Рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_prog_9_lit.doc270 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области

Рассмотрено

на заседании ШМО учителей русского я зыка и литературы

Протокол №     от          2021г

Руководитель________

                Терехова К.С

Согласовано

Заместитель директора по УР

«___»_______   2021г

_______________

               Галактионова О.С  

Утверждена

Приказ №        от               2021г

Директор школы__________

   Алексеева Н.В

Рабочая программа

по литературе

в 9 классе

на 2021/2022 учебный год

Рабочую программу составила

Демидова Оксана Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Велиж 2021

Место предмета «Литература» в базисном учебном плане МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа в 9 классе – 99 часов (3 часа в неделю).

  1. Планируемые  результаты  освоения  литературы в 9 классе

Личностные результаты:

 -воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоя шее многонационального народа России;  осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

 -формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

 -формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

 -освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

 -развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

 -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

 -осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

 -развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы;

 -умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процесс е достижения результата, определять способы действий

в рамках предложенных условий и требований. корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

 -умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

 -владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

 -умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

 -умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:

смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

 -умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

 -формирование и развитие компетентности в области использования информационно¬-коммуникационных технологий.

Коммуникативные УУД:

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами  аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметные результаты:

-осознание значимости чтения, понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX - XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

-понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

-умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

-определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

-приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

-воспитание квалифицированного читателя, собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

-понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста,   восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере.

        Учащиеся научатся понимать/ знать:

•        образную природу словесного искусства;

•        содержание изученных литературных произведений;

•        основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;

•        изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

•        воспринимать и анализировать художественный текст;

•        выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

•        определять род и жанр литературного произведения;

•        выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

•        характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

•        сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

•        выявлять авторскую позицию;

•        выражать свое отношение к прочитанному;

•        выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

•        владеть различными видами пересказа;

•        строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

•        участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

•        писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•        создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

•        определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета

Учащиеся получат возможность научиться:

• прослеживать темы русской литературы и их исторические изменения;

• определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

• определять идейную и эстетическую позицию писателя;

• анализировать произведение литературы с учетом особенностей художественного метода и жанровой специфики и стилевого своеобразия;

• оценивать проблематику современной литературы и соотносить ее с идейными исканиями художников прошлого;

различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

• осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

• сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;

• использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации.

  1.  Содержание курса литературы

Введение (1 ч.)

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч.)

Смоляне в древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.(1 час)

«Слово о полку Игореве». Смоленский поэт и переводчик Н. И. Рыленков.  История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.(1 час)

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII   ВЕКА (10 ч.)

Характеристика русской литературы XVIII века (1 ч.)

Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов (2 ч.). Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

 «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин (2 ч.).  Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев (2 ч.).  Слово о писателе. «Путешествие   из   Петербурга   в   Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория   литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин (3 ч).  Слово о писателе.

Стихотворение «Осень». Сентиментализм. Повесть «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XIX  ВЕКА  (54 ч.)

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. (1 ч.)

Василий Андреевич Жуковский (2 ч.). Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов (8 ч.). Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин (14 ч.).  Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов (12 ч.). Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь (7 ч.). Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр  Николаевич Островский (2 ч.).  Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна   и   приказчик   Митя   —   положительные   герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория  литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский (3 ч.). Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория   литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой (1 ч.). Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов (3 ч.). Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

 Из поэзии XIX века (1 ч.)

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА (28 ч.)

Из  русской  прозы   XX века (1 ч.)

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин (2 ч.). Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков (2 ч.).  Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести. Пребывание писателя на Смоленщине.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов (2 ч.).  Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын (3 ч.).  Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория   литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской  поэзии XX века (1 ч.)

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.  Штрихи  к портретам смоленских поэтов.

Александр Александрович Блок (2 ч.). Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин (3 ч.). Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский (1  ч.) Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева (2 ч.). Слово о поэте. «Идешь,   на  меня  похожий...»,   «Бабушке»,   «Мне  нравится,  что вы больны не мной...»,  «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий (1 ч.). Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова (2 ч.).  Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак (1 ч.).  Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский (2 ч.). Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений. Поэт Смоленщины.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни  и романсы на стихи  поэтов XIX—XX веков (2 ч.)

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека. М. Исаковский- поэт и песенник Смоленщины.

Зачетное занятие (1ч)

ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ (4 ч.)

Античная лирика

Гай Валерий Катулл (1 ч.). Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери (1 ч.). Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир (1 ч.). Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт),  сцены четвертой

 (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете (1 ч.). Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

II.    Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

Р/р

Вн.чт.

К/р

1

Введение

1

2

Из древнерусской литературы

2

3

Из литературы 18 в.

8

1

1

4

Из русской литературы 19 в.

41

7

4

2

5

Из русской литературы 20 в.

24

2

2

6

 Из зарубежной литературы

1

3

Итого:

77

8(6 соч.)

10

4

Всего: 99 часов

Календарно – тематическое планирование по литературе в 9 классе

Тема урока.

Кол-во уроков

Дата проведения

Прим.

1

Введение (1 ч.)

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

1

Из древнерусской литературы (2 ч.)

2

«Слово…» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Рыленков - поэт и переводчик Смоленщины.

1

3

Художественные особенности «Слова»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства.

1

Из литературы XVIII в. (10 ч.)

4

Общая характеристика русской литературы XVIII в. Особенности русского классицизма.

1

5

М.В. Ломоносов (2 ч.)

