Внеурочное занятие по математике «Великая Отечественная война в цифрах и фактах» для 6 класса
план-конспект занятия по математике (6 класс) на тему

Искова Раиса Ивановна

Сценарий внеурочного занятия ко дню Победы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл velikaya_otechestvennaya_voyna_v_tsifrah_i_faylah.docx84.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

имени Героя Российской Федерации Ю.Д.Недвиги

муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области

         Внеурочное занятие по математике «Великая Отечественная война в цифрах и фактах» для 6 класса

                                                                      Подготовила   учитель  математики  

                                                                                 Раиса Ивановна Исакова

                                                                   

Тот, кто сегодня помнит прошлое своей страны, достоин будущего.

  Внеурочное занятие по математике «Великая Отечественная война в цифрах и фактах»

Цели занятия:

Образовательные:;

  1. Умение применять математические знания к решению нестандартных практических задач;
  2. Демонстрация тесной связи предметов (истории, географии и математики).
  3. Расширение знаний об истории Великой Отечественной войны.

Развивающие:

  1. Расширение кругозора учащихся;
  2. Развитие приемов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;
  3. Повышение информационной культуры учащихся, интереса к математике, истории;
  4. Развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету математика.

Воспитательные:

1. Создать условия для продолжения работы по формированию

гражданских и патриотических качеств учащихся через обращение к памяти о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

2. На конкретных фактах и примерах показать, что небывалый

в истории подвиг советского народа и армии был настолько велик и величественен, что он вдохновляет и нынешних россиян служить своему Отечеству.

3.Воспитание чувства патриотизма, уважения к старшему поколению;

Оборудование: плакаты и фотографии времен Великой Отечественной войны.

       Вступительное слово учителя.

         Прошло 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне, но до сих пор нашу память тревожит прошлое. Горькое прошлое. Героическое прошлое. Течет река времени, все дальше и дальше от нас эта война, а в памяти народной и поныне безмерные страдания военных лет и беспримерное мужество народа
Тем, кто видел эту войну. Тем, кто выжил в эту войну. Тем, кому 70 лет назад не было и 16-ти... тем, чье детство опалено огнем Великой Отечественной войны посвящается наше внеурочное занятие по математике.

Вопрос учителя: 1) А как связать ВОВ с математикой? (Многие исторические факты выражаются в числах)

2) А как может называться тема занятия?

Тема внеурочного занятия «Великая Отечественная война в цифрах и фактах» 

        Некоторые цифры и факты вы сейчас увидите на слайде

Данные о гибели гражданского населения:

- преднамеренно истреблено – 7 млн. 420 тыс. 135 человек

- погибло на принудительных работах в Германии – 2 млн. 164 тыс. 313 человек

- погибло от жестоких условий оккупации – 4 млн.100тыс. человек

Данные о гибели среди военных:

- убито в боях, умерло от ран, пропало без вести – 11 млн.

944 тыс. 100 человек.

Всего: 26 млн. 600 тыс. человек

Задание 1

(Класс разбит на четыре группы. Каждая группа  сидит за отдельным столом. Это отделение морской пехоты. На столе лежит форма морской пехоты для каждого (берет, воротник и галстук, георгиевская ленточка). Отделение должно подготовиться к началу занятия, надев всё это на себя как можно скорее. Построиться и доложить о готовности )

Учитель: Вот теперь вы военное подразделение. Доложите о готовности.

1,2,3, 4 отделение морской пехоты

Каждое отделение придумывает название и девиз

1отделение         ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

 2 отделение  

                    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 отделение

                      __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4 отделение

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

           

Задание 2

( Читает один из учеников)  Три года,  900 незабываемых дней жители Ленинграда находились в блокадном кольце немецких захватчиков. В течение этого времени у жителей не было пищи, воды, электричества, но житель города были сильны духом, выдержаны, терпеливы, отважны и верили в  нашу Победу.

    Задание выполняется по готовому тексту. Все записи выполняются на листке (Приложение1)

 Сколько хлеба в сутки получал житель Ленинграда, если рабочий получал ¼ часть, служащий, иждивенец и дети – 1/8 часть?

Но, несмотря на голод, холод и болезни работали заводы, школы, детские сады.

