Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ
учебно-методический материал по математике по теме

Эшанов Алишер Алимджанович

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базовой подготовки, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  К  САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  К  ПРАКТИЧЕСКИМ  РАБОТАМ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Колледж космического машиностроения и технологий

                      Утверждаю

Зам. директора ККМТ по УР

  _________Е.В.Антропова     «___»____________201___г.

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине

ЕН.01. Математика

программы подготовки специалистов среднего звена по специальности

38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Базовой подготовки

Королев, 2015

Должность

Фамилия/ Подпись

№ и дата протокола

Разработал

Преподаватель ККМТ

А.А.Эшанов

Рассмотрено

Председатель цикловой (предметной) комиссии

А.А.Соколова

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТфонда оценочных средств        3
  2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке        3
  3. Оценка освоения учебной дисциплины        …4
  1. Формы и методы оценивания………………………………………..5
  2. Задания для оценки освоения дисциплины(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)..7
  1. ПЕРЕЧЕНЬ ТИПОВЫХ ЗАДАНИЙ/ВОПРОСОВ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ аттестации по учебной дисциплине

приложение 1.……………………………………………………………….11


  1. ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

        В результате освоения учебной дисциплины ЕН.01.  Математикаобучающийся должен обладать предусмотренными  ФГОС по специальности СПО38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию, и общими компетенциями:

У 1  - решать прикладные задачи в области профессиональной  

            деятельности;

З 1   - значение математики в профессиональной деятельности и при

освоении ППССЗ;

З 2   - основные математические методы решения прикладных задач в

области профессиональной деятельности;

З 3   - основные понятия и методы математического анализа,

          дискретной математики,линейной алгебры, теориикомплексных

чисел, теории вероятностей и математической статистики;

З 4   - основы интегрального и дифференциального исчисления.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Формой аттестации по учебной дисциплинеявляетсядифференцированный зачет.

2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ,

ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРОВЕРКЕ

В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний,а также динамика формирования общих компетенций:

Таблица 1

Результаты обучения:  умения, знания и общие компетенции

Форма контроля и оценивания

Уметь:

У 1.решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности

ОК 2,ОК 4, ОК 5, ОК8

Оценка в ходе проведения и защиты практических работ

Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью обучающихся в процессе групповой дискуссии

Оценка выполненных самостоятельных работ

Оценка практической части зачетного задания по дисциплине

Знать:

З1 -значение математики в профессиональной деятельности и при освоении ППССЗ

Оценка выполненных домашних работ

Оценка выполненных самостоятельных работ

Оценка результатов контрольных работ (тестирования)

Оценка результатов устных опросов

Оценка теоретической части зачетного задания по дисциплине

З2-основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности

З3  - основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики,линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики

З4-основы интегрального и дифференциального исчисления

3.ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Формы и методы оценивания

Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплинеМатематика, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.


Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)

Таблица 2

Элемент учебной дисциплины

Формы и методы контроля

Текущий контроль

Форма контроля

Проверяемые  У, З,  ОК, ПК

Раздел 1.Развитие понятия о числе

Тема 1.1 Действительные числа

Устный опрос

Практическая работа №1

Самостоятельная работа

У1

З3, З 1, З2

ОК2, ОК4, ОК5, ОК 8

Тема 1.2 Комплексные числа и действия над ними

Устный опрос

Практическая работа №2

Самостоятельная работа

У1

З3, З 1, З2

ОК2, ОК4, ОК5, ОК 8

Раздел 2. Основы линейной алгебры

Тема 2.1 Матрицы, определители

Устный опрос

Практическая работа №3

Практическая работа №4

Самостоятельная работа

У1

З 1, З2, З3,

ОК2, ОК4,ОК5, ОК8

Тема 2.2 Системы линейных уравнений

Устный опрос

Практическая работа №5

Практическая работа №6

Самостоятельная работа

У1

З 1, З2, З3,

ОК2, ОК4,ОК5, ОК8

Раздел 3. Основы математического анализа

Тема 3.1Теория пределов

Устный опрос

Практическая работа №7

Практическая работа №8

Самостоятельная работа

У1

З2, З4, З1,З3

ОК2, ОК4, ОК5, ОК8

Тема 3.2 Производная и дифференциал

Устный опрос

Практическая работа №9

Практическая работа №10

Практическая работа №11

Самостоятельная работа

У1

 З2, З4 З1,З3

ОК2, ОК4, ОК5, ОК8

Тема 3.3. Неопределённый интеграл

Устный опрос

Практическая работа №12

Самостоятельная работа

У1

З2, З4, З1,З3

ОК2, ОК4, ОК5, ОК8

Тема  3.4. Определённый интеграл

Устный опрос

Практическая работа №13

Практическая работа №14

Самостоятельная работа

Контрольная работа

У1

З2, З4, З1,З3

ОК2, ОК4, ОК5,ОК8

Раздел 4. Основы дискретной математики

Тема 4.1 Множества. Отношения

Устный опрос

Практическая работа №15

Самостоятельная работа

У1

 З2, З3,З1

ОК2,

ОК4, ОК5,ОК8

Раздел 5. Основы теории вероятностей и  математической статистики

Тема 5.1 Элементы  теории  вероятностей

Устный опрос

Практическая работа №17

Самостоятельная работа

У1

 З2, З3,З1

ОК2, ОК4, ОК5, ОК8

Тема 5.2 Элементы математической статистики

Устный опрос

Практическая работа №18

Самостоятельная работа

У1

 З2, З3,З1

ОК2, ОК4, ОК5, ОК8


3.2. Задания для оценки освоения дисциплины(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Таблица 3

Оценивающий инструмент

Критерии оценки

Тест

Проводится письменно. Время, отведенное на процедуру - 40 минут.

Неявка – 0 баллов.

Критерии оценки определяются процентным соотношением.

Удовлетворительно -  от 56% правильных ответов.

Хорошо  -  от 75% правильных ответов.

Отлично – от  90% правильных ответов.

Максимальная оценка – 5 баллов.

Доклад

(сообщение)

Проводится в письменной и/или устной форме

Критерии оценки:

1.Соответствие содержания доклада  заявленной тематике (1 балл).

2.Качество источников и их количество при подготовке работы(1 балл).

3.Владение информацией и способность отвечать на вопросы аудитории (1 балл).

4.Качество самой представленной работы (1 балл).

5.Оригинальность подхода и всестороннее раскрытие выбранной тематики (1 балл).

Максимальная сумма баллов  - 5 баллов.

Задачи

Проводится в письменной форме.

1. Выбор оптимального метода  решения задачи  -(1 балл)

2. Умение применить выбранный метод –(1 балл)

3. Логический ход решения правильный, но имеются арифметические ошибки в расчетах –(1 балл).

4. Решения задачи и получение правильного результата –(2 балла)

5.Задача не решена вообще –(0 баллов)

Максимальная оценка – 5 баллов.

Контрольная работа

Проводится в письменной форме. Время, отведённое на выполнение работы – 60 минут.

Оценивается правильность результатов, верность графического изображения фигуры и выбора формулы для выполнения задания.

Критерии оценки определяются процентным соотношением:

Неудовлетворительно – менее 51% правильных результатов.

Удовлетворительно -  от 51% правильных результатов.

Хорошо  - от 70% правильных результатов.

Отлично – от 90% правильных результатов.

Максимальная оценка – 5 баллов.

Практическая

работа

1. Оформление в соответствии с требованиями – (1 балл)

2. Выбор методов длявыполнения заданий – (1 балл)

3.Умение применять выбранные методы – (1 балл)

4. Выполнение заданий и получение верных результатов – (2 балла)

Максимальная оценка – 5 баллов.

4.ПЕРЕЧЕНЬ ТИПОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ

АТТЕСТАЦИИ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ЗАДАНИЕ ДЛЯ  ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА

Вариант 1

Задание

  1. равен
  1. 0    (В)  е     (С)    е2            (D)   ∞
  1. равен
  1.       (B)             (C)               (D)  
  1. равен
  1.       (B)  1            (C)    0             (D)    
  1. равен
  1.     (B)      (C)      (D)  

  1. Первообразная для функцииy = x3– 2 имеет вид

  1. 3x2 + C     (B)  3x4– 2 x + C    (C)  6x4 - 2 + C     (D) 6x4 - 2 + C

  1.    3равен
  1. 3 arctgx + C      (B)        (C)         (D) -3 arctgx + C

  1. ∫7х dxравен

  1. 7xln7 + C       (B)   7x-1 + x + C     (C)      (D) 7x-1 + x + C

  1. равен
  1.  3       (B)   - 1       (C)                (D)   0

  1. равен

  1. 5tgx + C      (B)  tg5x + C       (C)    5tg5x + C      (D)  
  1. равен
  1.           (B) 2            (C) 0           (D)
  1. Формула второго замечательного предела
  1.     (B)    (C)   (D)

  1. Первообразная для функцииy = 2x + exимеет вид

  1. хеx + С        (B) х2еx-1 + С       (C)   x2 + еx +С      (D) 2xex+1 + C
  1. равен
  1.        (B)         (C)       (D)  

  1. Производная функцииF(x) = cos(3 - 4x) равна
  1. F’ (x) = 4cos(3 - 4x)                    (B) F’ (x) = 4xsin(3 - 4x)

        (C)  F’ (x) = 4xcos(3 - 4x)                  (D)  F’ (x) = 4sin(3 - 4x)                                    

  1. ∫5sinx dxравен
  1. -5сosx + C   (B)  cos5x + C           (C)  –cos5x + C       (D)  –cos5x + C

  1. равен
  1. 3tgx + C      (B)              (C)  tg3x + C           (D) 3tg3x + C
  1. равен
  1. 6,6             (B) 7,6           (C)  6,5                    (D)   7,2

18.Дана матрица . Тогда элемент первой строки второго столбца матрицы  равен …

                            А) -2                 В) -3                С) 3                D) 2.

19.Даны матрицыА размерности  иВ размерности . Произведение АВ существует и имеет размерность …

A) B) C) D) .

20.Определитель матрицы  равен

A) -25  B) 80                C) 40                D) 25

21.Произведение , если , равно

A)                 B)                 C)                 D) .

При оценивании выполненных заданий используется следующая   шкала  для перевода тестовых баллов в традиционные оценки.

Кол-во

заданий

Оценка

0 – 12

2(неудовлетворительно)

13 – 15

3(удовлетворительно)

16 – 18

4(хорошо)

19 - 21

5(отлично)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задания для оценки освоения дисциплины

Контрольная работа по теме «Основы математического анализа»

Вариант 1

  1. Найдите первообразную функции , если график первообразной

проходит через точку А( 0; 3).

2.  Найдите неопределённый интеграл:

            а) ;        б)  

в).

Выполните проверку дифференцированием.

3. Вычислить:

а)   ;    б)     .

4. Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями :    

;  у=0.

Вариант 2

  1. Найдите первообразную функции , если график первообразной проходит через точку А( 0; 3).

2.  Найдите неопределённый интеграл:

              а) ;      б)  

в).

Выполните проверку дифференцированием.

3. Вычислить:

а)   ;    б)     .

4. Вычислить площадь фигуры, ограниченной

линиями :

Вариант 3

  1. Для  функции  укажите первообразную F, график которой проходит через точку .

2.  Найдите неопределённый интеграл:

            а)  ;       б)  

в)..

Выполните проверку дифференцированием.

3. Вычислить:

а) ;    б)     .

4. Вычислить площадь фигуры, ограниченной

линиями :

Вариант 4

  1. Найдите первообразную функции , если  график первообразной проходит через точку .

2.  Найдите неопределённый интеграл:

           а) ;     б)  

                          в).

Выполните проверку дифференцированием.

3. Вычислить:

а)   ;    б)     .

4. Вычислить площадь фигуры, ограниченной

линиями :

Перечень практических работ

п/п

Наименование работы

Время

выполнения

1

Вычисление абсолютной и относительной погрешности

2

2

Действия над комплексными числами

2

3

Выполнение действий с матричными выражениями.

2

4

Нахождение обратной матрицы

2

5

Решение систем линейных уравнений методами Крамера и Гаусса

2

6

Решение систем уравнений в матричной форме.

2

7

Предел функции на бесконечности. Первый и второй замечательные пределы

2

8

Вычисление предела функции в точке и на бесконечности. Непрерывность функции.

2

9

Нахождение производных сложных функций.

2

10

Применение производной к исследованию функции и построение её графика.

2

11

Наибольшее и наименьшее значения функции

2

12

Производная функции и её применение

2

13

Нахождение интегралов различными методами

2

14

Вычисление определённого интеграла методом замены и по частям

2

15

Вычисление определённых интегралов. Вычисление площадей плоских фигур

2

16

Решение задач на выполнение операций над множествами

2

17

Вычисление вероятностей событий с использованием классического определения вероятности

2

18

Определение числовых характеристик дискретной случайной величины

2

Итого

36

Перечень докладов (сообщений)

1. Развитие понятия числа.

2. Применение комплексных чисел в естествознании и технике.

3. История возникновения дифференциального исчисления.

4. История возникновения и развития теории вероятностей.



Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 К

САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ

Дисциплина

Математика

Специальность

38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»

(базовая подготовка)

Королёв, 2015


        Методические рекомендации разработаны на основе учебного плана и Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»

Организация-разработчик: ГБОУ ВО МО Технологический университет Королёвский колледж космического машиностроения и технологий

Одобрено  методическим советом Колледжа космического машиностроения .

   Заключение методического совета №______  от  «_____»__________ 2015г

СОДЕРЖАНИЕ

 Пояснительная записка

1. Подготовить конспект

4

5

2. Подготовить доклад (сообщение)

6

3. Подготовиться  к практическому занятию

8

4. Написать реферат на определенную тему

8

5. Подготовить презентацию на тему

12

6. Составить кроссворд по теме

16

Литература

18

Приложение 1

19

Приложение 2

20

Приложение 3

21

Пояснительная записка

        Методика изучения курса дисциплины «Математика» предусматривает использование работы студентов, направленной на самостоятельное приобретение и пополнение знаний. Наилучшие результаты обучения достигаются при систематической работе с материалами в аудитории и дома.

        Целью выполнения самостоятельных работ является глубокое и прочное усвоение программы изучаемой дисциплины студентами при рациональных затратах учебного времени.

        Самостоятельная работа способствует закреплению и расширению знаний, реализации межпредметных связей, приобретению знаний и умений в области математики.

        Самостоятельная работа студентов выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию, под его наблюдением и руководством, в специально предоставленное для этого время.

        Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия студентов, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных преподавателем заданий, с анализом результатов работы.

        По дисциплине «Математика» применяются следующие виды самостоятельной работы студентов:

  1. работа с учебной и справочной литературой;
  2. составление конспектов;
  3. подготовка докладов (сообщений);
  4. написание рефератов;
  5. создание презентаций.

        

Общие методические рекомендации по видам работ

1. ВИД РАБОТЫ: ПОДГОТОВКА КОНСПЕКТА

Инструкция по выполнению самостоятельной работы

Хорошо составленный конспект помогает усвоить материал. В конспекте кратко излагается основная сущность учебного материала, приводятся необходимые обоснования, табличные данные, схемы, эскизы, расчеты и т.п. Конспект целесообразно составлять целиком на тему. При этом имеется возможность всегда дополнять составленный конспект вырезками и выписками из журналов, газет, статей, новых учебников, данных из Интернета и других источников. Таким образом, конспект становится сборником необходимых материалов, куда студент вносит всё новое, что он изучил, узнал. Такие конспекты представляют большую ценность при подготовке к занятиям.

Этапы подготовки конспекта

1. Первичное ознакомление с материалом изучаемой темы по тексту учебника, картам, дополнительной литературе.

2. Выделение главного в изучаемом материале, составление обычных кратких записей.

3. Подбор к данному тексту опорных сигналов в виде отдельных слов, определённых знаков, графиков, рисунков.

4. Продумывание схематического способа кодирования знаний, использование различного шрифта и т.д.

5. Составление опорного конспекта.

Форма контроля и критерии оценки

Оценка «отлично»

Полнота использования учебного материала. Объём конспекта – 1 тетрадная страница на один раздел или один лист формата А 4. Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении.

Оценка «хорошо»

Использование учебного материала не полное. Объём конспекта – 1 тетрадная страница на один раздел или один лист формата А4. Не достаточно логично изложено (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.); аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении.

Оценка «удовлетворительно»

Использование учебного материала не полное. Объём конспекта – менее одной тетрадной страницы на один раздел или один лист формата А 4. Не достаточно логично изложено (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.); аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении. Неразборчивый почерк.

Оценка «неудовлетворительно»

Использование учебного материала не полное. Объём конспекта – менее одной тетрадной страницы на один раздел или один лист формата А 4. Отсутствуют схемы, количество смысловых связей между понятиями. Отсутствует наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.); неаккуратность выполнения, плохая читаемость конспекта. Допущены ошибки терминологические и орфографические. Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Не самостоятельность при составлении. Неразборчивый почерк.

 2. ВИД РАБОТЫ: ПОДГОТОВИТЬ ДОКЛАД (СООБЩЕНИЕ)

Инструкция по выполнению самостоятельной работы

Доклад – это устное выступление на заданную тему. В учебных заведениях время доклада, как правило, составляет 5-15 минут.

Цели доклада:

1. Научиться убедительно и кратко излагать свои мысли в устной форме.

(Эффективно продавать свой интеллектуальный продукт).

2. Донести информацию до слушателя, установить контакт с аудиторией и получить обратную связь.

План и содержание доклада

Важно при подготовке доклада учитывать три его фазы: мотивацию, убеждение, побуждение.

В первой фазе доклада рекомендуется использовать:

· риторические вопросы;

· актуальные местные события;

· личные происшествия;

· истории, вызывающие шок;

· цитаты, пословицы;

· возбуждение воображения;

· оптический или акустический эффект;

·неожиданное для слушателей начало доклада.

Как правило, используется один из перечисленных приёмов. Главная цель фазы открытия (мотивации) – привлечь внимание слушателей к докладчику, поэтому длительность её минимальна.

Ядром хорошего доклада является информация. Она должна быть новой и понятной. Важно в процессе доклада не только сообщить информацию, но и убедить слушателей в правильности своей точки зрения.

Третья фаза доклада должна способствовать положительной реакции слушателей. В заключении могут быть использованы:

- обобщение;

- прогноз;

- цитата;

- пожелания;

- объявление о продолжении дискуссии;

- просьба о предложениях по улучшению;

- благодарность за внимание.

Формы контроля и критерии оценок

Доклады выполняются на листах формата А4 в соответствии с представленными в методических рекомендациях требованиями. (приложение 3)

Оценка «отлично»

выставляется в случае, когда объем доклада составляет 5-6 страниц, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, полностью раскрыта тема доклада, информация взята из нескольких источников, доклад написан грамотно, без ошибок.

При защите доклада студент продемонстрировал отличное знание материала работы, приводил соответствующие доводы, давал полные развернутые ответы на вопросы и аргументировал их.

Оценка «хорошо»

выставляется в случае, когда объем доклада составляет 4-5 страниц, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, встречаются небольшие опечатки, полностью раскрыта тема доклада, информация взята из нескольких источников, реферат написан грамотно.

При защите доклада студент продемонстрировал хорошее знание материала работы, приводил соответствующие доводы, но не смог дать полные развернутые ответы на вопросы и привести соответствующие аргументы.

Оценка «Удовлетворительно»

в случае, когда объем доклада составляет менее 4 страниц, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема доклада раскрыта не полностью, информация взята из одного источника, реферат написан с ошибками.

При защите доклада студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог привести соответствующие доводы и аргументировать сои ответы.

Оценка «неудовлетворительно»

 в случае, когда объем доклада составляет менее 4 страниц, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема доклада не раскрыта, информация взята из 1 источника, много ошибок в построении предложений.

При защите доклада студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог раскрыть тему не отвечал на вопросы.

3. ВИД РАБОТЫ: ПОДГОТОВКА К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Практическое занятие — это одна из форм учебной работы, которая ориентирована на закрепление изученного теоретического материала, его более глубокое усвоение и формирование умения применять теоретические знания в практических, прикладных целях. Особое внимание на практических занятиях уделяется выработке учебных или профессиональных навыков. Такие навыки формируются в процессе выполнения конкретных заданий под руководством и контролем преподавателя.

Этапы подготовки к практическому занятию:

освежите в памяти теоретические сведения, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы;

ознакомьтесь с примерами оформления решений задач или других практических заданий;

определитесь в особенностях предстоящей практической работы.

4. ВИД РАБОТЫ: НАПИСАТЬ РЕФЕРАТ НА ОПРЕДЕЛЕННУЮ ТЕМУ

Инструкция по выполнению самостоятельной работы

Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов, обзор литературы по теме. Изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему. Содержание реферата должно быть логичным. Объём реферата, как правило, от 5 до 15 машинописных страниц. Перед началом работы над рефератом следует наметить план и подобрать литературу. Прежде всего, следует пользоваться литературой, рекомендованной учебной программой, а затем расширить список источников, включая и использование специальных журналов, где имеется новейшая научная информация.

Структура реферата:

- Титульный лист. (приложение 1)

- Оглавление.

- Введение (дается постановка вопроса, объясняется выбор темы, её значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, даётся характеристика используемой литературы).

- Основная часть (состоит из глав и подглав, которые раскрывают отдельную проблему или одну из её сторон и логически являются продолжением друг друга).

- Заключение (подводятся итоги и даются обобщённые основные выводы по теме реферата, делаются рекомендации).

- Список литературы.

Допускается включение таблиц, графиков, схем, как в основном тексте, так и в качестве приложений.

Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников; владение терминологией и культурой речи; оформление реферата.

Рефераты могут быть представлены на теоретических занятиях в виде выступлений.

Работа над введением

Введение – одна из составных и важных частей реферата. При работе над введением необходимо опираться на навыки, приобретенные при написании изложений и сочинений. В объеме реферата введение, как правило, составляет 1-2 машинописные страницы. Введение обычно содержит вступление, обоснование актуальности выбранной темы, формулировку цели и задач реферата, краткий обзор литературы и источников по проблеме, историю вопроса и вывод.

Вступление – это 1-2 абзаца, необходимые для начала. Желательно, чтобы вступление было ярким, интригующим, проблемным, а, возможно, тема реферата потребует того, чтобы начать, например, с изложения какого-то определения, типа «политические отношения – это…».

Обоснование актуальности выбранной темы - это, прежде всего, ответ на вопрос: «почему я выбрал(а) эту тему реферата, чем она меня заинтересовала?». Можно и нужно связать тему реферата с современностью.

Краткий обзор литературы и источников по проблеме – в этой части работы над введением необходимо охарактеризовать основные источники и литературу, с которой автор работал, оценить ее полезность, доступность, высказать отношение к этим книгам.

История вопроса – это краткое освещение того круга представлений, которые сложились в науке по данной проблеме и стали автору известны.

Вывод – это обобщение, которое необходимо делать при завершении работы над введением.

Требования к содержанию реферата

Содержание реферата должно соответствовать теме, полно ее раскрывать. Все рассуждения нужно аргументировать. Реферат показывает личное отношение автора к излагаемому. Следует стремиться к тому, чтобы изложение было ясным, простым, точным и при этом выразительным. При изложении материала необходимо соблюдать общепринятые правила:

─ не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа (такие утверждения лучше выражать в безличной форме);

─ при упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией;

─ каждая глава (параграф) начинается с новой строки;

─ при изложении различных точек зрения и научных положений, цитат, выдержек из литературы, необходимо указывать источники, т.е. приводить ссылки.

Правила оформления ссылок

В реферате сведения об использованной литературе приводятся чаще всего в скобках после слов, к которым относятся. В скобках сначала указывается номер книги в списке литературы, а затем через запятую страница. Если ссылка оформляется на цитату из многотомного сочинения, то после номера книги римской цифрой указывается номер тома, а потом номер страницы. Примеры: (1,145); (4,II,38).

Работа над заключением

Заключение – самостоятельная часть реферата. Оно не должно быть переложением содержания работы. Заключение должно содержать:

─ основные выводы в сжатой форме;

─ оценку полноты и глубины решения тех вопросов, которые вставали в процессе изучения темы.

Объем 1-2 машинописных или компьютерных листа формата А4.

Оформление приложения

Приложение помещается после заключения и включает материалы, дополняющие основной текст реферата. Это могут быть таблицы, схемы, фрагменты источников, иллюстрации, фотоматериалы, словарь терминов, афоризмы, изречения, рисунки и т.д.

В тексте реферата необходимо делать примечания.

Приложение является желательным, но не обязательным элементом реферата.

Правила оформления библиографических списков

Список литературы помещается в конце реферата и пронумеровывается.

Сведения о книгах в списке литературы излагаются в алфавитном порядке. Сведения о книге даются в следующем порядке:

автор (фамилия, инициалы);

название, подзаголовок;

выходные данные (место издания, издательство и год издания).

Пример: Дадаян А.А. Математика: учебник.-  М.: ФОРУМ, 2013.

Требования к оформлению реферата

Текст работы пишется разборчиво на одной стороне листа (формата А4) с широкими полями слева, страницы пронумеровываются. При изложении материала нужно четко выделять отдельные части (абзацы), главы и параграфы начинать с новой страницы, следует избегать сокращения слов.

Если работа набирается на компьютере, следует придерживаться следующих правил (в дополнение к выше указанным):

набор текста реферата необходимо осуществлять стандартным 12 шрифтом;

заголовки следует набирать 14 шрифтом (выделять полужирным) ;

межстрочный интервал полуторный;

разрешается интервал между абзацами;

отступ в абзацах 1-2 см.;

поле левое 2,5 см., остальные 2 см.;

нумерация страницы снизу или сверху посередине листа;

объем реферата 20-24 страницы.

Подготовка к защите и порядок защиты реферата

Необходимо заранее подготовить тезисы выступления (план-конспект).

Порядок защиты реферата:

1. Краткое сообщение, характеризующее задачи работы, ее актуальность, полученные результаты, вывод и предложения.

2. Ответы студента на вопросы преподавателя.

3. Отзыв руководителя-консультанта о ходе выполнения работы.

Советы студенту при защите реферата:

На всю защиту реферата отводится чаще всего около 15 минут. При защите постарайтесь соблюсти приведенные ниже рекомендации.

Вступление должно быть очень кратким. Строго следите за точностью своих выражений и правильностью употребления терминов.

Не пытайтесь рассказать больше за счет ускорения темпа, но и не мямлите.

Будьте особенно внимательны ко всем вопросам преподавателя, не бойтесь дополнительных вопросов – чаще всего преподаватель использует их как один из способов помочь Вам или сэкономить время.

Прежде чем отвечать на дополнительный вопрос, необходимо сначала правильно его понять. Для этого нужно хотя бы немного подумать, иногда переспросить, уточнить: правильно ли Вы поняли поставленный вопрос. И при ответе следует соблюдать тот же принцип экономности мышления, а не высказывать без разбора все, что Вы можете сказать.

Будьте доброжелательны и тактичны.

Форма контроля и критерии оценки реферата.

Рефераты выполняются на листах формата А4 в соответствии с представленными в методических рекомендациях требованиями.

Оценка «отлично»

выставляется в случае, когда объем реферата составляет 10-12 страниц, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, полностью раскрыта тема реферата, отражена точка зрении автора на рассматриваемую проблему, реферат написан грамотно, без ошибок. При защите реферата студент продемонстрировал отличное знание материала работы, приводил соответствующие доводы, давал полные развернутые ответы на вопросы и аргументировал их.

Оценка «хорошо»

выставляется в случае, когда объем реферата составляет 8- 10 страниц, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, встречаются небольшие опечатки, полностью раскрыта тема реферата, отражена точка зрения автора на рассматриваемую проблему, реферат написан грамотно. При защите реферата студент продемонстрировал хорошее знание материала работы, приводил соответствующие доводы, но не смог дать полные развернутые ответы на вопросы и привести соответствующие аргументы.

Оценка «удовлетворительно»

в случае, когда объем реферата составляет менее 8 страниц, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема реферата раскрыта не полностью, не отражена точка зрения автора на рассматриваемую проблему, реферат написан с ошибками. При защите реферата студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог привести соответствующие доводы и аргументировать на свои ответы.

Оценка «неудовлетворительно»

 в случае, когда объем реферата составляет менее 5 страниц, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема реферата не раскрыта, не отражена точка зрения автора на рассматриваемую проблему, много ошибок в построении предложений. При защите реферата студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог раскрыть тему не отвечал на вопросы.

5. ВИД РАБОТЫ: ПОДГОТОВИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ НА ТЕМУ

Инструкция по выполнению самостоятельной работы

Правила оформления компьютерных презентаций

Рекомендации по оформлению и представлению на экране материалов различного вида.

Текстовая информация

размер шрифта: 24–54 пункта (заголовок), 18–36 пунктов (обычный текст);

цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться), но не резать глаза;

тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек (Arial, Tahoma, Verdana), для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем;

курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста.

Графическая информация

рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде;

желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления;

цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда;

иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом;

если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.

Рекомендации к содержанию презентации.

По содержанию

На слайдах презентации не пишется весь тот текст, который произносит докладчик (во-первых, в этом случае сам факт произнесения доклада теряет смысл, так как аудитория обычно умеет читать, а во-вторых, длинный текст на слайде плохо воспринимается и только мешает слушанию и пониманию смысла).

Текст на слайде должен содержать только ключевые фразы (слова), которые докладчик развивает и комментирует устно.

По оформлению

На первом слайде пишется не только название презентации, но и имена авторов (в ученическом случае – и руководителя проекта) и дата создания.

Каждая прямая цитата, которую комментирует или даже просто приводит докладчик (будь то эпиграф или цитаты по ходу доклада) размещается на отдельном слайде, обязательно с полной подписью автора (имя и фамилия, инициалы и фамилия, но ни в коем случае – одна фамилия, исключение – псевдонимы). Допустимый вариант – две небольшие цитаты на одну тему на одном слайде, но не больше.

Все схемы и графики должны иметь названия, отражающие их содержание.

Подбор шрифтов и художественное оформление слайдов должны не только соответствовать содержанию, но и учитывать восприятие аудитории. Например, сложные рисованные шрифты часто трудно читаются, тогда как содержание слайда должно восприниматься все сразу – одним взглядом.

На каждом слайде выставляется номер слайда.

В конце презентации представляется список использованных источников, оформленный по правилам библиографического описания.

Правила хорошего тона требуют, чтобы последний слайд содержал выражение благодарности тем, кто прямо или косвенно помогал в работе над презентацией.

Кино и видеоматериалы оформляются титрами, в которых указываются:

название фильма (репортажа),

год и место выпуска,

авторы идеи и сценария,

руководитель проекта,

Общие правила оформления презентации

Дизайн

Выберите готовый дизайн или создайте свой так, чтобы он соответствовал Вашей теме, не отвлекал слушателей.

Титульный лист

1. Название презентации.

2. Автор: ФИО, студента, место учебы, год.

3. Логотип (по желанию).

Второй слайд «Содержание» – список основных вопросов, рассматриваемых в содержании. Лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).

Заголовки

1. Все заголовки выполнены в едином стиле (цвет, шрифт, размер, начертание).

2. В конце точка НИКОГДА не ставится (наверное, можно сделать исключение только для учеников начальной школы).

3. Анимация, как правило, не применяется.

Текст

1. Форматируется по ширине.

2. Размер и цвет шрифта подбираются так, чтобы было хорошо видно.

3. Подчеркивание НЕ используется, т.к. оно в документе указывает на гиперссылку.

4. Элементы списка отделяются точкой с запятой. В конце обязательно ставится точка.

5. На схемах текст лучше форматировать по центру.

6. В таблицах – по усмотрению автора.

7. Обычный текст пишется без использования маркеров списка.

8. Выделяйте главное в тексте другим цветом (желательно все в едином стиле).

Графика

1. Используйте четкие изображения с хорошим качеством.

2. Лучше растровые изображения (в формате jpg) заранее обработать в любом графическом редакторе для уменьшения размера файла. Если такой возможности нет, используйте панель «Настройка изображения».

Анимация

Используйте только в том случае, когда это действительно необходимо. Лишняя анимация только отвлекает.

Список литературы

1. Сначала указывается фамилия (в алфавитном порядке) и инициалы.

2. Пишется название источника (без кавычек).

3. Ставится тире и указывается место издания.

4. Через двоеточие указывается издательство (без кавычек).

5. После запятой пишется год издания.

 

Правила оформления презентаций

1. Общие требования к смыслу и оформлению:

Всегда необходимо отталкиваться от целей презентации и от условий прочтения. Презентации должны быть разными — своя на каждую ситуацию. Презентация для выступления, презентация для отправки по почте или презентация для личной встречи значительно отличаются;

Представьте себя на месте просматривающего.

2. Общий порядок слайдов:

Титульный;

План презентации (практика показывает, что 5-6 пунктов — это максимум, к которому не следует стремиться);

Основная часть;

Заключение (выводы);

Спасибо за внимание (подпись).

3. Требования к оформлению диаграмм:

У диаграммы должно быть название или таким названием может служить заголовок слайда;

Диаграмма должна занимать все место на слайде;

Линии и подписи должны быть хорошо видны.

4. Требования к оформлению таблиц:

Название для таблицы;

Читаемость;

Отличие шапки от основных данных.

5. Последний слайд (любое из перечисленного):

Спасибо за внимание;

Вопросы;

Подпись;

Контакты.

Форма контроля и критерии оценки

Презентацию необходимо предоставить преподавателю для проверки в электронном виде.

Оценка «отлично»

выставляется в случае, если презентация выполнена аккуратно, примеры проиллюстрированы, полностью освещены все обозначенные вопросы.

Оценка «хорошо» 

выставляется в случае, если работа содержит небольшие неточности .

Оценка «удовлетворительно» 

в случае, если презентация выполнена неаккуратно, не полностью освещены заданные вопросы.

Оценка «неудовлетворительно»

работа выполнена небрежно, не соблюдена структура, отсутствуют иллюстрации.

6. ВИД РАБОТЫ: СОСТАВИТЬ КРОССВОРД ПО ТЕМЕ

Инструкция по выполнению самостоятельной работы

Правила составления кроссвордов:

1.Составьте список (перечень) слов, которые должны войти в кроссворд.

2.Для этого найдите в своем конспекте основные понятия и подчеркните их.

3.Выпишите эти понятия на отдельный лист, желательно в клетку.

4.Подчеркните в них одинаковые повторяющиеся буквы.

5.Расположите слова так, чтобы повторяющееся буквы одновременно использовались в словах, написанных по вертикали и по горизонтали.

6.Пронумеруйте слова.

7.В соответствии с номерами выпишите определения понятий.

8.Начертите сетку кроссворда (количество клеток должно соответствовать количеству букв в слове).

9.Разметьте сетку кроссворда цифрами (номерами понятий).

10.Оформите кроссворд. Подпишите его.

11.Слова-задания – это существительные в единственном числе, именительном падеже;

12.Слов должно быть достаточно много (как правило, более 20), чтобы как можно полнее охватить всю тему (допустимо использование терминов из других тем и разделов, логически связанных с изучаемой темой).

Оформление кроссворда состоит из трех частей: заданий, кроссворда с решением, того же кроссворда без решения.

Кроссворд оформляется на листах формата А 4. (приложение 2)

Форма контроля и критерии оценки

Составленные кроссворды проверяются и оцениваются.

Критерии оценки:

смысловое содержание;

грамотность;

выполнение правил составления кроссвордов;

эстетичность.

При оценке кроссворда учитывается точность формулировок. Если определение понятий записано неточно, оценка снижается. Преподаватель анализирует ошибки, допущенные учащимися в процессе работы над дидактическим кроссвордом, и включает понятия, требующие дальнейшего запоминания, в следующие варианты кроссворда для решения.

Оценка «отлично»

выставляется в случае полного выполнения работы, отсутствия ошибок, грамотного текста, точность формулировок и т.д.;

Оценка «хорошо»

 выставляется в случае полного выполнения всего объема работ при наличии несущественных ошибок, не повлиявших на общий результат работы и т.д.;

Оценка «удовлетворительно»

 выставляется в случае недостаточно полного выполнения всех разделов работы, при наличии ошибок, которые не оказали существенного влияния на окончательный результат, при очень ограниченном объеме используемых понятий и т.д.;

Оценка «неудовлетворительно»

 выставляется в случае, если допущены принципиальные ошибки, работа выполнена крайне небрежно и т.д.


Литература

Законодательная база

1. Конституция Российской Федерации. Основной закон. - М.. 1994 (с изменениями и дополнениями).

2. Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г., № 24-ФЗ. (с изменениями и дополнениями).

3. Закон РФ «О стандартизации» от 10 июня 1993 года № 5154-1 (с изменениями и дополнениями).

4. Положение о Федеральной архивной службе России, Утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 1998 г. №1562.

5. Перечень типовых управленческих документов, образующихся в результате деятельности организаций, с указанием сроков хранения. - М.: ВНИИДАД 2004.

Основные источники

1. Пшенко А.В. Документационное обеспечение управления / А.В.Пшенко. - М.: Академия, 2008. – 176с.

2. Румынина Л.А. Документационное обеспечение управления / Л.А.Румынина. - М.: Академия, 2008.- 224с.

 

Дополнительные источники

1. Соколов В.С. Документационное обеспечение управления / В.С.Соколов. – М.: Форум, 2008. – 176с.


Приложение 1

Министерство образования Московской области

ГБОУ ВО МО «Технологический университет»

Колледж космического машиностроения и технологий

Дискретная случайная величина

Реферат по дисциплине «Математика»

Выполнил студент гр. ЛА1С-14

         Смирнов И.И.

        __________ (подпись)

Принял преподаватель

         Петров А.А.

        __________(оценка)

        __________(подпись)

2015

Приложение 2

Министерство образования Московской области

ГБОУ ВО МР «Технологический университет»

Колледж космического машиностроения и технологий

Тригонометрия

КРОССВОРД

Дисциплина: Математика

       Выполнил студент гр. 36бг

                 Смирнов И.И.

         

              __________ (подпись)

      Принял преподаватель

                Петров А.А.

            __________(оценка)

            __________(подпись)

2015

Приложение 3

Министерство образования Московской области

ГБОУ ВО МО «Технологический университет»

Колледж космического машиностроения и технологий

Из истории логарифмов

ДОКЛАД

Дисциплина: Математика

 Выполнил студент гр. ЛА1С-14

            Миронов И.И.

         __________ (подпись)

  Принял преподаватель

            Смолина С.Г.

        __________(оценка)

        __________(подпись)

2015



Предварительный просмотр:

                                         

                              Утверждаю

Зам. директора ККМТ по УР

  _________Е.В.Антропова     «___»____________2015 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К  ПРАКТИЧЕСКИМ  РАБОТАМ

Дисциплина ЕН.01«Математика»

Специальность 38.02.01   «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»

Королёв, 2015

Должность

Фамилия/Подпись

Дата

Разработала

Преподаватель

Эшанов А.А.

Рассмотрено

Председатель цикловой комиссии

Соколова А.А.

                                                           Содержание

                                                                                                                                                    Стр.

1

Вычисление абсолютной и относительной погрешности

4

2

Действия над комплексными числами

4

3

Выполнение действий с матричными выражениями.

6

4

Нахождение обратной матрицы

7

5

Решение систем линейных уравнений методами Крамера и Гаусса

7

6

Решение систем уравнений в матричной форме.

9

7

Предел функции на бесконечности. Первый и второй замечательные пределы

9

8

Вычисление предела функции в точке и на бесконечности. Непрерывность функции.

10

9

Нахождение производных сложных функций.

13

10

Применение производной к исследованию функции и построение её графика.

14

11

Наибольшее и наименьшее значения функции

15

12

Производная функции и её применение

16

13

Нахождение интегралов различными методами

17

14

Вычисление определённого интеграла методом замены и по частям

19

15

Вычисление определённых интегралов. Вычисление площадей плоских фигур

20

16

Решение задач на выполнение операций над множествами

20

17

Вычисление вероятностей событий с использованием классического определения вероятности

21

18

Определение числовых характеристик дискретной случайной величины

21

Практическая работа № 1

Тема: Вычисление абсолютной и относительной погрешности

Цель: Закрепить навык вычислительных операций с заданной точностью, навыки вычисления погрешностей.

Задание:    Задание № 1 из сборника дидактических заданий по математике.

 Авторы:  Н.В.Богомолов, Л.Ю.Сергиенко, изд. Дрофа, Москва, 2010г.

Произвести вычисления, округлить найденные значения до трёх значащих цифр, вычислить  абсолютную и относительную погрешности.

Контрольные вопросы:

  1. Какие цифры называются значащими при измерении?
  2. Назовите правила округления с наименьшей погрешностью.
  3. Сформулируйте правила подсчета цифр при сложении, вычитании, умножении и делении приближенных чисел.
  4. Что называют абсолютной и относительной погрешностью?
  5. Что нужно сделать при вычислении промежуточных результатов?
  6. Как поступают с числами, которые имеют больше десятичных знаков, чем другие при приближенных вычислениях?

Литература: Математика. А.А. Дадаян, изд. Форум, Москва, 2013 г.

Практическая работа № 2

Тема:  Действия над комплексными числами

Цель: Закрепить навык действий с комплексными числами в алгебраической форме,

навык геометрической интерпретации комплексных чисел.

Задание:  

                         Вариант 1

1. Даны комплексные числа:     .

   Постройте  

2. Найти действительные числа х и у из условия

    равенства комплексных чисел

        .

3. Даны комплексные числа:    

         

     Найдите  

4. Упростите выражение:   .

5. Решите квадратное уравнение

             

                         Вариант 2

1. Даны комплексные числа:     .

   Постройте  

2. Найти действительные числа х и у из условия

    равенства комплексных чисел

        .

3. Даны комплексные числа:    

         

     Найдите  

4. Упростите выражение:   .

5. Решите квадратное уравнение

             

                            Вариант 3

1. Даны комплексные числа:     .

   Постройте  

2. Найти действительные числа х и у из условия

    равенства комплексных чисел

        .

3. Даны комплексные числа:    

         

     Найдите  

4. Упростите выражение:   .

5. Решите квадратное уравнение

             

                     Вариант 4

1. Даны комплексные числа:     .

   Постройте  

2. Найти действительные числа х и у из условия

    равенства комплексных чисел

        .

3. Даны комплексные числа:    

         

     Найдите  

4. Упростите выражение:   .

5. Решите квадратное уравнение

             

Контрольные вопросы:

1.Что такое мнимая единица?

  1. Какие комплексные числа называются противоположными?
  2. Какие комплексные числа называются сопряженными?
  3. Зачем при делении двух комплексных чисел умножают числитель и знаменатель на комплексное число, сопряженное знаменателю?

Литература: Математика. А.А. Дадаян, изд. Форум, Москва, 2013 г.

Практическая работа № 3

Тема: Выполнение действий с матричными выражениями

Цель: Закрепить навык выполнения действий с матричными выражениями.

Задание:    

Вариант 1

1.Найти матрицу  C = 3(A + B)2 – XY,

если

        

                  

Вариант 2

1.Найти матрицу  C = 3(A + B)2 – XY,

если

        

                  

Вариант 3

1.Найти матрицу  C = 3(A + B)2 – XY,

если

        

                  

Вариант 4

1.Найти матрицу  C = 3(A + B)2 – XY,

если

        

                  

Контрольные вопросы:

1.Что называется определителем второго порядка?

2.Перечислите свойства определителей.

3.Запишите формулу раскрытия определителя третьего порядка по первой строке.

Литература: Математика.

                                              Практическая работа № 4

Тема:  Нахождение обратной матрицы

Цель: Закрепить навык выполнения алгоритма для нахождения обратной матрицы.

Задание:    

Вариант 1

1. Найти обратную матрицу А-1, если

               

Вариант 2

1. Найти обратную матрицу А-1, если

               

Вариант 3

1. Найти обратную матрицу А-1, если

               

Вариант 4

1. Найти обратную матрицу А-1, если

               

Контрольные вопросы:

1.Что называется определителем второго порядка?

2. Какая матрица называется транспонированной?

3. Как вычислить определитель матрицы?

Практическая работа № 5

Тема: Решение систем линейных уравнений методами Крамера и Гаусса

Цель: Закрепить навык решения систем линейных уравнений с двумя и тремя переменными, используя формулы Крамера. Закрепить навык решения систем линейных уравнений методом Гаусса

Задание:    

                                  Вариант1

1. Решить систему уравнений по правилу

    Крамера:

              а)    

              б)  

2. Решить систему уравнений методом

    Гаусса:

                   

                          Вариант 2

1. Решить систему уравнений по правилу

    Крамера:

           а)  

            б)  

2. Решить систему уравнений методом

    Гаусса:

                  

                         Вариант 3

1. Решите систему уравнений по правилу

    Крамера:

           а)    

           б)  

2. Решите систему уравнений методом

     Гаусса:

               

                              Вариант 4

1. Решите систему уравнений по правилу

    Крамера:

              а)      

              б)  

2. Решите систему уравнений методом

     Гаусса:

                 

Контрольные вопросы:

  1. Что называется определителем второго порядка?
  2. Перечислите свойства определителей.
  3. Запишите формулы Крамера для решения системы трёх линейных

уравнений с тремя неизвестными.

Литература: Математика. А.А. Дадаян, изд. Форум, Москва, 2013 г.

Практическая работа № 6

Тема: Решение систем уравнений в матричной форме

Цель:  Закрепить навык решения систем линейных уравнений в матричной форме.

Задания:      Задание № 35 из сборника дидактических заданий по математике.

                             Авторы:  Н.В.Богомолов, Л.Ю.Сергиенко, изд. Дрофа, Москва, 2010г.

Контрольные вопросы:

  1. Какая матрица называется транспонированной?
  2. Какая матрица называется единичной?
  3. Как найти определитель матрицы ?

Практическая работа № 7

Тема:  Предел функции на бесконечности. Первый и второй замечательные пределы.

Цель: Повторить методы вычисления пределов функции. Закрепить навык вычисления первого и второго замечательного предела.

Задание:

                                                 Вычислите пределы:

                 Вариант 1                                                             Вариант 2

     1.                                                                 2.    

     3.                                                                   4.    

  5.                                                                      6.    

  7.                                                                   8.    

  9.                                                                        10.     

 11.                                                                        12.    

 13.                                                          14.    

 15.                                                                      16.    

 17.                                                                      18.    

 19.                                                                   20.  

 21.                                                                22.    

   Контрольные вопросы:

  1. Сформулируйте свойство сложения и вычитания пределов.
  2. Сформулируйте правило раскрытия неопределённости вида  .
  3. Как раскрыть неопределённость вида  ?

  Литература: Математика. . А.А. Дадаян, изд. Форум, Москва, 2013 г.

Практическая работа № 8

Тема:   Вычисление предела функции в точке и на бесконечности.

Непрерывность функции.

Цель: Повторить методы вычисления пределов функции в точке и на бесконечности.

Закрепить навык вычисления первого и второго замечательного предела.

Задание:

Вариант 1

    Вычислите предел функции:

   1.   

   2.  

   3.  

   4.  

   5.  

   6.  

   7.  

   8.  

   9.  

Вариант 2

       Вычислите предел функции:

   1.  

   2.  

   3.  

   4.  

   5.  

   6.  

   7.  

   8.  

   9.  

Вариант 3

Вычислите предел функции:

   1.  

   2.  

   3.  

   4.  

   5.  

   6.  

   7.  

   8.  

   9.  

Вариант 4

            Вычислите предел функции:

   1.  

   2.  

   3.  

   4.  

   5.  

   6.  

   7.  

   8.  

   9.  

Вариант 5

             Вычислите предел функции:

   1.  

   2.  

   3.  

   4.  

   5.  

   6.  

   7.  

   8.  

   9.  

Вариант 6

  Вычислите предел функции:

   1.  

   2.  

   3.  

   4.  

   5.  

   6.  

   7.  

   8.  

   9.  

Вариант 7

 Вычислите предел функции:

   1.  

   2.  

   3.  

   4.  

   5.  

   6.  

   7.  

   8.  

   9.  

Вариант 8

                  Вычислите предел функции:

   1.  

   2.  

   3.  

   4.  

   5.  

   6.  

   7.  

   8.  

   9.  

        Контрольные вопросы:

  1. Сформулируйте свойство сложения и вычитания пределов.
  2. Сформулируйте правило раскрытия неопределённости вида  .
  3. Сформулируйте правило раскрытия неопределённости вида  .

  Литература: Математика. . А.А. Дадаян, изд. Форум, Москва, 2013 г. Н.В..

Практическая работа № 9

Тема:    Нахождение производных сложных  функций

Цель: Повторить формулы и правила нахождения производных элементарных  

           функций. Закрепить навык нахождения производной сложной функции.

Задание:

                    Вариант 1

                       Вариант 2

I.  Задайте формулами элементарные функции  f  и  g, из которых составлена сложная функция  y(x) = f(g(x)),если:

        1.  

        2.  

           1.  

           2.

II.  Найти производные  функций, приведённых в задании I

             

1.

                   2.

                    1.  

                    2.

                             III.  Найти  производные функций:

          1.  

         2.  

         3.

         4.

         5.

           1.

           2.

           3.

           4.

           5.

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение сложной функции.
  2. Дайте определение производной функции в точке.
  3. Приведите формулу для нахождения производной логарифмической функции.
  4. Дайте определение производной второго порядка.

Литература: Математика. А.А. Дадаян, изд. Форум, Москва, 2013 г.; Алгебра и начала математического анализа. 10-11. Ш.А. Алимов и др. – М.: Просвещение, 2013г

                                            Практическая работа № 10

Тема: Применение производной к исследованию функции

и построение её графика

Цель: Закрепить навыки проведения исследования функции с помощью производной, навыки построения графиков функций.

Задание:        

Вариант 1

Исследовать функцию методами

дифференциального исчисления и построить её график:

       а) ;      б) .

Вариант 2

Исследовать функцию методами

дифференциального исчисления и построить её график:

       а)  ;      б) .         ;      б) .

Вариант 3

Исследовать функцию методами

дифференциального исчисления и построить её график:

       а) ;      б) .

Вариант 4

Исследовать функцию методами

дифференциального исчисления и построить её график:

       а) ;      б) .         ;      б) .

Вариант 5

Исследовать функцию методами

дифференциального исчисления и построить её график:

       а) ;      б) .

Вариант 6

Исследовать функцию методами

дифференциального исчисления и построить её график:

       а) ;      б) .

Контрольные вопросы:

  1. Приведите формулу производной частного.
  2. Что называется угловым коэффициентом касательной к графику функции?
  3. Дайте определение производной второго порядка.
  4. Дайте определение возрастания и убывания функции.

Литература: Математика. А.А. Дадаян, изд. Форум, Москва, 2013 г.; Алгебра и начала математического анализа. 10-11. Ш.А. Алимов и др. – М.: Просвещение, 2013г

                                            Практическая работа № 11

Тема: Наибольшее и наименьшее значения функции

Цель: Закрепить навыки решения задач на нахождение наибольших и наименьших значений функции.

Задание:

Вариант 1

Задание № 1.

Найти промежутки монотонности и точки

 экстремума функции   у = 2х3 – 3х2 – 12х + 1.

Задание № 2.

Найти наибольшее и наименьшее значения функции у = 2х3 – 3х2 – 12х + 1 на отрезке .

Вариант 2

Задание № 1.

Исследовать  функцию у = 2х3 – 15х2 + 24х + 3 на монотонность и найти точки экстремума.

Задание № 2.

Найти наибольшее и наименьшее значения функции у = 2х3 – 15х2 + 24х + 3 на отрезке .

Вариант 3

Задание № 1.

Исследовать функцию  у = - х3 – 3х2 + 9х - 2 на монотонность и найти точки экстремума.

Задание № 2.

Найти наибольшее и наименьшее значения функции у = - х3 – 3х2 + 9х - 2 на отрезке .

 Вариант 4

Задание № 1.

Исследовать функцию  у = х3 – 2х2 + 8х - 2 на монотонность и найти точки экстремума.

Задание № 2.

Найти наибольшее и наименьшее значения функции у = х3 – 2х2 + 8х - 2 на отрезке .

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение экстремума функции.
  2. Перечислите правила нахождения производной функции.
  3. Как найти наибольшее и наименьшее значения функции?

Литература: Математика. А.А. Дадаян, - М.: Форум,  2013 г.; Алгебра и начала математического анализа. 10-11. Ш.А. Алимов и др. – М.: Просвещение, 2013г.

Практическая работа № 12

Тема: Производная функции и её применение

Цель: Закрепить навыки нахождения производной различных функций, умение применять методы дифференциального исчисления для решения задач.

Вариант  1

 Задание № 1.

    Найти скорость при t = 2с, если тело движется

    по закону  (м).

 Задание № 2.

        Найти производную функции, если:

   1. ;            2. ;

   3. ;                 4. ;

   5. ;                     6. ;

   7. ;                         8. ;

                 9. .

Вариант  2

Задание № 1.

Найти угловой коэффициент касательной, проведённой  к кривой  в точке с абсциссой .

 Задание № 2.

  Найти производную функции, если:

   1. ;      2. ;

   3. ;                4. ;

   5. ;                      6. ;

   7. ;                     8. ;

                              9. .

Вариант   3

Задание № 1.

 Найти скорость при t = 3с, если тело движется

    по закону  (м).

 Задание № 2.

Найти производную функции, если:

   1. ;      2. ;

   3. ;                        4. ;

   5. ;                      6. ;

   7. ;             8.;

  9. .

Вариант   4

Задание № 1.

Найти угловой коэффициент  касательной, проведённой  к кривой  в точке с абсциссой .

 Задание № 2.

 Найти производную функции, если:

   1. ;            2. ;

   3. ;                         4. ;

   5. ;                     6. ;

   7. ;                       8. ;

                 9. .

Контрольные вопросы:

  1. Что такое мгновенная скорость изменения функции?
  2. Чему равна производная показательной функции?
  3. Приведите формулу производной логарифмической функции.
  4. Приведите формулу производной степенной функции.

Литература: Математика. А.А. Дадаян, - М.: Форум,  2013 г.; Алгебра и начала математического анализа. 10-11. Ш.А. Алимов и др. – М.: Просвещение, 2013г.

Практическая работа №  13

Тема:  Нахождение интегралов  различными методами

Цель: Закрепить навыки нахождения неопределённых интегралов, используя различные методы интегрирования.

Задания:

                                               Найти интегралы:

  1.                                                                                2.   

  3.                                                                        4.   

  5.                                                                                6.   

  7.                                                                           8.   

  9.                                                                  10.   

11.                                                                                    12.   

13.                                                                                    14.   

15.                                                                               16.   

17.                                                                            18.   

19.                                                                                 20.   

21.                                                                             22.   

23.                                                                               24.  

25.                                                                       26.  

Контрольные вопросы:

1. Сформулируйте определение первообразной.

2. Что называется неопределённым интегралом?

3. Перечислите основные свойства неопределённого интеграла.

4. Приведите формулу для нахождения интеграла сложной функции.

Литература: Математика.  А.А. Дадаян, изд. Форум, Москва, 2013 г.

Практическая работа № 14

Тема: Вычисление определённого интеграла методом замены и по частям

Цель: Закрепить умение определять метод нахождения интеграла, закрепить навыки нахождения интегралов, используя различные методы.

Задания:

              Вариант 1                                                       Вариант 2

1.                                                     1.     

2.                                           2.    

3.                                                        3.     

4.                                                         4.     

5.                                                               5.     

6.                                                               6.     

7.                                                               7.     

8.                                                 8.     

9.                                                            9.     

Контрольные вопросы:

   1. Укажите свойства определённого интеграла.

   2. Назовите формулу Ньютона-Лейбница.

3. Как вычислить определённый интеграл, используя интегрирование по частям?

Литература: Математика. А.А. Дадаян, изд. Форум, Москва, 2013 г.

                                             Практическая работа № 15

Тема:  Вычисление определённых интегралов.

Вычисление площадей плоских фигур

Цель: Закрепить навыки вычисления определённого интеграла, навыки решения задач на вычисление площади плоских фигур.

 Задание: 

Задание № 43, задание № 45  из сборника дидактических заданий по математике.

                Авторы:  Н.В.Богомолов, Л.Ю.Сергиенко, изд. Дрофа, Москва, 2010г.

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение определённого интеграла.
  2. По какой формуле вычисляется площадь криволинейной трапеции?

Литература: Математика. А.А. Дадаян,  - М.: Форум, 2013 г.; Алгебра и начала математического анализа. 10-11. Ш.А. Алимов и др. – М.: Просвещение, 2013г.

Практическая работа № 16

Тема:  Решение задач на выполнение операций над множествами

Цель: Закрепить навыки решения задач на выполнение операций над множествами.

Задания:

Вариант 1 

Задание 1. Изобразите следующие множества геометрически:

а) A B, б) A  B, в) A\ B, г) B \ A, д)  , е)  ,ж) A   , з)   B ,

если  А= [1;3) , В= (−1;2].

Задание 2. Проверьте равенства множеств, используя круги Эйлера:

 A\ B  =(AB) \ B.

 Задание 3. Из 1000 студентов, занимающихся естественными науками, 630 посещают спецкурс по биологии, 390 – по химии и 720 – по математике. 440 посещают и математику, и биологию, 250 – и математику, и химию, и 200 – и биологию, и химию. 130 студентов посещают лекции по всем предметам. Сколько из 1000 студентов не посещают ни математики, ни биологии, ни химии?

Вариант 2 

Задание 1. Изобразите следующие множества геометрически:

а) A B, б) A  B, в) A\ B, г) B \ A, д)  , е)  ,ж) A   , з)   B ,

если А= (0;5) , В= [− 2;1 ].

Задание 2. Проверьте равенства множеств, используя круги Эйлера:

  A\ B = A\ (A B).

Задание 3. Из 170 спортсменов 70 занимаются футболом, 95 – хоккеем и 80 – теннисом. 30 занимаются и футболом, и хоккеем, 35 – и футболом, и теннисом, 15 – и хоккеем, и теннисом. 5 занимаются всеми 3 видами спорта. Сколько занимаются ровно 2 видами спорта?

   Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятия «пересечение множеств».

2. Дайте определение понятия «объединение множеств».

3.Что называется порядком множества?

  Литература: Математика. А.А. Дадаян,  - М.: Форум, 2013 г.

                                         Практическое занятие № 17

Тема:  Вычисление вероятностей событий с использованием

классического определения вероятности

Цель: Закрепить навыки применения классической формулы вероятности .

Задание:    :    Задание № 58  из сборника дидактических заданий по математике. Авторы:  Н.В.Богомолов, Л.Ю.Сергиенко, изд. Дрофа, Москва, 2010г.

Контрольные вопросы:

1. Какое событие называют случайным?

2. Назовите классическую формулу вероятности.

3. В каких пределах находится вероятность?

4. Какова вероятность невозможного события и достоверного события?

Литература: Математика. А.А. Дадаян, - М.:  Форум, 2013 г.; Алгебра и начала математического анализа 10-11. Ш.А. Алимов и др., -  М.: Просвещение, 2013г.

Практическое занятие № 18

Тема: Определение числовых характеристик  дискретной

случайной величины

Цель:  Закрепить навыки построения графиков(гистограмм) или составления таблиц распределения данных и распределения частот случайной величины, умение находить размах, моду, среднее значение.

Задание:

Вариант 1

1.В Городской думе 10 депутатов моложе 30 лет. Сколькими способами можно выбрать из них троих для работы в комитете по молодёжной политике?

2.В районе N каждые два посёлка соединены дорогой. Определите число таких дорог, если в районе 10 посёлков.

3.На экспериментальной гидрометеостанции производились замеры температуры воздуха в течение 15 дней апреля в одно и тоже время и получили следующий ряд значений: 4,1; 4,3; 5,2; 4,5; 5,8; 4,3; 5,2; 3,7; 4,1; 4,5; 4,5; 4,3; 5,2; 5,2 (в С).

а) Составьте таблицу распределения данных и распределения частот.

б) Найдите размах, моду и среднее значение.

4.Дан ряд распределения дискретной случайной величины. Определить моду, среднее значение.

Х

-3

-2

-1

1

2

3

Р

0,2

0,2

0,2

0,1

0,2

0,1

5.Дан ряд распределения дискретной случайной величины. Определить х и вычислить математическое ожидание дискретной случайной величины Y.

Y

1

2

3

4

Р

0,1

х

0,2

0,4

Вариант 2

1.В группе 9 студентов хорошо владеют иностранным языком. Сколькими способами можно выбрать из них четверых для работы с иностранцами?

2.На плоскости отмечены 9 точек, никакие три из которых не лежат на одной

прямой. Сколько прямых можно провести через эти точки?

3. На пробном экзамене по математике в форме ЕГЭ учащиеся получили следующие результаты по 100-бальной шкале: 36, 38, 45, 48, 48, 49, 52, 53, 55, 53,  48, 63, 67, 69, 67, 72, 72, 69, 53, 55, 69, 72, 70, 53, 67.

а) Постройте графики распределения данных и распределения частот.

б) Найдите размах, моду и среднее значение.

4.Дан ряд распределения дискретной случайной величины. Определить значение x и вычислить математическое ожидание дискретной случайной величины Y .

Y

1

2

3

4

p

0,1

х

0,2

0,4

5.Дан ряд распределения дискретной случайной величины. Определить моду, среднее значение

Y

-3

-2

-1

1

2

3

p

0,4

0,2

0,1

0,1

0,1

0,1

Контрольные вопросы:

1. Какое событие называют случайным?

2. Дайте определение дискретной случайной величины.

     3. Что называется размахом ряда?

4. Что называется модой числового ряда?

5. Как определить среднее значение?

Литература: Математика. А.А. Дадаян, изд. Форум, Москва, 2013 г.; Алгебра и начала математического анализа 10-11. Ш.А. Алимов и др., -  М.: Просвещение, 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «Естествознание»

ФОС включает комплект заданий для самостоятельной, творческой работы , критерии оценок, контрольную работу...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебной дисциплине ОДБ 03. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК наименование учебной дисциплины 23.01.03 Автомеханик

Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение«Козловский многопрофильный аграрный колледж» ОДОБРЕНцикловойкомиссией общеобразовательн...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебной дисциплине ОДБ 03. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК наименование учебной дисциплины 21.02.05. Земельно – имущественные отношения код, наименование специальности/профессии

Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение«Козловский многопрофильный аграрный колледж» ОДОБРЕНцикловойкомиссией общеобразовательн...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебной дисциплине ОГСЭ 03. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК наименование учебной дисциплины 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет ( по отраслям )

Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение«Козловский многопрофильный аграрный колледж» ОДОБРЕНцикловойкомиссией общеобразовательн...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебной дисциплине ОУД.04 МАТЕМАТИКА наименование учебной дисциплины 23.01.17 МАСТЕР ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ АВТОМОБИЛЕЙ

ФОНД  ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВпо учебной дисциплинеОУД.04 МАТЕМАТИКА наименование учебной дисциплины 23.01.17 МАСТЕР ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ АВТОМОБИЛЕЙ...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебной дисциплине ОДП.09 МАТЕМАТИКА наименование учебной дисциплины 23.01.03 АВТОМЕХАНИК

ФОНД  ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВпо учебной дисциплинеОДП.09 МАТЕМАТИКА наименование учебной дисциплины 23.01.03 АВТОМЕХАНИК...

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01 Элементы высшей математики для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01 Элементы высшей математики разработан  на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 09.02.07 Информационн...