Технологическая карта внеурочного занятия по математике "Решение логических задач с применением ИКТ" 6 класс
план-конспект занятия по математике (6 класс) на тему

Гайдукова Галина Геннадьевна

Данное внеурочное мероприятие проведено в  рамках региональной  "Недели математики-2015" на базе стажировочнойплощадки по введению ФГОС  г.Льгова

(МБОУ СОШ№1 г.Льгова" Курской области)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ№1 им.В.Бессонова  г.Льгова Курской области

(стажировочная площадка по введению ФГОС )

Технологическая карта

 внеурочного занятия

 по математике

 "Решение логических задач с применением ИКТ"

6 класс

Подготовила: учитель математики

МБОУ СОШ№3 г.Льгова

Гайдукова Г.Г.

Льгов – октябрь 2015г.

Тип занятия:  повторение и закрепление основных понятий и фактов, связанных с Кругами Эйлера, графами и вычислительными таблицами .Развитие у учащихся умения видеть главное, существенное в изученном материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли, развитие познавательного интереса.

Цель занятия: организация деятельности учащихся по изучению и выводу алгоритма решения задач с помощью Кругов Эйлера, учащиеся, используя алгоритм, смогут решать задачи  с помощью Кругов Эйлера, графов и вычислительных таблиц

Планируемые образовательные результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

Грамотно излагать свои мысли, анализировать, сравнивать. Развивать познавательный интерес через творческие задания. планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления. Уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им. Развивать активность и находчивость при решении задач, умение общаться в коллективе.

Понять роль и значение  Кругов Эйлера ,табличного метода, графов  для решения задач в окружающей жизни.

Понять роль и значение  таких методов для решения логических задач, отработать умение использовать эти методы

Этапы

Материал занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Организационный момент

слайд 1

- Девизом нашего урока будут такие слова:

Думать - коллективно!

Решать - оперативно!

Отвечать - доказательно!

Бороться - старательно!

И открытия нас ждут обязательно!

Ребята, сегодня на уроке мы будем с вами решать логические задачи. А для этого мы будем применять различные методы смыслового чтения при работе с текстовой информацией.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: настрой на изучение предмета, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Приветствует обучающихся, организует начало урока

Просит вспомнить, что мы знаем о науке логика

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Ответ обучающего

Логика(от др.греч.-«искусство рассуждения» от логос-«речь» , «Рассуждение», «мысль»

Мотивация и Актуализация знаний

ЗАДАЧА1.(слайд 2)

 «Рассуждай, Не зевай»

Лягушка встречала гостей. Лиса пришла раньше медведя, волк — позже зайца, медведь — раньше зайца, сорока — позже волка. Что надо узнать?

Давайте проведём разминку

Чтение в парах – обобщение в парах.

Учитель объединяет      учащихся в пары     и дает    четкий инструктаж. Каждый ученик выполняет роль: докладчик – читает     и     обобщает  содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему  вопросы по существу. Далее идет обсуждение решения в парах.

Ответы обуч-ся:

Д: В задаче говориться о

6-ти объектах. Я думаю надо узнать кто пришёл первый?

Р: Как мы будем преобразовывать текстовую информацию?

Д: с помощью графа «пришёл раньше»

Регулятивные: целеполагание,   контроль, коррекция; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения теоретического материала.

Личностные: формируют внутреннюю позицию, адекватную мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы; развивают активность и умение слушать одноклассников. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи между объектами, осуществляют подведение под понятие на основе выделения существенных признаков, проводят сравнение, классификацию объектов по заданным критериям.

Согласовывают тему урока

ЗАДАЧА2.(слайд3)

 Задача “Узнай номер квартиры»

Ваш приятель Дима живёт в доме, в котором 8 квартир. Вы не знаете , в какой именно квартире он живёт. Подойдя к дому , вы встретили девочку, которая знает номер квартиры Димы, но после каждого вопроса лишь кивает головой(«да») или мотает («нет»). Какое наименьшее количество вопросов необходимо задать девочке, чтобы узнать номер квартиры?

