Использование системы Нумикон на уроках математики
презентация к уроку по математике по теме

Горбакова Надежда Константиновна
Почему на уроках математики я стала использовать систему Нумикон?
 
I.   Счет и понимание природы натуральных чисел.
·  Нумикон проясняет основные свойства числового ряда, поскольку эти свойства представлены в программе наглядно и доступно для различных каналов чувственного восприятия (например, для осязания).
·  Использование карточек Нумикон помогает уяснить разницу между числами, названия которых звучат похоже, например, «один-одиннадцать».
·  Нумикон помогает понять суть десятичной системы исчисления
 
II. Понимание математических операций.
 
·       Детали Нумикона, изображающие четные и нечетные числа, существенно отличаются друг от друга на вид. Возможно, без опоры на эти внешние различия некоторые дети вообще не смогли бы понять разницу между четными и нечетными числами.
 
·       Сложение наглядно иллюстрируется соединением деталей, а результат сложения можно сразу увидеть, не производя подсчет, поскольку каждое число у ребенка уже ассоциируется с определенной формой.
 
·       Наглядно представлена связь между различными числами. Ребенку легко увидеть и усвоить, например, что каждое следующее число на единицу больше, чем предыдущее.
 
 III. Удовольствие от занятий.
 
·       Многие задания Нумикона  проходят  в игровой форме.
 
·       Манипуляции с карточками Нумикон  развивают мелкую моторику.
 
·       Работа с карточками Нумикон  помогает запомнить названия цветов и научиться различать их.
 
·       В процессе индивидуальной работы обучающийся ребёнок  становится более самостоятельным.
 
Какие положительные результаты даёт система Нумикон детям с особыми образовательными потребностями:
 
Нумикон развивает память, внимание, воображение,  стимулирует мышление ребенка, помогает приобрести основные арифметические навыки и овладеть математической терминологией, -  всё это приводит к  успешному осваиванию  математики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Нумикон42 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение детей с особыми образовательными  потребностями  требует особого подхода. Наиболее сложным для них представляется освоение знаний из области математики. Ребёнку трудно овладеть даже начальными математическими навыками, необходимыми в повседневной жизни. Основные трудности в изучении математики связаны с тем, что математические понятия, как правило, абстрактны. У детей с особыми возможностями в развитии абстрактное мышление развито  слабо, поэтому для них при обучении счету необходимо представить число как можно бóльшим количеством разнообразных способов. Восприятие чисел осложняется еще и тем, что принятая у нас арабская  система записи не имеет визуализированной структуры для чисел от 1 до 10, как, например, в римских цифрах.

И ещё, когда наступает пора осваивать простейшие вычисления, такие как сложение и вычитание в пределах первого десятка, возникает еще одно препятствие. Дело в том, что у детей со сложностями в  развитии сравнительно невелик объем кратковременной памяти, поэтому им трудно хранить в уме промежуточные результаты вычислений. В следствии чего, детям необходима зрительная опора. Так же дополнительные трудности связаны и с языком, который используется в математике, то есть с терминологией. Всё это приводит к  негативному отношению к математике и неуверенности в своих силах.

Чтобы сформировать у ребенка понятие о числе, необходимо представлять числа как можно более разнообразным количеством способов (чаще всего используется ассоциативная память: 2-в виде уточки, 3- надкусанные крендельки, 6- замок, 7-Серёжа держит дверь, 8- снеговик и т.д. или цифры запоминаются в стихотворной форме:

-«Будто лебедь цифра 2 ,

Полюбуйся какова».

-«Цифра 8 так вкусна:

Из двух бубликов она».

-«Вот какая цифра есть-

Перевёрнутая 6».

При знакомстве с числами должны быть задействованы разные каналы восприятия, то есть разные органы чувств. А для улучшения результата надо подключать и осязание, и слух и кинестетический подход.

Также необходимо создать поддерживающую среду, то есть сделать занятия как можно более интересными и приятными для ребенка и отмечать даже малейшие его успехи и достижения. При таком подходе у детей повышается уверенность в своих силах и образуется стимул для дальнейших занятий.

На уроках математики я использую различные материалы и наглядные пособия. Одним из них является  Нумикон.  

Что такое Нумикон?

Нумикон - это программа обучения и набор наглядного материала, разработанные в Англии в конце 90-х годов для детей, испытывающих трудности при изучении математики. Нумикон создан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны ребенка - способность обучаться на практике,  то есть запоминать, а затем узнавать стандартизованные образцы- шаблоны.

В Нумиконе числа натурального ряда от 1 до 10 представлены формами-шаблонами-каждому числу соответствует шаблон определенной формы и цвета. Действия с числами становятся наглядными и осязаемыми.

В отличие от традиционных счетных материалов, например, счетных палочек, Нумикон  даёт целостное представление о числе. Так, число 4 – это одна зеленая форма. Постепенно  ребенок приходит к пониманию, что эту зеленую форму можно «составить», т.е. собрать рядом или наложить сверху, из 4 оранжевых или 2 сиреневых или из 1 оранжевой и 1 желтой формы.

Часто дети, имеющие нарушения фонематического слуха не различают, например, слова «девять» и «десять», «тринадцать» и «тридцать». С помощью форм Нумикона можно «составить», «собрать» любое число и не только услышать, как оно называется, но и «увидеть» его.  

Формы Нумикона устроены так, чтобы дети могли манипулировать ими, учиться распознавать шаблоны и соотносить их с соответствующими числами. Использование форм Нумикона позволяет подключать множество каналов чувственного восприятия ребенка - и слух, и зрение, и осязание, а также движение и речь. Нумикон можно использовать, чтобы освоить состав числа, сложение, вычитание.  

Почему на уроках математики я стала использовать систему Нумикон?

  1. Счет и понимание природы натуральных чисел.

  • Нумикон проясняет основные свойства числового ряда, поскольку эти свойства представлены в программе наглядно и доступно для различных каналов чувственного восприятия (например, для осязания).

  • Использование карточек Нумикон помогает уяснить разницу между числами, названия которых звучат похоже, например, «один-одиннадцать».

  • Нумикон помогает понять суть десятичной системы исчисления.

   II. Понимание математических операций.

  • Детали Нумикона, изображающие четные и нечетные числа, существенно отличаются друг от друга на вид. Возможно, без опоры на эти внешние различия некоторые дети вообще не смогли бы понять разницу между четными и нечетными числами.

  • Сложение наглядно иллюстрируется соединением деталей, а результат сложения можно сразу увидеть, не производя подсчет, поскольку каждое число у ребенка уже ассоциируется с определенной формой.

  • Наглядно представлена связь между различными числами. Ребенку легко увидеть и усвоить, например, что каждое следующее число на единицу больше, чем предыдущее.

       III. Удовольствие от занятий.

  • Многие задания Нумикона  проходят  в игровой форме.

  • Манипуляции с карточками Нумикон  развивают мелкую моторику.

  • Работа с карточками Нумикон  помогает запомнить названия цветов и научиться различать их.

  • В процессе индивидуальной работы обучающийся ребёнок  становится более самостоятельным.

Какие положительные результаты даёт система Нумикон детям с особыми образовательными потребностями:

Нумикон развивает память, внимание, воображение,  стимулирует мышление ребенка, помогает приобрести основные арифметические навыки и овладеть математической терминологией, -  всё это приводит к  успешному осваиванию  математики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовой проект по теме"Адаптивная система обучения на уроках математики средствами ИКТ".

Презентация курсового проекта по теме "Адаптивная система обучения на уроках математики средствами ИКТ"....

Система использования дидактических игр на уроках математики

Материал дает возможность глубже понять  применение дидактических игр на уроках математики  в работе с глухими детьми....

Интегрированный урок математики и информатики. 8-й класс. Использование информационных технологий на уроке математики. Тема "Геометрический метод определения количества корней квадратных уравнений "

Психологические исследования подтверждают, что некоторые обучающиеся испытывают значительные трудности при работе с информацией,  представленной в формализованном и формальном виде,  не восп...

Использование компьютерных технологий на уроках математики с целью повышения эффективности урока

Использование компьютерных технологий на уроках математики с целью повышения эффективности урока...

Доклад на МО учителей математики и физики: « Использование развивающих заданий на уроках математики и во внеурочное время, как важнейшее направление работы с одарёнными детьми»

МКОУ « Александровская основная общеобразовательная школа»Докладна МО учителей математики и физики:« Использование развивающих заданий на уроках математики и во  внеурочное время, как важнейшее н...

статья Использование системы здоровьесбережения на уроках физической культуры

В статье описана система работы учителя на уроках физической культуры по сохранению и укреплению здоровья учащихся....

Мастер-класс на районном семинаре учителей математики «Использование интерактивной доски на уроках математики»

laquo;Использование интерактивной доски на уроках математики» Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал...