Курс по выбору учащихся
рабочая программа по математике (9 класс) на тему

Артемьева Любовь Валентиновна

Факультативный курс по выбору учащихся 9 классов " Оцени свое умение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurs_po_vyboru_otseni_svoe_umenie.docx20.95 КБ
Файл monitoring_9_i_11_klassy.docx32.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя  школа № 14»

«Рассмотрено»                                                                                  «Согласовано»                                                                     «Утверждаю»

На заседании МО                                                              Заместитель директора по УВР                                   Директор школы МБОУ СШ№14

Учителей математики                                                      МБОУ СШ№ 14                                                                  _____________/О.М.Крылова/

Руководитель МО                                                              _______/О.Е. Авласевич/                                                    Приказ №165-0 от

____________/Л.В.Артемьева/                                           «17»сентября 2015г.                                                           «17»сентября2015г.

Протокол № 1

«31»августа 2015 г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курса по выбору  «Оцени свое умение»

Составила учитель математики  Артемьева Любовь  Валентиновна,

высшей квалификационной категории

9  класс. Уровень (базовый)

2015г.

Пояснительная записка

     Предлагаемый курс «Модуль» своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся   9-х классов, которым интересна математика. Курс рассчитан на 17 часов, для учащихся 9 класса. Данный элективный курс направлен  на  расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через  решение большего класса задач. Стоит отметить, что навыки в решении уравнений, неравенств, содержащих модуль, и построение графиков элементарных функций,  содержащих модуль, совершенно необходимы любому ученику, желающему не только успешно выступить на математических конкурсах и олимпиадах, но и хорошо подготовиться к поступлению в дальнейшем в высшие учебные заведения.

Материал данного курса содержит «нестандартные» методы, которые позволяют более эффективно решать широкий класс заданий, содержащих модуль, и, безусловно,  может использоваться учителем на уроках математики. Данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию  на профессию, существенным образом связанные с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения.

     Данный курс предлагает компактное и четкое изложение теории вопроса,  решение типовых задач, самостоятельную работу. Уровень сложности задач варьируется от простых до конкурсных и олимпиадных. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.

Цель курса - повысить уровень понимания и практической подготовки в таких вопросах, как уравнения, неравенства,  графики содержащие модуль.

Задачи курса.

  • научить учащихся преобразовывать выражения, содержащие модуль;
  • научить учащихся решать уравнения и неравенства, содержащие модуль;
  • научить строить графики, содержащие модуль;
  • помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;
  • помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Методы обучения.

Отбор методов обучения обусловлен необходимостью реализовать личностно- ориентированное обучение, развивать их исследовательские и творческие способности. Поэтому основным методом обучения в данном курсе является репродуктивный метод решением проблемных задач, способствующих обучению школьников навыкам самостоятельной, творческой деятельности.                                                                 Основные формы организации учебных занятий: беседа, объяснение, практическая работа, творческие задания. На занятиях преобладает парная и групповая формы работы.

Планируемые результаты.

Знать/понимать:

что такое модуль, уравнение с модулем, неравенство с модулем.

Уметь:

точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные;

применять изученные алгоритмы для решения соответствующих заданий;

преобразовывать выражения, содержащие модуль;

решать уравнения и неравенства, содержащие модуль;

строить графики элементарных функций, содержащих модуль.

Контроль знаний и умений.

         Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий. Самостоятельных работ 3, зачет 1.

         Тематический контроль проводится после изучения тем при выполнении самостоятельных и зачетных работ в форме зачет/незачет.

Содержание программы.

1.Модуль: общие сведения (1ч).

Знать/ понимать:

Что такое модуль, определение модуля, свойства модуля, геометрический смысл модуля.

Уметь:

раскрывать модуль, используя определение;

2. Преобразование выражений, содержащих модуль (2ч)

Знать/ понимать:

выражение с модулем, числовые и алгебраические, преобразование выражений.

Уметь:

упрощать числовые выражения, содержащие модуль;

упрощать алгебраические  выражения, содержащие модуль.

3. Решение уравнений, содержащих модуль (3ч)

Знать/ понимать:

уравнение с модулем, линейное уравнение, свойства модуля.

Уметь:

решать уравнения, содержащие модуль

f|x| = a;   |f(x)| = q(x);   |f(x)| = |q(x)|;

решать уравнения, используя свойства модуля;

решать уравнения, используя геометрический смысл модуля.

4. Решение неравенств, содержащих модуль (3ч)

Знать/ понимать:

неравенство с модулем линейные, квадратичные.

Уметь:

решать неравенства, содержащие модуль.

|f(x)| < a;   f|x| > a;  |f(x)| < |q(x)|;  |f(x)| < q(x);  |f(x)| > q(x);

решать неравенства, используя свойства модуля.

5.Графики функций, содержащих модуль ( 4ч )

Знать/ понимать:

график функции, перемещение графиков, линейная функция, квадратичная функция.

Уметь:

строить графики функций, содержащих модуль.

у= |f(x)|;  у = f|x|;  |у| = f(x);  |у| = |f(x)|;

строить графики линейных функций, содержащих модуль;

строить графики квадратичных функций, содержащих модуль.

6. Модуль в зданиях единого государственного экзамена (4ч).

Уметь:

решать задания, содержащие модуль, которые встречаются на экзамене в  9-м классе:

упрощение числовых выражений с модулем

решение простейших уравнений с модулем

построение графиков с модулем.

Календарно- тематическое планирование.

№ п/п

Содержание

Всего часов

Теорет

часть

Практич

часть

Дата провед

Факт. дата

Формы урока

Контроль

1.

Модуль: общие сведения.

1

0,5

0,5

Бесед, практ. работа

2.

Преобразование выражений, содержащих модуль.

2

0,2

1,8

Бесед, практ. работа

С.р.

3.

Решение уравнений, содержащих модуль.

3

0,2

2,8

Беседа, практ. работа

С.р.

4.

Решение неравенств, содержащих модуль.

3

0,2

2,8

Беседа, практ. работа

5.

Графики функций, содержащих модуль.

4

0,5

3,5

Объяснение, практ. работа

С.р.

6.

Проверочная работа

1

1

Практ. работа

зачет

7.

Модуль в заданиях государственного экзамена

3

3

Практ. работа

Литература для ученика.

Л. В. Кузнецова и др. «Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы», М. «ДРОФА», 2007г.

Ф. Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова «Подготовка кГАИ-9», 2011г.

Литература для учителя.

В.Н. Студенецкая, Л. С. Сагателова «Сборник элективных курсов». В. «Учитель», 1006г.

Л. В. Кузнецова и др. «Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы», М. «ДРОФА», 2007г.

Ф. Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова «Подготовка кГАИ-9», 2011г.

Л. С. Яковлева «Сборник

Газета «Математика» №25 - 26 – 2004г. «Задачи с модулем».

Газета «Математика» №36 – 2002г. «Модуль и графики».

Газета «Математика» №8 – 2007г. «Модуль – это просто».

Газета «Математика» №47 – 2001г. «Построение графиков квадратичной функции, содержащей модуль».                                  

Газета «Математика» №4 – 2000г. «Практикум по алгебре».

Газета «Математика» №3 – 2004г. «Решение уравнений с модулем».

Газета «Математика» №20 – 2004г. «Уравнения и неравенства с модулем».



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя  школа № 14»

«Рассмотрено»                                                                                  «Согласовано»                                                                     «Утверждаю»

На заседании МО                                                              Заместитель директора по УВР                        Директор  МБОУ СШ№14

учителей математики                                                      МБОУ СШ№ 14                                                    __________________/О.М.Крылова/                                                                                                                                                                                   Руководитель МО                                                             ______/О.Е.Авласевич/                                       Протокол№

____________/Л.В.Артемьева/                                           «31»августа 2015г.                                                           «31»августа2015г.

Протокол № 1

«28»августа 2015 г.  

Календарно-тематическое планирование занятий

по подготовке к ЕГЭ учащихся 11 класса

составила учитель математики Артемьева Любовь Валентиновна

высшей квалификационной категории

2015-2016 учебный год

Предмет:  математика

Учитель: Артемьева Л.В.

№ п/п

Тема занятия

Уровень

Дата планируемая

Дата фактическая

1.

Уметь выполнять вычисления и преобразования

1.1 Выполнять арифметические действия, сочетая устные и

Б

письменные приемы; находить значения корня натуральной

степени, степени с рациональным показателем, логарифма

1.2 Вычислять значения числовых и буквенных выражений,

Б

осуществляя необходимые подстановки и преобразования

1.3 Проводить по известным формулам и правилам преобразования

Б

буквенных выражений, включающих степени, радикалы,

логарифмы и тригонометрические функции

2.

