разработка внеклассного мероприятия "Математические следопыты"
методическая разработка по математике (5 класс) на тему

Широнова Мария Иннокентьевна

В рамках предметной декады проводила внеклассное мероприятие по математике среди учащихся 5-6 классов по теме "Действия с натуральными числами"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока : «Решение уравнений»

Учитель: Широнова Мария Иннокентьевна

Тема урока: Решение  уравнений

Класс:   6

Место и роль урока в изучаемой теме: третий урок по теме «Решение уравнений»

Тип урока: комбинированный

 Цели урока: 

Обучающие цели: продолжить работу по формированию универсальных учебных действий учащихся:

регулятивные – оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

познавательные – строить речевые высказывания в устной и письменной формах;

коммуникативные – контролировать действия партнёра.

Развивающие цели: развивать логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность с помощью применения информационных технологий, умений применять знания на практике.

Воспитательные цели: продолжить работу по формированию навыков культуры математической записи и речи, формированию положительной мотивации, воспитанию товарищества, взаимопомощи, умению слышать других, участвовать в диалоге, воспитывать качества личности, отвечающие требованиям информационного общества.

Задачи урока:

1. Научить переносить знания от одного предмета к другому.

2. Снять монотонность урока и перегрузку учащихся, повысить интерес к математике, используя для этого различные методы проведения урока на разных его этапах.

3. Закрепить навыки действий с рациональными числами.

4. Закрепить навыки раскрытия скобок.

5. Закрепить навыки решения уравнений.

6. Закрепить навыки приведения подобных слагаемых.

Планируемые результаты: быстрое включение учащихся в деловой ритм и организации внимания у всех учащихся; активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний учащихся; активная познавательная деятельность; качество знаний учащихся на последних этапах обучения; умение выделять существенные признаки методов решения уравнений.

Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная работа, групповая деятельность.

Педагогические технологии:  информационно - коммуникативные технологии, технология деятельностного метода,  технология уровневой дифференциации.

Межпредметные связи:  музыка.

Оборудование: доска;  мультимедийный проектор;  презентация к уроку для демонстрации через проектор «Решение уравнений»;  презентации для проведения физкультминутки упражнений для глаз; листы самооценки ; наглядный материал;дидактический материал.

Этап урока

Время, мин.

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

I. Мотивация к учебной деятельности   (3 мин)

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. 

-Здравствуйте ребята! Сегодня у нас на уроке много гостей. Давайте поприветствуем их своими светлыми, добрыми улыбками и порадуем их своими знаниями. (Слайд 1.) Ребята, для того что бы  настроится на рабочий лад, зарядиться уверенностью в себе, выполним следующее упражнение: (на фоне музыки)

Представь, что внутри твоей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути своего движения освещает изнутри все детали лица,  шеи, плеч, рук теплым, ровным и расслабляющим светом. Ты становишься новым человеком. Ты стал спокойным, сильным и уверенным в себе. Ты все будешь делать хорошо.

- Ребята, теперь вы можете сесть поудобнее. Проверим, все ли у нас готово к уроку: Посмотрите все ль в порядке: ручка, книжка и тетрадка? Прозвенел уже звонок, начинается урок.
- Что еще нам пригодится на уроке? (
аккуратность, внимание, знания, сообразительность, ум…..).

Сегодня очень не обычный урок. У вас на столе лежат «листы самооценки». Дело в том, что оценивать свою сегодняшнюю работу на уроке, будете вы сами. За каждый этап урока будут выставляться баллы, а в конце урока вы подсчитаете заработанные баллы и сможете поставить себе оценку.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

Внимательно слушают учителя и отвечают на его вопросы.

Регулятивные УУД:

организовывать своё рабочее место под руководством учителя.

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и понимать речь других.

II. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема).  (2 мин)

 Цели:

организовать постановку цели урока; 

Для того чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока я предлагаю вам разбить на группы, примеры. (Слайд 2,3). Ребята, кто отвечал правильно, поставьте в 1 строке 1 балл за правильный ответ.

Обратите внимание: Что у нас получилось? Какие группы? Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке?  (решать уравнения).  Итак, тема сегодняшнего урока (Слайд 4) : «Решение уравнений». Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, Классная работа и тему урока «Решение уравнений». Сегодня на уроке нам необходимо закрепить навыки необходимые для решения уравнений: это действия с рациональными числами, раскрытие скобок, решение уравнений, приведение подобных слагаемых. В связи с данными целями предлагаю вам следующий план проведения урока (Слайд 5).

План:

  1. Устный счет
  2. Теоретический материал
  3. Закрепление навыков решения уравнений на практике
  4. Подведение итогов урока

 

Организует проблемную ситуацию для выявления проблемы урока.

Организует актуализацию умений делить на группы  по заданному признаку

Организует обобщение актуализированных знаний.

Под руководством  учителя выявляют и проговаривают проблему урока.

4. С помощью учителя дают характеристику уравнениям и делят их по группам.

5. Ученики высказывают свои предположения.

Регулятивные УУД:

определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий

Общеучебные УУД:

постановка и формулирование проблемы

Логические УУД:

 анализ объектов с целью выделения признаков

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.  (3 мин)

Цели:

- организовать повторение и закрепление полученных ранее знаний. 

Какие же знания нам нужны, что бы решать  уравнения?

Давайте ответим на вопросы: (Слайд 6)

1.Что называют уравнением?

2.Что такое корень уравнения?

3.Что значит решить уравнение?

Ребята, кто отвечал на мои вопросы, поставьте 1 балл во 2 строке листа самооценки.

К данным уравнениям мы вернемся позже, а сейчас займемся выполнением плана нашего урока.

Учитель  подводит учащихся к составлению алгоритма решения уравнения.

Отвечают на вопросы.

Регулятивные УУД:определение направлений  действий

IV. Реализация построенного проекта. 

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

-Устный счёт. (5 мин)

Цель:

-настроить учеников на работу, развивать у учащихся внимание и умение быстро принимать правильное решение.

Теория решения уравнений (7 мин)

Цель: актуализировать опорные знания и способы действий

Физ. минутка (2мин)

Самостоятельная работа (тест) с взаимопроверкой по эталону. (8 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока.

IV.Дифференцированная работа у доски (5 мин)

Цель: личностно- ориентированный подход с учетом индивидуальных особенностей учеников индивидуальные особенности учеников

.

Ну, что, давайте начнем ученье с увлеченьем. Сейчас мы с вами займемся устным счетом, ведь он так необходим для тренировки нашей памяти. Нашему организму требуется не только физические, но и умственные тренировки.

Устный счет: (Слайд 7)

 1) 3х = 15;                               5) 9 х – х = 4;

 2) 5 – х =8;                              6) -х – 5х = 3;

 3) 10 + х = 8;                           7) 6х - 14 = 4;

 4) 2х + 8х = -12;                      8) 7х +9= 2.

(Слайд 8)

Задача: С одной яблони собрали 12 кг яблок, с другой в 2 раза больше. Яблоки разложили поровну в 6 корзин. Сколько кг яблок в каждой корзине?

         

Заполняем 3 строку листа самооценки.

Ребята, давайте повторим алгоритм решения уравнений: ( Слайд 9)

(Слайд 10).

А сейчас я вам предлагаю найти и исправить ошибки в решении данного уравнения.

Заполняют 4 строку листа самооценки.

Ребята сейчас вы поработаете самостоятельно. Подпишите в тетрадях слово «Тест» и посмотрите на экран. Отвечайте на вопросы теста, выбирая по одному правильному ответу. А сейчас поменяйтесь с соседом по парте своими тетрадями. На экране появились ответы (Слайд 11,12). Если ответ правильный ставим 1 балл, подсчитайте общее количество баллов и напишите внизу под выполненным тестом. Верните друг другу тетради и заполните листы самооценки. Поставьте в 5 строке количество баллов, которое вам поставил ваш сосед по парте.

 (Слайд 13) На доске ребята 3 задания разного уровня сложности. За 1 задание вы можете получить 1 балл. За 2-е – 2балла. За 3-е – 3 балла.

  1. Решите уравнение: 3х + 4 = 5х       (1 балл)

  1. Задание

Найди ошибку: 7 – (2х + 3) = 9

        7 – 2х +3=9

        -2х=9-7+3

        -2х=5

        х= 5/2                               ( 2 балла)

  1. Задание

Решить уравнение: - 4(7 – х) = 17             (3 балла)

Три человека к доске, остальные в тетрадях выполняют одно любое задание.

Ребята заполните 6 строку листа самооценки.

Отвечают на вопросы.

Решают задания устного счёта

Общеучебные УУД:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения уравнений  в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД:осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

Коммуникативные УУД: 

-управление поведением партнёра -контроль, коррекция, оценка его действий;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.(3 мин)

Цели:

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Рефлексия. (На фоне музыки ).

Учитель: Закройте глаза и представьте перед собой картину. Тишина. Темное небо. Маленькая точка. Точка приближается и превращается в шар. Мы уже можем различить на точке синий цвет – это океаны. Желтый и коричневый – пески. Зеленый цвет – леса. И вот на небе появляется еще одна маленькая точка – это Вы. Вы летите над планетой Земля. Вам легко, спокойно. Перед Вами открываются бескрайние картины звездного неба. Через несколько секунд по моей просьбе Вы откроете глаза и окажетесь на Земле отдохнувшими и полными свежих сил и энергии. Открываем глаза.

Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке? (Алгоритм решения уравнения; сами оценивали свою работу и работу соседа).

Подсчитайте каждый количество баллов полученных за урок. У вас на столе лежат разноцветные карточки.

Если вы набрали 10 и более баллов за урок, то вы поднимаете красные карточки (они означают, что вы хорошо усвоили тему урока, были активны во время урока) – ТАК ДЕРЖАТЬ, РЕБЯТА!

Если от 5 до 10 баллов – поднимите желтые карточки (они означают, что тема вами освоена хорошо, но все же вы допускаете ошибки, или же не достаточно были активны на уроке) –РЕБЯТА СТАРАЙТЕСЬ И У ВАС ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!

Если же у вас менее 5 баллов – то поднимите зеленые карточки (они означают, что тема вами освоена плохо, на уроке вы были не активны) –РЕБЯТА, СТАРАНЬЕ И ТРУД ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИВЕДУТ ВАС К УСПЕХУ!

Поднимите свои карточки.

Организует рефлексию.

Подводит итог урока, задает вопросы.

Отвечают на

вопросы.

Самооценка.

Регулятивные УУД: - уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

-выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

Коммуникативные УУД:

-отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

-критично относиться к своему мнению;

-понимать и принимать точку зрения другого.

VI. Домашнее задание.(2 мин)

 

Откройте свои дневники, запишите домашнее задание:

-для всех

Доп. задание:

х+(x+8)+(x-3)=41 – написать условие задачи по уравнению.

Творческое задание: подготовить доклад или сообщение «Из истории уравнений».

  Спасибо ребята за работу. До свидания!

(слайд14)

Записывают домашнее задание.



Предварительный просмотр:

№ задания

Количество баллов

1

2

3

4

5

6

7

Итого:

№ задания

Количество баллов

1

2

3

4

5

6

7

Итого:

№ задания

Количество баллов

1

2

3

4

5

6

7

Итого:

№ задания

Количество баллов

1

2

3

4

5

6

7

Итого:

№ задания

Количество баллов

1

2

3

4

5

6

7

Итого:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

На какие две группы можно разделить? 5( x – 3) = 20 x + 8 = – 15 7,5s – 3k 5x = 2x +6 a – 4 + b 4b 6m – 1

Слайд 4

Тема урока : Решение уравнений Тема урока: Учитель математики МБОУ Забитуйская СОШ Широнова М.И.

Слайд 5

ПЛАН 1. Устный счёт 2. Т еоретический материал 3. Закрепление навыков решения уравнений 4. Подведение итогов урока

Слайд 6

Вспомни Что называется уравнением ? Что называется корнем уравнения? Что значит решить уравнение?

Слайд 7

Решите устно уравнения 3x = 15 5 – x = 8 + x =8 2x + 8x = - 12 9x – x = 4 – x – 5x = 3 6x – 14 = 4 7x + 9 = 2 уравнения

Слайд 8

Решите задачу С одной яблони собрали 12 кг яблок, с другой в 2 раза больше. Яблоки разложили поровну в 6 корзин. Сколько кг яблок в каждой корзине?

Слайд 9

Алгоритм решения уравнения Раскрыть скобки Перенести слагаемые из одной части уравнения в другую, изменив знаки на противоположные; Привести подобные слагаемые Обе части уравнения разделить на коэффициент при х Записать ответ

Слайд 10

Найдите и исправьте ошибки в решении уравнения 5x – 8 = 4 – 8x Решение: 5x – 8x = 4 + 8 – 13x = 12 x = 12: (– 13) x = 12/13 Правильное решение: 5x + 8x =4 + 8 13x = 12 x = 12:13 x = 12/13

Слайд 11

Найди значение выражения 3х=28-х 1)7х=32-х а )7; б)14;в)-7 а)9;б)4;в)-4 2 )6х-10=х+15 2)10х-9=2х+39 а)4;б)5;в)-5 а)-4; б)6; в)-6

Слайд 12

Ответы 1 вариант 2 вариант а; 1) б; б . 2) б.

Слайд 13

Дифференцированная работа 1 балл - 3х+4=5х 2 балла - Найди ошибки: 7-(2х+3)=9 7-2х+3=9 -2х=9-7+3 - 2х=5 х=5/2 3 балла - -4(7 – х)=х+17

Слайд 14

Спасибо за урок !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Пасха в Германии" авторы разработки Пономаренко И.В. Охотина Н.А.

Мы учителя немецкого языка разработали внеклассное мероприятие для учащихся 6-х классов, изучающих немецкий язык углубленно. Материал по теме "Пасха" всегда интересен и разнообразен. Ребята в восторге...