Презентация "Роль математики в формировании метапредметных результатов обучения", комментарии к презентации.
презентация к уроку по математике (5 класс) на тему

Данный материал является методическим, полезен для учителей, начинающих работать по ФГОС. В презентации содержаться не только теоретические советы, но и ряд собственных практических находок из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мусафирова Светлана Анатольевна, учитель математики МАОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа №1»

Тезисы к выступлению на Конференции Лидеров Образования – приложение к презентации.

Тема: Роль математики в формировании  метапредметных  результатов обучения.

  • Метапредметное содержание образование и проблемы, связанные с его реализацией на уроке.
  • Пути решения проблемы: несколько предложений из опыта работы. Переход к примерам.
  • Возможности практико-ориентированных задач.
  • Краткий разбор возможных задач(задачи 1-4).
  • Пример задания на составление задач.
  • Различные формы постановки одной задачи.
  • Возможности введения реальных объектов в обучение.
  • Классификация нестандартных задач.
  • Примеры нестандартных и творческих задач.

Учитель математики МАОУ «БСОШ №1» Мусафирова Светлана Анатольевна

Каждого учителя тревожит мысль о том, как  получить метапредметные результаты без ущерба предметной составляющей.

Но метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них, то есть не может быть оторвана от предметности.

В головах детей постоянно рождаются вопросы, которые мы называем вечными:

Как произошёл мир? Что такое жизнь? Чем живое отличается от неживого? Что такое человек? Как возникло всё? Как связано всё со всем? 

Задача учителя – постоянно об этом помнить. И тогда найдутся решения, как выйти за предмет, но не уйти от него.

Я выделила несколько путей решения проблемы.

Красота математики (Во-первых,  нужно использовать любую возможность продемонстрировать гармонию, целостность и красоту математических задач. А для этого в предмете много возможностей)

Три следующие пункта я раскрою на примерах.

  • Привлекаем личный опыт учащихся при обучении. Для этого хорошо подходят практико-ориентированные задачи, которые позволят ещё и расширить познания детей в разных сферах, и мотивируют их.

Примеры задач: 1) Здесь мы видим задачу с готовым вопросом;

2) А по этой схеме требуется составить задачу и задать вопрос;

3) Следующая задача наталкивает ещё и на вопрос – как заработать деньги, возникает повод для обсуждения;

4) Также и четвертая задача приводит к обсуждению не только числового результата, но и результатов Олимпиады, например.

  • Хорошо работают задания составить сюжетную задачу по рисунку. Хотя не всем детям это удается, можно пытаться развить такую способность.
  • Форма подачи той или иной задачи зависит от уровня класса. Вот одна и та же задача в трех формах.
  1. Просто текст, как в учебнике.
  2. Но можно этот текст представить стихами, и тогда внимание будет усилено. Восприятие легче.
  3. И, наконец, все данные на картинке. Идеально для слабых учащихся.
  • Если говорить о введении реальных объектов в содержание урока, то, прежде всего,  на ум приходят различные измерения. Но на уроке можно устраивать ролевые моменты для объяснения каких-то ситуаций(например, задачи на движение навстречу, вдогонку и др.) Кроме того, можно привлекать числовые данные, связанные непосредственно с этими детьми, или школой, или населенным пунктом. И я уже не говорю о разрезании фруктов при изучении дробей.
  • К нестандартным задачам относятся задачи с избытком и с недостатком данных и с невозможностью решения.
  1. Вот задача «куда едет автобус?» 

Чтобы ответить на вопрос этой задачи нужно:

 уточнить, в какой стране происходит действие (левостороннее, правостороннее движение);

вспомнить, что у автобуса есть двери (причем двери находятся слева (либо справа), если стоять лицом по направлению движения).

Значит, автобус едет справа налево, если движение — правостороннее; едет слева направо — если левостороннее.

  1. Задача про аквариумы. Не имеет решения, так как содержимое 1 аквариума не вместится во второй.
  2. Ну и примером творческого задания может быт такое. Его можно дать в конце года или четверти как некий итог в работе.

Хочу сказать ещё, что я в своих пятых классах веду кружок «Нескучная математика» Эти занятия очень помогают достичь взаимопонимания с детьми и опять же расширить рамки предмета.

Всё это позволяет детям отвечать  на вечный для себя вопрос: а зачем мы это изучаем?

Благодарю за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль математики в формировании метапредметных результатов обучения Мусафирова Светлана Анатольевна, Учитель математики МАОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа №1» Мусафирова С.А. МАОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа №1"

Слайд 2

Мета- «стоящее за…» Мусафирова С.А. МАОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа №1"

Слайд 3

Пути решения проблемы Мусафирова С.А. МАОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа №1"

Слайд 4

Использование практико-ориентированных задач позволяет: Привлечь реальные объекты Мусафирова С.А. МАОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа №1"

Слайд 5

Я знаю, что на каждом этаже по 4квартиры Номер квартиры у Маши 130. Интересно, в каком подъезде она живёт? Задача 1 Мусафирова С.А. МАОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа №1"

Слайд 6

= 64 рубля 42 рубля 50 рублей Задача 2 Мусафирова С.А. МАОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа №1"

Слайд 7

Я заработал 3000р . 1800р. – в 2 р. Дороже, чем В 2 раза дороже, чем ? Задача 3 Мусафирова С.А. МАОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа №1"

Слайд 8

Из чего же состоит золотая медаль? серебро Медь Золото 540 г Задача 4 Мусафирова С.А. МАОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа №1"

Слайд 9

Составление сюжетных задач учащимися Пример: составь задачу, к которой подойдет иллюстрация. 1 2 Мусафирова С.А. МАОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа №1"

Слайд 10

Как выбрать форму задачи? 1 форма (как в учебнике) Бабушка Надя живет в деревне. Она содержит корову, теленка, поросенка, дюжину кур, двух гусей, кошку и щенят. Сколько щенят живет у бабушки, если всего животных 25? Мусафирова С.А. МАОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа №1"

Слайд 11

Форма 2 (стихи) Бабушка Надя в деревне живет, Животных имеет, а счет не ведет. У бабушки Нади корова, теленок, Дюжина кур и два сереньких гуся, Собака, щенята и кошка Катуся . Помогите щенят сосчитать, Если животных всего двадцать пять. Мусафирова С.А. МАОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа №1"

Слайд 12

3 форма (клиповая) Мусафирова С.А. МАОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа №1"

Слайд 13

Реальные объекты в уроке Различные измерения в школе и дома; Оперирование реальными статистическими данными, понятными и близкими; Ролевые иллюстрации к задачам; Реальная наглядность. Мусафирова С.А. МАОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа №1"

Слайд 14

Нестандартные задачи Мусафирова С.А. МАОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа №1"

Слайд 15

Неопределенная задача Куда едет этот автобус? Вправо или влево? Мусафирова С.А. МАОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа №1"

Слайд 16

Противоречивая задача Аквариум с размерами 4дм, 5дм и 2дм доверху наполнен водой. Каков будет уровень воды, если её перелить в аквариум с размерами 1,6дм, 5дм и 4дм? Мусафирова С.А. МАОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа №1"

Слайд 17

Творческое задание "Я знаю, что ничего не знаю" – эту фразу приписывают древнегреческому мыслителю Сократу. Говорят, что после этой фразы он добавил "А другие не знают и этого". Перечисли как можно больше того, чего именно ты не знаешь. Мусафирова С.А. МАОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа №1"

Слайд 18

Благодарю За внимание! Мусафирова С.А. МАОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа №1"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сетевой проект как способ формирования метапредметных результатов обучения

Сетевой проект как способ формированияметапредметных результатов обучения...

Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС

Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОСНа тему:Методика исследования одного из подходов улучшения качества гор...

«Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов» презентация

Серьезные изменения, происходящие в российской системе образования за последние годы, связанные с введением и реализацией Федеральных государственных стандартов второго поколения, оказывают ощутимое в...

Авдеева Л.И., учитель русского языка и литературы:«Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов»

В статье предлагается теоретически обоснованная, экспериментально проверенная методика работы над текстом. Разработанный АВдеевой Л.И.  дидактический материал (междисциплинарная программа «...

Авдеева Л.И. "Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов" 2016г

Выпускная квалификационная работа Авдеевой Л.И. "Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов" (2016 г). Зад...

Интеграция общего и дополнительного образования как средство формирования метапредметных результатов обучения математики

В данной статье представлен опыт работы по теме «Формирование метапредметных результатов обучения»  средствами учебного предмета «Математика». Формирование метапредметных ...

Опыт работы "Формирование метапредметных результатов обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС ООО через использование технологии проблемного обучения"

      Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится в...