Уметь решать уравнения и неравенства

Б

2.1 Решать рациональные, иррациональные, показательные,

Б

тригонометрические и логарифмические уравнения, их системы

2.2 Решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя

Б

свойства функций и их графиков; использовать для

приближенного решения уравнений и неравенств графический

метод

2.3 Решать рациональные, показательные и логарифмические

Б

неравенства, их системы

3.

 Уметь выполнять действия с функциями

Б

3.1 Определять значение функции по значению аргумента при

Б

различных способах задания функции; описывать по графику

поведение и свойства функции, находить по графику функции

наибольшее и наименьшее значения; строить графики

изученных функций

3.2 Вычислять производные и первообразные элементарных

Б

функций

3.3 Исследовать в простейших случаях функции на монотонность,

Б

находить наибольшее и наименьшее значения функции

4.

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами,

Б

координатами и векторами

4.1 Решать планиметрические задачи на нахождение

Б

геометрических величин (длин, углов, площадей)

4.2 Решать простейшие стереометрические задачи на нахождение

Б

геометрических величин (длин, углов, площадей, объёмов);

использовать при решении стереометрических задач

планиметрические факты и методы

4.3 Определять координаты точки; проводить операции над

Б

векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между

векторами

5.

Уметь строить и исследовать простейшие математические

Б

модели

5.1 Моделировать реальные ситуации на языке алгебры, составлять

Б

уравнения и неравенства по условию задачи; исследовать

построенные модели с использованием аппарата алгебры

5.2 Моделировать реальные ситуации на языке геометрии,

Б

исследовать построенные модели с использованием

геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры; решать

практические задачи, связанные с нахождением геометрических

величин

5.3 Проводить доказательные рассуждения при решении задач,

Б

оценивать логическую правильность рассуждений,

распознавать логически некорректные рассуждения

5.4 Моделировать реальные ситуации на языке теории

Б

вероятностей и статистики, вычислять в простейших случаях

вероятности событий

6.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в

Б

практической деятельности и повседневной жизни

6.1 Анализировать реальные числовые данные, информацию

Б

6.2Описывать с помощью функций различные реальные

Б

зависимости между величинами и интерпретировать их

графики; извлекать информацию, представленную в таблицах,

на диаграммах, графиках

6.3 Решать прикладные задачи, в том числе социально-

Б

экономического и физического характера, на наибольшие и

наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя  школа № 14»

«Рассмотрено»                                                                                  «Согласовано»                                                                     «Утверждаю»

На заседании МО                                                              Заместитель директора по УВР                        Директор  МБОУ СШ№14

учителей математики                                                      МБОУ СШ№ 14                                                    __________________/О.М.Крылова/                                                                                                                                                                                   Руководитель МО                                                             ______/О.Е.Авласевич/                                       Протокол№

____________/Л.В.Артемьева/                                           «31»августа 2015г.                                                           «31»августа2015г.

Протокол № 1

«28»августа 2015 г.  

Календарно-тематическое планирование занятий

по подготовке к ОГЭ учащихся 9 класса

составила учитель математики Артемьева Любовь Валентиновна

высшей квалификационной категории

2015-2016 учебный год

Предмет: математика

Учитель: Артемьева Л.В.

№ п/п

Тема занятия

Уровень

Дата планируемая

Дата фактическая

1.

Уметь выполнять вычисления и преобразования

1.1 Выполнять, сочетая устные и письменные приёмы, арифметические

действия с рациональными числами, сравнивать действительные

числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми

показателями и корней; вычислять значения числовых выражений;

переходить от одной формы записи чисел к другой

1.2 Округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения

чисел с недостатком и с избытком, выполнять прикидку результата

вычислений, оценку числовых выражений

1.3 Решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением,

пропорциональностью величин, дробями, процентами

1.4 Изображать числа точками на координатной прямой

2.

Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений

2.1 Составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач,

находить значения буквенных выражений, осуществляя

необходимые подстановки и преобразования

2.2 Выполнять основные действия со степенями с целыми показателями,

с многочленами и алгебраическими дробями

2.3 Выполнять разложение многочленов на множители

2.4 Выполнять тождественные преобразования рациональных

выражений

2.5 Применять свойства арифметических квадратных корней для

преобразования числовых выражений, содержащих квадратные корни

3.

