Неделя математики как одна из форм внеклассной работы
статья по математике на тему

Севостьянова Наталья Равильевна

Доклад "Неделя математики в средней школе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Неделя математики как одна из форм организации внеклассной работы.

На современном этапе развития школьного образования особое значение приобретает взаимосвязь урока и внеурочной деятельности учащихся. Одной из форм организации внеклассной работы является проведение предметной недели. Девизом для педагога могут служить слова К.Д.Ушинского: «Сделать учебную работу интересной для ребёнка и не превратить эту работу в забаву – это одна из труднейших и важнейших задач дидактики».

Целью проведения Недели математики является развитие личностных качеств обучающихся и активизация их мыслительной деятельности, поддержка и развитие   творческих способностей и интереса к предмету, формирование осознанного понимания значимости математических знаний в различных сферах профессиональной деятельности.

         Задачи проведения Недели математики в школе:

Учебные:

  • совершенствовать профессиональное мастерство педагогов в процессе подготовки, организации и проведения открытых  уроков и внеклассных мероприятий;
  • повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их кругозор;
  • углубить представления обучающихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни;
  • показать ценность математических знаний в профессиональной деятельности;
  • развивать у обучающихся умение работать с учебной информацией, умений планировать и контролировать свою деятельность.

Развивающие:

  • развивать у обучающихся интерес к занятиям математикой;
  • выявлять учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углублению своих знаний по математике;
  • развивать речь, память, воображение и интерес через применение творческих задач и заданий творческого характера.

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом;
  • воспитание умений применять имеющиеся знания в практических ситуациях;
  • воспитание умений защищать свои убеждения, делать нравственную оценку деятельности окружающих и своей собственной.

Принципы организации Недели математики:

  • принцип массовости (работа организуется таким образом, что в творческую деятельность вовлекается как можно больше обучающихся);
  • принцип доступности (подбираются разноуровневые задания);
  • принцип заинтересованности (задания должны быть интересно оформлены, чтобы привлечь внимание визуально и по содержанию);
  • принцип соревновательности (ученикам предоставляется возможность сравнивать свои достижения с результатами учащихся разных классов).       

Формы организации учебной деятельности, используемые педагогами:

  • индивидуальные – взаимодействие учителя с одним учеником (консультации по содержанию и оформлению творческих работ);
  • групповые – работа групп учащихся приблизительно одного возраста по созданию проекта, стеннгазеты и т.д. Участие группы (команды) в игре, соревнованиях, турнирах и т.д.;
  • коллективные – учащиеся класса занимаются как целостный коллектив, готовятся к внеклассным мероприятиям в рамках Недели математики;
  • ролевые и организационно – деятельностные игры.

Методы обучения, используемые педагогами:

  • объяснительно – иллюстративные;
  • частично – поисковые;
  • творческие;
  • исследовательские;
  • методы стимулирования и мотивации;
  • коммуникативные, познавательные;
  • репродуктивные.

Педагогические технологии, используемые при проведении Недели математики:

  • объяснительно – иллюстративные (в основе – дидактические принципы Я.А.Каменского);
  • педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение);
  • педагогические технологии на основе повышения эффективности управления и организации учебного процесса (уровневая дифференциация, коллективный способ обучения, групповые технологии);
  • частнопредметные технологии.

Ожидаемые результаты:

  • подтверждение имеющихся у обучающихся базовых знаний в соответствии с тематикой Недели математики;
  • знакомство с видами творческой самостоятельной деятельности и развитие навыков её выполнения;
  • выявление круга учащихся, стремящихся к углублению знаний по математике;
  • вовлечение родителей в совместную с учащимися деятельность при проведении мероприятий;
  • расширение историко –научного кругозора учащихся в области математики;
  • развитие коммуникативных умений при общении с учениками разного возраста.

В нашей школе ежегодно проходит Неделя математики, которая включает в себя различные конкурсы и состязания  для учащихся разных возрастов и уроки математики, проводимые в нестандартных формах. Мероприятия не должны быть затянуты по времени, поэтому большая часть из них проводится в течение учебного дня. Учитывая также то обстоятельство, что возрастает учебная нагрузка на детей, содержание Недели математики мы подбираем так, чтобы всем было интересно, а разноуровневые задания позволили бы каждому почувствовать себя успешным.

Предлагаю вашему вниманию  сценарий проведения Недели математики в нашей школе.

День 1-й (понедельник)

        Проводится общешкольная линейка, где объявляется открытие Недели математики,  зачитывается перечень проводимых конкурсов и весь план мероприятий. Затем этот же план помещается на информационный стенд.

День 2-й (вторник)

Для учащихся 5-6 классов была проведена математическая игра «Крестики-нолики», а для 7-8 классов конкурс «Математические ребусы».

День 3-й (среда)

Все желающие могут принять участие в Математических викторинах, посвященных истории арифметики, математики, алгебры и геометрии. Для более младших школьников предлагаются веселые математические викторины.

  А учащиеся 8 класса проведут игру-путешествие в страну «Математика» для шестиклассников.

День 4-й (четверг)

День веселых уроков математики.

Ученики 5 и 6 классов попробуют себя в роли банкиров; семиклассникам предстоит  ответить на вопрос «Легко ли стать миллионером»; учащиеся 8 класса посетят «Математическое кафе», а девятиклассники вспомнят правила любимой игры «Морской бой». Старшеклассникам мы предложим математическую игру «Счастливый случай».

День 5-й (пятница)

  Команды учащихся 8 и 9 классов приглашаются к участию в мероприятии-конкурсе «Ох, уж эта математика!»

   А жюри предстоит оценить все творческие работы и подвести итоги всей Недели.

День 6-й (понедельник)

Поощрения участников Недели математики:

  • награждение индивидуальных победителей конкурса творческих работ грамотами образовательного учреждения и призами;
  • награждение классов за лучшие математические газеты (по содержанию и оформлению) грамотами образовательного учреждения и сладкими призами (тортами или конфетами, так как в работе участвовало большое количество детей и хочется, чтобы каждый был вознаграждён);
  • награждение команд – победителей различных соревнований в рамках Недели математики грамотами образовательного учреждения;
  • вручение благодарностей (благодарственных писем) наиболее активным участникам Недели математики из числа школьников, их родителей и педагогов.

Проведение Недели математики предполагает большую подготовительную  работу, во время которой учителя и их питомцы  получают возможность для сотрудничества, для общения, не связанного рамками программы и не ограниченного времени урока. Но это только «одна сторона медали». «Вторая» - в том, что дети получают возможность познакомиться  с другой математикой: более интересной и живой. Ведь материал для мероприятий, в большинстве своём, отбирается занимательного и исторического характера. Если умело спланировать предметную неделю, постараться задействовать все всех учеников, подготовить и провести мероприятия на должном уровне – можно быть уверенным, что кто-то из ребят посмотрит на математику другими глазами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер занимательной математики как одна из форм внеклассной работы по математике

Проектная работа по психолого-педагогическому обоснованию внеклассной работы по математике и разработка сценария математического вечера...

Поэзия – как одна из форм внеклассной работы по английскому языку. Развитие творческой активности учащихся в работе над стихами на уроках английского языка

Нам бы хотелось рассказать о том, как мы развиваем творческую активность ребят, используя стихотворения английских и американских авторов в учебном процессе....

выступление на педчтениях по теме "Поэзия- как одна из форм внеклассной работы по иностранному языку"

Работая не первый год в школе, мы для себя сделали следующие выводы: лишь увлеченный делом, может увлечь других; научить учащихся творчески мыслить может лишь тот, кто сам творчески подходит к о...

Литературно-музыкальная композиция как одна из форм внеклассной работы, формирующей духовно-нравственные ценности ( 5-11 классы)

В статье я обобщила свой опыт работы по внеклассной работе по литературе, форма работы - литературно-музыкальная композиция....

Клубы по интересам, как одна из форм внеклассной работы по математике в средней школе.

Статья об организации работы летнего математического лагеря в "Лицее 21" на примере клубов по интересам школьников. Приводится пример работы одного из клубов....

Проект "Школьный сад, как одна из форм внеклассной работы"

Проект возрождение школьного сада., который выиграл грант при "РИтэк"...