Использование игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности
методическая разработка по математике на тему

Гайдукова Галина Геннадьевна

Статья "Использование игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности" напечатана в сборнике

по материалам региональной научно-практической конференции

"Современные образовательные технологии в преподавании предметов естественно-математического цикла как необходиое условие реализации требований ФГОС",Курск,2012г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование игровых технологий

 на уроках и во внеурочной деятельности»

Подготовила: учитель математики

МБОУ СОШ №3 г.Льгова

Гайдукова Г.Г.

        Гуманизация образования, ориентация на личность и максимальное развитие её уникальности, приоритет человеческого и личностного над другими ценностями  -  эти идеи побуждают к поиску адекватных им педагогических  технологий.

       Одной из таких технологий, реализующей задачи гуманизации образования, является игровая, представляющая собой систему применения различных дидактических игр в обучении, формирующих умение решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов.

        Использование игры в процессе обучения связано с её преимущественными возможностями в решении дидактических задач, с ролью игровой деятельности в развитии личности.

        Игровая технология обеспечивает  достижение единства эмоционального и рационального в обучении. В процессе игровой технологии ученик сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет индивидуальность, свободу в выборе заданий, содержания и организационных форм деятельности.

       Реализация игровых ситуаций и приёмов при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

       Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильности понимания учителем функций дидактических игр и их классификации. В первую очередь коллективные игры в классе следует различать по дидактическим задачам урока. Это прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие.

       Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причём результат усвоения знаний будет  тем лучше, чем чётче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и самом содержании математического материала.

        Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определённая математическая подготовка.

         Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей , направлены на приобретение умений  действовать в различных учебных ситуациях.

Пример1. При изучении теоремы о сумме углов треугольника   учитель предлагает учащимся  построить треугольник по заданным углам I ряд -37°,28°,90°, II ряд- 72°,50°, 110°. III ряд - 23°,50°, 38° . В данном задании не выполняется условие о сумме внутренних углов треугольника. Создаётся проблемная ситуация. Учитель усиливает проблемность вопросами: зависит ли сумма внутренних углов треугольника от его размеров, положения на плоскости, формы? Предлагается начертить два треугольника. Измерить с помощью транспортира внутренние углы и найти их сумму. После размышления учащиеся выдвигают гипотезу: треугольник можно построить, если сумма внутренних углов его равна 180°.Доказывается теорема.

          Пример2.Обыкновенный опрос при изучении раздела «Основные свойства простейших геометрических фигур» не вызывает должного интереса. Поэтому используется игра «Конкурс геометров».Учитель сообщает , что всем надо следить за изображениями на доске. Будут предлагаться рисунки к аксиомам одновременно для трёх команд(рядов) .Задание состоит в том, чтобы установить, иллюстрацией к какой аксиоме является каждый рисунок , а также заметить , каких элементов (фигур) на каждом из них недостаёт. Необходимо дорисовать нужный элемент, а потом сформулировать аксиому.

        Пример3. После доказательства теоремы Пифагора для первичного закрепления материала предлагается коллективная форма работы .Каждому ряду раздают задачи – рисунки устного характера. Ответы к рисункам подают на стол учителя в письменном виде. Выигрывает тот ряд у кого больше правильных ответов.

                         При применении игровых технологий как на уроке , так и во внеурочной деятельности у ученика формируются метапредметные УУД. А именно регулятивные – планирование, контроль, саморегуляция; познавательные – поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; коммуникативные – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.              

             Из вышеизложенного можно сделать вывод, что использование игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности может послужить отправной точкой в возникновении интереса к математике. Основным в дидактической игре является обучение математике. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим.

Используемая литература

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: книга для учителя. – М.:Просвещение, 1987.
  2. Максаков А.И, Тушакова Т.А.Учите, играя.-М.:Просвещение,1983.
  3. Якиманская И.С. Разработка технологий личностно – ориентированного образования //Вопросы психологии.- 1995.- №2.

                   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий для реализации программы внеурочной деятельности «Французский со сказкой» в 1 классе

Программа «Французский со сказкой» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников. Прог...

Статья на тему: "Развитие познавательной активности школьников при использовании игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности".

Статья на тему: "Развитие познавательной активности школьников при использовании игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности". Главным вопросом данной статьи является вопрос о том, как р...

Использование игры на уроках биологии и внеурочной деятельности

В методическом пособии приведены возможности использования игровых технологий в эколого-биологическом образовании...

Использование НОТ на уроках и во внеурочной деятельности

Уроки по изобразительному искусству в школе не могут и не должны быть скучными и не интересными, так как направлены на развитие художественно – творческих способностей. Работая над проблемой развития ...

Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности для развития образовательных компетенций у детей с ЗПР.

. В статье освещен актуальный вопрос применения ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности в обучении детей с ЗПР. Раскрываются возможности информационных технологий, что способствует повышению качест...

Применение метода проектов с использованием ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности

Методические рекомендации «Применение метода проектов с использованием ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности»...

Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности для развития образовательных компетенций у детей с ОВЗ

@page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: #000000; line-height: 120%; orphans: 2; widows: 2 } p.western { font-family: "Liberation Serif", "Times New Roman", se...