Уметь решать уравнения, неравенства и их системы

3.1 Решать линейные, квадратные уравнения и рациональные

уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и

несложные нелинейные системы

3.2 Решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и

их системы

3.3 Применять графические представления при решении уравнений,

систем, неравенств

3.4 Решать текстовые задачи алгебраическим методом,

интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений

исходя из формулировки задачи

4.

Уметь строить и читать графики функций

4.1 Определять координаты точки плоскости, строить точки с

заданными координатами

4.2 Определять значение функции по значению аргумента при

различных способах задания функции, решать обратную задачу

4.3 Определять свойства функции по её графику (промежутки

возрастания, убывания, промежутки знакопостоянства, наибольшее

и наименьшее значения)

4.4 Строить графики изученных функций, описывать их свойства

4.5 Решать элементарные задачи, связанные с числовыми

последовательностями

4.6 Распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать

задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких

первых членов прогрессий

5.

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами,

координатами и векторами

5.1 Решать планиметрические задачи на нахождение геометрических

величин (длин, углов, площадей)

5.2Распознавать геометрические фигуры на плоскости, различать их

взаимное расположение, изображать геометрические фигуры;

выполнять чертежи по условию задачи

5.3 Определять координаты точки плоскости; проводить операции над

векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между

векторами

6.

Уметь работать со статистической информацией, находить

частоту и вероятность случайного события

6.1 Извлекать статистическую информацию, представленную в

таблицах, на диаграммах, графиках

6.2 Решать комбинаторные задачи путем организованного перебора

возможных вариантов, а также с использованием правила

умножения

6.3 Вычислять средние значения результатов измерений

6.4 Находить частоту события, используя собственные наблюдения и

готовые статистические данные

6.5 Находить вероятности случайных событий в простейших случаях

7.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в

практической деятельности и повседневной жизни, уметь

строить и исследовать простейшие математические модели

7.1 Решать несложные практические расчётные задачи; решать задачи,

связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями,

Распознавать геометрические фигуры на плоскости, различать их

взаимное расположение, изображать геометрические фигуры;

выполнять чертежи по условию задачи

расчётах; интерпретировать результаты решения задач с учётом

ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых

объектов

7.2 Пользоваться основными единицами длины, массы, времени,

скорости, площади, объёма; выражать более крупные единицы через

более мелкие и наоборот. Осуществлять практические расчёты по

формулам, составлять несложные формулы, выражающие

зависимости между величинами

7.3 Моделировать реальные ситуации на языке алгебры, составлять

выражения, уравнения и неравенства по условию задачи;

исследовать построенные модели с использованием аппарата

алгебры

7.4 Описывать с помощью функций различные реальные зависимости

между величинами; интерпретировать графики реальных зависи-

мостей

7.5 Описывать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать

построенные модели с использованием геометрических понятий и

теорем, решать практические задачи, связанные с нахождением

геометрических величин

7.6 Анализировать реальные числовые данные, представленные в

таблицах, на диаграммах, графиках

7.7 Решать практические задачи, требующие систематического перебора

вариантов; сравнивать шансы наступления случайных событий,

оценивать вероятности случайного события, сопоставлять и

исследовать модели реальной ситуацией с использованием аппарата

вероятности и статистики

7.8 Проводить доказательные рассуждения при решении задач,

оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать

ошибочные заключения

расчётах; интерпретировать результаты решения задач с учётом

ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых

объектов

Мониторинг успешности ученика(цы) 9 класса

№ п/п

Тема занятия

Уровень

Дата планируемая

Дата фактическая

Модуль «Алгебра»

1 Уметь выполнять вычисления и преобразования

2 Уметь выполнять вычисления и преобразования

3 Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь выполнять преобразование алгебраических выражений

4 Уметь решать уравнения, неравенства и их системы

5 Уметь строить и читать графики функций

6 Уметь строить и читать графики функций

7 Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений

8 Уметь решать уравнения, неравенства и их системы

Модуль «Геометрия»

9 Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и  векторами

10 Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и  векторами

11 Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами

12 Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами

13Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознать ошибочные заключения

Модуль «Реальная математика»

14Пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости,  площади,

 объёма; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот

15 Описывать с помощью функций различные реальные зависимости между

 величинами; интерпретировать графики реальных зависимостей

16Решать несложные практические расчетные задачи; решать задачи, связанные

 с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами;

 пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; интерпритировать

 результаты решения задач с учётом ограничений, связанных

 с реальными свойствами рассматриваемых объектов

17Описывать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные

 модели с использованием геометрических понятий и теорем, решать

 практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин

18 Анализировать реальные числовые данные, представленные в таблицах,

на диаграммах, графиках

19Решать практические задачи, требующие систематического перебора вариантов;

 сравнивать шансы наступления случайных событий, оценивать

вероятности случайного события, сопоставлять и исследовать модели

реальной ситуацией с использованием аппарата вероятности и статистики

20 Осуществлять практические расчеты по формулам, составлять несложные

формулы, выражающие зависимости между величинами

Часть 2

Модуль «Алгебра»

21 Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений, решать

уравнения, неравенства и их системы, строить и читать графики функций

22Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений, решать

уравнения, неравенства и их системы, строить и читать графики функций,

строить и исследовать простейшие математические модели

23Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений, решать

уравнения, неравенства и их системы, строить и читать графики функций,

строить и исследовать простейшие математические модели

Модуль «Геометрия»

24 Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и

векторами

25Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать

логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения

26 Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и

векторами

Мониторинг успешности ученика (цы)  11 класса______________________________________________________________________________

№ п/п

Тема занятия

Уровень

Дата планируемая

Дата фактическая

1.Уметь выполнять вычисления и пре-

Б

образования

2 Уметь выполнять вычисления и пре-

Б

образования

3 Уметь использовать приобретенные

Б

знания и умения в практической дея-

тельности и повседневной жизни

4 Уметь выполнять вычисления и пре-

Б

образования

5 Уметь выполнять вычисления и пре-

Б

образования

6 Уметь использовать приобретенные

Б

знания и умения в практической дея-

тельности и повседневной жизни

7 Уметь решать уравнения и неравенст-

Б

ва

8Уметь строить и исследовать про-

Б

стейшие математические модели

9 Уметь использовать приобретенные

Б

знания и умения в практической дея-

тельности и повседневной жизни

10 Уметь строить и исследовать про-

Б

стейшие математические модели

11 Уметь использовать приобретенные

Б

знания и умения в практической дея-

тельности и повседневной жизни

12 Уметь строить и исследовать про-

Б

стейшие математические модели

13 Уметь выполнять действия с геомет-

Б

рическими фигурами

14Уметь выполнять действия с функ-

Б

циями

15 Уметь выполнять действия с геомет-

Б

рическими фигурами

16 Уметь выполнять действия с геомет-

Б

рическими фигурами

17 Уметь решать уравнения и неравенст-

Б

ва

18 Уметь строить и исследовать про-

Б

стейшие математические модели

19Уметь выполнять вычисления и пре-

Б

образования

20 Уметь строить и исследовать про-

Б

стейшие математические модели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс по выбору учащихся «Юный изобретатель»

Содержание программы курса направлены на освоение проектной и развитию творческой деятельности. Основной вид деятельности будет учебные практики.По окончанию курса учащиеся приобретут умен...

Программа краткосрочного курса по выбору учащихся для 6/7 классов "Моделирование из воздушных шаров"

В программе "Моделирование из воздушных шаров" представлена пояснительная записка, учебно - тематический план курса, список литературы...

Программа курса по выбору учащихся 8–х классов «Право на каждый день»

Курс имеет интегративный характер. Его содержание определяют не основы общественных наук (философии, экономики, социологии, права, религиоведения и др.), а проблемы общественной жизни, которые являютс...

Программа курса по выбору учащихся 5- 6–х классов «Через познание Малой Родины к истокам патриотизма» (историческое краеведение)

Представленная программа «Через познание Малой Родины к истокам патриотизма» реализует запросы современного общества по формированию знаний об истории родного края, ее р...

Элективный курс по выбору учащихся 9-х классов по английскому языку.

Каждый гражданин своей республики должен знать великолепную и уникальную историю своей страны, ее лучшие традиции прошлого, культурные ценности, географическое положение и природные ресурсы своей стра...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Фестиваль КСК» (краткосрочных курсов по выбору учащихся)

Методическая разработка предназначена для учителей, участвующих в реализации внеурочной деятельности в общеобразовательной школе, классных руководителей и учащихся. В методической разработке раскрывае...