Доклад на тему "Технология модульного обучения"
учебно-методический материал по математике на тему

в стадии заполнения...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_modulnogo_obucheniya.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

МО Плавский район

«Волхонщинская средняя общеобразовательная школа»

                                     

                                                                                                         

Доклад на тему:

«Технология модульного обучения»

        

                                                            Выполнил:  учитель математики

                                                                                 Виноградова Г.С.                                                                                                                  

                                                     

                                             

                                                   

                                                   Плавск – 2014

   

     Задача современной школы не в том, чтобы выработать у ученика способность запоминать и излагать информацию, передав ему максимально возможную сумму знаний, а в том, чтобы научить его осваивать свой и общественный опыт, сделать его компетентным в решении проблемных ситуаций.

На современном этапе развития учебно-воспитательного процесса наблюдается постепенный отказ от приоритетного формирования ЗУН в чистом виде. Центр тяжести переносится на формирование способности личности учащихся, особенно способности ее к самообразованию, к самостоятельному получению знаний, умений и отработке навыков. Все эти категории входят в понятие «компетентность». Воспитание компетентного человека и должно служить главной конечной целью образовательного процесса в средней школе.

Модульная технология относится к личностно-ориентированным технологиям, то есть тем технологиям, которые используются в условиях обычного класса любого типа школ.

Организация обучения учащихся в модульной технологии коренным образом отличается от традиционного обучения. Сущность его состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем. 

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Семантический смысл термина ''модульное обучение'' связан с международным понятием ''модуль'', одно из значений которого – функциональный узел. В этом контексте он понимается как основное средство модульного обучения, законченный блок информации.

Модуль - это определенный вид работы, который выполняют учащиеся. Это инструкция по достижению   цели   учебно-познавательной  деятельности,   индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа.

Блочная подача материала предполагает его разделение на определенные, законченные по смыслу части. В педагогической литературе модуль определяется как «целевой, функциональный узел обучения, который объединяет учебное содержание и технологию овладения им».

 Модульная педагогическая технология конструируется на основе ряда целей:

- важнейшая из них – создание комфортного темпа работы для каждого ученика;

- каждый ученик получает шанс определить свои возможности в учении и приспособиться

   к тем уровням изучения материала, которые предложены учителем;

-самым главным отличием этой технологии является применение принципа планирования

  совместной деятельности учителя и ученика.

Методическая сущность модульной технологии - это предоставление учащемуся центрального места в системе «учитель-ученик».

При систематическом использовании данной технологии реализуются все навыки «само» учащихся: самообучение, самоопределение, самоконтроль, самооценка, самоанализ, самореализация.

       В основе модульного обучения лежат четыре основополагающих понятия:

1. Учебный блок- модуль (модульная программа).

2. Временной цикл (законченный блок-модуль материала).

3. Учебное занятие (очень часто это   «спаренный урок»).

4 .Учебный элемент (алгоритм действий ученика на уроке).

В модуль входят: 1) план действий с указанием конкретных целей;

                               2) банк информации;

                               3) методическое руководство по достижению указанных целей.

Банк информации - это учебное содержание. Оно выстраивается в соответствии с дидактическими целями и должно быть таким, чтобы ученик эффективно его усваивал.

Методическое руководство по усвоению учебного содержания - это письменные советы учителя ученику: как лучше выполнить задание, где найти нужный материал, как выполнить проверку и т.д.

       При составлении модуля используют следующие правила:

1)  В начале модуля проводят входной контроль умений учащихся, чтобы определить уровень их готовности к дальнейшей работе. При необходимости проводится коррекция знаний путем дополнительного объяснения.

2)  Обязательно осуществлять текущий и промежуточный контроль в конце каждого  учебного  элемента.  Чаще  всего  это  взаимоконтроль,  сверка  с образцами и т.п. Его цель - выявить уровень пробелов в усвоении учебного элемента и устранить их.

3)  После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Его цель - выявить уровень усвоения модуля с последующей доработкой.

     Модульное обучение основано на следующей основной идее: ученик должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учением: мотивирует, организовывает, координирует, консультирует, контролирует. По мнению авторов данной технологии, оно интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Теория модульного обучения базируется на специфических принципах, тесно связанных с общедидактическими. Общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации определяют следующие принципы модульности:

  • модульность;
  • выделения из содержания обучения обособленных элементов;
  • динамичности;
  • действенности и оперативности знаний и их системы;
  • гибкости;
  • осознанной перспективы;
  • разносторонности методического консультирования;
  • паритетности.

