разработка урока литературы в 5 классе по теме "Образ матери и родины в стихотворении И.А.Бунина "Помню долгий зимний вечер"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Пуружен  Татьяна  Кужугетовна

урок литературы в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_puruzhen_t.k.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе по теме «Образ матери и Родины в стихотворении И.А.Бунина «Помню долгий зимний вечер»

Урок «открытия» новых знаний

Цель: формировать навыки анализа поэтического текста

Задачи:

#1055;редметные:

-дать представление о жизни и творчестве И.А.Бунина

-повторить знания учащихся по теории литературы

-формировать умение анализировать поэтический текст

- закрепить умения определять тропы в художественном тексте

2. Метапредметные:

- развивать навыки выразительного чтения

- совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся

- развивать память, внимание, творческие способности

3. Личностные:

-воспитывать любовь и уважение к матери и Родине, природе

- пробудить желание к созданию своих стихов о природе

#1050;оммуникативные:

-научить выражать свои мысли, согласованно работать в группе.

#1056;егулятивные:

-формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу

#1055;ознавательные:

-научить преобразовывать информацию, анализировать ее, делать выводы, строить рассуждения

Оформление: интерактивная доска, презентация о жизни и творчестве И.А.Бунина, аудиозапись стихотворения «Помню - долгий зимний вечер», слайд-шоу с музыкальной композицией, карточки – задания, инструкции по составлению синквейна, альбомные листы, краски, кисточки, разноцветные снежинки.

Ход урока:

I. Организационный этап: включение учащихся в деятельность

-Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть. Выберите, пожалуйста, снежинки, которые вам по душе (на столе лежат разноцветные снежинки). Ребята, садитесь так, чтобы получилось три группы (по выбранным снежинкам)

II. Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: сосредоточение внимания, возбуждение интереса к уроку

-А теперь посмотрите на эти картины. Что на них изображено? Что их связывает? Вы, наверное, догадываетесь, о чем пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Правильно, ребята, речь пойдет о матери и Родине человека. А ком вы готовили сообщение дома? Об Иване Алексеевиче Бунине. Значит, мы посмотрим, как И.А.Бунин пишет о матери и родине в своих стихах.

Запишите сегодняшнее число и тему нашего урока «Образ матери и Родины в стихотворении И.А.Бунина «Помню-долгий зимний вечер». А что конкретно мы будем делать на уроке? Давайте сформулируем цель урока, ребята. Правильно, молодцы. Будем анализировать стихотворение Бунина и для этого проведём исследование текста стихотворения. Я надеюсь, что этот урок принесёт нам радость общения друг с другом. Будьте внимательными, активными на уроке.

III. Проверка домашнего задания

-А теперь послушаем сообщения ваших одноклассников о Бунине.

1. Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже в обедневшей дворянской семье. Детство будущий писатель провел в деревне, « в глубочайшей полевой тишине… летом среди хлебов, подступающих к самым порогам, а зимой среди сугробов…». До 11 лет учился дома – талантливый домашний учитель обучал его живописи, музыке, литературе. Окончить гимназию ему не пришлось. Проучившись четыре класса, он вынужден был ее оставить: отец разорился и за обучение нечем было платить. Помог пройти гимназический курс брат Юлий, а потом уже сам занимался своим самообразованием.

Стихи начал писать еще подростком, а в 17 лет стал печататься в журналах. Кроме стихов, И. Бунин писал прозу. Бунин был первым русским писателем, который получил Нобелевскую премию в #1050; сожалению, И. А. в 1920 году выехал за границу и прожил там всю оставшуюся жизнь.

2. Поэтический мир Бунина прекрасен. Он трепетно любил природу средней полосы России. Его книги порой напоминали дневник времен года: от первых проталин и веселой зелени – до зимних, суровых морозов… и во всем – образ родины, милый сердцу, « любовь и радость бытия…»

(параллельный показ презентации о Бунине)

IV. Открытие новых знаний

Цель: развить умение анализировать поэтические произведения.

1. Прослушивание аудиозаписи выразительного чтения стихотворения И.А.Бунина «Помню-долгий зимний вечер» и просмотр слайд-шоу, который сопровождается музыкальной композицией (электронный ресурс Елены Щербаковой)

-Ребята, а сейчас послушаем аудиозапись стихотворения Ивана Бунина «Помню – долгий зимний вечер». Давайте попробуем понять и полюбить это стихотворение.

#1057;ловарная работа

Лампада – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконой.

Внимать – отнестись со вниманием к чьей-нибудь просьбе

Грезы – мечты

3. Работа в группах. Исследование языка стихотворения.

- О чем говорится в этом стихотворении? (ответы учащихся)

-Ребята, чтобы правильно понять это стихотворение Бунина, давайте проведем исследование языка стихотворения. Я раздам каждой группе индивидуальные задания. Задания вы вместе обсудите, сделайте пометки и подготовьте устные ответы. Выберите тех, кто будет выступать на доске. На подготовку вам дается время.

Задания 1 группы:#1057;тихотворение И.Бунина «Помню-долгий зимний день» начинается со слов «помню». Кого и что вспоминает лирический герой? (вспоминает детство, маму) В каком времени употреблён глагол помню? Как вы думаете, почему поэт использует глагол именно настоящего времени? (воспоминания героя так свежи, как будто происходят сейчас) #1053;айдите в стихотворении строчки, которые описывают бурю (буря плачет у окна) Какое чувство вызывает глагол «плачет»? (тоску, уныние.) Какой художественный приём использует здесь поэт? (олицетворение) #1050;акие картины представлялись вам при чтении? Опишите их.

Задания 2 группы: 1. Выразительно прочитайте слова матери. Каким чувством наполнены слова матери в стихотворении? #1055;очему эти слова мама шепчет, а не говорит? (чтобы успокоить дитя) #1050;ак действуют на мальчика слова матери? Как вы думаете, впервые ли слышит мальчик добрые слова матери?

Задания 3 группы:#1042;нимательно прочитайте строки, найдите противоположные друг другу образы.#1050;ак называется такое средство выразительности? (антитеза) 3. Связан ли образ матери с образом Родины в воспоминаниях поэта? (родной дом, где родился человек, мама - это тоже Родина) Родина - это и есть мама? ( Родина начинается с мамы)

V. Физминутка

-А теперь, ребята, давайте немножко отдохнем и сделаем физминутку

С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме
.

Дети выполняют вместе с учителем движения

(ловят воображаемые снежинки, приподнимаясь на носках)

#1042;ыполнение творческих заданий по выбору

-Ребята, выберите один из видов творческого задания: составить синквейн или нарисовать иллюстрации к стихотворению И.Бунина «Помню…» На ваших столах лежат инструкции по созданию синквейна. На предыдущих уроках вы не раз выполняли такое творческое задание. Вспомните, как создаются синквейны. А теперь составьте синквейны, опираясь на стихотворение И.Бунина «Помню-долгий зимний вечер» (вечер, мама, родина) или возьмите краски, карандаши, кисточки, альбомные листы и нарисуйте иллюстрации к стихотворению.

VII. Выводы урока

-Скажите, о чем было стихотворение, с которым мы познакомились на уроке? (Это воспоминания о деревне, о природе. Это еще и воспоминание о маме, которая зимними вечерами укладывала его спать, успокаивала и согревала сына рассказами о теплом и веселом лете)

-Чей образ вспоминает лирический герой? Как связан образ матери с образом родины?

( Лирический герой вспоминает свою маму, ее слова о лете, которое он проводил в деревне на природе. Образ мамы тесно связан с малой родиной героя, с его родным домом)

VIII. Рефлексия

Цель этапа: осознание учащимися результатов своей учебной деятельности.

-Понравился ли вам урок?

-Какое настроение было у вас на уроке?

-Как вы работали на уроке?

-Возьмите на столах снежинки. Если вы ничего не поняли, и вам было скучно, поднимите фиолетовые снежинки. А если было интересно, понятно, то поднимите оранжевые снежинки.

IX. Домашнее задание Цель этапа: организация самостоятельной работы учащихся.

#1042;ыучить наизусть стихотворение Бунина "Помню - долгий зимний вечер" #1057;очинить стихи о природе.

-Спасибо вам, ребята, за то, что так хорошо работали на уроке. Молодцы! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. 5 класс.

План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...

Поэзия родного края. "Малая" родина в жизни и творчестве Василия Дмитриевича Фёдорова. Разработка урока литературы, 9 класс (внеклассное чтение).

В методической разработке урока представлен материал по жизни и творчеству российского поэта В.Д. Фёдорова, родиной которого является Кемеровская область, Яйский район. Разработка предназначена для уч...

Разработка урока литературы 6 класс "Конфликт К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского"

Анализ конфликта К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского в произведении А.С.Пушкина "Дубровский". Технолия - проблемное обучение....

Презентация к уроку литературы "Стихотворение И.Бунина "Помню долгий зимний вечер""

Презентация включает небольшие биографические сведения о И.Бунине и анализ стихотворение  "Помню долгий зимний вечер""...

Урок литературы. 9 класс. М.Ю.Лермонтов - певец родины и свободы

Цели урока: прививать интерес к русской классической литературе, продолжить знакомство с личностью и поэзией М.Ю.Лермонтова; нацелить детей на понимание основных тем творчества поэта; показать злободн...

Разработка урока литературы 5 класс. Тема: «Устное народное творчество.»

Разработка урока литературы 5 класс.Тема: «Устное народное творчество.» Образовательная технология: проектное обучение.Цели: формировать представление о фольклоре как коллективн...