Роль школьного образования в развитии системы «человек – общество – природа».
статья по математике на тему

Бояр Надежда Леонидовна

Статья с конспектом урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Бояр Надежда Леонидовна

учитель математики ГБОУ школы № 413

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Роль  школьного образования  в развитии системы «человек – общество – природа».

 На рубеже XX—XXI вв. цивилизация вышла на такой уровень развития, при котором антропогенное воздействие на естественную среду обитания приобретает темпы и масштабы, требующие радикального пересмотра сути взаимоотношений общества и природы. Противоречия между нарастающими потребностями общества и сравнительно ограниченными возможностями биосферы ставят под угрозу дальнейшее существование человечества. Выявление причин сложившейся экологической ситуации, фундаментальное и всестороннее обоснование предлагаемых мер для гармонизации взаимодействия общества и природы выдвинуты поэтому на передний край научного поиска.

Важнейшим аспектом в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли является образование людей в области окружающей среды, экологического воспитания всего населения и особенно подрастающего поколения. Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде. Реальным выражением ответственного отношения к природе является обладание экологической культурой.

Формирование экологической культуры личности – длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека под влиянием жизненного опыта, воспитания, научных знаний, искусства, самосовершенствования. Экологическая культура представляет собой целостную систему, состоящую из ряда взаимосвязанных элементов:

а.) система экологических знаний естественнонаучных, ценностных, нормативных, практических;

б.) экологического мышления, включающего установление причинно – следственных, вероятностных, прогностических связей; осознания истоков, сущностей и путей решения экологических проблем, принятие решений в ситуациях нравственного выбора и прогноза;

в.) культуры чувств: «морального резонанса», сочувствия, сопереживания, чувства гражданственности, патриотизма;

г.) культура экологически оправданного поведения, характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств, в повседневную норму поступка.

Проявлением экологической культуры является экологически обусловленная, ответственная деятельность.

В системе экологического образования и воспитания исключительно важную роль играет школа, где экологическое образование и воспитание должно носить непрерывный, интегрированный характер и осуществляться в течение всей жизни человека, начиная с дошкольного возраста. Особенно огромное значение для экологического образования и воспитания приобретает период обучения детей в начальной школе, где делаются первые значительные шаги по изучению и общению детей с природой. Именно начальная школа является одним из первых звеньев становления человека – гражданина, где закладываются основы экологической культуры, формируется научно – обоснованное   отношение к природной среде.

Формирование экологической культуры школьников зависит от возраста учащихся. Важнейшей целью формирования экологической культуры младших школьников является развитие наблюдательности, любознательности, повышение эмоционально - эстетического восприятия окружающего мира при непосредственном общении с природой, приобщение учащихся к посильному труду. Ведущей идеей на этом этапе является осознание школьниками идеи разносторонней ценности природы. Важно формировать и нравственные позиции ребенка. В основе их лежит осознание того, что наличие и разнообразие ценностей природы во многом зависит от отношения к ней человека.

Формированию экологической культуры у школьников любого возраста и на уроке по любому предмету, может способствовать целенаправленный отбор обучающего материала экологической направленности.

Например, на уроках математики, более доступным для усвоения цифровой материал по экологии позволяют сделать текстовые задачи, содержащие данные экологического характера.  

1. Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т. сажи в году. После установки очистительных сооружений на этом предприятии количество выбросов сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывается в атмосферу после установки очистительных сооружений?

2. Для образования в природе слоя почвы толщиной 5 см. требуется, по подсчетам ученых, 2000 лет. Сколько лет потребуется для образования слоя почвы 12 лет?

При составлении задач, содержащих сведения экологического характера, материал может быть взят не только из географических источников, справочников, но также и получен самими учащимися при изучении объектов природы во время экскурсий. Главное – экологический принцип должен быть определяющим при составлении таких задач.

В каждый урок математики нужно включать хотя бы одну задачу, знакомящую с элементами природы (будь то шмель, комар или река) или рассказывающую об охране природы, о здоровье, вреде пагубных привычек и т.д.

Этот же принцип можно использовать и на других предметах, таких как: русский язык, литература, физика и др.

Воспитывая экологическую культуру, надо помочь детям осознать, почему надо поступать в природе так, а не по-другому. Например, почему нельзя шуметь в лесу или парке; рвать цветы, долго стоять у птичьего гнезда и т.п. Для этого надо предлагать задачи, показывающие, как может человек помочь природе или, наоборот, навредить. Например: «Каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое получается из трех хвойных деревьев. Сколько хвойных деревьев в год потребуется на вашу семью?»

В заключении своей статьи хочу привести методическую разработку урока по математике.

Урок математики

«Отношения и проценты»

«Математика и здоровье»

Цели урока:

  1. повторить и закрепить  теоретический материал по данной теме;
  2. развивать мышление учащихся, учить их анализировать, рассуждать, высказывать свое мнение;
  3. применением презентации и данными задач воспитывать потребность в здоровом образе жизни (в частности, отказе от курения).

              4) подготовка к контрольной работе по данной теме.

Ход урока.  (урок на 45 минут)

  1. Организационный момент. Вступление учителя, сообщение цели и плана урока.
  2. Актуализация знаний.

  • Устный счет: Запишите дробью: 1%;  5%;  17%.
  • Как найти 30% от 800?
  • Найти 10% от 12?
  • Найти неизвестное  
  • 3 : 5 = 18 : х

(вопросы записаны на слайде презентации)

3. Просмотр кадра из мультфильма «Ну, погоди!»

 Вопрос детям: «Как вы думаете, почему мы посмотрели этот сюжет? На что вы обратили внимание?

4. На слайде статистика исследований.

  • Курение ежегодно уносит жизни около  4,8 миллионов человек.  Сколько процентов всех смертей на планете приходится на смерти от курения.
  • Что же касается России, то наша страна является сегодня одной из самых курящих стран мира. Она занимает четвертое место после Китая, Японии и Америки.
  • В настоящее время в России курят 65% мужчин

    и 30% женщин. Сколько мужчин и женщин в России  курят, если всего мужчин в стране около 52 млн., а женщин- около 60 млн.

5. Решим задачу:

 Дым от одной сигареты содержит 5 мг никотина. Сколько яда примет человек за один день, выкурив 20 сигарет, если от каждой из них в его организм попадает никотина 0,1 г.  ?

6. На слайдах информация о легких курильщиков.

7. Решение задач по группам (рядам). Краткую запись условия выполнить на доске, решить самостоятельно. Затем учитель вызывает по одному учащемуся от группы к доске и проверяет решение задач и проводит обсуждение.

  • Известно, что в среднем 80% курящих страдают заболеванием легких. Найдите количество больных, если в исследовании приняло участие 900 курящих человек.

  • Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика. В общем, курящие сокращают себе жизнь на 15%, что составляет 8,4 года. Какова средняя продолжительность жизни в России?
  • Норма суточной потребности учащихся в различных витаминах составляет в среднем 125 мг. Одна выкуренная сигарета уничтожает 20% витаминов. Сколько мг витаминов ворует у себя тот, кто курит?

8. Сложить картинку  из мультфильма ( из имеющихся картинок, на которых записаны числа, выбрать те части картинок, на которых записаны верные ответы к решенным задачам)

9.  Вывод. На слайде аргументы против курения.

  • Курение разрушает организм
  • Курение приводит к неизлечимым болезням
  • Курение снижает физическую активность
  • Курение портит цвет кожи
  • Никотин забирает свободу, человек становится его рабом.

10. А теперь устная задача о витаминах.

✶✶ В одной таблетке содержится 0,05г витамина С, это суточная норма взрослого человека. Определи, употреблением каких овощей (в граммах) можно заменить одну такую таблетку.

Продукт

Содержание витамина С в 100г продукта

Морковь

0,05г

Картофель

0,01г

Томаты

0,04г

11. Подводится итог урока. Учитель угощает детей витаминами.

Подготовила: Бояр Надежда Леонидовна - учитель математики школы №413 Петродворцового района Санкт-Петербурга 8-981-776-18-64


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Человек, общество, природа" 6 класс

Данная презентация предназначена для урока обществознания в 6 классе ( учебник Кравченко А.И., Певцова Е.А.)Цели презентации:1. подвести учащихся к пониманию взаимосвязи человека и природы.2. способст...

Человек, общество, природа

Презентация к уроку обществознания для 6 класса по учебнику Кравченко А.И, Певцова Е.А Обществознание....

Человек, общество,природа

Презентация по обществознанию для 8 класса "Человек, природа, общество"...

Человек, общество,природа

Презентация по обществознанию для 8 класса "Человек, природа, общество"...

Презентация к уроку на тему:"Человек, общество, природа" (8 класс)

Презентация к уроку на тему:"Человек, общество, природа" составлена на основе учебника Обществознание. 8 класс: учеб для общеобразоват. организаций; под ред. Л.Н. боголюбова, ресурсов Интнне...

Разработка урока по обществознанию.8 класс по теме:"Человек,общество,природа".

Разработка урока по теме: "Человек,общество, природа" знакомит учащихся с различными подходами о месте и значении природы в жизни человека и о роли человека в природе и обществе. На уроке ис...

Разработка урока по обществознанию.8 класс по теме:"Человек,общество,природа".

Урок по курсу обществознания "Человек,общество ,природа.8 класс...