Элективный курс "Подготовка к аттестации"
рабочая программа по математике (9 класс) на тему

Артемьева Любовь Валентиновна

Элективный курс для учащихся 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elekgia.docx34.49 КБ
Файл elekege.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14»

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ №14»

____________О.М.Крылова

 «___» ___________ 201__г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

МБОУ «СОШ №14»

________О.Е.Авласевич

 «___»__________201__г.

Рассмотрено на МО учителей

математического цикла

Протокол № ____

от «___» ____________ 201__г.

Руководитель МО

_________   Л.В.Артемьева

ПРОГРАММА  

факультативного курса по алгебре 

«Подготовка учащихся 9 класса к ГИА»

9 (девятый)

 (класс)

Срок реализации  программы                2013-2014

                                                                            (учебный год)

 Программу составила                           Артемьева Любовь Валентиновна

                                                             учитель  математики,высшей категории

                                                                                  (Ф.И.О. учителя, категория)

        

2012

Пояснительная записка

       Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Поэтому наряду с решением основной задачи расширенное изучение математики предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, подготовку к обучению в ВУЗе.

       Учащиеся, выбравшие данный факультатив, во время уроков работают по учебнику А.Г. Мордкович «Алгебра 9» и изучают алгебру по программе для общеобразовательных учреждений 3 часа в неделю.

       Основная цель факультатива - это  подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации по математике в 9 классе.

       Основное назначение новой системы – введение открытой, объективной, независимой процедуры оценивания учебных достижений учащихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути образования.

       Так как ГИА отличается от обычных экзаменов, то помимо дополнительной математической подготовки, требуется научить учащегося  работать с тестами, заполнять правильно бланки ответов.

           Факультативный курс «Подготовка учащихся 9 класса к ГИА» входит в образовательную область «Математика» и представляет углубленное изучение теоретического материала укрупненными блоками. Курс рассчитан на учеников, желающих основательно подготовиться к ГИА. Занятия проводятся в форме обзорных лекций, на которых сообщаются теоретические факты и практикумов по решению задач.

       При работе будут использованы приемы парной, групповой деятельности для осуществления элементов самооценки, взаимооценки, умение работать с математической литературой и выделять главное.

В процессе решения каждой задачи целесообразно четко различать четыре ступени:

  1. изучение условия задачи;
  2. поиск плана решения и его составление;
  3. осуществление плана, т.е. оформление найденного решения;
  4. изучение полученного решения – критический анализ результата решения и отбор полезной информации.

Основные методические особенности курса:

  1. Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали»  от простых типов заданий первой части до заданий  во торой части;
  2. Работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.;
  3. Работа с тренировочными тестами в режиме «теста скорости»;
  4. Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;
  5. Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.

Структура курса

Курс рассчитан на 34 занятия. Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов алгебры:

  • Выражения и их преобразования.
  • Уравнения и системы уравнений.
  • Неравенства.
  • Координаты и графики.
  • Функции.
  • Арифметическая и геометрическая прогрессии.
  • Текстовые задачи.

Формы организации учебных занятий

       Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений. Основной тип занятий  комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала. В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные, рассчитанные на 5-10 минут, контрольные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающим и обучающимся корректировать свою деятельность. Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.

Контроль и система оценивания

       Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических и лабораторных работ.  Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности. Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдачи экзамена по алгебре в форме ГИА). Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе.

Итоговый контроль реализуется в двух формах: традиционного зачёта и тестирования.

Учебно-тематический план

Раздел

Количество часов

Лекция

Практика

1.

Выражения и их преобразования

5

1

4

2.

Уравнения и системы уравнений

5

1

4

3.

Неравенства

5

1

4

4.

Функции

5

1

4

5.

Координаты и графики

4

1

3

6.

Арифметическая и геометрическая прогрессия

4

1

3

7.

Текстовые задачи

6

1

5

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1.  Выражения и их преобразования (5ч)

Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.

Тема 2. Уравнения и системы уравнений (5ч) 

Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных и уравнений высших степеней). Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений.

Тема 3. Неравенства (5ч)

Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств. 

Тема 4. Функции (5ч)

Функции, их свойства и графики (линейная, обратно-пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Анализ графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.

Тема 5. Координаты и графики (4ч)

Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы.

Тема 6. Арифметическая и геометрическая прогрессии (4ч)

Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула n-ого члена. Характеристическое свойство. Сумма n-первых членов. Комбинированные задачи.

Тема 7. Текстовые задачи (6ч)

Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». Задачи геометрического содержания.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Дата проведения

Тема

Содержание обучения

Кол-во часов

1.

Выражения и их преобразования

1.Свойства степени с натуральным и целым показателями.

5

2.Свойства арифметического квадратного корня.

3.Стандартный вид числа.

4.Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители.

5.Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.

2.

Уравнения и системы уравнения

1.Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и приводимых к ним).

5

2.Способы решения различных уравнений (дробно-рациональных и уравнений высших степеней).

3.Различные методы решения систем уравнений (графический).

4.Различные методы решения систем уравнений (метод подстановки, метод сложения).

5.Применение специальных приёмов при решении систем уравнений.

3.

Неравенства

1. Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем.

5

2.Метод интервалов. Область определения выражения.

3.Решение квадратных неравенств и систем, включающих квадратные неравенства.

4.Решение систем неравенств.

5. Решение задач из других разделов курса, требующих применение аппарата неравенств.

4.

Функции

1. Функции, их свойства и графики (линейная, обратно-пропорциональная, квадратичная и др.) .

5

2.«Считывание» свойств функции по её графику. Анализ графиков.

3.Построение графиков функций и ответы на вопросы, связанные с исследованием этих функций.

4.Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.

5. Построение более сложных графиков (кусочно-заданные, с «выбитыми» точками и т.п.).

5.

Координаты и графики

1. Составление уравнения прямых и парабол по заданным условиям.

4

2.Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы.

3. Решение задач геометрического содержания на координатной плоскости.

4. Построение графиков уравнений с двумя переменными.

6.

Арифметическая и геометрическая прогрессия

1. Решение задач с применением формул п-го члена  и суммы первых п членов арифметической прогрессий.

4

2. Решение задач с применением формул п-го члена  и суммы первых п членов геометрической прогрессий.

3. Применение аппарата уравнений и неравенств при решении задач на прогрессии.

4. Применение аппарата уравнений и неравенств при решении задач на прогрессии.

7.

Текстовые задачи

1.Задачи на проценты.

6

2.Задачи на «движение».

3.Задачи на «концентрацию».

4.Задачи на «смеси и сплавы».

5.Задачи на «работу».

6.Задачи геометрического содержания.

Ожидаемые результаты:

На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:

  • Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста.
  • Усвоят основные приемы мыслительного поиска.

Выработают умения:

  • самоконтроль времени выполнения заданий;
  • оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;
  • прикидка границ результатов;
  • прием «спирального движения» (по тесту).

Учебно-методическая литература

Методические пособия

  1. А.Г.Мордкович « Алгебра9» Методическое пособие для учителя.»Мнемозина» Москва 2007г.
  2. Кузнецова Л.В. и др. Государственная итоговая аттестация. Алгебра. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе.
  3. Лысенко Ф.Ф. Алгебра 9 класс. Итоговая аттестация-2012. Изд. «Легион» Ростов-на-Дону 2008г.;
  4. А.Г.Мордкович Алгебра9.Ч 1. Учебник «Мнемозина» 20010.
  5. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре  за  курс основной   школы. «Дрофа» Москва. 2006-2008.
  6. Ященко И. В. ГИА-2013. Математика: типовые экзаменационные варианты:30 вариантов / под редакцией И. В. Ященко – М. : Национальное образование, 2013
  7. Ященко И. В., Шестаков С. А., Семенов А. В., Захаров П. И. ГИА 2013. Математика. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / И. В.Ященко, С. А.Шестаков, А. В.Семенов, П. И.Захаров . – М.: Издательство «Экзамен», 2013.


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14»

«Утверждаю»                                                 «Согласовано»                                Рассмотрено на МО учителей математики

директор МБОУ «СОШ №14»                      зам.дир.по УВР                                    председатель МО    

___________О.М. Крылова                           ________________О.Е.Авласевич      ________________Л.В.Артемьева

_________________________                       _____________________________      _____________________________

Рабочая программа

элективного курса по математике

«Система подготовки к ЕГЭ»

составитель: учитель высшей категории

Артемьева Л.В.

год составления:2015

Пояснительная записка

 ЕГЭ по математике совмещает два экзамена – выпускной школьный и вступительный в ВУЗ. В связи с этим материал, усвоение которого проверяется при сдаче ЕГЭ, значительно шире материала, проверяемого при сдаче выпускного экзамена. Наряду с вопросами содержания школьного курса алгебры и начал анализа 10-11 классов проверяется усвоение ряда вопросов курсов алгебры 7-9 классов и геометрии 7-11 классов, которые традиционно контролируются на вступительных экзаменах. Таким образом, для подготовки к сдаче ЕГЭ необходимо повторить не только материал курса алгебры и начал анализа, но и некоторых разделов курса математики основной и средней школы: проценты, пропорции, прогрессии, материал курса планиметрии 7-9 классов и курса стереометрии 10-11 классов.

Данный курс предназначен для учащихся 11 класса и рассчитан на 33 часа. Разработка программы данного курса отвечает как требованиям стандарта математического образования, так и требованиям контрольно-измерительных материалов ЕГЭ. Программа составлена на принципе системного подхода к изучению математики. Она включает полностью содержание курса математики общеобразовательной школы, ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к этому курсу, расширяющих и углубляющих его по основным идейным линиям, а также включены самостоятельные разделы. Такой подход определяет следующие тенденции:

 Создание в совокупности с основными разделами курса для удовлетворения интересов и развития способностей учащихся.

 Восполнение содержательных пробелов основного курса, придающее содержанию расширенного изучения необходимую целостность.

 Программа предусматривает возможность изучения содержания курса с различной степенью полноты, обеспечивает прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, достаточных для изучения сложных дисциплин и продолжения образования в высших учебных заведениях.

Цели курса:

 - практическая  помощь учащимся в подготовке  к  Единому государственному экзамену по математике через повторение, систематизацию, расширение и углубление  знаний;

 - создание условий для дифференциации и индивидуализации обучения, выбора учащимися разных категорий индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и  потребностями;

 -  интеллектуальное  развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности  и  необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.

Задачи курса:

 -  подготовить к успешной сдаче ЕГЭ по математике;

 -  активизировать познавательную деятельность учащихся;

 -  расширить знания и умения в решении различных математических задач, подробно рассмотрев  возможные или более приемлемые методы их решения;

 - формировать общие умения и навыки по решению задач: анализ содержания, поиск способа решения, составление и осуществление плана, проверка и анализ решения, исследование;

 -   привить учащимся основы экономической грамотности;

 - повышать информационную и коммуникативную компетентность учащихся;

 -  помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

^ Курсу отводится 1 час в неделю. Всего 33 часа.

Особенности курса:

- интеграция разных тем;

- практическая значимость для учащихся.

Содержание курса:

. Текстовые задачи (6ч.)

 Дроби и проценты. Смеси и сплавы. Движение. Работа. Задачи на анализ практической ситуации.

. Выражения и преобразования (6 ч.)

Тождественные преобразования иррациональных и степенных выражений. Тождественные преобразования логарифмических выражений. Тождественные преобразования тригонометрических выражений.

Функции и их свойства (4ч.)

 Исследование функций элементарными методами. Производная функции, ее геометрический и физический смысл. Исследование функций с помощью производной.

  Уравнения, неравенства и их системы (6ч.)

 Рациональные уравнения, неравенства и их системы. Иррациональные уравнения и их системы. Тригонометрические уравнения и их системы. Показательные уравнения,

 неравенства и их системы. Логарифмические уравнения, неравенства и их системы. Комбинированные уравнения и смешанные системы.

Задания с параметром (1ч.)

 Уравнения и неравенства. Уравнения и неравенства с модулем.

Планиметрия (4ч.)

 Треугольники. Четырехугольники. Окружность. Окружности, вписанные в треугольник и четырехугольник. Окружности, описанные около треугольника и четырехугольника.

  Стереометрия (1ч.)

 Углы и расстояния. Сечения многогранников плоскостью. Площади поверхностей тел. Объемы тел.

  Структура и содержание контрольно - измерительных материалов Единого государственного экзамена по математике (6ч.)

 Демонстрационный вариант КИМ ЕГЭ 2015г.  

Требования к уровню подготовленности учащихся.

 В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

 -  вычислять простейшие значения корня, степени, логарифма;

 -  находить простейшие значения тригонометрических выражений;

 - выполнять простейшие тождественные преобразования тригонометрических, иррациональных, показательных, логарифмических выражений;

 - решать простейшие тригонометрические, иррациональные, показательные, логарифмические уравнения, неравенства, системы, включая с параметром и модулем;

 -  строить графики простейших  элементарных функций, проводить простейшие преобразования графиков, используя изученные методы описывать свойства функций и уметь применять их при решении простейших задач,

 -    решать простейшие типы текстовых задач с практическим содержанием на проценты, движение, работу, концентрацию, смеси, сплавы, десятичную запись числа, на использование арифметической и геометрической прогрессии;

 -    уметь соотносить процент с соответствующей дробью;

 -знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать простейшие задачи на проценты;

 -   решать простейшие  планиметрические задачи, связанные с нахождением площадей, линейных или угловых величин треугольников или четырехугольников;

 - решать простейшие стереометрические задачи, содержащие разный уровень необходимых для решения обоснований и количество шагов в решении задач, включенных в часть I  и часть II экзаменационной работы.

№ урока

Тема урока

Виды деятельности  обучающихся

Планируемые обязательные результаты

Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке

Текстовые задачи (6 ч)

Уметь:  решать простейшие типы текстовых задач с практическим содержанием на проценты, движение, работу, концентрацию, смеси, сплавы, десятичную запись числа, на использование арифметической и геометрической прогрессии

Формы работы

-фронтальная,

-групповая,

-индивидуальная.

Методы:

-словесный,

-наглядный,

-практический.

Средства обучения:

-учебник,

-дидактические материалы

1-2

Задачи практического содержания (дроби, проценты, смеси и сплавы).

3-4

Задачи на работу и движение

5-6

Задачи на анализ практической ситуации

тестовые задания

Выражения и преобразования (6ч)

Уметь:  выполнять простейшие тождественные преобразования тригонометрических, иррациональных, показательных, логарифмических выражений

Формы работы

-фронтальная,

-групповая,

-индивидуальная.

Методы:

-словесный,

-наглядный,

-практический.

Средства обучения:

-учебник

7-8

Тождественные преобразования иррациональных и степенных выражений

9-10

Тождественные преобразования логарифмических выражений.

11-12

Преобразования тригонометрических выражений.

тестовые задания

Функции и их свойства (4ч)

Уметь:  применять аппарат математического анализа к решению задач

Формы работы

-фронтальная,

-групповая,

-индивидуальная.

Методы:

-словесный,

-наглядный,

-практический.

Средства обучения:

-учебник,

-дидактические материалы

13-14

Производная, ее геометрический и физический смысл.

15-16

        

Исследование функции с помощью производной.

тестовые задания

Уравнения, неравенства и их системы (6ч)

Уметь:  решать простейшие тригонометрические, иррациональные, показательные, логарифмические уравнения, неравенства, системы

Формы работы

-фронтальная,

-групповая,

-индивидуальная.

Методы:

-словесный,

-наглядный,

-практический.

