Технологическая карта урока
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Марина Анатольевна Никитина

технологическая карта урока по литературе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 разработка технологической карты урока по литературе.

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика 

Никитина М. А.

Место работы

МБОУ « Ермаковская СШ №2»

 

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

6 класс

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

18 урок 1 чтв

Тема урока 

«Повесть временных лет»: «Сказание о белгородском киселе». Особенности жанра, тематика фрагмента

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

комбинированный урок

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные  Формировать эстетические и ценностные ориентиры учащихся. Вырабатывать интерес к произведениям древнерусской литературы

 

Метапредметные  Формировать умение работать с учебником, дополнительной литературой; понимать идеи, заложенные в древнерусский текст, анализировать и делать выводы

Предметные   Усвоить, что включает в себя понятие «древнерусская литература». углубить представление о понятии «летопись», «сказание», «художественный образ»,

-развивать навыки анализа художественного текста, функциональной грамотности и способов выражения собственного отношения к произведению;

-формировать коммуникативные и речевые умения на основе работы с текстом и другими произведениями искусства

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): метапредметность, природосообразность (рефлексия на протяжении всего урока), самостоятельность.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Мультимедийный проектор, доска. ПК. Презентации на флеш-носителях. Учебник. Художественные тексты. Карточки для индивидуальной и групповой работы.

,

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

 «Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины».

С. Лихачев

  Обсуждение  высказывания Лихачёва.

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Блиц – опрос по ДРЛ; Дома вы познакомились со статьей учебника по древнерусской литературе. Побеседуем по ней. (Ответы на вопросы учащиеся находят из статьи.)

  • Что представляли собой первые книги?
  • Как читали книги люди Древней Руси?
  • Как повлияло устное народное творчество на язык древнерусской литературы?
  • Что характерно для древнерусской литературы? Назовите эти свойства.
  • Какие события описывались в древнерусской литературе (вымышленные или исторические)?

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься 

                    Ввести обучающихся в атмосферу урока, привлечь их к пониманию цели на уроке.

Репродукция картины В. М. Васнецова «Нестор-летописец» Знаешь ли ты, кто изображён на картине?

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

Первичное восприятие текста, составление плана теста

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Установление соответствий

Как бы сказали герои древнерусской литературы, какие слова использовали бы вместо следующих выражений:

Приеду весной;

Кто-то много сделал для Родины;

Древнерусский вариант

Современный вариант

Приеду, как только на деревьях лист расцветёт

Много пота утёр за Отчизну свою

Показали плечи свои

Приеду весной

Кто-то много сделал для Родины

Враги бежали

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Составить словарик  устаревших слов.

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Кисель в нашем представлении и кисель во времена наших предков отличались.

Выполните задание.

Изучите ингредиенты старинных киселей.

Определите по составу, какой из рецептов, предположительно, использовали русичи для обмана печенегов в «Сказании о белгородском киселе» («Повесть временных лет»).Для ответа на вопрос отметьте верный вариант ответа. Овсяный кисель

  1. Кисель с облепихой
  2. Яблочный кисель с мякотью
  3. Свекольно - медовый кисель
  4. Клюквенный кисель
  1. Овсяный кисельОвсяный кисель
  • овсяные хлопья — 2 стакана
  • белый хлеб — 100 г
  • соль, молотый перец — по вкусу
  • вода — 0,7 л.
  1. Кисель с облепихой
  • облепиха (свежая или замороженная) — 1 стакан
  • мед — 4 ст. л.
  • крахмал картофельный — 2 ст. л.
  • вода — 1,5 л.
  1. Яблочный кисель с мякотью
  • яблоки кисло-сладких сортов — 4 шт.
  • сахар — 6 ст. л.
  • крахмал (любой) — 4 ч. л.
  • вода — 1 л.
  1. Свекольно-медовый кисель
  • овсяные хлопья — 10 ст. л.
  • свекла (небольшая) — 1 шт.
  • чернослив — 100 г
  • мед — 2 ст. л.
  • вода — 1 л.
  1. Клюквенный кисель
  • клюква — 300 г
  • сахар — 8 ст. л.
  • крахмал кукурузный — 1,5 ст. л.
  • вода — 2,5 л

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Часть А. Выбери один правильный ответ.

А1. В каком веке было принято христианство? Именно в это время на Русь были привезены книги.

а. IX век;

б. X век;

в. XI век.

А2. Кто был первым автором-летописцем «Повести временных лет» на Руси?

а. Ярослав Мудрый;

б. монах Никон;

в. Сильвестр.

А3. С какой целью летописец описывает события своего времени и прошлых лет?

а. чтобы люди знали, каким трудом и подвигами создавалась наша земля;

б. чтобы увековечить своё имя в истории государства;

в. чтобы прославить русских князей.

А4. О чём повествует «Сказание о белгородском киселе»?

а. о жизни жителей древнего Белгорода, быте и нравах горожан;

б. о храбрости старейшин;

в. о мудрости и находчивости горожан, обманувших печенегов и освободивших город от их осады;

А5. В «Сказании о белгородском киселе» горожане опускали в колодец две кадки. В первой из них была болтушка, из которой варят кисель. А что было во второй кадке?

а. кисель;

б. мёд;

в. вино.

А6. В «Сказании о белгородском киселе» печенеги «выбрали лучших мужей и послали в город». Сколько их было?

а. 2;

б. 5;

в.10.

А7. В «Сказании о белгородском киселе» говорится, что горожане вылили кисельную болтушку, когда привели печенегов к колодцу. В какую посуду вылили кисельную болтушку?

а. кастрюли;

б. бочки;

в. горшки.

А8. В «Сказании о белгородском киселе» есть предложение: «Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей». Что означает слово «отруби»?

а. остатки от оболочки зерна после размола;

б. семена;

в. пыльца.

А9. В «Сказании о белгородском киселе» есть предложение: «И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варить, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить её в колодец». Что означает слово «болтушка»?

а. пшённая каша;

б. сливовый компот;

в. род похлёбки из муки.

Часть В. сформулируйте и запишите краткий ответ на вопросы.

В1. Как называется средство создания образа героя , строящееся на описании его действий?

В2. Как начинаются летописные повествования?

В3. В «Сказании о белгородском киселе» упоминаются печенеги. Кто такие печенеги?

В4. Для того чтобы спасти город, старец в «сказании о белгородском киселе» повелел найти мёд. В чьей кладовой горожане нашли лукошко с мёдом?

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Какие наставления содержит « Сказание о белгородском киселе»?

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы (найти ответы можно, используя ресурс по ссылке- https://gufo.me/)

  1. Дайте характеристику печенегам.
  2. Что значит «осада затянулась...»?
  3. Что означает фраза «был в городе голод сильный»?

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

К каждому заданию формируются критерии оценивания, по которым учащиеся могут объективно оценить результат своей работы.

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как проводится оценка личности не только самой личностью, но и окружающими людьми.

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

-Подготовьте пересказ «Сказания о белгородском киселе», используя

устаревшие слова. Найдите верные интонации.

- Подготовьте иллюстрацию к произведению.

-Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Чем интересно современному

читателю «Сказание о белгородском киселе»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...