Рабочая программа по учебному предмету «Математика» 8д класса (для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости)
рабочая программа по математике (8 класс) на тему

Елисеева Татьяна Вадимовна

Разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«Школа №854»

школьное отделение для детей с ОВЗ

   

«Согласовано»

Председатель МО

Л.В. Андреева

Протокол № 1

от «28» августа_2015 г.

«Принята»

На педагогическом совете

Протокол № 1

от «28» августа_2015 г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ школы №854 (отделение с ОВЗ)

А.В.Курсаков

Рабочая программа

по  учебному предмету «Математика»  

для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости

 8д класса

Разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой

Составитель:    

Елисеева Т.В.

учитель математики

первой  квалификационной категории                

Москва  2015

                                               

Содержание

  1. Паспорт рабочей программы  ……………………………….….….... 3
  2. Пояснительная записка  ………………………………………….…...4
  3. Содержание программы учебного предмета………………….……..7
  4. Требования к уровню подготовки учащихся………..……..……….12
  5. Календарно-тематическое планирование ………………………......14
  6. Перечень учебно – методического обеспечения образовательного

             процесса ………………………………………………………….......26

  1.  Лист внесения изменений ………………………………………......27

Паспорт рабочей программы

Тип программы: программа специального (коррекционного)   образовательного учреждения VIII вида.

Статус программы: рабочая программа  учебного курса.

Назначение программы:

- для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.

Категория обучающихся: учащиеся 8д класса ГБОУ школв №854 отделение с ОВЗ с легкой степенью умственной отсталости, находящиеся на II уровне.

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени:  140 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий:  4 часов  в неделю.

Формы контроля: устный фронтальный, устный индивидуальный, текущий, итоговая самостоятельная работа, тест, контрольная работа.

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по математике для 8-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, допущена Министерством образования РФ, 2001 года под редакцией В.В.Воронковой  (авторы: М.Н.Перова, В.В.Эк).

-Московского регионального базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

-Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

-Концепции специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья под ред. Н.Н.Малофеева.

 

Общая характеристика предмета

Обучение математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой, так и с другими учебными дисциплинами.

Цели курса:

  • формирование практически значимых знаний и умений;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления, оптимально формируемых средствами математики;
  • создание условий для социальной адаптации учащихся;
  • воспитание настойчивости, инициативы.

Задачи курса:

  • формирование доступных учащимися математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;
  • максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
  • воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.

Основными формами организации учебно-познавательной деятельности обучающихся являются:

  • объяснение нового материала с опорой на практические задания, на разнообразные по форме и содержанию карточки-схемы, памятки, опорные таблицы и т.д.;
  • закрепление изученного материала с использованием разноуровневого вариативного дидактического материала, предполагающего дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса и позволяющего постоянно осуществлять многократность повторения изученного;
  • обобщение и систематизация пройденного материала с использованием математических игр;
  • контроль полученных знаний и умений с использованием разноуровневых самостоятельных и контрольных работ, тестовых заданий.

Основные технологии: 

  • личностно-ориентированный подход,
  • деятельностный подход,
  • уровневая дифференциация,
  • информационно-коммуникативные,
  • здоровьесберегающие,

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • Устный счет.
  • Беседа (диалог).
  • Работа с книгой.
  • Практическая деятельность: выполнение заданий по нумерации, на сравнение, заданий вычислительного характера по алгоритмам, решение арифметических задач и задач с практическим содержанием.
  • Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам.
  • Измерительные и графические работы.

Методология преподавания математики

При обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики используются следующие методы обучения (классификация методов по характеру познавательной деятельности).

  • Объяснительно-иллюстративный метод, при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют материал в памяти.
  • Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации).
  • Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения).
  • Частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы).

Математическое образование в 8 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика, геометрия.

Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует формированию и развитию умения пользоваться алгоритмами.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры на моделях, рисунках, чертежах. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера. Из числа уроков выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. Все чертежные работы выполняются с помощью инструментов на нелинованной бумаге (для некоторых учащихся допускается выполнение работ на линованной бумаге).

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками изобразительного искусства (геометрические фигуры и тела, симметрия), трудового обучения (построение чертежей, расчеты при построении), СБО (решение арифметических задач, связанных с социализацией).

Содержание программы учебного курса

Темы программы представлены в тематическом планировании.

8д класс  I четверть

Тема

Нумерация чисел в пределах 1.000.000

1

Числа целые и дробные

2

Сравнение чисел

3

Римская нумерация

4

Состав числа

5

Действия с разрядными слагаемыми

6

Г.м. Виды углов. Градусное измерение углов

7

Присчитывание и отсчитывание чисел 2, 20, 200, 2000… в пределах 100000

8

Присчитывание и отсчитывание чисел 5, 50, 500, 5000… в пределах 100000

Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей

9

Сложение и вычитание чисел в пределах 100000

10

Сложение и вычитание десятичных дробей

11

Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей

12

Сложение и вычитание чисел в пределах 100000

13

Контрольная работа

14

Работа над ошибками

15

Г.м. Сумма смежных углов

Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей

16

Умножение и деление целых чисел на однозначное число

17

Умножение и деление десятичных дробей на однозначное число

18

Г.м. Построение углов с помощью транспортира.

19

Среднее арифметическое чисел

20

Умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000

21

Деление десятичных дробей на 10, 100, 1000

22

Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000

23

Умножение на круглые десятки, сотни, тысячи

24

Деление на круглые десятки, сотни, тысячи

25

Умножение и деление на круглые десятки, сотни, тысячи

26

Умножение на двузначное число

27

Деление на двузначное число

28

Умножение и деление на двузначное число

29

Умножение и деление на двузначное число

30

Контрольная работа

31

Г.м. Построение углов с помощью транспортира.

32

Работа над ошибками.

33

Порядок действий.

34

Порядок действий

35

Г.м. Сумма углов треугольника.

36

Итоговый урок «Все действия с числами».

Итого за I четверть 36 ч


8 класс  II четверть

Тема

Сложение и вычитание обыкновенных дробей

37

Запись, чтение, преобразование обыкновенных дробей

38

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями

39

Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

40

Сложение и вычитание обыкновенных дробей

41

Приведение дробей к общему знаменателю

42

Приведение дробей к общему знаменателю

43

Приведение дробей к общему знаменателю

44

Г.м. Построение фигур, симметричных относительно оси симметрии

45

Сложение дробей с разными знаменателями

46

Вычитание дробей с разными знаменателями

47

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

48

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

49

Контрольная работа

50

Работа над ошибками

51

Г.м. Построение фигур, симметричных относительно центра симметрии

52

Нахождение дроби от числа

53

Нахождение числа по одной его доле

54

Сложение смешанных чисел

55

Вычитание смешанных чисел

56

Г.м. Построение симметричных четырехугольников

57

Нахождение неизвестных компонентов

Площадь. Нахождение площади

58

Единицы площади. Преобразование мер площади

59

Контрольная работа

60

Работа над ошибками

61

Нахождение площади фигур

Сложение и вычитание целых и дробных чисел

62

Сложение и вычитание целых и дробных чисел

63

Г.м. Построение симметричных треугольников

64

Итоговый урок «Сложение и вычитание целых чисел и дробей»

Итого за II четверть 28 ч

8 класс   III четверть

Тема

Преобразование обыкновенных дробей

65

Преобразование обыкновенных дробей

66

Преобразование обыкновенных дробей

67

Замена целого числа неправильной дробью

68

Замена смешанного числа неправильной дробью

Действия с обыкновенными дробями

69

Умножение обыкновенной дроби на целое число

70

Деление обыкновенной дроби на целое число

71

Умножение и деление дробей на целое число

72

Умножение смешанного числа на целое

73

Деление смешанного числа на целое

74

Деление смешанного числа на целое

75

Умножение и деление смешанного числа на целое число.

76

Умножение и деление смешанного числа на целое число.

77

Порядок действий

78

Все действия с обыкновенными дробями и смешанными числами

79

Контрольная работа

80

Работа над ошибками

81

Итоговый урок «Действия с обыкновенными дробями»

Запись именованных чисел десятичной дробью

82

Запись чисел, полученных при измерении мерами стоимости, десятичной дробью

83

Запись чисел, полученных при измерении мерами длины, десятичной дробью

84

Запись чисел, полученных при измерении мерами массы, десятичной дробью

85

Запись чисел, полученных при измерении мерами площади, десятичной дробью

Замена десятичной дроби именованными числами

86

Замена десятичной дроби числами, полученными при измерении мерами стоимости

87

Замена десятичной дроби числами, полученными при измерении мерами длины

88

Замена десятичной дроби числами, полученными при измерении мерами массы

89

Замена десятичной дроби числами, полученными при измерении мерами площади

Сложение и вычитание именованных чисел

90

Сложение и вычитание именованных чисел, выраженных в десятичных дробях

91

Сложение и вычитание именованных чисел, выраженных в десятичных дробях

92

Нахождение неизвестных компонентов

93

Нахождение неизвестных компонентов

Умножение и деление чисел

94

Умножение и деление целых чисел на однозначное число.

95

Умножение и деление дес. дробей на однозначное число

96

Умножение и деление именованных чисел на однозначное число.

97

Умножение и деление целых чисел на двузначное число

98

Умножение и деление дес. дробей на  двузначное число

99

Умножение и деление именованных чисел на двузначное число

100

Умножение и деление именованных чисел на двузначное число

101

Контрольная работа

102

Работа над ошибками

103

Все действия с числами

104

Задачи на пропорциональное деление

105

Задачи на нахождение площади

106

Итоговый урок «Действия с целыми, именованными числами и десятичными дробями»

Итого за III четверть 42 ч

8 класс  IV четверть

Тема

Меры площади

107

Действия с мерами площади

108

Задачи на нахождение площади

109

Задачи на нахождение площади

110

Меры земельных площадей 1а

111

Меры земельных площадей 1га

112

Г.м. Длина окружности.

Повторение. Все действия с числами

113

Все действия с целыми числами

114

Все действия с десятичными дробями

115

Все действия с именованными числами

116

Все действия с обыкновенными дробями

117

Нахождение неизвестных компонентов

118

Нахождение неизвестных компонентов

119

Г.м. Сектор и сегмент. Круг

120

Арифметические действия с числами

121

Арифметические действия с числами

122

Проверка арифметических действий

123

Контрольная работа

124

Работа над ошибками

Диаграммы

125

Линейная диаграмма

126

Задачи, решаемые с помощью линейной диаграммы

127

Столбчатая диаграмма

128

Задачи, решаемые с помощью столбчатой диаграммы

129

Круговая диаграмма

130

Г.м. Площадь круга

Повторение. Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по его части

131

Годовая контрольная работа

132

Работа над ошибками

133

Нахождение десятичной дроби от числа

134

Нахождение десятичной дроби от числа

135

Нахождение числа по его части

136

Нахождение числа по его части

137

Повторение пройденного материала.

138

Г.м. Геометрические тела.

139

Занимательная математика.

140

Итоговый урок «Все действия в пределах 100000

Итого за IV четверть 34 ч

Итого за год 140 ч

Требования к уровню подготовки учащихся

В рабочей программе предусмотрена дифференциация учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости математическим знаниям и умениям. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству школьников (I уровень обучения), и упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала (для учащихся II уровня обучения). Указания относительно упрощений даны в календарно-тематическом планировании в разделе «Дифференцированные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся».

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

- величину1°;

- размеры прямого, острого, тупого, развернутого, полного, смежных углов, сумму углов треугольника;

- элементы транспортира;

- единицы измерения площади, их соотношения;

- формулы длины окружности, площади  круга.

Учащиеся должны уметь:

- присчитывать и отсчитывать разрядные единицы и равные числовые группы в пределах 1000000;

- выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное целое число натуральных чисел, обыкновенных и десятичных дробей;

- находить число по одной его доле, выраженной обыкновенной или десятичной дробью;

- находить среднее арифметическое нескольких чисел;

- решать арифметические задачи на пропорциональное деление;

- строить и измерять углы с помощью транспортира;

- строить треугольники по заданным длинам сторон и величине углов;

- вычислять площадь прямоугольника (квадрата);

- вычислять длину окружности и площадь круга по заданной длине радиуса;

- строить точки, отрезки симметричные данным относительно оси, центра симметрии.

ПРИМЕЧАНИЯ.

Обязательно:

- уметь выполнять четыре арифметических действия с натуральными числами в пределах 10000; по возможности с десятичными и обыкновенными дробями;

-знать наиболее употребительные единицы площади;

- знать размеры прямого, острого, тупого угла в градусах;

- находить число по его половине, десятой доле;

- вычислять среднее арифметическое нескольких чисел;

- вычислять площадь прямоугольника.


Перечень учебно – методического обеспечения образовательного

процесса

                                                  Основная литература:

  1. В.В. Эк. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. «Просвещение» АО «Московские учебники». 2002.
  2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, допущена Министерством образования РФ, 2001 года под редакцией В.В. Воронковой  (авторы: М.Н. Перова, В.В. Эк). М.: Гуманитарный издательский центр Владос. 2000.
  3. М.Н. Перова. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. Москва. «Просвещение». 1978.
  4. М.Н. Перова. «Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида». Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос». 2001.

Дополнительная литература для учителя и учащихся:

  1. Т.В. Алышева. Рабочая тетрадь по математике для учащихся 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. «Просвещение» ОАО «Московские учебники». 2005.
  2. Математика. 5-9 классы: коррекционно-развивающие задания и упражнения / сост. С.Е. Степурина. – Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Математика. 7-8 классы: тематический и итоговый контроль / авт.-сост. С.Е. Степурина. – Волгоград: Учитель, 2008.
  4. О.А. Бибина. Изучение геометрического материала в 5-6 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Пособие для учителя-дефектолога. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос». 2005
  5. Ф.Р. Залялетдинова. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе : 5-9 классы. Москва. ВАКО. 2007.

Медиаресурсы:

Представлены на сайте  www.prosv.ru/umk/adapt0-9

Лист внесения изменений

Класс

Дата

Количество не проведённых уроков

Причина

Согласование с курирующим завучем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 5-7 классы для детей с легкой степенью умственной отсталости

Рабочая программа  по курсу «Литература» для детей с легкой степенью умственной отсталости составлена  на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений ...

Контрольные работы по предмету "Математика" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 5 класса

К​онтрольные работы разработаны для обучающихся 5 класса с легкой степенью умственной отсталости для выявления уровня усвоения программного материала по математике (программа под ред. В.В. Воронк...

Контрольные работы по предмету "Математика" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 10 класса

Контрольные работы предназначены для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Разработаны в соответствии с принципами жизненной необходимости и практической значимости содержания образован...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости и расстройствами аутистического спектра 1 класса.

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости и расстройствами аутистического спектра 1 класса....

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 3 класса (ФГОС УО).

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 3 класса....

ПЛАН РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА» 7 класс ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ (ЗПР)

Программа является компонентом ООП ООО и составлена на основании:Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа/  [сост. Е. С. Савинов]. –М.:...

Конспект урока Математические представления 2 класс для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (1 вариант) СИПР

Конспект урока Математические представления 2 класс для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (1 вариант) СИПР...