Презентация к уроку литературы по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
презентация к уроку по литературе (9 класс)

Муравьева Анна Алексеевна

Содержание

  • история создания романа
  • композиция и жанр произведения
  • система рассказчиков
  • система персонажей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл phpjsnciw_prezentaciya-geroj-nashego-vremeni.pptx1.05 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Слайд 2

Содержание история создания романа композиция и жанр произведения система рассказчиков система персонажей

Слайд 3

История создания 1836 г. – замысел романа. Герой – молодой гвардейский офицер. События разворачиваются на фоне столичной жизни. 1837 г. – после первой ссылки на Кавказ замысел меняется – впечатления Лермонтова от поездки в Пятигорск, Кисловодск, в казачьи станицы, от пребывания в местах боевых действий, посещения Тамани, встречи с ссыльными декабристами. 1837 – 1840 гг. – время написания романа.

Слайд 4

Даты публикации Осень 1837г. – « Тамань » 1840 г. – напечатана в «Отечественных записках», № 2 1839 г. – « Фаталист », «Отечественные записки, № 11 1839 г. – «Бэла», «Отечественные записки», № 3 Апрель 1840 г. – опубликовано «Сочинение М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Тогда же впервые появилась повесть «Максим Максимыч».

Слайд 5

Фаталист – человек, склонный к фатализму. Фатализм – вера в неотвратимость судьбы, в то, что все в мире заранее предопределено таинственной силой, роком. Фатальный – 1. Предопределенный роком; загадочно-непонятный 2. Роковой, трагический по своей сути, по результатам. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М, 1997 Тамань ( Таманская) станица Темрюкского района Краснодар- ского края, порт на берегу Таманского залива Кречен- ского пролива. (БСЭ)

Слайд 6

Смысл названия «Один из начала века» «Один из нашего века» ? « нашего времени » ? 30-е гг. XIX века героев героев Герой

Слайд 7

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М, 1997 Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Главное действующее лицо литературного произведения. Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды. Тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление) ГЕРОЙ

Слайд 8

Задумавшееся поколение Конец 20-х-начало 30-х годов Х1Х века – эпоха идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции. Он связан с поражением декабрьского восстания и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни. Характернейшая черта - потребность освоить «ошибки отцов», заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно-философскую позицию. Подавляющее большинство образованных, мыслящих людей 30-х годов не сумели или не успели еще обрести ясности цели. Печорин - типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени.

Слайд 9

14 (26) декабря 1825 г . - последняя в истории России попытка гвардейского дворцового переворота . Состоялась в Санкт-Петербурге на Сенатской площади. Восстание декабристов Б ольш ое количество участников - око ло 3 -х тысяч солдат. В результате мятежа погибли 1 271 человек . Многих из руководителей восстания приговорили к ссылке, а Каховского , Рылеев а , Пестеля , Муравьева-Апостола и Бестужев а -Рюмин а с уд вместо мучительной смертной казни четвертованием приговорил повесить . Приговор был исполнен 13 июля 1826 г. в кронверке Петропавловской крепости.

Слайд 10

Полемика вокруг романа Николай I – «отвратительный» роман Охранительная критика – нет ничего русского, «порочный» герой списан автором у западноевропейских романистов Консервативная критика – клевета на русскую действитель-ность, «весь роман – эпиграмма» В. Кюхельбекер – «…все-таки жаль, что Лермонтов истратил свой талант на изображение такого существа, как его гадкий Печорин» В.Г. Белинский – «богатство содержания», «глубокое знание человеческого сердца и современного общества» В.И. Левин – Печорин может считаться «первым подлинно художественным положительным героем в русском реалисти-ческом романе»

Слайд 11

Эта книга испытала на себе еще недавно несчастную довер- чивость некоторых читателей и даже журналов к буквальному значению слов. Иные ужасно обиделись, и не шутя, что им ставят в пример такого безнрав- ственного человека, как Герой Нашего Времени….

Слайд 12

Композиция романа «Максим Максимыч» «Бэла» «Тамань» «Княжна Мери» «Фаталист» «Бэла» «Максим Максимыч» «Тамань» «Княжна Мери» «Фаталист» СЮЖЕТ ФАБУЛА Ж у р н а л П е ч о р и н а

Слайд 13

Сюжет (франц. sujet – предмет) – событие или совокупность событий в эпических и драматургических произведениях, развитие которых позволяет писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом. Фабула ( лат. fabula – рассказ) – цепь, череда событий в эпическом или драматургическом произведении, положенная в основу сюжета. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – СПб.: Паритет, 2007 г.