В состав модуля входит:

1. План действий с указанием конкретных целей;

2. Банк информации (учебное содержание, доступное для эффективного усвоения учеником);

3. Методическое руководство по достижению дидактических целей.

Важный критерий построения модуля – структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний:

  • восприятие;
  • понимание;
  • осмысление;
  • запоминание;
  • применение;
  • обобщение;
  • систематизация.

Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. На начальном этапе можно использовать традиционную систему с элементами модульного обучения. В старших классах лекционная система вполне сочетается с модульной. Очень хорошо вписывается в модульное обучение вся система методов, приемов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Словом, модули можно использовать в любой системе обучения и тем самым усиливать её качество и эффективность.

       

                          Педагогические отступления.

  Я считаю, что основными преимуществами модульной системы обучения являются изменение форм общения учителя с учащимися и самостоятельность учащихся в достижении целей обучения. Учитель общается с учащимися как посредством модулей, так и непосредственно – с каждым индивидуально. В модуле учитель формулирует для учащихся дидактическую цель, даёт письменно советы: как рациональнее действовать, где найти нужный материал. Важно и то, что ученик может в любой момент получить от учителя устные советы по непонятным вопросам и заданиям. Во время самостоятельной работы с модулем учащиеся учатся целеполаганию, планированию, контролю, организации и оценке своей деятельности. Каждый может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях. Ученику кажется, что он работает абсолютно самостоятельно, но на самом деле учитель мягко и сугубо целенаправленно управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули. Отношения учителя и учащихся становятся более паритетными.

  Однако никакое управление невозможно без контроля, анализа и коррекции. Все виды контроля позволяют не только выявить пробелы в усвоении знаний с целью их немедленного устранения, но также при хороших знаниях и умениях углубить и закрепить материал по теме.

  Для успешной работы учащихся с модулем учебное содержание должно быть представлено таким образом, чтобы ученики эффективно его усваивали. Учитель через модуль должен беседовать с учащимися, вызывать каждого на рассуждение, поиск, догадку, подбадривать, ориентировать на успех. Ученикам нравятся модули с занимательными вопросами, тестами, схемами и таблицами, обсуждение и анализ в группе визуальных заданий, возможность проконтролировать товарища и объяснить ему материал, если возникли трудности.

  Модули помогают также решить проблему дифференциации учебного процесса, т.к. в модуль можно включить учебные элементы, соответствующие обязательному минимуму знаний (учебной программе) и дополнительные – углубленного и творческого уровня. Здесь есть также возможность осуществлять проблемное обучение.

Модуль даёт возможность учащимся для повторения основного содержания темы через учебный элемент – резюме. Лучше всего обобщение делать в форме сравнительных таблиц, графиков, диаграмм, тестов, что в математике сделать несложно.

  Наблюдения и результаты работы показывают, что для учащихся главное то, что каждый работает самостоятельно, в своём темпе. При этом есть возможность получить консультацию учителя, использовать помощь товарищей, можно всё время себя контролировать, знать, сколько ещё необходимо усилий для достижения конечной цели. Учащиеся значительно глубже осознают учебное содержание, имеют возможность в большей степени самореализоваться и это способствует мотивации учения. Данная система обучения гарантирует каждому ученику усвоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. Большие возможности у модульного обучения и для развития таких качеств личности ученика, как самостоятельность и коллективизм.

Важно также и то, что принципиально меняется роль учителя, который теперь готовится не кому, как лучше провести объяснение материала, а как лучше управлять деятельностью учеников.

  Важным условием перехода на модульное обучение я считаю уровень готовности школьников к самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Не во всех классах одинаково эффективно проходят модульные уроки. Некоторые  учащиеся просто не успевают выполнить все задания из-за того, что просто не умеют самостоятельно работать. Поэтому я работаю с модулями не во всех классах, а только в тех, где дети умеют самостоятельно работать. В остальных же классах я использую элементы модульной технологии при изучении отдельных тем школьного курса, наиболее простых и интересных учащимся, формируя у них тем самым навыки самостоятельной  работы.

 На модульных уроках учащиеся могут работать индивидуально, парами, в группах постоянного и переменного состава.

   Роль учителя на уроке заключается в управлении процессом обучения, консультировании, помощи и поддержке учеников.

 Технология модульного обучения создает надежную основу для индивидуальной и групповой самостоятельной работы обучающихся и приносят до 30% экономии учебного времени без ущерба для полноты и глубины изучаемого материала. Кроме того, достигается гибкость и мобильность в формировании знаний и умений обучающихся, развивается их творческое и критическое мышление.

Достоинства модульного обучения

1.    Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого ученика.

2.    Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками.

3.  Задается индивидуальный темп учебной деятельности.

4.    Поэтапный - модульный контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения.

5.   Достигается определенная "технологизация" обучения. Обучение в меньшей степени становится зависимым  от педагогического  мастерства учителя.

6. Обеспечение высокого уровня активизации учащихся на уроке.

7. Первоочередное формирование навыков самообразования.  

Недостатки и ограничения модульного обучения

1.  Большая трудоемкость при конструировании модулей.

2.    Разработка   модульных   учебных   программ   требует   высокой педагогической и методической квалификации, специальных учебников и учебных пособий.

3.  Уровень проблемных модулей часто невелик, что не способствует развитию        творческого        потенциала        обучающихся,        особенно высокоодаренных.

4.  В условиях модульного обучения часто остаются практически не реализованными      диалоговые      функции      обучения,      сотрудничество обучающихся, их взаимопомощь.

5.Если к каждому новому уроку, занятию учитель имеет возможность обновлять содержание учебного материала, пополнять и расширять его, то "модуль" остается как бы "застывшей" формой подачи учебного материала, его модернизация требует значительных усилий.

Методические указания.

Как организовать работу по проверке усвояемости материала?

Я делаю так:

1) заготавливаю к каждой работе компонент, содержащий цели, методические указания, содержательный блок,

2) на отдельном листе решаю все задания (бланк ответов),

3) создаю оценочный лист на ученика.

     Бланки ответов ( 5 – 6 штук) раскладываю на учительском столе, на подставке доски, чтобы учащиеся по мере решения могли свободно взять их, не мешая друг другу. Каждый ученик наряду с распечаткой модульного задания получает оценочный лист.  Оценочный лист содержит строку для каждого компонента и разделен на две части. Выполнив компонент 1, учащийся проверяет свое решение по бланку ответов. Если задание выполнено верно, он заносит в левую часть оценочного листа соответствующие баллы. Если же к каком - то из заданий допущена ошибка, ученик  не проставляет баллы, он должен решить задание под таким же номером из другого варианта. Затем снова его проверить. Если на этот раз решено верно, баллы проставляются  в правую часть оценочного листа (повторное решение), если снова неверно, обращается за помощью к учителю.

    На каждом уроке с применением модульной самостоятельной работы нужно проводить краткий инструктаж по правилам оформления оценочных листов.

Пример оценочного листа по теме  5 класса  «Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел»

Оценочный лист по теме «Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел».

         Фамилия, имя ученика_____________________________________

№ задания

Свой вариант

Количество баллов

№ задания

Повторное решение

Количество баллов

Компонент 1

Компонент 1

Компонент 2

Компонент 2

Компонент 3

Компонент 3

Компонент 4

Компонент 4

итого

            итого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Технология модульного обучения"

Модуль — это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Это инструкция по достижению цели учебно-познавательной д...

Доклад на тему "Блочно- модульное обучение на уроках русского языка"

Доклад на тему   "Блочно- модульное обучение на уроках русского языка"...

Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Строение и функции белков" 10 класс.

Данный модульный урок разработан к учубному материалу изучаемому по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Обшая биология" 10-11 класс....

Доклад на тему: "Преодоление психологической интерференции у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках письма и развития речи в специальной (коррекционной) школе" с использованием ИКТ и модульного обучения

Цель работы: познакомить с приемами преодоления психологический интерференции у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, направленными на формирование познавательных действий в процессе уроков...

Доклад "Технология модульного обучения"

В статье дается краткое описание технологии модульного обучения...

Доклад на методсовете на тему "Технология модульного обучения на уроках русского языка"

Доклад включает в себя 4 раздела на тему "Технология модульного обучения". В докладе представлена структура модульного урока, разработка раздела "Морфология" при изучении темы &quo...