы в 7 классе Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха». «Повесть временных лет»

Презентация-сопровождение урока рассказывает о зарождении древнерусской литературы, её особенностях, жанрах...

Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"

Конспект  урока  литературы  в   7  классе   "Русская   литература  18  века  и  ее  традиции"...

Презентация к уроку литературы 7 класс Хокку-жанр японской поэзии

Презентацию можно использовать на уроках литературы  при изучении Хокку...