( Стихотворение читает Столярова Анна)

Девочка руки протянула. Уснула,

А оказалось – умерла…

Никто не обронил ни слова,

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Уроки после похорон…

Учитель: Фото из музея блокадный Ленинград. На фото кусочек блокадного хлеба.

Учитель: Долгое время технологию изготовления хлеба скрывали, на документах стоял гриф «секретно». Муки не хватало, в хлеб добавляли другие компоненты.

Хлеб с целлюлозой был пышным, а на вкус как полынь. Вычислите, сколько граммов хлопкового жмыха содержалось в одной буханке массой 1 кг?

Пищевая целлюлоза 


10% 


Хлопковый жмых 


 10% 


Обойная пыль 


0,1 


Вытряски из мешков 


2% 


Кукурузная мука 


0,03 


Ржаная мука 


73% 


Только зимой 1942 г. стал лед на Ладожском озере, и по нему была проложена в город дорога, названная в войну «Дорогой жизни».

Задание. Вычислите протяжённость «Дороги жизни», если на карте этот отрезок равен 7 см, а выполнена в масштабе 1:500000.

(Задание выполняется на листке с печатной основой, приложение 1)

Учитель: А сейчас каждый из вас побудет в роли штабного офицера. Ваша задача вычислить длину пути, которую преодолели две дивизии: 45 стрелковая дивизия и 344 Рославльская дивизии. Это будет ваш мини-проект. Затем каждое боевое отделение отчитается о своей работе.

С чего начнём? Надо знать боевой путь дивизии. Чем будем пользоваться? Картой.

Задание 3 Мини-проект (звучит песня «Мы так давно не отдыхали…»

Как работать с картой? Что показывает масштаб карты?

Каждое отделение получает листок с заданием (Приложение 2 и 3). На этих листах написана краткая историческая справка о 45 стрелковой дивизии и 344 Рославльской дивизии (материалы школьного музея). Первая и вторая группы получают задание о 45 стрелковой дивизии, третья и четвёртая группа о 344 Рославльской дивизии. Краткую историческую справку зачитывают по одному ученику из двух групп. Затем учащиеся выполняют указанное задание.

Приложение 1.

45-стрелковая дивизия была сформирована осенью 1935 года в районе Новгород – Волынский. С июля 1941 года дивизия участвовала в боях с немецкими частями под Ковелем. Осенью 1941 года из-за больших потерь выведена с фронта к Воронежу для пополнения и переформирования. Под городом Старый Оскол попала в окружение и с боями прорвалась к реке Дон. Остатки дивизии были отведены в район Куйбышева на переформирование. В конце июля 1942 года была переведена на станцию Барыш Сызранского района Куйбышевской области. В конце сентября 1942 направлена в Сталинград. В апреле 1945 принимала участие в окончательном разгроме фашистов под Берлином. (Текст читает ученик)

Учитель; Вам предстоит проследить по карте боевой путь 45-й стрелковой дивизии

Боевой путь дивизии

  1. Воронеж
  2. Старый Оскол
  3. Барыш
  4. Сталинград
  5. Берлин

Приложение 2

344- я Рославльская дивизия формировалась в Барышском и Кузоватовском районах с августа по октябрь 1941 года. В ноябре 1941 года была погружена в эшелоны в Чебоксарах и переправлена в Ногинск, а затем в Люберцы, где укомплектовывалась и получала вооружение.  В конце января 1942 года прибыла в район города Калуги и начала свой боевой путь,  25. 09.1943 года отличилась при освобождении Рославля. (Текст читает ученик)

  1. Барыш
  2. Ногинск
  3. Калуга
  4. Рославль
  5. Мемель(Клайпеда)
  6. Кандава (западнее Риги)

Каждое отделение находит на карте указанные населённые пункты и наносит путь дивизии на карту, учитывая её масштаб. Все вычисления учащиеся проводят на листке с печатной основой (приложение 2 и приложение 3)

       Учитель:  Сегодня мы вспоминаем всех, кто не вернулся с той далёкой и страшной войны, кто был на ней, но не дожил до сегодняшнего дня, кто победил, чтобы мы жили спокойно. Создано очень много мемориалов памяти. Один из таких мемориалов есть в г. Волгограде. Как назывался этот город во время войны?

 

Какой мемориал есть в Волгограде? «Мамаев курган» и скульптура «Родина-мать зовёт!»

(читает ученик) Эта фигура одна из самых больших на планете. Её масса- 8000 тонн, масса меча – 400 тонн300кг. Строили мемориал 8 лет- с1959 по 1967 годы.

Задание: А какова её высота, если высота постамента 4 м, длина меча 30 м, что  составляет 10/17 всей фигуры? (Приложение 4)

  1. 30:10 *17 = 51
  2. 51 +4 +30 = 85(м)

   Учитель:  Около 27 миллионов советских людей погибли в эти страшные годы. Таких данных просто нет. Каждый год 9 мая мы чтим всех погибших минутой молчания.

Задание 1. Сколько же лет населению Земли придется молчать, чтобы почтить память всех погибших, если каждому погибшему посвятить минуту молчания? (приложение 5)

27000000:60 (ч) = 450000(ч)

450000 : 24 = 18750 (дн)

18750 : 365 = 51(год)

Итог занятия

      В жизни каждого из нас есть праздники и памятные даты, которые имеют особое значение. А есть такие случаи, когда стирается грань, когда личное становится общим, общее воспринимается как очень близкое, очень личное. 9 Мая, День Победы — это тот самый пример такого праздника. Это наш общий праздник, праздник каждого из нас, праздник всех российских семей. Естественно, у каждого из нас есть и собственное отношение к этому празднику. И, как правило, это связано с нашими близкими родственниками, дедами, прадедами, которые воевали, прошли через горнило войны.

 Сегодня мы с вами зажжём свечу памяти. Вспомните своих родственников, прошедших дорогами ВОВ.

(Зажигается свеча и передаётся из рук в руки. Каждый ученик принимает свечу и называет имя родственника, погибшего на войне. Звучит реквием Р. Рождественского «Через года, через века помните…»).

Начинает учитель: Я помню и горжусь своими родственниками: Арзаняев Николай Никитович, Строев Яков Григорьевич, Кузнецов Ефим Михайлович

(Передаёт дальше) 

Каждый из присутствующих встаёт, называет родственника, участвующего в войне и передаёт свечу дальше

Рефлексия

Каждая группа получает листок, на котором записываю свои впечатления от занятия, начиная со слов:

«Я знаю, что…»

«Я понял, что…»

«Я уверен в том, что…»

Домашнее задание

Письмо прадеду

Письмо нашим потомкам

Все материалы каждая группа оформляет в одну папку.  Эти папки передаются в школьный музей

Учитель: Всем спасибо за внимание. (фотосессия)

Список используемой литературы

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/344
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/45
  3. https://www.google.ru/search?
  4. Фото из личного архива автора

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Нумерация многозначных чисел.Великая Отечественная война в цифрах"

Цель: закрепление вычислительных навыков по теме «Нумерация многозначных чисел», воспитание патриотизма младших школьников.   Задачи: -закрепление навыков устного счета, решения задач,...

ПРОЕКТ «Великая Отечественная война в цифрах»

ПРОЕКТ «Великая Отечественная война в цифрах»разработан на основе материалов народного музея «Память». Его целью является пробудить  интерес к истории своей стр...

Великая Отечественная война в цифрах и фактах

Данный урок проводился на Республиканском семинаре в 6 В классе.Урок посвящен 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель  урока: обобщить и систематизировать знания по темам «...

Конспект интегрированного урока (история+математика) по теме "Великая Отечественная Война в цифрах".

Урок приурочен к 72летию Победы в Великой Отечественной войне.Цель урока: закрепление знаний о фактах ВОВ, о цене победы в ней на основании умения решать примеры и задачи с десятичными дробями....

Урок математики в 6 классе "Великая Отечественная война в цифрах"

Урок предназначен для  закрепления алгоритмов решения задач на нахождение числа по его части и на нахождение части от числа, формированию умения строить диаграммы. Целью урока являются также...

Конспект урока по математике «Великая Отечественная война в цифрах и фактах», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне для 5 класса с презентацией.

Урок подготовлен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Конспект представленного урока является обобщающим уроком по пройденной теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». ...