Чтение в парах – обобщение в парах.

Д: Надо узнать номер квартиры Димы, если дом 8-ми квартирный.

Р:Надо разбить числа от 1 до 8 на две группы?

Д: да, на четные и нечетные

Р: Выделить существенный признак для одного из чисел в каждой группе?

Д: да, число кратно трём.

Р: выделить существенный признак для оставшихся.

Выписали числа от 1до 8

1.Число чётное(нечётное)

2.Число кратно 3

3.Число наибольшее

4.Число наибольшее

ЗАДАЧА3.(слайд4)

Вороны Дана, Лана и Зана сидят на заборе.

Дана сидит посредине между Наной и Ланой.

Расстояние между Наной и Даной такое же, как между Ланой и Заной. Между Даной и Заной расстояние 4 метра.

Какое расстояние между Наной и Заной?

Прочитайте текст и попробуйте  «Выявить нужную для вас информацию» и изобразить её геометрически с помощью отрезка

Ответы обуч-ся:

1)известно, что Д сидит между Н и З

2)НД=ЛЗ,

3)ДЗ=4м

Поисково-исследовательский этап

Итак ребята какие же задачи мы с вами сейчас решали? Каким способом?

Сегодня на занятии ребята, мы ещё раз попробуем с вами рассмотреть всевозможные способы решения логических задач

 «КАК МЫ  РЕШАЛИ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ?(слайд 4)

ЛУЧШЕ ОДИН РАЗ УВИДЕТЬ, ЧЕМ СТО РАЗ УСЛЫШАТЬ - гласит народная мудрость

 

Как мы называем такие формы представления информации?

Ответы обучающихся: Логические.

Находили  в тексте заданную информацию

 Рассуждали

Ответы обучающихся:

1)Круги Эйлера Венна

2)Графы

3)Табличный способ

Ответы обучающихся:

Наглядные формы представления информации

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками.

Личностные:  учатся замечать и признавать свои ошибки, прислушиваться к мнениям и взглядам одноклассников, анализировать

Слайд 5 ЗАДАЧА

В летнем лагере отдыхают 86 семиклассников.

8 из них любят играть в компьютерные игры.

54 семиклассника предпочитают квесты, 62-симуляторы.

Сколько ребят с одинаковым удовольствие играют и в квесты, и в симуляторы.

Итак, читаем внимательно текст и выявляем нужную для вас информацию»

Сколько множеств в задаче?

Есть ли пересекающиеся?

Рассмотрим диаграмму Эйлера Венна

Четыре

ДА, так 54+62 больше 86

Коммуникативные: приобретают умения организовать сотрудничество с партнёром, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера.

Познавательные: выбирают наиболее эффективный способов решения задач, устанавливают причинно-следственные связи между объектами,  выделяют существенные признаки.

Слайд 6 работа в группах

Каждый ученик в классе изучает по крайней мере один из двух языков: английский или французский. Английский язык изучают -25 человек, французский -27 человек, оба языка -18 человек. Изобразите схематически и ответьте на вопросы:

СКОЛЬКО УЧЕНИКОВ:

  1. Изучают только английский язык;
  2. Изучают только французский язык;
  3. Всего в классе?

Организует самостоятельную работу учеников, управление их учебными действиями; развивает навыки исследовательской деятельности

Ребята попробуйте сейчас используя инструменты программы PAINT изобразить решение этой задачи

Выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д

Физкультминутка для глаз

А теперь, давайте приступим к решению задачи, которая напомнит  нам алгоритм решения логических задач табличным способом.

Напомните мне

Этапы решения логических задач табличным способом.

Выделяем множества и ключевые условия.

Строим и заполняем таблицу.

Работаем на интерактивной доске в текстовом редакторе.

Здесь мы применяем таблицу вида «Объект-свойства»

Ответы обучающихся

1.        Изучаем условие задачи.

2.        Определяем множества объектов.

3.        Выделяем ключевые условия.

4.        Составляем таблицу.

5.        Заполняем таблицу.

Ответы обуч-ся:

1)Первое множество-имена девочек

2) Второе множество –вид блюда

3)Ключевые условия: Лена и Аня –сладкоежки, а Ваня и Аня  больше всего любят пироги

Ответ:

Лена: блины с вареньем;

Аня: пироги с вареньем;

Ваня: пироги с капустой;

Света: оладьи со сметаной.

Слайд 8 ЗАДАЧА

Три одноклассницы – Соня, Тоня и Женя – занимаются в различных спортивных секциях: одна - в гимнастической, другая в лыжной, третья – в секции плавания. Каким видом спорта  занимается каждая из девочек, если известно, что Соня плаванием не увлекается, Тоня в лыжную секцию никогда не ходила, а Женя является победителем соревнований по лыжам?

Задания «на перенос информации»: заполнение таблиц на основе прочитанного.

Здесь мы применяем таблицу вида «Объект- объект –один»-это таблица , содержащая  информацию о некотором одном свойстве нескольких объектов.

Назови объекты о которых говориться в задаче. Назовите  одно существенное  свойство для всех  объектов

РАБОТА В ГРУППАХ

Ответ обучающего:

Объекты-ТОНЯ, СОНЯ, Женя.

СВОЙСВО -ЭТО секции, которые посещают девочки.

Слайд  9 ЗАДАЧА

Сколькими способами  можно рассадить  в ряд  на три  стула  трёх учеников? Выписать всевозможные случаи

Давайте вспомним ещё один способ решения некоторого класса задач с помощью графов.

Ответ обучающего:

Граф состоит из верши, соединенный линиями. Если граф имеет   структуру в которой установлены отношения подчинённости , то его называют деревом.

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения материала

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:  фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

За вершину дерева возьмем произвольную точку О плоскости. На первый стул можем посадить любого из трёх учеников А,B.C. На схеме это три ветви, исходящие из одной точки О. Посадив на первый стул ученика А, на второй мы можем посадить В или С, а на третий наоборот С или В….

Обсуждают решение в группах. Представляют на интерактивной доске.

Слайд  9,10 ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ!

Определите сказку, для которой следующий граф определяет отношения между персонажами.

Реши ЛОГО-СКАЗОЧКУ

Рефлексия

Мотивация собственной деятельности.

Подведение итогов урока.

Самооценка в соответствии с целями урока.

Оценивают умения, выбирая для этого один из треугольников: красный– усвоил материал отлично, зелёный– усвоил хорошо, но испытываю некоторые трудности, жёлтый– требуется помощь.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ Думать - коллективно! Решать - оперативно! Отвечать - доказательно! Бороться - старательно! И открытия нас ждут обязательно!

Слайд 2

Лягушка встречала гостей. Лиса пришла раньше медведя, волк — позже зайца, медведь — раньше зайца, сорока — позже волка. ЗАДАЧА «РАССУЖДАЙ, НЕ ЗЕВАЙ»

Слайд 3

Ваш приятель Дима живёт в доме, в котором 8 квартир. Вы не знаете , в какой именно квартире он живёт. Подойдя к дому , вы встретили девочку, которая знает номер квартиры Димы, но после каждого вопроса лишь кивает головой(«да») или мотает («нет»). Какое наименьшее количество вопросов необходимо задать девочке, чтобы узнать номер квартиры? Задача “Узнай номер квартиры”

Слайд 4

Вороны Дана,Нана , Лана и Зана сидят на заборе. Дана сидит посредине между Наной и Ланой . Расстояние между Наной и Даной такое же, как между Ланой и Заной. Между Даной и Заной расстояние 4 метра. Какое расстояние между Наной и Заной? КАКОЕ РАССТОЯНИЕ ?

