Программа математического кружка "За страницами учебника" для учащихся 8,9 классов
календарно-тематическое планирование по математике (8 класс) на тему

Морозова Надежда Сергеевна

Внеклассная работа - одна из эффективных форм математического развития учащихся. Учитель математики не может ограничиться рамками своей работы только обучению детей на уроке. Успех учителя в работе определяется не только высоким уровнем учебной деятельности учащихся на уроке, но и кропотливой «черновой» работой в различных видах внеурочных занятий. В классах обычно имеются учащиеся, которые хотели бы узнать больше того, что они получают на уроке, есть дети, которых интересуют задачи « потруднее», задачи повышенной сложности, задачи на смекалку.

Цели курса:

-способствовать развитию математического мышления и творческой активности учащихся, интереса к математике, привести к «открытию» математических фактов.

-способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, развивать умение анализировать задачные ситуации, строить для общей социальной ориентации и решения практических проблем.

-способствовать пониманию необходимости умения решать задачи не только алгебраическим способом, но и арифметическим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_8-9kl.odt68.27 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

Пояснительная записка

Цель кружковой работы с учащимися: придать предмету математика привлекательность, расширить творческие способности учащихся, укрепить в них математические знания.

Внеклассная работа -  одна из эффективных форм математического развития учащихся. Учитель математики не может ограничиться рамками своей работы  только обучению детей на уроке. Успех учителя в работе определяется не только высоким уровнем учебной деятельности учащихся на уроке, но и кропотливой «черновой» работой  в различных видах внеурочных занятий. В классах обычно имеются учащиеся, которые хотели бы узнать больше того, что они получают на уроке, есть дети, которых интересуют задачи  « потруднее», задачи повышенной сложности, задачи на смекалку.

Цели курса:

-способствовать развитию математического мышления и творческой активности учащихся, интереса к математике, привести к «открытию» математических фактов.

-способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, развивать умение анализировать задачные ситуации, строить для общей социальной ориентации и решения практических проблем.

-способствовать пониманию необходимости умения решать задачи не только алгебраическим способом, но и арифметическим.

Правильно поставленная и систематически проводимая внеклассная работа, особенно кружковая работа, помогают решить задачи кружковой работы:

-воспитывать логическую и эстетическую культуру, создавая благоприятный эмоциональный фон обучения, вызывая интерес к процессу поиска решения задач и к самому учебному предмету-математике.

-обогащать опыт мыслительной, культурно-исторической деятельности ученика, используя разнообразные исторические и современные задачи.

-раскрытие внутренних ресурсов личности ученика, выявление заложенных способностей

-снятие психологических барьеров и ограничений

-вызвать у учащихся интерес к решению нестандартных задач.

-научить учащихся решать одну задачу несколькими способами.

-развивать усидчивость, самостоятельность при решении нестандартных задач.

-помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы

В основу составления плана работы математического кружка положены следующие принципы:

  • Углубление учебного материала.
  • Привитие у учащихся практических навыков.
  • Сообщение сведений из истории развития математики.
  • Решение примеров и задач на смекалку.
  • Использование занимательной математики.

Планируемые результаты.

  • Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.
  • Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
  • Решать логические задачи.
  • Работать в коллективе и самостоятельно.
  • Расширить  свой математический кругозор.
  • Пополнить свои математические знания.
  • Научиться работать с дополнительной литературой.

Структура занятия математического кружка:

 

  • Решение задач, в том числе и повышенной сложности.
  • Решение задач занимательного характера и задач на смекалку.
  • Ознакомление с задачами, предполагаемыми на олимпиадах.
  • Ответы на разные вопросы учащихся.

Основные формы проведения кружковой работы:

  1. Комбинированное тематическое занятие:
  • Выступление учителя или кружковца;
  • Самостоятельное решение задач по избранной определённой теме;
  • Разбор решения задач;
  • Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор математических софизмов, проведение математических игр и развлечений;
  • Ответы на вопросы учащихся;
  • Домашнее задание.

2. Конкурсы по решению математических задач, олимпиады, игры, соревнования:

  • Математическая карусель.
  • Математический бой, хоккей, футбол.
  • Математические турниры, эстафеты.
  • Математические викторины.
  • Устные или письменные олимпиады.

3. Заслушивание рефератов учащихся;

4. Коллективный выпуск математической газеты:

5. Разбор заданий олимпиады, анализ ошибок.

  1. Решение задач на разные темы.

7. Разбор задач, заданных домой.

8. Изготовление моделей для уроков математики.

9. Сообщение члена кружка о результате, который им получен, о задаче, которую сам придумал и решил.

10. Чтение отрывков из художественных произведений, связанных с математикой.

Программа математического кружка для 8 - 9 классов

(  1 занятие – 2ч, всего 34 занятия, 68 часов)

  Номер  

   

    занятия

Содержание

Сроки фактические

Сроки планируемые

1,2

Введение в комбинаторику: включения и исключения, объединения и пересечения, круги Эйлера, комбинаторные задачи.

3

 Произведения, суммы, расстановки цифр.

4,5

Решение олимпиадных задач прошлых лет. Подготовка к школьной олимпиаде.

6

Сравнение дробей. Запись числа в виде степени.

7,8

Разбор заданий школьного тура математической олимпиады. Разбор заданий муниципального тура математической олимпиады прошлых лет.

9

Формулы сокращённого умножения. Треугольник Паскаля.

10

Делимость целых чисел.

11

НОД и НОК. Взаимно простые числа. Основная теорема арифметики.

12

Алгоритм Евклида.

13

Коэффициенты и их значения. Разложение на множители.

14

Преобразование рациональных выражений.

15,16

Модули. Основные теоремы о модулях. Преобразование выражений с модулями.

17,18,19

Решение неравенств и уравнений с модулем.

20,21

Модуль. Построение графиков, содержащих знак модуля.

22,23

Решение текстовых задач.

24,25

Решение задач на проценты.

Проценты в окружающем мире.

26,27

Решение логических задач.

Практикум. Решение задач конкурса «Кенгуру».

28

Теорема Виета.

29,30

Решение квадратных уравнений с параметрами.

31,32

Задачи занимательного характера. Задачи на смекалку.

33

Исторический материал.  

34

Математические игры, конкурсы, олимпиады.

                                             

Литература для учителя:

  • Вопросы внеклассной работы по математике в школе в 5-11классах/ А.П. Подашев.-М.: Просвещение, 1979г.
  • Математические кружки в школе.5-8 классы/А.В. Фарков.-М.:Айрис-пресс,2007.
  • Активизация внеурочной работы по математике в средней школе. Книга для учителя./В.Д.Степанов.-М.: Просвещение,1991г.
  • Спасибо за урок ,дети./Окунев А.А.-М.:Просвещение,1988.

Литература для учащихся:

  • Математический тренинг. Развитие комбинационной способности: книга для учащихся7-9кл./ М.И .Зайкин. М.:Гуманит из-во Центр ВЛАДОС,1996г.
  • В царстве смекалки./ Е.И. Игнатьев.-М.:Наука. Главная редакция Ф-М литературы    1979г.
  • Тысяча и одна задача по математике: Кн.: для учащихся 5-7 кл./ А.В.Спивак.-М.: Просвещения,2002г.
  • Математические олимпиады в школе, 5-11кл./А.В.Фарков.-М.: Айрис-пресс,2004г.
  • Как научиться решать задачи./Фридман Л.М.-М.:Просвещение,1989г.
  • Материалы ЗФТШ 2012-2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математический "Брейн-ринг" для учащихся 8-х классов

Данный «Брейн-ринг» способствует , развитию познавательной активности учащихся, логического мышления, внимания, повышению интереса к изучению математики, расширению кругозора , углублению знаний по ма...

"Веселый математический поезд" игра для учащихся 3-4 классов коррекционной школы

Игра командная в виде путешествия по математическим станциям....

«Математические тесты» составлена для учащихся 9-го класса коррекционной (специальной) школы VIII вида.

Презентация «Математические тесты» составлена для учащихся 9-го класса коррекционной (специальной) школы VIII вида....

«За страницами учебника» Программа по математике для одарённых учащихся 8-10 классов.

Данная программа рассчитана на 68 часов.В основу составления программы положены тематический и проблемный принципы.Она составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Конце...

Физико-математический брейн-ринг для учащихся 7-8 классов

Данный материал предназначен для проведение брейн-ринга между учащимися 7-х или 8-х классов во время проведения Недели естественных наук в школе....

Внеклассное мероприятие «Математическая мозаика» (игра для учащихся 9 – 11 классов)

Цели игры: развитие и укрепление интереса к математике, расширение кругозора учащихся, повышение уровня их математической культуры;  демонстрация красоты математики в окружающем мире, а так же те...

Математические подвижные игры для учащихся 5-6 классов

Данное внеклассное мероприятие отличается новизной формы, что вызывает интерес к нему. Отличительной чертой его является массовость. В играх могут участвовать все желающие и с разными математическими ...