Статья "Активизация мыслительной деятельности учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках математики"
статья по математике на тему

Андросик Светлана Васильевна

Обучение математике способствует умственному развитию, в процессе которого у учащихся вырабатываются умения обобщать и конкретизировать, систематизировать и классифицировать, проводить анализ. Формируются также личностные качества: точность, сосредоточенность, внимание, настойчивость, ясность словесного выражения мысли. Проявления интереса к предмету можно добиться путём применения современных или, как их сейчас называют, инновационных технологий в обучении.

Важное место в комплексе задач обучения математике занимает проблема активизации мыслительной деятельности обучаемых. Современная концепция обучения сегодня состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать его деятельность.

Основная цель моей работы состоит в обеспечении условий для формирования совокупности знаний, умений, навыков учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках математики. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

С.В. Андросик, учитель математики

Алтайский край, г. Барнаул

МБОУ «СОШ №84»

E-mail: androsik_svetlana@mail.ru

Активизация мыслительной деятельности учащихся через организацию самостоятельной работы

        


     Обучение математике способствует умственному развитию, в процессе которого у учащихся вырабатываются умения обобщать и конкретизировать, систематизировать и классифицировать, проводить анализ. Формируются также личные качества: точность, сосредоточенность, внимание, настойчивость, ясность словесного выражения мысли. Проявление интереса к предмету можно добиться путём применения новых современных или как их сейчас называют инновационных технологий в обучении.

            Важное место в комплексе задач обучения математике занимает проблема активизации мыслительной деятельности обучаемых. Современная концепция обучения сегодня состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать его деятельность.            

Основная цель моей работы состоит в обеспечении условий для формирования совокупности знаний, умений, навыков учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках математики. Для реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:
1. создание на уроках математики условий для активизации познавательной деятельности учащихся;

2. формирование и развитие общеучебных, самостоятельных, познавательных навыков учащихся;
3. создание условий для добывания знаний из реальной жизни, для овладения различными методами действий в нестандартных ситуациях;

4. способствовать выработке знаний и умений планирования, целенаправленности, анализа, самооценки познавательной деятельности у учащихся;

5. формирование у обучающихся способности владения различными методами познания.

     Способы активизации познавательной деятельности, которые я использую на уроках:

  1. Создание атмосферы заинтересованности: достижение поставленной цели, оценка труда.
  2. Стимулирование к диалогу, создание ситуации общения, то есть такой

ситуации, в которой ребята должны:        

  • Защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, использовать приобретенные знания;
  • Задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться с их помощью в процесс познания;
  • Рецензировать ответы товарищей, сочинения, другие творческие работы, вносить коррективы, давать советы;
  • Делиться своими знаниями с другими;
  • Помогать товарищам при затруднениях, объяснять им непонятное;
  1.  Побуждение учащихся находить не единственное решение, а несколько решений предпринятых самостоятельно
  2. Смена форм деятельности повышает работоспособность ребят на уроке (устная работа, работа классом, самостоятельная работа, индивидуальные задания, самопроверка, игровые элементы)
  3.  Физкультурная минутка; можно пошутить, дать ребятам снять напряжение, усталость;
  4.  Попросить ребят составить карточки-задания друг для друга;
  5.  Сильный ученик опрашивает слабого (практикуется при доказательстве теорем);
  6.   Поощрение любой познавательной деятельности учащихся.
  7.   Высокий темп урока: план составляется так, чтобы каждый ребенок был занят, таким образом у учеников не остается свободного времени, чтобы отвлекаться (ни минуты свободного времени на уроке).

 Работа учителя по активизации познавательной деятельности учащихся наиболее эффективна, а качество знаний учащихся выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие их познавательный интерес. В своей работе я использую приемы, методы, которые позволяют вовлечь учащихся в активную, познавательную, творческую деятельность.

  В урок я включаю: Занимательные задания, занимательное содержание материала, игровой материал, составление кроссвордов, заслушать написанные рефераты, конкурсы, соревнования

   Самостоятельное выполнение заданий – самый надёжный показатель качества знаний, умений и навыков учащихся.  Ученик, получая теоретически обоснованные способы действий, знания, может самостоятельно вырабатывать подобные способы при решении поставленных проблем.

          Рассматривая структуру самостоятельной познавательной деятельности учащихся, я пришла к выводу о необходимости повышения количества разнообразных самостоятельных работ в учебном процессе.   В своей работе я стараюсь изжить устаревший взгляд на самостоятельную работу, как на работу, связанную исключительно с закреплением, повторением изученного и с контролем над усвоением. Стараюсь использовать разнообразные виды самостоятельной работы для активизации учебной деятельности учащихся, воспитания у них активности, самостоятельности мышления, умения применять знания в процессе обучения. По характеру учебной самостоятельной деятельности можно выделить 4 уровня.

Первый уровень - простейшая воспроизводящая самостоятельность. Этот уровень проявляется при выполнении простого воспроизведения имеющихся знаний.

   Второй уровень проявляется в умении из нескольких правил выбрать одно и использовать в решении. На данном уровне учащийся показывает умение производить мыслительные операции, такие как сравнение, анализ.

        Третий уровень – частично – поисковый. На этом уровне проявляется умение из имеющихся правил формировать обобщённые способы для решения более широкого класса задач. В деятельности ученика на этом уровне значительное место занимает контроль результатов.            

Четвёртый уровень – творческая самостоятельность. Этот вид самостоятельности проявляется чаще на кружках, факультативах, олимпиадах.

    В своей работе для проверки знаний использую тест. Он позволяет провести более широкий тематический контроль материала на ту или иную тему, а может быть, и на ряд тем. Тест позволяет сэкономить время на уроке. Интенсивная работа при тестировании в 5-9 классах повышает заинтересованность учащихся в хорошем результате. Кроме того, тест благотворно влияет на развитие интуиции и логического мышления. Путь к этому лежит через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса, занимательность, а также через творческие работы учащихся.

          Для активизации учебной деятельности школьников, воспитания у них  самостоятельности мышления, умения применять знания в процессе обучения  я использую фронтально-индивидуальную и обучающую самостоятельные  работы.

Фронтально-индивидуальная: образец решения задания записывается на доске и разбирается его пошаговое выполнение. После чего учащимся предлагается выполнить задание по образцу, при этом затрудняющимся оказывается помощь. Такая работа носит воспроизводящий характер, но она незаменима при формировании новых умений и навыков, при отработке алгоритмических действий.

       Обучающая: в решении задания пропущены объяснения или (и) вычисления. Учащийся должен восстановить решения задания полностью. При выполнении такой работы формируется объем активных знаний учащихся, умение обосновывать решение, применять изученные теоретические положения на практике.

    Умение заинтересовать математикой — дело не простое. Как сформировать интерес к предмету? Конечно же, через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемных ситуаций, использование разнообразных методов обучения. 
  Самое приятное в учебно-воспитательном процессе – это видеть улыбки на лицах учеников, приходить в класс, зная, что тебя там ждут и рады тебе. 
   Каждый ребенок по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, самореализоваться.

Библиографический список:

  1. Ахметгалиев А. Мотивация деятельности на уроках математики.// .// Математика в школе. 1996, №2 с. 56-60
  2. Егорова Л.И. Создание ситуации успеха на уроке.// Математика в школе. 1996, №6 с.3 – 5.
  3. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики. Пособие для учителя. – М.: Просвещение. 1985.
  4. Касьяненко М.Д.  Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении математики. – М. Просвещение, 1988.
  5. Математика 5 – 11 классы: нетрадиционные формы организации тематического контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М.Фадеева. – Волгоград: Учитель,2006
  6. Окунев А.А. О развитии творческих способностей учащихся: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988.
  7. Ситникова Т.В. Приемы активизации учащихся в 5 – 6 классах.// Математика в школе. 1993, №2 с. 24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация мыслительной деятельности учащихся через различные формы работы на уроках математики.

Теоретической основой моего опыта служит дидактическая теория Ю.К Бабанского: «Теория оптимизации учебно-воспитательного процесса». Оптимизация процесса обучения предполагает создание необходимых усло...

Обобщение опыта по теме "Организация самостоятельной работы на уроках математики как средство саморазвития школьников

          Противоречие между использованием традиционной методики преподавания   с   опорой   на   идею   максимальной...

Организация самостоятельных работ на уроках математики при изучении тем «Показательная функция» и «Логарифмическая функция».

Одним из путей развития творческой активности и активизации познавательной деятельности обучающихся, совершенствования процесса обучения математике является умело организованная система самостоятельны...

Работа по теме самообразования: Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии.

Работа над темой самообразования:Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии....

Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии.

Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии....

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА УРОКАХ ХИМИИ

Самостоятельная работа является важной и неотъемлемой частью любого урока, так как она заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал. Самостоятельные работы должны быть разн...

"Развитие учебно-познавательной деятельности учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках информатики

Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) открывает новые перспективы в сфере образования. Важнейшей задачей системы образования является применение методов обучения, о...