Слайд 5

КАК МЫ РЕШАЛИ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ? ЛУЧШЕ ОДИН РАЗ УВИДЕТЬ, ЧЕМ СТО РАЗ УСЛЫШАТЬ

Слайд 6

В летнем лагере отдыхают 86 семиклассников. 8 из них не любят играть в компьютерные игры. 54 семиклассника предпочитают квесты , 62-симуляторы. Сколько ребят с одинаковым удовольствие играют и в квесты , и в симуляторы. КРУГИ ЭЙЛЕРА ВЕННА

Слайд 7

54 62 КВ+СТ 8 ВСЕГО -86

Слайд 8

Каждый ученик в классе изучает по крайней мере один из двух языков: английский или французский. Английский язык изучают -25 человек, французский -27 человек, оба языка -18 человек. Изобразите схематически и ответьте на вопросы: СКОЛЬКО УЧЕНИКОВ: Изучают только английский язык; Изучают только французский язык; 3) Всего в классе? МАТЕМАТИКИ ЖИВУТ РАДИ ТЕХ СЛАВНЫХ МОМЕНТОВ КОГДА ПРОБЛЕМА ОКАЗЫВАЕТСЯ РЕШЁННОЙ

Слайд 9

Три одноклассницы – Соня, Тоня и Женя – занимаются в различных спортивных секциях: одна- в гимнастической, другая в лыжной, третья – в секции плавания. Каким видом спорта занимается каждая из девочек, если известно, что Соня плаванием не увлекается, Тоня в лыжную секцию никогда не ходила, а Женя является победителем соревнований по лыжам? МОЖНО ЛИ НАСЛАДИТЬСЯ РЕШЕНИЕМ? ДА, ЕСЛИ СТАТЬ ЕГО ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ!

Слайд 10

Самопроверка: ИМЯ СЕКЦИЯ ГИМНАСТИКА ЛЫЖИ ПЛАВАНИЕ СОНЯ ТОНЯ ЖЕНЯ

Слайд 11

имена ГИМНАСТИКА ЛЫЖИ ПЛАВАНИЕ СОНЯ ТОНЯ ЖЕНЯ

Слайд 12

Сколькими способами можно рассадить в ряд на три стула трёх учеников? Сколько способов рассадки существует? Графы. Деревья.

Слайд 13

БИЛ-БИЛ, НЕ РАЗБИЛ БИЛА-БИЛИ, НЕ РАЗБИЛА ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ! ЯЗ КР Д Б М снесла ХВОСТИКОМ ВЕЛЬНУЛА…..

Слайд 14

ИЗВЕСТНО, ЧТО: А) Уличный театр – отличная вещь, иногда даже лучше кино. Б) Учёба – это труд. В) Детей чаще тянет к развлечениям, чем к труду. Применяя метод логического вывода, скажи, что будет, если перед нами мальчик, любящий театр больше всего на свете, перед которым встал выбор- отправиться на уроки в школу или пойти на театральное представление? ЛОГО - СКАЗОЧКА

Слайд 15

Ура! Буратино получил ключик и открыл потайную комнату!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ» В 5 КЛАССЕ.

Цель данного курса – формирование интереса к предмету, ознакомление с нетрадиционными задачами и способами их решения.Логические задачи занимают особое место в математике, так как их решение развивает...

Презентация по информатике по теме «Решение логических задач» для 5-9 классов

Презентация по информатике по теме «Решение логических задач» для 5-9 классов...

программа курса по математике "Решение логических задач"

Пояснительная записка            В ряду школьных предметов математика занимает особое место. Исследования учащихся показывают, что она способствует ра...

Контрольная работа "Решение логических задач табличным методом" 7 класс

Контрольная работа "Решение логических задач табличным методом" 7 класс...

Интерактивный тест по математике "Решение логических задач", 5-6 класс

Тест состоит из 10 вопросов, четыре варианта ответов, только один вариант верный....

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ...