Методическая разработка внеклассного мероприятия "Суди меня по кодексу любви" к 100-летию Расула Гамзатова
методическая разработка по литературе (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Гапонова Татьяна Владимировна

Внеклассное мероприятие «Суди меня по кодексу любви» приурочено к 100-летию Расула Гамзатова и проведено в неделю словесности. Представляет собой литературно-музыкальную гостиную, основанную на биографии поэта с использованием его произведений.

Методическая разработка внеклассного мероприятия предназначена для использования учителями средней школы и педагогами дополнительного образования для подготовки и проведения внеклассного мероприятия в форме литературно-музыкальной гостиной. Рассчитана на обучающихся 7-11 классов. Направлена на формирование интереса обучающихся к изучению литературы народов России, воспитание эстетического восприятия мира через поэзию и патриотизма. Рекомендовано для проведения в неделю словесности.

Данный тип занятия не является программным в 7-11 классов, рекомендован для проведения в предметную декаду по литературе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального педагогического образования центр повышения квалификации специалистов "Информационно-методический центр" Московского района Санкт‑Петербурга

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 376

Московского района Санкт-Петербурга

Профессиональный конкурс педагогов

Московского района Санкт-Петербурга

«Воспитание гражданина: история, культура, искусство»

Номинация «Нравственно-патриотическое воспитание школьников»

Методическая разработка

«Суди меня по кодексу любви…»

Внеклассное мероприятие в форме литературно-музыкальной композиции

Автор:

Гапонова Татьяна Владимировна

ГБОУ средняя школа № 376

Московского района Санкт-Петербурга,

учитель русского языка и литературы

Тел.: 8-911-145-45-54

Email: gaponovatv@yandex.ru

Санкт-Петербург

2024


Аннотация

Внеклассное мероприятие «Суди меня по кодексу любви» приурочено к 100-летию Расула Гамзатова и проведено в неделю словесности. Представляет собой литературно-музыкальную гостиную, основанную на биографии поэта с использованием его произведений.

Методическая разработка внеклассного мероприятия предназначена для использования учителями средней школы и педагогами дополнительного образования для подготовки и проведения внеклассного мероприятия в форме литературно-музыкальной гостиной. Рассчитана на обучающихся 7-11 классов. Направлена на формирование интереса обучающихся к изучению литературы народов России, воспитание эстетического восприятия мира через поэзию и патриотизма. Рекомендовано для проведения в неделю словесности.

Данный тип занятия не является программным в 7-11 классов, рекомендован для проведения в предметную декаду по литературе.

Вступление

Обновлённый ФГОС ставит перед школой цель достижения «современного российского общенационального воспитательного идеала – высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Понимание современного положения России в геополитическом пространстве, сознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края – это те условия, которые ведут к достижению поставленной перед образованием цели.

Изучение творчества поэтов и писателей, составляющих литературу народов России, способствует достижению поставленных перед школой воспитательных задач.

Тема патриотизма, любви к матери, уважения к женщине, бережного отношения к памяти народа – те вопросы, которые раскрывает в своём творчестве Расул Гамзатович Гамзатов. На уроках литературы изучению художественных произведений народов России уделяется мало времени, поэтому внеклассная работа помогает преодолеть дефицит учебного времени, в неформальной обстановке познакомиться с биографией и творчеством этих писателей и поэтов.

Предполагаемый результат: в результате работы над постановкой обучающиеся приобретут навык публичного выступления, выразительного чтения; познакомятся с биографией аварского поэта Р.Гамзатова, расширят свои представления о народах, населяющих Россию, о взаимоотношениях между братскими народами. Данное занятие будет способствовать формированию мировоззрения обучающихся, воспитанию основополагающих качеств личности: патриотизма, любви к матери, уважения к женщине, сохранения исторической правды.

Основная часть

Тип мероприятия: литературно-музыкальная композиция.

Возрастная категория – обучающиеся 7-11 классов.

Цели: Формирование у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов; развитие чувства причастности к отечественной культуре и уважение к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. 

Задачи:

- формирование у обучающихся понимания литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни,

- приобщение школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы;

- воспитание уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.

- совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умения выразительно читать произведения, в том числе наизусть,

- формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания у обучающихся на основе художественной литературы народов России,

- формирование нравственной и эстетической культуры у обучающихся.

Оборудование: проектор, компьютер, колонки, портрет Расула Гамзатова, перед ним зажжённая свеча, выставка книг Расула Гамзатова, фотографии.

Длительность мероприятия 45 минут. Данный сценарий предполагает использование песен на стихи Расула Гамзатова в исполнении обучающихся отделения дополнительного образования школы.

Форма проведения: массовая, комплексная.

Технологии: 1) коллективных творческих дел, 2) информационно-коммуникационные, 3) личностно-ориентированного подхода.

План внеклассного мероприятия «Суди меня по кодексу любви»

Период

Этапы

Действия

Месяц

Подготовительный

Выбор темы мероприятия, постановка цели, определение аудитории; определение места, времени, даты постановки; поиски информации, изучение биографии поэта/ писателя, знакомство с его произведениями, историей их создания.

1-2 недели

Написание сценария

Выборка произведений в соответствии с логикой написания сценария. Подбор музыкального сопровождения с учётом тематики мероприятия, относящихся к творчеству поэта / писателя.

2-3 дня

Формирование творческой группы

Привлечение к участию в постановке литературно-музыкальной композиции коллег для организаций и проведения репетиций; привлечение к участию педагогов отделения дополнительного образования и их воспитанников (постановка художественных номеров); подбор чтецов и ведущих среди обучающихся из разных параллелей.

2-3 недели

Коррекционный этап. Репетиционный период, подготовка технического сопровождения мероприятия

Индивидуальные репетиции с чтецами, ведущими, постановка выразительного чтения; репетиции творческих номеров; подборка визуального и звукового ряда в виде презентации, фильма, аудиозаписи для мероприятия, настройка и проверка работы оборудования; выбор сценических костюмов, подготовка реквизита (если надо); сводная репетиция; генеральная репетиция.

2 урока

Основной этап

Установка оборудования, проведение мероприятия. Постановка для учащихся школы по параллелям: 7-8 классов и 9-11 классов

1 урок

Подведение итогов, рефлексия.

Анализ проведённой работы, работа над ошибками, обмен впечатлениями.

Ход мероприятия

Действующие лица: ведущие, чтецы, исполнители творческих номеров (4 музыкальных номера – песни на стихи Р.Гамзатова)

Ссылка на мероприятие https://disk.yandex.ru/i/Bgvu1bO6dSgYYQ

Вступление

Презентация: звуки пандура, чтение Р.Гамзатова «Мой Дагестан» на аварском языке (отрывок). Ведущие: основные сведения о Расуле Гамзатове.

Биография поэта

Ведущие: рассказ об отношении к родине, к односельчанам, начало творческого пути. Презентация: виды родного села Цада; фотографии родителей, Расула Гамзатова с родителями.

Отношение к матери

Ведущие: рассказ об отношении к родителям, к матери. Чтецы: стихотворения «Мама», «Есть три заветных песни у людей». Творческий номер – песня «Колыбельная» сл. Р.Гамзатова, муз. О.Фельцман. Презентация: фотографии матери Расула Гамзатова

Отношение к женщине, к любимой

Ведущие: любовь в жизни поэта. Чтецы: «Сердце, которое любит», «Несерьёзны наши ссоры». Творческий номер – песня «Любимая моя», сл. Р.Гамзатов, пер. Е.Николаевская, муз. Р.Паулс. Презентация: фотографии жены, детей Расула Гамзатова из семейного альбома.

О мудрости в поэзии Р.Гамзатова

Ведущие: о житейской мудрости горца. Чтецы: «Молитва горца». Перевод Я. Козловского, «Всезнающих людей на свете нет». Творческий номер - песня «Берегите друзей», сл. Р.Гамзатов, пер. Н.Гребнёв, муз. А.Экимян. Презентация: виды Дагестана (видео)

История песни «Журавли»

Ведущие: история создания песни «Журавли». Творческий номер - песня «Журавли», сл.Р.Гамзатов, пер. Н.Горебнёв, муз. Я Френкель. Презентация: памятники: в центре Хиросимы — девочка с журавлем в руках, в Осетии матери, оплакивавшей семерых своих сыновей, не вернувшихся с войны, видеоряд под песню «Журавли».