Средства обучения:

-учебник,

-дидактические материалы

17-18

Иррациональные уравнения и их системы.

19-20

Показательные уравнения, неравенства и их системы.

21-22

Логарифмические уравнения, неравенства и их системы.

тестовые задания

Задания с параметром(1ч)

23.

Уравнения и неравенства.

Уравнения и неравенства с модулем

текстовые задания

Уметь: решать простейшие уравнения и неравенства с параметром и модулем.

Формы работы

-фронтальная,

-групповая,

-индивидуальная.

Методы:

-словесный,

-наглядный,

-практический.

Средства обучения:

-учебник,

-дидактические материалы

Планиметрия (4ч)

Уметь:решать простейшие планиметрические задачи, связанные с нахождением площадей, линейных или угловых величин треугольников или четырехугольников

Формы работы

-фронтальная,

-групповая,

-индивидуальная.

Методы:

-словесный,

-наглядный,

-практический.

Средства обучения:

-учебник,

-дидактические материалы

24-27

Треугольники. Четырехугольники. Окружность.

тестовые задания

Стереометрия (1ч)

Уметь:решать простейшие стереометрические задачи, содержащие разный уровень необходимых для решения обоснований и количество шагов в решении задач, включенных в часть I  и часть II экзаменационной работы

Формы работы

-фронтальная,

-групповая,

-индивидуальная.

Методы:

-словесный,

-наглядный,

-практический.

Средства обучения:

-учебник,

-дидактические материалы

28

Площади поверхностей и объемы тел

тестовые задания

Структура и содержание контрольно - измерительных материалов ЕГЭ (6ч)

29-30

Система оценивания. Решение типовых заданий ЕГЭ

тест

Индивидуальная

31-32

Система оценивания. Решение типовых заданий ЕГЭ

тест

Индивидуальная

33

        

Тренировочные варианты ЕГЭ

тест

Индивидуальная

34.

        

Тренировочные варианты ЕГЭ

тест

Индивидуальная

Литература

 1. Кочагин В.В. ЕГЭ 2012. Математика: сборник заданий– М.: Эксмо, 2010.

 2. Высоцкий И.Р. и др. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2012: Математика. - М.:А:Астрель,2012.-(ФИПИ).

 3. Высоцкий И.Р. и др. Единый государственный экзамен 2013. Универсальные  материалы для подготовки учащихся (ФИПИ-М.: Интеллект-Центр, 2012) .

 4. Рязановский А.Р. и др. ЕГЭ 2013. Математика: решение задач– М.: Эксмо, 2012

 5. Коннова Е.Г. Математика. Базовый уровень ЕГЭ-2013 (В1-В6)- Легион-М, Ростов-на-Дону, 2012.

 6. Сугоняев И.М. Математика. 2013. Проверка готовности к ЕГЭ – Саратов: Лицей, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПОДГОТОВКА К ГИА»

Спецкурс для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА по русскому языку....

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЗНАЙ! УМЕЙ! ДЕЙСТВУЙ!» (34 ЧАСА) ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Данная программа является авторской. Данный элективный курс предназначена для учащихся  9 класса, сделавших свой выбор обществознания как предмета по выбору для сдачи в форме ГИА. Программа предп...

Программа элективного курса по обществознанию "Подготовка к государственной итоговой аттестации по обществознанию"

Элективный курс «Подготовка к ГИА по обществознанию»  предназначен для  учащихся 9 класса основной школы готовящихся к государств...

ОПЫТ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Редактирование текстов сочинений»

Элективный курс актуален, открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ГИА по русскому языку, к успешном...

"Элективный курс по русскому языку «Подготовка учащихся к итоговой государственной аттестации "(9кл)

Рабочая программа  элективного курса по русскому языку «Подготовка учащихся  к итоговой государственной аттестации " составлена на основе программы спецкурса «Подготовка уча...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию "Подготовка к государственной итоговой аттестации. ОГЭ по обществознанию"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса по обществознанию в 9 классе...