Вопросы и ответы для смыслового чтения по стихотворению А.Ахматовой. 2023 год
учебно-методический материал по литературе (11 класс)

Гынденова Любовь Юрьевна

Вопросы и ответы для смыслового чтения по стихотворению А.Ахматовой. 11 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопросы и ответы для смыслового чтения по стихотворению А.Ахматовой


В известном стихотворении А. Ахматовой «Мне ни к чему одические рати...» (цикл «Тайны ремесла!) есть строки, которые могут удивить учащихся. На этапе восприятия (предпонимания) учитель может создать рефлексивную ситуацию «точек удивления».

Задание.
Попробуйте ответить на заданные вопросы, которые создают рефлексию у учащихся в виде «точек удивления». Какой вопрос можно задать учащимся еще, чтобы усилить эмоциональную рефлексию при восприятии  и интерпретации стихотворения? Как бы вы ответили на предложенные вопросы и на сформулированный вами вопрос?

Анна Ахматова

Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.

По мне, в стихах все быть   должно

                                                       некстати,

Не так, как у людей.

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах  свежий,                                             

Таинственная плесень на стене...

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

Вопросы:
1. Удивило бы вас, если бы вам дарили не садовые цветы (георгины, розы, например), а сорняки (желтый одуванчик, лопухи, лебеда)?

2. Какие цветы вам лично ближе? Почему?

3. Что в вашем представлении означает слово «сор»? Цветы «у забора» - это сор?

4. Почему поэт говорит, что из этого «сора» растут стихи?

5. Какие мысли, представления, ощущения возникают у вас, когда вы представляете «запах дёгтя» или «плесень на стене»?

6. Что означают эти образы в вашем житейском мире, в обычной жизни людей? Если это не поэтические образы, то почему они появляются в стихах?

Тема поэта и поэзии.

Вопрос 1. Да, меня очень сильно удивил бы такой подарок. Я бы подумала, что передо мной большой оригинал, человек с нестандартным мышлением и богатым воображением («…в стихах все должно быть некстати…»).

Вопрос 2. Я люблю розы, это красивые и благородные цветы. Увидев однажды еще в детстве на картинке розы, сразу влюбилась в них. Что странно, никогда не пробовала вырастить их у себя дома. Своим вопросом вы заставили меня задуматься.

Вопрос 3. Сор – это мусор, первое, что приходит в голову. Но цветы, которые растут вдоль заборов, – это вовсе не сор. Эти цветы – часть природы, жизни. Часто они вырастают не благодаря, а вопреки, ведь их никто не замечает, никто не ухаживает за ними.

Вопрос 4. Мне кажется, что автор имеет в виду то, что одуванчик, лопухи и лебеда – это первоначальные мысли, которые крутятся в голове перед тем, как вылиться в стихи. То есть это мысли, которые спонтанно или под впечатлением какого-нибудь явления появляются в голове, как у забора сами по себе появляются одуванчики.

Вопрос 5. Ничего приятного. Могу только предположить, что «сердитый окрик», «запах дегтя» и «плесень на стене» - это плохие или грустные мысли лирической героини.

Вопрос 6. Как плесень и дёготь имеют неприятный и отталкивающий запахи (а плесень ещё и выглядит мерзко), так и мысли могут быть тяжелые или печальные. Но человек преодолевает трудности, и мысли становятся радужнее, нежнее.

Да, трудно отнести окрик, плесень и деготь к поэтическим образам, но можно подумать, что они помогают читателю почувствовать настроение автора, ход его мыслей, понять, из каких именно вещей могут иногда сложиться стихотворения. Бывает так, что нелегко поэту создавать лирические произведения, тем более спрятать в них истинные свои размышления.

 Вопросы, которые я добавила бы:

  1. Почему автор пишет, что «в стихах все быть должно некстати»?
  2. Почему же «стих уже звучит, задорен, нежен», при чем «на радость вам и мне», если он создан из «сора»?

Ответы:

  1. Обычно поэты тонко чувствующие люди, они подчас ранимы, они часто отрицают традицию, поэтому у них, особенно у Ахматовой, «в стихах все быть должно некстати». В стихотворениях ценится необычность, какая-то изюминка, поэт должен удивлять, заставить задуматься, «открыть глаза» на какие-то явления.
  2. После долгих и недолгих, трудных и нетрудных раздумий, душевных метаний («сора») рождается уникальное, яркое и вдохновляющее, радующее людей произведение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум "Сопоставительный анализ стихотворений А. Ахматовой и М. Цветаевой. 11 класс"

Работа  состоит из сопоставления стихотворений "Как люблю, как любила глядеть я..." и "Москва! - Какой огромный" по трём уровням сожности. Рассчитано на 45 минут после изучения творчества Ахматов...

Анализ стихотворения Анны Ахматовой Летний сад

Анализ стихотворения с точки зрения изобразительных средств и картины мира, выраженной в стихотворении...

Стратегии смыслового чтения. Смысловой анализ текста

Этот материал был использован при проведении мастер-класса по смысловому чтению с педагогическими работниками, чтобы показать возможности работы с текстом. Стратегии смыслового чтения сейчас необходим...

Конспект урока литературы в 11 классе "Тема родина в стихотворениях А.Ахматовой и М.Цветаевой"

На уроке осуществляется аспектный анализ лирических произведений  А.Ахматовой и М.Цветаевой, сопоставление стихотворений по отдельным признакамПедагогические задачи:1.Обеспечить условия для обуче...

Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»

laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...

Анализ стихотворения А. Ахматовой "Мужество"

Анализ стихотворения, история создания, использование художественных выразительных средств...

Настольный теннис (вопросы и ответы) Тест состоит из нескольких вопросов. В каждом вопросе несколько вариантов ответа, выберите один правильный вариант ответа.

Тест пренназначен для проверки знаний основных правил настольного тенниса.Интересен новичкам и всем любителям игры. Из предложенных вариантов ответа необходимо выьрать всего 1 правильный.В игре настол...