О дружбе народов

Ведущие: отношение Р.Гамзатова к разным народам, о распаде Советского Союза. Презентация: видео - фрагмент из фильма о Расуле Гамзатове «Когда я окажусь на свете том.» Читает Омар Османов.

Финал

Ведущие: заключительные слова, итог творчества Р.Гамзатова. Чтецы: стихотворение «Мой Дагестан» на русском языке. Творческий номер -  песня «Я тебя никогда не забуду», сл. Р.Гамзатов, пер. Р.Рождественский, муз. Ю.Антонов

Внутренние факторы

Внешние факторы

Сильные стороны

Возможности

Воспитание характера, преодоление трудностей, воспитание ответственности, престижность участия в мероприятии

Самореализация для обучающихся, расширение кругозора, уважение товарищей

Слабые стороны

Риски

Большая загруженность, мало времени на репетиции у учеников и учителей, длительная подготовка

Дети могут заболеть, техника может выйти из строя,

Заключение

Постановка литературно-музыкальной композиции «Суди меня по кодексу любви» была завершающим аккордом «Недели словесности», ярким и запоминающимся.

Поставленные задачи в ходе работы были решены. На этапе рефлексии ребята отметили важность таких постановок, выразили готовность участвовать и в других постановках.

В мероприятии были задействованы 3 учителя средней школы, 2 педагога дополнительного образования, учащиеся 7-11 классов. Для нас важно было провести 2 мероприятия – для 7-8 и для 9-11 классов, поэтому мы готовили 2 состава участников. Это позволило заменять отсутствовавших участников.

Ссылки на приложения к методической разработке:

1) сценарий https://disk.yandex.ru/i/yF9lpimExcXFVQ 

2) презентация https://disk.yandex.ru/i/L4pjBIllOma9lA 

Использованные источники:

  1. Ретропортал. Посвящается Расулу Гамзатову. https://www.retroportal.ru/gamzatov.html Свободный доступ
  2. Баллада о времени. Стихи Расул Гамзатов. Музыка и исполнение Тамара Гокинати. https://www.youtube.com/watch?v=WB2RCIGOb-8&t=20s 
  3. Расул Гамзатов «Мой Дагестан» https://www.rasulgamzatov.ru/ 
  4. HotPleer Песни на стихи Расула Гамзатова https://box.hitplayer.ru/?s=песни%20расула%20гамзатова&p=2 
  5. Литературный портал lib.ru Стихи Расула Гамзатова «Суди меня по кодексу любви» http://lib.ru/POEZIQ/GAMZATOW/gamzatov.txt 
  6. Литературный портал livelib.ru Цитаты Расула Гамзатова https://www.livelib.ru/author/26136/quotes-rasul-gamzatov Свободный доступ
  7. Канал для блогеров Fb.ru Культура, искусство, литература. https://fb.ru/article/438219/rasul-gamzatov-tsitatyi-i-aforizmyi-vyidayuschegosya-poeta Свободный доступ
  8. Стихи Расула Гамзатова https://www.inpearls.ru/ Свободный доступ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по изучению творчества Н.Н. Носова (100-летию посвящается)

В разработке внеклассного мероприятия представлена творческая игра для детей младшего школьного возраста "Фантазёры" с использованием креативных тестов...

90-летие Расула Гамзатова

презентация к тематическому классному часу " 90-летие Расула Гамзатова"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации «У меня растут года…»

Методическая разработка предназначена для учителей технологии, классных руководителей 8-10 классов. Данное мероприятие посвящено вопросам профориентационной направленности....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории , приуроченного к 350-летию со дня рождения Петра Великого. Исторический квиз.

Разработка внеклассного занятия с использованием цифровых технологий.Внеклассное мероприятие, посвященное 350-летию со дня рождения Петра Великого.«Россия эпохи Петра 1»...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «По дорогам войны» посвящённого 77-летию Победы в Великой Отечественной войне

Методическая разработка внеклассного мероприятия предназначена для студентов и преподавателей техникума. Мероприятие рекомендуется при проведении недели патриотического воспитания, внеклассных ме...