Рабочая программа элективного курса по теме: «Математика плюс»
материал для подготовки к егэ (гиа) по математике (8 класс) по теме

Андронова Наталья Николаевна

Данный элективный курс рассчитан в первую очередь на учащихся, желающих расширить и углубить свои знания по математике, сделать правильный выбор профиля обучения в старших классах и качественно подготовиться к ОГЭ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programm1.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса    по математике для 8 класса

«Математика плюс»

Пояснительная записка

Программа элективного курса составлена на основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего  образования по математике и рассчитана на реализацию предпрофильного и профильного образования.

Данный элективный курс рассчитан в первую очередь на учащихся, желающих расширить и углубить свои знания по математике, сделать правильный выбор профиля обучения в старших классах и качественно подготовиться к ОГЭ.

Программа курса может быть эффективно использована в 8 классах с любой степенью подготовленности, способствовать развитию познавательных интересов, мышления учащихся, предоставить возможность оценить свои способности к математике и сделать осознанный выбор профиля дальнейшего обучения.

Программа рассчитана на 13 часов

Цели и задачи курса:

1. Создание условий для обоснованного выбора учащимися профиля обучения в старшей школе.

2. Расширение знаний и умений учащихся.

3. Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе.

Требования к уровню освоения

В результате изучения курса ученики должны знать / понимать:

- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике;

- основные приемы и методы решения заданий с модулем и процентами;

уметь:

- применять алгоритм решения заданий, содержащих модуль и проценты;

- проводить полное обоснование при решении задач с модулем и процентами;

- овладеть исследовательской деятельностью;

- использовать дополнительную математическую литературу;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для применения при решении задач предметов естественно-математического цикла;

- для продолжения образования в школе и в высшем учебном заведении.

  Блок «Модуль» представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по теме «Модуль», необходимыми для дальнейшего изучения математики.

      Введение блока «Процентные расчеты на каждый день» обусловлена непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.

Блок «Процентные вычисления на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства; ориентирует учащихся на обучение по естественно-научному и социально-экономическому профилю. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.

Данный курс предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. Логический анализ содержания темы «Проценты» позволил выделить группы задач, которые и составили основу изучаемого курса. Каждой группе задач предшествует небольшая историческая и теоретическая справка. Кроме того, рассматриваются задачи с практическим содержанием, а именно такие задачи, которые связаны с применением процентных вычислений в повседневной жизни. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных примеров расчета процентов в реальной банковской ситуации. В программе проводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения. Основные формы организации учебных занятий: рассказ, беседа, семинар. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки: уровень сложности задач варьируется от простых до конкурсных и олимпиадных. Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.

Минимальные требования к оснащению учебного процесса: раздаточный материал для проведения практических работ.

Содержание программы курса

  1. Определение модуля и основные теоремы (2 ч.)

Понятие модуля, основные теоремы и его геометрическая интерпретация. Простейшие операции над модулями. Нахождение значений выражений, содержащих модуль.

Основная цель – ознакомить учащихся с определением модуля числа, основными теоремами. Теоретический материал излагается в виде лекции.

В лекции учащимся раскрывается содержание понятия модуля, его геометрическая интерпретация, основные теоремы. Лекция носит установочный характер и готовит учащихся к практической деятельности, а именно – к решению упражнений, связанных с операциями над модулями.

  2. Графики функций, содержащих выражения под знаком модуля (2 ч.).

Понятие графика функций, содержащих модуль. Виды графиков функций, их свойства.

Построение графиков функций различных видов и исследование их свойств. Рациональные способы их построения.

Понятие уравнения, содержащего модуль. Графические способы решения уравнений. Решение линейных уравнений, содержащих модуль. Решение квадратных уравнений, содержащих модуль.

Основная цель- ознакомить учащихся с основными приёмами построения графиков функций, содержащих модуль, их свойствами. Привлечь внимание к эстетической стороне данного вида деятельности.

Предусмотреть возможность творчества учащихся.

Тема рассматривается в форме лекции и практических занятий.

Из содержания лекции учащиеся на базовом уровне повторяют графики элементарных функций, а затем рассматривается влияние модуля на расположение графиков на координатной плоскости. Обращается внимание на необходимость этих графиков, симметричность, красоту.

На практических занятиях рекомендуется работа в парах. Каждая пара получает набор карточек с функциями . Работая над построением графиков, каждая пара продумывает рациональные способы построения графиков, свойства каждого типа функции, делает выводы.

Завершающим этапом планируется практическая работа.

 3. Уравнения, содержащие модуль.(4ч.)

Уравнения, содержащие модуль. Способы их решения.

Данная тема является наиболее важной в указанном курсе.

Формы занятий – лекция установочная, практические занятия и в завершении практикум решения уравнений.

Практические занятия проводить используя как коллективную форму обучения, так и индивидуальную. На практических занятиях рассматривать решения уравнений начиная с простых и заканчивая уравнениями содержащих несколько модулей.

   4. Проценты. Основные задачи на проценты. (1 ч.). 

Проценты. Основные  задачи на проценты: а) нахождение процента от числа (величины); б) нахождение числа по его проценту; в) нахождение процента одного числа от другого. Арифметический  и алгебраический приемы решения задач.

Сообщается история появления процентов; устраняются пробелы в знаниях по решению основных задач на проценты: а) нахождение процента от числа (величины); б) нахождение числа по его проценту; в) нахождение процента одного числа от другого. Актуализируются знания об арифметических и алгебраических приемах решения задач.

  5. Процентные расчеты в жизненных ситуациях. (3 ч).

Процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит,  изменение тарифов, пеня и др. Решение задач, связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов.

Показ широты применения в жизни процентных расчетов. Введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня и др. Решение задач, связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов.

   6. Заключительное занятие. (1 ч).         

Календарно- тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Формы занятия

Приемы и методы

Дидактические

материалы

Формы проведения итогов

дата

1

Понятие модуля, основные теоремы и его геометрическая интерпретация.

Лекция

Формирование умственных действий, личностно-ориентировонное обучение

Использование ИКТ, раздаточный материал

Наблюдение

2

Простейшие операции над модулями. Нахождение значений выражений, содержащих модуль.

Практикум

Формирование умственных действий, парная и групповая деятельность

Использование ИКТ, раздаточный материал

Наблюдение, самопроверка, тестирование

3

Понятие графика функций, содержащих модуль. Виды графиков функций, их свойства

Мини-лекция, практикум

Формирование умственных действий,

развитие исследовательских навыков, парная и групповая деятельность

Использование ИКТ, раздаточный материал

Наблюдение, самопроверка

4

Построение графиков функций различных видов и исследование их свойств

Практикум, занятие-конструирование

Формирование умственных действий,

развитие исследовательских навыков, парная и групповая деятельность

Использование ИКТ, раздаточный материал

Наблюдение, исследовательская работа

5

Понятие уравнения, содержащего модуль. Графические способы решения уравнений.

Мини-лекция, практикум

Формирование умственных действий,

развитие исследовательских навыков, парная и групповая деятельность

Использование ИКТ, раздаточный материал

Наблюдение, исследовательская работа

6

Решение линейных уравнений, содержащих модуль.

Практикум,

обсуждение, консультация

Формирование умственных действий,

развитие исследовательских навыков

Использование ИКТ, раздаточный материал

Наблюдение, взаимопроверка

7

Решение квадратных уравнений, содержащих модуль.

Практикум,

обсуждение, консультация

Формирование умственных действий,

развитие исследовательских навыков

Использование ИКТ, раздаточный материал

Наблюдение, тестирование, самопроверка

8

Уравнения, содержащие модуль. Способы их решения.

Мини-лекция, практикум

Формирование умственных действий,

развитие исследовательских навыков, парная и групповая деятельность

Использование ИКТ, раздаточный материал

Наблюдение, самопроверка

9

Проценты. Основные  задачи на проценты

Мини-лекция, практикум

Формирование умственных действий,

развитие исследовательских навыков

Использование ИКТ, раздаточный материал

Наблюдение, самопроверка

10

Арифметический  и алгебраический приемы решения задач.

Практикум,

обсуждение, консультация

Формирование умственных действий,

развитие исследовательских навыков

Использование ИКТ, раздаточный материал

Наблюдение, тестирование, самопроверка

11

Процентные расчеты в жизненных ситуациях

Мини-лекция, практикум

Формирование умственных действий,

развитие исследовательских навыков

Использование ИКТ, раздаточный материал

Наблюдение, самопроверка

12

Решение задач, связанных с банковскими расчетами

Практикум,

обсуждение, консультация

Формирование умственных действий,

развитие исследовательских навыков

Использование ИКТ, раздаточный материал

Наблюдение, исследовательская работа, взаимопроверка

13

Итоговое занятие

Круглый стол

Формирование умственных действий,

развитие исследовательских навыков, самокоррекция результатов

Использование ИКТ, раздаточный материал

Наблюдение

ЛИТЕРАТУРА

Литература для учителя.

  1. Никольский, С. Н., Потапов, М. К., Решетников, Н. Н. Алгебра в 7 классе: методические материалы. – М.: Просвещение, 2002.
  2. Барабанов, О. О. Задачи на проценты как проблемы словоупотребления // Математика в школе. – 2003. – № 5. – С. 50–59.
  3. Башарин, Г. П. Элементы финансовой математики. – М.: Математика (приложение к газете «Первое сентября»). – № 27. – 1995.
  4. Вигдорчик, Е., Нежданова, Т. Элементарная математика в экономике и бизнесе. – М., 1997.
  5. Водинчар, М. И., Лайкова, Г. А., Рябова, Ю. К. Решение задач на смеси, растворы и сплавы методом уравнений // Математика в школе. – 2001. – № 4.
  6. Глейзер, Г. И. История математики в школе (4–6 кл.): пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.
  7. Дорофеев, Г. В., Седова, Е. А. Процентные вычисления. 10–11 классы: учеб.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003. – 144 с.
  1. Канашева, Н. А. О решении задач на проценты // Математика в школе. – № 5. –1995. – С. 24.
  1.  Левитас, Г. Г. Об изучении процентов в 5 классе // Математика в школе. – № 4. – 1991. – С. 39.
  2. Лукичева Е.Ю. ФГОС: обновление содержания и технологий обучения математике. – СПб.:      СПбАППО, 2012
  3.  Лурье, М. В., Александров, Б. И. Задачи на составление уравнений. – М.: Наука, 1990.
  4. Рязановский, А. Р. Задачи на части и проценты // Математика в школе. – № 1. – 1992. – С. 18.
  5. Симонов, А. С. Проценты и банковские расчеты // Математика в школе. – 1998. – № 4.
  6. Симонов, А. С. Сложные проценты // Математика в школе. – 2011. – № 5.
  7. Соломатин, О. Д. Старинный способ решения задач на сплавы и смеси // Математика в школе. – 1997. – №1. – С.12–13.
  8. Шевкин, А. В. Текстовые задачи. – М.: Просвещение, 2009
  9. Шорина, С. П. Обоснование старинного способа решения задач на смеси // Математика в школе
  10. Петраков И.С. Математические кружки. М., «Просвещение», 1987 г. М.Я.Выгодский.
  11. Справочник по элементарной математике. М., «Астрель Аст», 2003 г.
  12. Фальке Л.Я. Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе М., «Илекса», 2002 г.
  13. Карп А.П. Сборник задач по алгебре и началам анализа 10-11 кл. М., «Просвещение», 2008 г.

       

Литература для учащихся

1. Вольпер Е.Е. Задачи на составление уравнения: в 2 ч. – Омск: ОмИПРКо

2. Галицкий М.Л. Сборник задач по алгебре 8 – 9 кл. М., «Просвещение», 2011 г.

3. Дорофеев, Г. В., Седова, Е. А. Процентные вычисления. 10–11 классы: учеб.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003. – 144 с.

4. Шевкин, А. В. Текстовые задачи. – М.: Просвещение, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по математике "Математика в твоей профессии"

Рабочая программа элективного курса «Математика в твоей профессии» для учащихся 9 классов предпрофильных классов общеобразовательных школ составлена учителем математики первой квалификационной к...

Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...

Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...

Рабочая программа элективного курса по математике в 11 классе "Практикум по подготовке к ЕГЭ по математике"

Сдача    экзамена   в  форме   ЕГЭ   требует   от   учащихся  обширных   знаний  по  всему  школьном...

Рабочая программа элективного курса по математике «Избранные вопросы математики» для 8 класса

  Программа элективного курса предназначена для коррекции знаний учащихся 8 класса, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).    Данный курс направлен на коррекцию знаний у...

Рабочая программа элективного курса по математике для 9 класса по теме "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"

Рабочая программаэлективного курса по математикедля учащихся 9 –го класса  «Технология работыс контрольно-измерительными материалами»  учителя математики1 квалификационной категори...

Рабочая программа элективного курса по математике «За границами учебника математики» 6 класс.

Программа элективного курса по математике «За границами учебника математики» в 6 классе рассчитана на 35 часов и направлена на то, чтобы увеличить интерес  учеников шестого  класса к математ...