ПРОГРАММА учебного курса по выбору «Решение олимпиадных задач» для 8 класса
элективный курс по математике (8 класс) на тему

Артамонова Станислава Антоновна

Аннотация к программе курса по выбору математика 7-8

 «Решение олимпиадных задач»

 

Данная программа курса по выбору разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта общего образования по математике (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089). Рабочая программа факультатива по математике составлена в соответствии с нормативными документами:

 · Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

· Учебным планом МБОУ СОШ №4 на 2016/2017 учебный год;

· Положением «О рабочей программе» МБОУ СОШ №4

 · Годовым календарным учебным графиком работы МБОУ на 2014/2015 учебный год. Согласно учебному плану МБОУ СОШ №4 программа предусматривает проведение факультативных занятий в 7-8 классе в объѐме 17 часов (0,5час в неделю).

Данная рабочая программа по математике для 7-8 класса ориентирована на учебно- методические комплекты «Алгебра» авт. Г.В.Дорофеев, С.Б.СувороваА.Г. – М., :Просвящение, 2014.

Цель: формирование у обучающихся умений рассуждать, доказывать, осуществлять поиск решения алгебраических задач, формирование опыта творческой деятельности, развитие мышления и математических способностей обучающихся.

Задачи:

· овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

· систематизация, обобщение и углубление учебного материала, изученного на уроках математики 7-8 класса.

 · формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.

· воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

· развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;

· расширение сфер ознакомления с нестандартными методами решения алгебраических задач углубление и расширение изученного учебного материала на факультативном курсе осуществляется посредством подбора задач и методических приемов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prog_kurs.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

учителей  математики

Руководитель ШПС

________/Н.А.Анискина

 Протокол № ___

от  «____»____2016 г.

СОГЛАСОВАНО

на методическом совете

МБОУ СОШ № 4

 г. Пыть-Ях

Протокол № _______

«___»___________2016 г

Председатель МС

__________/И.Ш.Джашиашвили

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ СОШ № 4

 г.Пыть-Ях

__________/Ф.Г.Петрова

Приказ № ___

от «____»______2016 г.

ПРОГРАММА

 учебного курса по выбору

 «Решение олимпиадных задач»

для 8 класса

                                                           

 Разработчик: С.А.Артамонова

Пыть-Ях

2016-2017

Пояснительная записка

Программа учебного курса «Решение олимпиадных задач» предназначена для учащихся 8 класса. Курс рассчитан на 17часов. Учебный курс «Решение олимпиадных задач» направлен на развитие логического мышления и творческих способностей учащихся, вырабатывает стремление к поиску оригинальных, нешаблонных подходов к разрешению всевозможных проблем, возникающих не только в математике, но и в других сферах. Он позволяет сформировать у учащихся представления о различных способах решения задач. Для того чтобы учащиеся успешно усваивали математику, необходимо создавать для них ситуацию успеха, т.е. дать им почувствовать, что они могут решать трудные задачи. Учебный курс ориентирован на более широкое изучение математики, выходящее за рамки школьной программы, и направлен на подготовку учащихся к участию в математических олимпиадах.

Курс состоит из восьми разделов:

Тема № 1. Делимость натуральных чисел. Признаки делимости.

Тема №2. Построение примеров чисел, обладающих указанными свойствами.

Тема №3. Задачи на разрезание фигур.

Тема № 4. Задачи на переливание и взвешивание.

Тема №5. Преобразование (вычисление) числовых выражений, содержащих дроби.

Тема №6. Задачи на составление уравнений.

Тема №7. Числовые ребусы.

Тема №8. Итоговое занятие.

        

Основные цели и задачи курса:

Цели курса:

  • обобщить, систематизировать и расширить знания учащихся, выходящие за рамки школьной программы;
  • формирование навыков решения нестандартных задач, умения самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
  • развивать логическое мышление и творческие способности учащихся.

Задачи курса:

  • учитывая интересы и способности учащихся, расширить и углубить знания по математике;
  • формировать умения самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях.
  • работа с одаренными детьми в рамках подготовки к олимпиадам и конкурсам по математике.

Требования к уровню подготовки учащихся

После изучения данного курса учащиеся должны знать:

  • признаки делимости;
  • различные способы разрезания фигур;
  • способы преобразования числовых выражений, содержащих дроби;
  • понятие «степени числа»;
  • формулы сокращенного умножения;

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять деление чисел, используя признаки делимости;
  • составлять квадрат числа из заданных цифр;
  • решать задачи на разрезание фигур, переливание и взвешивание;
  • решать задачи с помощью уравнения;
  • разгадывать числовые ребусы. 
  • находить значение выражений, применяя формулы сокращенного умножения.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть (в том числе)

1

Делимость натуральных чисел. Признаки делимости.

3

2

2

Построение примеров чисел, обладающих указанными свойствами.

2

2

3

Задачи на разрезание фигур.

3

3

4

Задачи на переливание и взвешивание.

2

2

5

Преобразование (вычисление) числовых выражений, содержащих дроби.

3

3

6

Задачи на составление уравнений.

2

2

7

Числовые ребусы.

1

1

8

Итоговое занятие.

1

1

Основное содержание курса.

Тема №1 Делимость натуральных чисел. Признаки делимости. (3 часа).

Признаки делимости чисел на 11, 12, 13, 14, 15, 17, 19, 23, 25, 41, 99, 101. Задачи на применение признаков делимости чисел. Наибольший общий делитель (НОД) и наименьшее общее кратное (НОК) чисел. Задачи на нахождение НОД и НОК.

Тема №2 Построение примеров чисел, обладающих указанными свойствами. (2 часа)

Нахождение чисел, обладающих указанными свойствами. Составление квадрата числа из заданных цифр.

Тема №3 Задачи на разрезание фигур. (3часа)

Задачи на клетчатой бумаге. Петнамино. Разбиение плоскости. Задачи на разрезание в пространстве. Головоломки на разрезание фигур.

Тема №4 Задачи на переливание и взвешивание. (2 часа)

Задачи на переливание. Задачи на взвешивание монет. Задачи на взвешивание гирь. Задачи на взвешивание различных предметов. Задачи на взвешивание под водой.

Тема №5 Преобразование (вычисление) числовых выражений, содержащих дроби. (3часа)

Степень. Степенные выражения. Формулы сокращённого умножения. Нахождение значений выражений на применение формул сокращенного умножения. Упрощение выражений и вычисление их значений.

Тема №6 Задачи на составление уравнений. (2 часа)

        Задачи на проценты. Задачи на движение. Смешанные задачи.

Тема №7 Числовые ребусы. (1 часа)

Решение числовых ребусов, представленных в виде арифметической суммы. Решение числовых ребусов, представленных в виде произведения. Решения ребусов, представленных в виде степени числа

Тема №8 Итоговое занятие. (1 часа)

На заключительном занятии решаются задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по математике.

Методические рекомендации

При реализации учебного курса «Решение олимпиадных задач» целесообразно использовать различные приёмы и методы обучения: лекции, практикумы, работа с книгой, объяснительный, частично поисковый метод обучения, способствующие развитию познавательной активности учащихся. А также принципы обучения: научность и доступность, принцип наглядности и системности обучения, связи теории с практикой.

Для заинтересованности учащихся при преподавании данного учебного курса рекомендуется использовать как можно больше наглядного материала: различных карточек, картинок, наборов фигур, иллюстраций к решению задач, схем. Для смены деятельности учащихся необходимо также использовать на занятиях развлекательные и шуточные задания.

Литература для учителя

  1. Агаханов Н.Х., Подлипский О.К. «Математические олимпиады Московской области» - М.: Изд-во МФТИ, 2003г.
  2. Агаханов Н.Х., Подлипский О.К. «Всероссийская олимпиада школьников по математике» - М.: изд. АПКиППРО, 2005г.
  3. Агаханов Н.Х., Терешин Д.А., Кузнецова Г.М. «Школьные математические олимпиады» - М.: Дрофа, 1999г.
  4. Заболотнева Н.В. Задачи для подготовки к олимпиадам. - Волгоград.
  5. .ПетраковИ.С. Математические олимпиады школьников. - М., «Просвещение», 1982г.

Литература для учащихся

1. Звавич Л.И., Кузнецова Л.В., Суворова С.Б., Алгебра. Дидактические материалы для 7 класса. – М.: «Просвещение», 2007г.

Календарно тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

8 класс

Количество часов

Дата проведения

Теоретическая часть

Практическая часть (в том числе)

По плану

Фактически

1

Делимость натуральных чисел. Признаки делимости. Признаки делимости чисел на 11, 12, 13, 14, 15, 17, 19, 23, 25, 41, 99, 101.

3

2

01.09

Делимость натуральных чисел. Признаки делимости. Задачи на применение признаков делимости чисел. Наибольший общий делитель (НОД) и наименьшее общее кратное (НОК) чисел.

08.09

Делимость натуральных чисел. Признаки делимости. Задачи на нахождение НОД и НОК.

15.09

2

Построение примеров чисел, обладающих указанными свойствами. 

Нахождение чисел, обладающих указанными свойствами.

2

2

22.09

Построение примеров чисел, обладающих указанными свойствами.

Составление квадрата числа из заданных цифр.

29.09

3

Задачи на разрезание фигур.

Задачи на клетчатой бумаге. Пентамино. Разбиение плоскости.

3

3

06.10

Задачи на разрезание фигур. 

Задачи на разрезание в пространстве..

13.10

Задачи на разрезание фигур.

 Головоломки на разрезание фигур.

20.10

4

Задачи на переливание и взвешивание. 

Задачи на переливание. Задачи на взвешивание монет.

2

2

27.10

Задачи на переливание и взвешивание. 

Задачи на взвешивание различных предметов. Задачи на взвешивание под водой.

10.11

5

Преобразование (вычисление) числовых выражений, содержащих дроби. Степень. Степенные выражения. Формулы сокращённого умножения.

3

3

17.11

Преобразование (вычисление) числовых выражений, содержащих дроби. Нахождение значений выражений на применение формул сокращенного умножения. Упрощение выражений и вычисление их значений.

24.11

Преобразование (вычисление) числовых выражений, содержащих дроби. 

Упрощение выражений и вычисление их значений.

01.12

6

Задачи на составление уравнений. Задачи на проценты. Задачи на движение.

2

2

08.12

Задачи на составление уравнений. Смешанные задачи.

15.12

7

Числовые ребусы. Решение числовых ребусов, представленных в виде арифметической суммы. Решение числовых ребусов, представленных в виде произведения. Решения ребусов, представленных в виде степени числа

1

1

22.12

8

Итоговое занятие. На заключительном занятии решаются задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по математике.

1

1

29.12

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по выбору "Решение текстовых задач" 10 класс (17 часов)

Рабочая программа элективного курса «Решение текстовых задач» (17 часов)...

Рабочая программа курса по выбору "Решение практикоориентированных задач". Математика,7 класс(ФГОС)

Программа позволит интересно и с пользой вести работу на уроке с мотивированными детьми. Решение практикоориентированных задач будет способствовать устойчивому развитию УУД у учащихся....

Рабочая программа курса по выбору Решение нестандартных задач по математике для 8-го класса (2017-2018)

Рабочая программа курса по выбору Решение нестандартных задач по математике для 8-го класса (2017-2018)...

Авторская программа элективного курса по выбору "Решение генетических задач-как основа выбора профессии"

Программа элективного курса «Решение генетических задач, как основа профессии» ориентирована на учеников 9 класса и рассчитана на 8 часов.Предлагаемая программа элективного курса поможет у...

Программа курса по выбору "Решение задач" для учащихся 11 классов

Программа составлена на основе  федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО).Данный курс расширяет возможность закрепления и совершенствования з...

Курс по выбору Решение задач по Информатике для 11 класса 2023

Курс по выбору Решение задач по Информатике для 11 класса 2023...

Программа курса по выбору «Решение пунктуационных задач» для учащихся 10-11 классов (Модифицированная программа)

Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, в творческой  деятельности. Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание...