Программа элективного курса по математике 10-11 класс
материал для подготовки к егэ (гиа) по математике (10, 11 класс) по теме

Курганская Любовь Викторовна

Практикум по решению задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10 класс46.38 КБ
Файл 11 класс55.33 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ « Cредняя общеобразовательная школа №4»

                                                                               «Рассмотрено»                                                          «Согласовано»                                                                             «Утверждаю»

                           Руководитель МО                                Зам. директора по НМР                        Директор  школы Иванова Л.А.

                 ________   Дидерле Г.Н.                                              ________   Бондаренко Л.А.                                          _______  

    Протокол № ___  от «______» 2015г                              «___» ________ 2015г                                                     «___»________ 2015г                      

   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Практикум по решению задач  математике в 10 классе

на 2016 – 2017 учебный год

                                                                                                                                                         

                                                                                                                                        Учитель математики         высшей          квалификационной категории:

                                                                                                                                                                                    Курганская Л.В.

        

                                                                                           

                    Рабочая программа элективного курса по математике в 10 классе «Избранные вопросы математики» составлена на              основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
  2. Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).

Главная цель предлагаемой программы заключается не только в подготовке к вступительному экзамену, и в овладении определённым объём знаний, готовых методов решения нестандартных задач, но и в том, чтобы научить самостоятельно мыслить,творчески подходить к любой проблеме.

Элективный курс «Избранные вопросы математики" рассчитан на 35 часов. Данная программа курса сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика, кому она понадобится при учебе, подготовке к ЕГЭ.

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса по математике в 10 классе «Практикум по математике» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
  2. Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).

Главная цель предлагаемой программы заключается не только в подготовке к вступительному экзамену, и в овладении определённым объём знаний, готовых методов решения нестандартных задач, но и в том, чтобы научить самостоятельно мыслить,творчески подходить к любой проблеме.

Элективный курс " Избранные вопросы математики " рассчитан на 35 часов. Данная программа курса сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика, кому она понадобится при учебе, подготовке к ЕГЭ.

Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, систематизации знаний при подготовке к выпускным экзаменам. Используются различные формы организации занятий, такие как лекция и семинар, групповая, индивидуальная деятельность учащихся. Результатом предложенного курса должна быть успешная сдача ЕГЭ.

Цели курса:

  • На основе коррекции базовых математических знаний учащихся за курс 5 – 9 классов совершенствовать математическую культуру и творческие способности учащихся. Расширение и углубление знаний, полученных при изучении курса алгебры.
  • Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в других дисциплинах.
  • Создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации, полученных ранее знаний; подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Задачи курса:

  • Реализация индивидуализации обучения; удовлетворение образовательных потребностей школьников по алгебре. Формирование устойчивого интереса учащихся к предмету.
  • Выявление и развитие их математических способностей.
  • Подготовка к обучению в ВУЗе.
  • Обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач. Развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;
  • Формирование и развитие аналитического и логического мышления.
  • Расширение математического представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.
  • Развитие коммуникативных и общеучебных навыков, навыков самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы.

Виды деятельности на занятиях:

лекция учителя, беседа, практикум, консультация, ИКТ технологии.

Умения и навыки учащихся, формируемые элективным курсом:

  • навык самостоятельной работы с таблицами и справочной литературой;
  • составление алгоритмов решения типичных задач;
  • умения решения тригонометрических, показательных уравнений и неравенств;
  • исследования элементарных функций при решения задач различных типов.

 

Требования к уровню подготовки

Выполнение практических занятий имеет целью закрепить у учащихся теоретические знания и развить практические навыки и умения в области алгебры, и успешной сдачи ЕГЭ по математике.

  • Учащиеся должны знать, что такое проценты и сложные проценты, основное свойство пропорции.
  • Знать схему решения линейных, квадратных, дробно-рациональных, иррациональных уравнений.
  • Знать способы решения систем уравнений.
  • Знать определение параметра; примеры уравнений с параметром; основные типы задач с параметрами; основные способы решения задач с параметрами. Знать определение линейного уравнения и неравенства с параметрами. Алгоритмы решения линейных уравнений и неравенств с параметрами графическим способом. Определение квадратного уравнения и неравенства с параметрами. Алгоритмы решения квадратного уравнения и неравенства с параметрами графическим способом
  • проводить тождественные преобразования иррациональных, показательных,   тригонометрических выражений.
  • решать иррациональные,   тригонометрические уравнения и неравенства.
  • решать системы уравнений изученными методами.
  • строить графики элементарных функций и проводить преобразования графиков, используя изученные методы.
  • применять аппарат математического анализа к решению задач.
  • применять основные методы геометрии (проектирования, преобразований, векторный, координатный) к решению геометрических задач.
  • Уметь применять вышеуказанные знания на практике.

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки

  1. Текущий контроль: практическая работа, самостоятельная работа.
  2. Тематический контроль: тест.
  3. Итоговый контроль: итоговый тест.

 

Содержание

Тема 1. Текстовые задачи (8 часов)

Простейшие текстовые задачи. Основные свойства, прямо и обратно пропорциональные величины. Проценты, округление с избытком, округление с недостатком. Выбор оптимального варианта. Выбор варианта из двух возможных Выбор варианта из трех возможных Выбор варианта из четырех возможных. Текстовые задачи на проценты, сплавы и смеси, на движение, на совместную работу.

Тема 2. Тригонометрия (6 часов) Вычисление значений тригонометрических выражений. Преобразования числовых тригонометрических выражений. Преобразования буквенных тригонометрических выражений. Тригонометрические уравнения и неравенства. Простейшие тригонометрические уравнения. Два метода решения тригонометрических уравнений: введение новой переменной и разложение на множители. Однородные тригонометрические уравнения.

Тема 3. Планиметрия (6 часов)

Треугольник. Параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат. Трапеция. Окружность и круг. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Многоугольник. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники. Вписанная окружность и описанная окружность правильного многоугольника. Координатная плоскость. Векторы. Вычисление длин и площадей.

Тема 4. Стереометрия (8 часов)Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность; прямая призма; правильная призма. Параллелепипед; куб; симметрии в кубе, в параллелепипеде. Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность; треугольная пирамида; правильная пирамида. Сечения куба, призмы, пирамиды.Величина угла, градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности. Угол между прямыми в пространстве; угол между прямой и плоскостью, угол между плоскостями. Расстояние от точки до прямой, от точки до плоскости; расстояние между параллельными и скрещивающимися прямыми, расстояние между параллельными плоскостями. Площадь поверхности составного многогранника.

Тема 5. Производная (7 часов)Понятие о производной функции, геометрический смысл производной. Физический смысл производной, нахождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком. Уравнение касательной к графику функции. Производные суммы, разности, произведения, частного. Производные основных элементарных функций. Вторая производная и ее физический смысл. Исследование функций. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Наибольшее и наименьшее значение функций Исследование тригонометрических функций.

Календарно – тематический план

Наименование   разделов и тем

   часы

Дата

по плану

Дата по

факту

Текстовые задачи (8 часов)

1, 2

Простейшие текстовые задачи

2

3, 4

Выбор оптимального варианта

2

5, 6

Текстовые задачи на проценты, сплавы и   смеси

2

7, 8

Текстовые задачи на движение и   совместную работу

2

Тригонометрия   (6 часов)

9,10,11

Преобразования числовых и буквенных выражений

3

12,13.14

Методы решения тригонометрических   уравнений

3

Планиметрия (6 часов)

15,16

Вычисление длин и площадей

2

17.18

Задачи, связанные с углами

2

19,20

Углы и расстояния в пространстве

2

Стереометрия   (8 часов)

21, 22

Параллелепипед, куб

2

23.24

Призма

2

25,26

Пирамида

2

27,28

Составные многогранники

2

Логарифмическая и показательная функция   (7 часов)

29, 30,31

Логарифм,  свойства логарифмов  

Вычисление логарифмов

3

32,33

Показательные и логарифмические уравнения

2

34,35

Показательные и логарифмические неравенства

2

Итого

35

Учебно-методическое обеспечение

1. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач – М. – «Просвещение» 2010

2. Гольдич В.А. Алгебра. Решение уравнений и неравенств. - СПб.: Литера, 2011

3. Кодификатор, спецификация заданий ЕГЭ 2015 -2016 г.


 



Предварительный просмотр:

МОБУ « Cредняя общеобразовательная школа №4»

                      «Рассмотрено»                                                            «Согласовано»                                                «Утверждаю»

                    Руководитель МО                                       Зам. директора по НМР                                            Директор школы

                          ________   Дидерле Г.Н.                                              ________   Бондаренко Л.А.                                          _______     Иванова Л.А.

                           Протокол № ___  от «______» 2015г                           «___» ________ 2015г                                                     «___» ________ 2015г                      

   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Практикум по решению задач по  математике в 11 классе

на 2016 – 2017 учебный год

                                                                                                                                                         

                                                                                                                                        Учитель математики высшей квалификационной категории:

                                                                                                                                                                                    Курганская Л.В.


Пояснительная записка

ЕГЭ по математике совмещает два экзамена – выпускной школьный и вступительный в ВУЗ. В связи с этим материал, усвоение которого проверяется при сдаче ЕГЭ, значительно шире материала, проверяемого при сдаче выпускного экзамена. Наряду с вопросами содержания школьного курса алгебры и начал анализа 10-11 классов проверяется усвоение ряда вопросов курсов алгебры 7-9 классов и геометрии 7-11 классов, которые традиционно контролируются на вступительных экзаменах. Таким образом, для подготовки к сдаче ЕГЭ необходимо повторить не только материал курса алгебры и начал анализа, но и некоторых разделов курса математики основной и средней школы: проценты, пропорции, прогрессии, материал курса планиметрии 7-9 классов и курса стереометрии 10-11 классов.

Данный курс предназначен для учащихся 11 класса и рассчитан на 35 часов. Разработка  программы данного курса отвечает как требованиям стандарта математического образования, так  и требованиям контрольно-измерительных материалов ЕГЭ. Программа составлена на принципе системного подхода к изучению математики. Она включает полностью содержание курса математики общеобразовательной школы, ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к этому курсу, расширяющих и углубляющих его по основным идейным линиям, а также включены самостоятельные разделы. Такой подход определяет следующие тенденции:

  1. Создание в совокупности с основными разделами курса для удовлетворения интересов и развития способностей учащихся.
  2. Восполнение        содержательных        пробелов        основного        курса,        придающее        содержанию расширенного изучения необходимую целостность.

Программа предусматривает возможность изучения содержания курса с различной степенью полноты, обеспечивает прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, достаточных для изучения сложных дисциплин и продолжения образования в высших учебных заведениях.

 Цели курса:

  • практическая помощь учащимся в подготовке к Единому государственному экзамену по математике через повторение, систематизацию, расширение и углубление знаний;

  • создание условий для дифференциации и индивидуализации обучения, выбора учащимися разных категорий индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;

  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.

 Задачи курса:

  • подготовить к успешной сдаче ЕГЭ по математике;

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;


  • расширить знания и умения в решении различных математических задач, подробно рассмотрев возможные или более приемлемые методы их решения;

  • формировать общие умения и навыки по решению задач: анализ содержания, поиск способа решения, составление и осуществление плана, проверка и анализ решения, исследование;

  • привить учащимся основы экономической грамотности;

  • повышать информационную и коммуникативную компетентность учащихся;

  • помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Курсу отводится 1 час в неделю. Всего 34 часа. Особенности курса:

  • интеграция разных тем;
  • практическая значимость для учащихся.

 Содержание курса:

Текстовые задачи 10ч

Дроби и проценты. Смеси и сплавы. Движение. Работа. Задачи на анализ практической ситуации. Экономические задачи.

Выражения и преобразования 3ч

Тождественные преобразования иррациональных и степенных выражений. Тождественные преобразования логарифмических выражений. Тождественные преобразования тригонометрических выражений.

Функции и их свойства 3ч

Исследование функций элементарными методами. Производная функции, ее геометрический и физический смысл. Исследование функций с помощью производной.

Уравнения,  неравенства и их системы 6ч

Рациональные уравнения, неравенства и их системы. Иррациональные уравнения и их системы. Тригонометрические уравнения и их системы. Показательные уравнения,

неравенства        и        их        системы.        Логарифмические        уравнения,        неравенства        и        их        системы. Комбинированные уравнения и смешанные системы.

Планиметрия 6ч

Треугольники.     Четырехугольники.        Окружность.   Окружности,   вписанные   в  треугольник  и четырехугольник. Окружности, описанные около треугольника и четырехугольника.

Стереометрия 3ч

Углы и расстояния. Сечения многогранников плоскостью. Площади поверхностей тел. Объемы тел.


Решение задач и уравнений в целых числах  5 часов

Диофантовы уравнения. Уравнения в целых числах. Оценка переменных. Организация перебора. Задачи на делимость

 Требования к уровню подготовки  учащихся.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • вычислять значения корня, степени, логарифма;

  • находить значения тригонометрических выражений;

  • выполнять тождественные преобразования тригонометрических, иррациональных, показательных, логарифмических выражений;

  • решать тригонометрические, иррациональные, показательные, логарифмические уравнения, неравенства, системы, включая с параметром и модулем, а также комбинирование типов аналитическими и функционально-графическими методами,

  • строить графики элементарных функций, проводить преобразования графиков, используя изученные методы описывать свойства функций и уметь применять их при решении задач,

  • применять аппарат математического анализа к решению задач;

  • решать различные типы текстовых задач с практическим содержанием на проценты, движение, работу, концентрацию, смеси, сплавы, десятичную запись числа, на использование арифметической и геометрической прогрессии;

  • уметь соотносить процент с соответствующей дробью;

-знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;

  • решать планиметрические задачи, связанные с нахождением площадей, линейных или угловых величин треугольников или четырехугольников;

  • решать стереометрические задачи, содержащие разный уровень необходимых для решения обоснований и количество шагов в решении задач, включенных в часть I и часть II экзаменационной работы, часто требующие построения вспомогательных элементов и сечений, сопровождаемых необходимыми доказательствами;

  • производить прикидку и оценку результатов вычислений;

  • при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, использовать приемы, рационализирующие вычисления

                                    Календарно-тематическое планирование курса

1 час в неделю, всего 34  часа

        №

1.Текстовые задачи – 10 часов

к/часов

дата

1

Задачи практического содержания (дроби, проценты).

2

Задачи практического содержания (смеси, сплавы).

3

Экономические задачи

4

Задачи на нахождение количества лет выплаты кредита

5

Вычисление процентной ставки по кредиту

6

Нахождение суммы кредита

7

Нахождение ежегодного транша

8

Задачи на работу и движение.

9

Задачи на анализ практической ситуации.

10

Решение текстовых задач

2.Выражения и преобразования – 3 часа.

11

Степени и корни

12

Тождественные преобразования иррациональных, степенных выражений

13

Тождественные преобразования логарифмических,  тригонометрических выражений выражений.

3.Функции и их свойства – 3 часа

14

Производная, ее геометрический и физический смысл.

15

Исследование функции с помощью производной.

16

Первообразная функции.  Комбинированные задачи

4.Уравнения, неравенства и их системы – 6 часов

17

Рациональные уравнения. Рациональные неравенства и их системы

18

Иррациональные уравнения.  Системы иррациональных уравнений

19

Тригонометрические уравнения

20

Показательные уравнения.  Показательные неравенства

21

Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства и системы

22

Комбинированные уравнения. Отбор корней уравнения

5.  Планиметрия – 6 часов

23

Вычисление длин и площадей

24

Взаимное расположение прямолинейных фигур

25

Окружность.  Описанные и вписанные окружности.

26

Решение комбинированных задач.

27

Задачи, связанные с углами

28

Задачи на доказательство и вычисления

6.  Стереометрия – 3 часа

29

Углы и расстояния.

30

Сечения многогранников плоскостью.

31

Площади поверхностей  и объемы тел.

7. Решение задач и уравнений в целых числах – 4 часа

32

Уравнения в целых числах

33

Оценка переменных. Организация перебора

34

Неравенства в целых числах. Графические иллюстрации

35

Задачи на делимость

итого

35 часов

32

Уравнения в целых числах

33

Оценка переменных. Организация перебора

34

Неравенства в целых числах. Графические иллюстрации

итого

35 часов

34  часа



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа спецкурса по математике в 6 классе "Математика вокруг нас"

Представляю вам свою версию программы спецкурса "Математика вокруг нас"....

Рабочая программа по курсу «Математика » для 5 класса к учебнику С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин «Математика -5»

Рабочая программа содержит пояснительную записку,  календарно - тематическое планирование....

Программа кружка по математике в 5 классе "Занимательная математика"

Авторская программа внеурочной деятельности учащихся 5 класса научно-познавательного направления.  Кружок «Занимательная математика»...

Рабочая программа учебного предмета «Математика» 10-11 класс (базовый уровень). Разработана Галимовой Н.В., учителем математики

Рабочая программа учебного предмета «Математика» 10-11 класс (базовый уровень). Разработана  Галимовой Н.В.,  учителем математики...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА изучения курса математики 5-6 классов при работе по учебникам «Математика, 5 класс», «Математика, 6 класс» авторов И.И.Зубаревой, А.Г. Мордковича (УМК «Практика Развивающего Обучения (ПРО)»)

Рабочая программа по математике для 5-6 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего обра...