Внеклассное мероприятие по математике для 5-6 классов "Ох уж эта математика"
план-конспект занятия по математике (5, 6 класс) на тему

Ткаченко Сергей Николаевич

Внеклассное мероприятие по математике для 5-6  классов "Ох уж эта математика"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по математике для 5-6  классов


                

Разработал учитель математики МБОУ СОШ № 11 х. Южного Курганинского района Краснодарского края Ткаченко Сергей Николаевич

2017 год


Сценарий внеклассного мероприятия « Ох, уж эта математика!»

(слайд 1)

Цели:

  • Создание условий для развития логического мышления
  • Создание условий для развития интереса учащихся к математике.

Задачи:

1. Воспитательные:

  • Привитие интереса к математике, как элементу общечеловеческой культуры.
  •  Воспитание выдержки и терпения, чувства сопереживания.
  •  Развитие у учащихся коммуникативных способностей в группах, положительного эффекта, настойчивости для достижения цели.

2. Развивающие:

  • Развитие умения применять в игре полученные знания.
  •  Развитие внимания, математического мышления, находчивости, сообразительности, памяти, оригинальности и гибкости мышления.
  • Популяризация среди учащихся занимательных задач, развитие познавательного интереса, интеллекта.

Оборудование:  ПКили ноутбук,  мультимедийный  проектор, экран, жетоны правильных ответов.

Участники

Учащиеся 5-6 классов

Ведущие (эксперты)

Учащиеся старших классов

План мероприятия

Приветствие, представление участников,объяснение правил

Ход мероприятия

Ведущий: 
Такого нет, кто б не нуждался в знанье. 
Какой мы не возьмем язык и век - 
Всегда стремился к знанью человек… 

1 ученик: (вбегая) Ребята, я слышал, что в школе  будет неделя математики !!!
Представляете, всю неделю сплошная математика!

2 ученик: (с места) Да не может такого быть! Нельзя же так издеваться над детьми!

3 ученик: У меня для вас - во-о-от такая новость! Всех учителей направили на семинар, остались лишь математики. И у нас сегодня - 6 уроков математики!

1 ученик: Ну, что я говорил!

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проведем необычные уроки математики. Вы посмотрите на привычные вещи другими глазами. Итак, первый урок - 

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ(слайд 2)
Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни. Служение математике С.В.Ковалевская представляла себе неотрывным от служения литературе.

"Мне кажется, - говорила она, - что поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. И это должен математик".

Для многих казалось странным, как она сочетает математику с поэзией. По этому поводу Ковалевская писала: "Многие, которым никогда не представлялось случая более глубоко узнать математику, считают её наукой сухой. В сущности же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего времени говорит совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе".
Если ты в жизни, хотя на мгновенье 
Истину в сердце своём ощутил, 
Если луч правды сквозь мрак и сомненье 
Ярким сияньем твой путь озарил: 
Чтобы в решенье своём неизменном 
Рок ни назначил тебе впереди - 
Память об этом мгновенье священном 
Вечно храни, как святыню, в груди 
Тучи сберутся громадой нестройной, 
Небо покроется чёрною мглой, 
С ясной решимостью, и с верной спокойной 
Бурю ты встреть и померься с грозой. 

Это стихотворение принадлежит выдающемуся учёному-математику Софье Васильевне Ковалевской. В ней одновременно жили математик и поэт. Они одновременно родились, росли, учились, писали научные труды и стихи.

Великий русский поэт М.Ю.Лермонтов был большим любителем математики и в своих вольных и невольных переездах из одного места службы в другое всегда возил с собою учебник математики.

Английский писатель XIX века Льюис Кэрролл, он же - Чарльз Лутвидж Доджсон, автор "Алисы в стране Чудес" и он к тому же был ещё профессор математики.

А теперь посмотрим как вы сочетаете в себе знания математики и литературы.

1.Назовите имя известного поэта, математика, автора этих слов:"Яд, мудрецом тебе предложенный прими,Из рук же дурака не принимай бальзама!" ( Омар Хайям)
2.Какой русский писатель окончил физико-математический факультет?(А.С. Грибоедов)
3.В сказке "Конек-горбунок" мы встречаем следующие слова:"Приезжаю - тьма народу! Ну ни выходу, ни входу!". Сколько было народа? (10 000)
4.Название какой кривой является в то же время литературным термином? (гипербола)
5.Кто из великих русских писателей составлял задачи по арифметике? ( Л.Н. Толстой)
6."В математике есть своя красота, как в поэзии". Кто произнес эти слова, даже не любя математику? (А.С. Пушкин)


ПЕРЕМЕНА  «Разгадай ребус» (слайд 3)


УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (слайд 4)

Произведение одного среднеазиатского астронома и математика (787-850) называлось "Китабмухтасар аль джебрва-л-мукабала". Переводчик перевел все слова, слово "аль джебр" просто записал латинскими буквами. У него получилось слово - алгебра. Многие понятия и математические термины имеют иностранное происхождение. Посмотрим, как вы знаете иностранные языки.

1.Переведите на русский язык греческие слова - моно, ди, поли и латинские - уни, би, мульти (один, два, много)
2.Какая цифра в переводе с латинского означает " никакая"? (0)
3.Скажите по-гречески окружность, если для нас это часть страны, области, города, отдаленная от центра. (периферия)
4.У грековэто натянутая тетива , а у нас? ( гипотенуза)
5.Какая математическая единица измерения в переводе с латинского обозначает "ступень, шаг, степень" ? (градус)
6.какой геометрический термин образовался от латинского слова "отвесный"? (перпендикуляр)

ПЕРЕМЕНА «Разгадай ребус»  (слайд 5)

УРОК МУЗЫКИ (слайд 6)

Как вы думаете, математика имеет отношение к музыке?
Наверняка, каждый из вас сейчас подумал, какая же связь может быть между математикой - мудрой царицей всех наук, и музыкой? А вот давайте посмотрим.

В музыке все надо считать. Как и в математике.7 нот, 5 линеек нотного стана, интервалы .

А ноты-то все разные. Одни совсем коротенькие, другие длинные.

 Ребята, которые занимаются музыкой, знают, что ноты могут  делиться.

Не зная математических понятий, не умея различать дроби, не умея сравнивать их, невозможно было бы сыграть музыкальный фрагмент.

В музыке, как и в математике, тоже есть понятие параллельности. Параллельные тональности, а ещё линии нотного стана всегда параллельны, то есть никогда не пересекаются.

Интересно, что древнегреческий математик Пифагор стоялу истоков музыкальной грамотности. Он относил к математике арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Именно Пифагор ввел понятие гамма , которое окрестили -пифагоров строй.
Вопросы
1.Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Без дроби).
2.Люди какой профессии постоянно смотрят на 5 параллельных линий ? (музыканты или дирижеры)

ПЕРЕМЕНА(слайд 7)

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА(слайд 8)

Тема урока " числительные" В. Гюго заметил, что разум человеческий владеет 3 ключами, позволяющими людям знать, думать и мечтать. Ключи эти следующие - буква, нота и цифра.

(Сергей Бобров- русский поэт, критик, переводчик, математик и стиховед)написал очень интересное стихотворение:

Гордый Рим трубил победу
Над твердыней Сиракуз,
Но трудами Архимеда
Много больше я горжусь.
Надо нынче нам заняться,
Оказать старинке честь,
Чтобы нам не ошибаться,
Чтоб окружность верно счесть,
Надо только постараться
И запомнить все как есть:
Три, четырнадцать, пятнадцать, девяносто два и шесть.

Вопросы

1.Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (Корень).
3.Какая цифра в русском языке является глаголом повелительного наклонения единственного числа ?( три!)



ПЕРЕМЕНА (слайд 9)


УРОК ИСТОРИИ  (слайд 10)

Арифметика! Даже в каменный век 
Обращался к тебе человек. 
Без тебя невозможно предметы считать, 
Невозможно построить мосты 
Там, где сложное, новое надо создать, 
Лучшим другом становишься ты. 
Если раньше тебе приходилось одной 
Много трудных вопросов решать, 
То теперь на просторах планеты большой 
Ты у нас многодетная мать. 
Геометрия, алгебра - дети твои, 
С ними в жизнь претворяем мечты, 
Но запомни: огромным успехом своим 
Человеку обязана ты. 
Вопросы
1.Петр Первый хорошо знал адицию, субстракцию, мультипликацию и дивизию. В его времена эти действия знали далеко не все, и Петр настойчиво заставлял изучать это своих сподвижников. Сейчас это знает каждый школьник. Как он это называет? ( + - *)
2. Что на Руси раньше называли " ломаными числами" (дроби)?
3.Сколько подвигов совершил Геракл? (12)
4.О какой науке Цицерон сказал: " Греки изучали её, чтобы познать мир, а римляне -для того, чтобы измерять земельные участки"
5.Летописец сообщает, что строительство Успенского Собора в Кремле велось "в кружало и а правило". К помощи каких инструментов прибегли мастера? ( циркуль и линейка)
6.Почему в Египте строители пирамид использовали веревку с 12 узелками? ( образ.прямоугольный треугольник со сторонами 3,4,5)
ПЕРЕМЕНА (слайд 11)

КЛАССНЫЙ ЧАС (Вопросы)

1.в 7-8 веках нашей эры один ирландский монах изложил способ счета от 0 до1 млн, которым до сих пор пользуются биржевые маклеры на чикагской хлебной бирже. Чем они пользуются? (пальцами)
2.У южноамериканского племени таманаки число 6 -это один палец другой руки, 11- один палец ноги, А как по-таманакски будет 21?. ( один палец руки другого человека)
3.Каков вклад английского поэта Байрона в историю вычислений? ( его дочь -Ада Лавлейс -первый программист- помощница Ч. Беббиджа)
4.В каком м/ф главному герою помогло знание техники для борьбы со злыми силами? ( "Ивашка из Дворца пионеров")
5.Петр Первый издал указ: " Учить всех дворянских детей "цифири и геометрии", а тем, кто не усваивал этих премудростей он запрещал … . (жениться)
6.Леонардо да Винчи записывал в блокнот числа после встречи с людьми, которые представляли для него художественный интерес. Что означали эти числа? (это был способ запомнить их лица)
7.Как назывался прибор , используемый для арифметических вычислений в Др. Греции, Риме? ( абак)
8.Как называлось устройство, которой имело в своем составе контору, фабрику и склад? ( разностная вычислительная машина Ч. Беббиджа)
9.Каков девиз фирмы IBM и каждого успешного ученика? ("Думай!")
10. У известного русского поэта есть такие строки " Мы почитаем всех 0 , а единицами - себя". Кто, таким образом, воспевал числа двоичной системы? ( А.С. Пушкин)
11. Что больше - сумма арабских цифр или их произведение? (сумма)
12.Какая дробь находится между каникулами? (1/4-четверть)
13.Какая страна является родиной арабских цифр? ( Индия)
14.Сколько десятков получится, если умножить 3 десятка на 3 десятка? ( 90 десятков)
15.Какой угол образует с экватором меридиан ? (прямой)
16.Назовите любимую фразу Евклида, которую вы часто произносите на уроках геометрии. (что и требовалось доказать)
17.Где находится ноль в нашем городе? (главпочтамт)

Подведение итогов(слайд 12)

Запомни, что Гаусс всем сказал 
Наука математика - царица всех наук. 
Не зря, поэтому он завещал - 
Творить в огне трудов и мук. 
Безмерна роль её в открытии законов, 
В создании машин, воздушных кораблей 
Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютонов 
Каких дала история до наших дней 
Пусть ты не станешь Пифагором, 
Каким хотел бы может быть 
Но будешь ты рабочим, иль ученым 
И будешь честно Родине служить.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие для обучающихся 7–9-х классов по математике, физике, химии и биологии

Представленная работа содержит материал по организации и проведению мероприятия в рамках декады наук в школе. Соревновательный характер – важный в обучении элемент творчества: обучающиеся становятся н...

Внеклассное мероприятие по теме "Олимпийские игры: история, современность и математика"

Внеклассное мероприятие по теме "Олимпийские игры: история, современность и математика"...

Фото в Внеклассному мероприятию по теме "Олимпийские игры: история, современность и математика"

Фото в Внеклассному мероприятию по теме "Олимпийские игры: история, современность и математика"...

Разработка внеклассного мероприятия «Математическая сказка», проводимого в рамках предметной декады математики

Сценарий школьной постановки "Математическая сказка" призван помочь детям с УО закрепить имеющиеся представления об умножении и делении нуля. В игровой доступной форме учащиеся восстанавливают в памят...

Внеклассное мероприятие по математике "Вклад математики и математиков в победу в Великой Отечественной войне".

Цели внеклассного мероприятия: • Определить вклад математики и математиков в победу в Великой Отечественной войне. • Выяснить, кто из учёных-математиков принимал участие в боевых действиях. ...