Доклад "Научно-исследовательская работа на уроках математики"
методическая разработка по математике по теме

Характеристика научно-исследовательской работы, примеры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_nauch_issl_rabota.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

по теме:

«Научно-исследовательская работа на уроках математики»

                                                            Выступила:

учитель математики

и физики Ч.Х. Мавлютова

Январь, 2013 г.

Наука – это специальным образом организованная познавательная деятельность. Исторически она вырастает из потребностей практики, связь с которой сохраняется, хотя и становится опосредованной. В науке выделяют два раздела: фундаментальные и прикладные исследования. 

Исследование – вид познавательной деятельности, состоящий в целенаправленном изучении малоизвестных или неизвестных явлений и фактов, получения новой информации о чём-либо. Прикладные исследования теснее связаны с практикой, намечают решения тех проблем, которые она ставит. Фундаментальные исследования вытекают в первую очередь из потребностей самой науки, обеспечивают её непрерывное внутреннее развитие.

Научно-исследовательские работы — совокупность работ, направленных на получение новых знаний и их практическое применение.        

Научно-исследовательские работы — это работы поискового, теоретического и экспериментального характера. Научно-исследовательские работы подразделяются на фундаментальные и прикладные исследования.

Фундаментальные исследования ─ это получение новых знаний. Прикладные исследования ─ это применение новых знаний для решения конкретных задач.

Термин «научно-исследовательская работа» вошёл в употребление в советское время, однако продолжает широко использоваться и сейчас.

Основным результатом научно-исследовательской работы является отчёт о выполнении научных исследований.

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Исследовательская работа с учащимися способствует:

  • развитию творческих способностей учащихся
  • формированию исследовательской компетенции
  • воспитанию культуры и индивидуальности личности учащегося
  • развитию предпрофессиональных навыков

ФУНКЦИИ

В основной школе – развитие дидактического и методического обеспечения учебной деятельности посредством реализации исследовательских проектов как способа обновления содержания образования.

В старшей школе – развитие исследовательской компетенции и предпрофессиональных навыков.

ЭТАПЫ

  1. Постановка проблемы;
  2. Изучение теории, связанной с выбранной темой;
  3. Подбор методик исследования и практическое овладение ими;
  4. Сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
  5. Собственные выводы.

ЦЕЛИ

  • приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности;
  • развитие исследовательского типа мышления;
  • активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ─ развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в науке.

ГЛАВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ─ интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.

Какими могут быть темы исследования?

Все возможные темы можно объединить в две группы:

Экспериментальные – предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.

Теоретические – предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных источниках (учебниках, книгах и т.д.).

Темы для исследовательской работы выбираются с учетом особенностей предмета и возрастных особенностей учащихся; уровня их знаний, умений и навыков.

Приведу некоторые примеры исследовательской работы, проводимой на уроках математики. Элементы исследовательской работы присутствуют на многих уроках.

1. На уроках математики в 5-6 классах при изучении тем «Проценты», «Отношения» составляем задачи про число учащихся своего класса, других классов, школы. Путем сравнения и обобщения результатов делаем выводы. Благодаря таким задачам, дети легче и лучше усваивают материал.

2. По темам «Старинные единицы измерения длины, массы, площадей, объемов» в 5 классе детям задаю такое домашнее задание: они сами должны придумать, решить и оформить задачи со старинными единицами измерения математических величин. Учащиеся творчески относятся к заданиям такого вида, особенно к их оформлению. Естественно, здесь происходит развитие личности. Особенность таких заданий в том, что в такой работе принимают участие все учащиеся. Задачи применяю в своей дальнейшей работе.

3. При изучении тригонометрии большое внимание уделяю тригонометрическому кругу, то есть все значения тригонометрических величин, корней тригонометрических уравнений вместе с учащимися исследуем по окружности, потом делаем выводы, получаем нужные формулы.

4. При выводе некоторых формул геометрии, например, формул вычисления площадей, объемов применяю наглядный материал, предметы из окружающей обстановки, модели пространственных тел.

5. Урок алгебры, 11 класс, тема «Интеграл. Вычисление площадей с помощью интегралов». Сначала рассматриваются всевозможные способы вычисления площадей, вводятся нужные формулы. Затем решаются разные задачи на вычисление площадей

6. Урок алгебры, тема «Функции» (урок повторения). Необходимо алгебраически описать графики функций по их рисункам, т. е. для каждого из отрезков прямых или кривых линий написать уравнение соответствующих функций в общем виде. Отрезки пронумерованы, под этими номерами надо записать уравнения функций.

7. При изучении темы «Симметрия» в геометрии учащиеся выполняют исследовательскую работу по теме: «Примеры симметрии в окружающем мире».  После сдачи работ вместе обсуждаем, какой вид симметрии изображен на каждом рисунке, отмечаю лучшие работы. Это также приводит к развитию учащихся. При подготовке они используют различные ресурсы, в том числе, Интернет. Эти работы очень удобны для дальнейшего использования.

8. Урок геометрии, тема «Сумма векторов». Вместе с учащимися составляем задачи, связанные с местностью, где живут дети. Такие задачи способствуют быстрому восприятию материала.

9. Выполнение домашних зачетных работ после изучения каждой главы также можно рассматривать как один из видов исследовательской работы, так как учащиеся здесь встречаются с задачами разного уровня сложности.

10. Одним из видов исследовательской работы является составление учащимися тестовых заданий по различным темам курса математики, которые также можно использовать в дальнейшей работе.

11. В ходе подготовки к ГИА и ЕГЭ для научно-исследовательской работы можно выбрать следующие темы: «Проценты в нашей жизни», «Задачи с практическим содержанием», «Диаграммы и гистограммы».  После изучения соответствующего теоретического материала учащимся можно предложить самим составлять задачи на проценты и задачи с практическим содержанием, а потом организовать выступление перед остальными учащимися. По теме «Диаграммы и гистограммы» можно предложить учащимся провести социологический опрос по какой-нибудь теме, а по его результатам построить различные диаграммы и гистограммы. Составленные задачи можно оформить в виде сборников, которые можно будет использовать как на уроках, так и при подготовке к ГИА и ЕГЭ. Эти темы можно выбрать после изучения соответствующих тем в 5-6 классах.  

Подводя итоги по теме: «Научно-исследовательская работа», можно выделить следующее:  

1. Научно-исследовательская работа с учащимися ─ это работа, которая должна быть посильной для учащихся, соответствовать уровню их знаний, умений и навыков.

2. Научно-исследовательская работа ─ это целенаправленная, совместная работа учителя и учащихся.

3. Проделанная учащимися работа может быть представлена в виде докладов, выступлений, презентаций, защиты исследовательской работы; оформлена в виде сборников задач, тестов и т.д.

4. Научно-исследовательская работа ─ это в основном работа с одаренными детьми, с сильными учениками. Можно организовать работу и с группой учащихся.

5. Основная цель исследовательской работы ─ развитие учащихся.

6. Научно-исследовательские работы способствуют повышению и углублению уровня знаний учащихся и повышению интереса учащихся к изучаемому предмету.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа на уроках математики

Выступление на педагогическом совещании по теме:"Исследовательская работа на уроках математики "...

Активизация мыслительной деятельности учащихся через различные формы работы на уроках математики.

Теоретической основой моего опыта служит дидактическая теория Ю.К Бабанского: «Теория оптимизации учебно-воспитательного процесса». Оптимизация процесса обучения предполагает создание необходимых усло...

Организация групповой работы на уроках математики как средсво повышения качества урока.

Работа содержит теоретическое обоснование и разработку урока для 8 класса по теме  "Квадратные уравнения"....

"О некоторых формах работы на уроках математики" ( из личного опыта работы ).

В этой статье описываются некоторые матодические приемы работы на уроках математики, которые повышают эффективность урока ....

Нестандартные формы работы на уроках математики. Разработка урока-сказки в 5 классе

В статье приведена разработка  урока обобщения знаний уч-ся по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". Урок сопровождается показом слайдов с фрагментами сказки....

Отчет по самообразованию учителя математики по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках математики учащихся с ОВЗ»

Отчет по  саообразованию учителя математики по теме " Развитие навыков самостоятельной работы на уроках математики учащихся с ОВЗ"...

Открытый урок по теме «Задачи на составление уравнений. Применение технологии проблемного обучения в ходе организации групповой работы на уроке», математика 6 класс

применение новых технологий в образовательном процессе  Открытый урок по теме  «Задачи на составление уравнений.Применение технологии проблемного обучения в ходе организации  групп...