Слайд 14

Хронология событий «Тамань»: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт- Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани. «Княжна Мери»: 10 мая – 17 июня 1832 – Печорин приезжает из Тамани на воды в Пятигорск, затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким переведен в крепость под начальство Максима Максимыча. «Фаталист»: декабрь 1832 года – Печорин приезжает на две недели из крепости в казачью станицу. «Бэла»: весна 1833 года – Печорин похищает дочь «мирнова кня- зя»; через четыре месяца она погибает от рук Казбича. «Максим Максимыч»: осень 1837 года – Печорин отправляется в Персию, снова оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем. (В. Набоков)

Слайд 15

Отказ от хронологии обусловлен следующим: выбор наиболее значимых эпизодов особое внимание психологическим размышлениям, нежели описанию событий необходимость соотнесения героя с другими персонажами, появляющимися в определенной последовательности выбор рассказчика (не случаен, служит общему замыслу) композиция подчинена авторскому замыслу : всесторонне и глубоко раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его жизни

Слайд 16

Герой Нашего Времени, <…>, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. Но не думайте, <…> чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. <…> Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить - это уж бог знает! История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление. Замысел Лермонтова В предисловии ко второму изданию романа: В предисловии журналу Печорина:

Слайд 17

Жанр романа «Бэла» «Максим Максимыч» «Тамань» «Княжна Мери» «Фаталист» романтическая новелла путевой очерк психологическая новелла авантюрная новелла остросюжетная повесть дневник «светская» повесть записки романтическая новелла социально-психологический философский роман

Слайд 18

Система рассказчиков ТРИ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ Путешествующий офицер Максим Максимыч Печорин Человек чести, воин- ского долга, дисцип- лины; простодушен, добр, искренен Образованный офи- цер, кое-что знает о Печорине, о его стран- ном и противоречи- вом характере. Объ- ективная оценка. Человек, размышля- ющий о смысле жизни, о собственном назна- чении. Сам себя судит И казнит КАКИМ ПРЕДСТАВЛЕН ГЕРОЙ Печорин – таинствен- ный и загадочный че- ловек, его нельзя по- нять, а его поступки нельзя объяснить Психологический Портрет героя. Попыт- ка дать объяснение не- которым поступкам. конкретный и реалис- тичный образ. Трагическая исповедь героя. Искренен перед читателем и самим собой.

Слайд 19

Бэла в крепости В.А. Серов, 1891 г. В.А. Фербер, 1939 г. Е.Е. Лансере, 1914 г.

Слайд 20

Сцена похищения Бэлы В.Г. Бехтерев, 1936 г. М. Зичи, 1881 г. И.Е. Репин, 1887 г.

Слайд 21

Бэла и Печорин «он часто грезился ей во сне… и ни один мужчина никогда не производил на нее такого впечатления…» Полюбить не может, так как Печорин - иноверец Страдает от противоречия НО «…наряжал ее , как куколку, холил и лелеял…» «…я ее еще люблю… я за нее жизнь отдам…» «Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосерде- чие одной так же надоедают, как и кокетство другой…» НО Попытка приблизиться к чело- веку другой веры заканчивается трагически

Слайд 22

Повесть «Максим Максимыч» ОТНОШЕНИЕ ГЕРОЕВ К ПРОШЛОМУ Печорин Максим Максимыч Все прошедшее мучительно Не может и не хочет вспоминать спокойно, особенно историю с Бэлой Боль в душе – не может простить историю с Бэлой (ее гибель) Все прошедшее мило Общие воспоминания – основа для беседы, которую ждет с нетерпением Воспоминания о прошлом придают некую значительность

Слайд 23

- Боже мой, боже мой! да куда это так спешите?.. Мне столько бы хотелось вам сказать... столько расспросить... Ну что? в отставке?.. как?.. что поделывали?.. Скучал! - отвечал Печорин, улыбаясь. А помните наше житье-бытье в крепости? Славная страна для охоты!.. Ведь вы были страстный охотник стрелять... А Бэла?.. Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся... Да, помню! - сказал он, почти тотчас принужденно зевнув... Последняя встреча героев

Слайд 24

Повесть «Тамань» М.Ю. Лермонтов, 1837 г. Ф.Д. Константинов, 1962 г.

Слайд 25

Отношение Печорина к героям В начале повести В конце повести Слепой мальчик Ундина «…и между нами началась отча- янная борьба; < … > но я скоро заметил, что уступаю моему противнику в ловкости <…> сверхъестественным усилием повалила меня на борт…» «Слепой мальчик точно плакал, и долго, долго… Мне стало грустно». Судьба мальчика вызывает сочувствие. «Странное существо…эти глаза, казалось, были одарены какой- то магнетической властью… Она была далеко не красавица…В ней было много породы… Хотя в ее косвенных взглядах я читал что- то дикое и подозрительное…» «…я имею сильное предубежде- ние против всех слепых, кривых, глухих… я глядел на него с не- вольным сожалением… улыбка… произвела на меня самое непри- ятное впечатление…»

Слайд 26

молод, неопытен чувства пылки и стремительны впечатлителен, романтичен ищет приключений, готов рисковать все поступки – желание проникнуть во все тайны мира НО ощущение мира как тайны, интерес к жизни сменяются равнодушием и разочарованием «Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казен- ной надобности!..» Печорин

Слайд 27

Печорин и «водяное» общество примитивны лицемерны, неискренни способны на обман неспособны понять и принять Печорина таким, какой он есть «врожденная страсть проти- воречить…» «Быть всегда настороже, ло- вить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать на- мерение, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опроки- нуть все огромное и многотруд- ное здание из хитростей и за- мыслов – вот что я называю жизнью…» «Водяное» общество Печорин КОНФЛИКТ

Слайд 28

Грушницкий – карикатура на Печорина в Пятигорск Грушницкий приехал, чтобы «сделаться героем романа» «Он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою» говорит «пышными фразами», «важно драпируется в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Произво- дить эффект – его наслаждение» в душе его нет «ни на грош поэзии» «…Я его понял, и за это он меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях… я его тоже не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать» Глазами Печорина Глазами читателя способен на подлость и обман (дуэль с Печориным) даже на границе жизни и смерти самолюбие Грушницкого оказывается сильнее честности все время пытается кому-то подражать рядом с Печориным выглядит жалким и смешным

Слайд 29

Сцена у колодца М. Врубель, 1890 г. Д.А. Шмаринов, 1941 г.

Слайд 30

Ночь перед дуэлью Отрывок из телеспектакля «Страницы журнала Печорина», реж. А. Эфрос, 1975 г. Печорин – Олег Даль М.А. Врубель, 1890 г. Д.А. Шмаринов, 1941 г. Отрывок из к/ф «Княжна Мери», реж. И. Анненский, 1955 г. Печорин – Анатолий Вербицкий

Слайд 31

Дуэль с Грушницким Отрывок из телеспектакля «Страницы журнала Печорина», реж. А. Эфрос, 1975 г. Печорин – Олег Даль, Грушницкий – Андрей Миронов Отрывок из к/ф «Княжна Мери», реж. И. Анненский, 1955 г. Печорин – Анатолий Вербицкий, Грушницкий – Л. Губанов М.А. Врубель, 1890 – 1891 г.г. Д.А. Шмаринов, 1941 г.

Слайд 32

Вернер – «двойник» Печорина по определению Печорина, «человек замечательный» глубокий и острый м, проницательность, наблюдательность знает людей: «Он изучал все живые струны сердца человеческого» доброе сердце («плакал над умирающим солдатом») скрывает свои чувства и настроения под маской иронии и насмешки МОГУТ ЛИ ПЕЧОРИН И ВЕРНЕР БЫТЬ ДРУЗЬЯМИ? ПЕЧОРИН: «Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни одни из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать…»

Слайд 33

Печорин и Мери Раздражение Отсутствие внимания со стороны Печорина Ненависть «Дерзкие» поступки Печорина Интерес Желание узнать, кто же такой Печорин Сопереживание Исповедь Печорина ПЕРЕМЕНЫ В КНЯЖНЕ

Слайд 34

Вера и Печорин Печорин : «За что она меня так любит, право, не знаю! Тем более, что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями… Неужели зло так привлекательно?» «При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья…» «Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть…» Вера : «…в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе … есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно; ничей взор не обещает столько блаженства; никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами, и никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы по роману Ф.М.Достоевского 10 класс

Презентация к уроку литературы по роману Ф.М.Достоевского...

Презентация к уроку литературы по роману в стихах А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Презентация предназначена для учащихся 9-классов. Эту презентацию можно использовать на уроках литературы и во внеурочное время....

Презентации к урокам литературы по роману Ф.М.Достоевского "Униженные и оскорблённые"

Презентации составлены к трём урокам в общей системе уроков изучения романа Достоевского "Униженные и оскоблённые". Первая - на тему "Проблема отцов и детей и роль параллельных сюжетов в романе". Втор...

Презентация для урока литературы по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" в 10 классе по теме: "История создания, жанр и проблематика романа Л.Н.Толстого"

Презентация предназначена в помощь учителю для проведения первого урока литературы по изучению романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир" в 10 классе....

Презентация к уроку литературы по роману Ч.Айтматова "Плаха"

Презентация к уроку литературы по роману Ч.Айтматова "Плаха"...

Презентация к уроку литературы по роману А.И.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ"

Данная презентация содержит не только биографические сведения об авторе, но и материал, который необходим  для анализа произведения...

Презентация к уроку по теме М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"

Предлагаемая презентация может быть использована на первом уроке по изучению романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" в 9 классе или при об...