 Слово о поэте и ученом. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». 

1

6

Ломоносов «Ода на восшествие…» как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения.

1

7

Г.Державин (2 ч.).

Слово о поэте-философе. Обличение несправедливости в ст. «Властителям и судиям». 

1

8

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Державина. «Памятник». 

1

9

А.Н.Радищев (2 ч.).

Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы).

1

10

Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

1

11

Н.М.Карамзин (3 ч.).

Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза».

1

12

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

1

13

Р.Р. Подготовка к сочинению на тему: «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений).

1

Из русской литературы XIX в.

(54 ч.)

14

Общая характеристика русской и мировой литературы 19 в.

1

15

В.А.Жуковский (2 ч.).

Романтическая лирика начала 19 в. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое». 

1

16

Жуковский «Светлана». Особенности жанра баллады.

1

17

А.С.Грибоедов (8 ч.).

Личность и судьба драматурга.

Проект

1

18

Грибоедов «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы.

1

19-20

Фамусовская Москва в комедии.

2

21-22

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей. И.А.Гончаров «Мильон терзаний».

2

23-24

Р/Р Подготовка и написание сочинения по комедии «Горе от ума».

2

25

А.С.Пушкин (14 ч.)

Жизнь и творчество Пушкина. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина.

1

26

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар».

1

27

Любовная лирика Пушкина. «На холмах Грузии…», «Я вас любил…». Адресаты любовной лирики поэта.

1

28

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. «Пророк», «Я памятник…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения.

1

29

Тестирование по  лирике Пушкина

1

30

Вн.чт. А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма.  Противоречие двух миров.

1

31

Роман Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа.

1

32

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

1

33

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

Проект

1

34

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

1

35

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

1

36

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Критики о романе.

1

37

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению  по роману «Евгений Онегин».

1

38

Вн.чт. 

Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». 

1

39

М.Ю.Лермонтов (12 ч.).

Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта.

1

40

Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова.

1

41

Адресаты любовной лирики Лермонтова и послания к ним.

1

42

Эпоха безвременья в лирике Лермонтова.

1

43

Лермонтов «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания.

1

44

Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла», «Максим Максимыч».

1

45-46

«Журнал Печорина». Главы «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

2

47

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

1

48

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.

 Поэзия Лермонтова и роман «Герой…» в оценке Белинского.

1

49-50

Р/Р Подготовка и написание сочинения по роману Лермонтова «Герой нашего времени»

2

51

Тестирование по лирике Лермонтова, роману «Герой нашего времени».

1

52

Н.В.Гоголь (7 ч.)

Страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Мертвые души». Обзор содержания

1

53-54

Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода.

2

55

Образ города в поэме «Мертвые души».

1

56

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.

1

57

«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души.

1

58

Р/Р  Подготовка к домашнему сочинению по поэме «Мертвые души»

1

59

А.Н. Островский (2 ч.).

Слово о писателе. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

1

60

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии.

1

61

Ф.М. Достоевский (2 ч.).

Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира. Проект

1

62

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести.

1

63

Вн.чт.

Л. Н. Толстой (1 ч.) Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». 

1

64

А.П. Чехов (3 ч.).

Слово о писателе. «Смерть чиновника». 

1

65

Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире.

1

66

Р/Р

Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос: «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века?" 

1

67

Вн.чт.

Беседа о стихах Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. Их стихотворения разных жанров.

1

Из русской литературы XX в. (28 ч.).

68

Русская литература XX в.: многообразие жанров и направлений

1

69

И.А.Бунин (2 ч.)

Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «поэзия» и «проза» русской усадьбы.

1

70

Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования.

1

71

М.А.Булгаков (2 ч.).

Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Писатель на Смоленщине.

1

72

Поэтика повести «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия.

1

73

М.Шолохов (2 ч.)

Слово о писателе. «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины.

1

74

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека».

1

75

А.И.Солженицын.(3ч)

Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни.

1

76

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм судьбы героини.

1

77

Контрольная работа или тестирование по XIX и  XX вв.

1

78

Русская поэзия Серебряного века.

1

79-80

А.А.Блок. (2ч) Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен.

2

81-82

С.Есенин.(3ч) Слово о поэте. Тема Родины в лирике поэта.

2

83

Размышление о жизни, любви, природе, предназначении человека. Народно-песенная основа лирики Есенина.

1

84

В.В.Маяковский. Новаторство поэзии поэта. Своеобразие стиха, ритма, интонации. Проект

1

85

М.И.Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти.

1

86

Образ Родины в лирическом цикле Цветаевой «Стихи о Москве».

1

87

Н.А.Заболоцкий. Тема гармонии с природой. Философский характер лирики Заболоцкого.

1

88

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

1

89

Стихи Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики.

1

90

Б. Пастернак. Вечность и современность в стихах о природе и о любви.

1

91

А.Т. Твардовский. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Стихи о родной Смоленщине.

1

92

А. Твардовский «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне.

1

93-94

Вн.чт.

Песни на стихи русских поэтов 19 и 20 веков. Исаковский – поэт и песенник Смоленского края.

2

95

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ. Итоговое тестирование

1

Из зарубежной литературы

(4 ч.)

96

Вн.чт.

Античная лирика. Катулл. Гораций

1

97

Данте Алигьери «Божественная поэзия» (фрагменты).

1

98

Вн.чт.

У. Шекспир «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен).

1

99

Вн.чт.

И. Гете «Фауст» (Обзор с чтением отдельных сцен). Эпоха Просвещения. Итоги года и задание на лето.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....