Внеклассное мероприятие по математике для 5-7 классов "Математический поезд"
методическая разработка (5, 6, 7 класс) по теме

Данная папка содержит  разработку мероприятия раздаточный материал для команд

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon meropriyatie_po_matematike_matemaicheskiy_poezd.zip1.67 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ольховецкая основная общеобразовательная школа»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ПО МАТЕМАТИКЕ

ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ

«МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОЕЗД»

Подготовила и провела: учитель математики

Л. А. Комагорова

Дата проведения: 02.2016 г.

Д. Ольховец

2015 -2016 учебный год

Цель:  формировать познавательную активность и широту кругозора, учить

             учащихся совместной деятельности, воспитывать чувства уважения  

             друг к  другу, взаимопомощи.      

Задачи:

  • повышение уровня математического мышления, сообразительности,   укрепление памяти;
  • возникновение интереса  к математике;
  • формирование дружеских  отношений;
  • развитие творческих способностей учащихся.

Форма проведения:  игра – путешествие.

Ход мероприятия:

«Предмет математики настолько серьезен,

что надо не упускать случая

сделать его занимательным»

Б. Паскаль

Вступительное слово ведущего:

- Ребята, а вы любите путешествовать?

- А на каком виде транспорта можно путешествовать?

- Сегодня мы тоже с вами отправимся в увлекательное путешествие на поезде, но не на простом, а на «Математическом поезде» по маршруту: станция «Веселая математика» – станция «Эстафетная». И преодолеть его нам поможет логика мышления, смекалка, творчество, общение и совместная деятельность.

-  А как вы думаете, с чего начинается любое путешествие? (с покупки билетов)

- Чтобы купить билет нужно ответить на вопрос, готовы и так, начнем.

Вопросы:

  1. Двое пошли – 3 гвоздя нашли. Следом четверо пойдут – много ли гвоздей найдут? (0)
  2. На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
  3. Число гномов в одном из мультсериалов Диснея. (Семь)
  4. Назовите фамилию автора учебника по математике (Виленкин)
  5. Что легче – 1 кг железа или 1 кг ваты? (Одинаково)
  6. Сколько лет спала принцесса в сказке Ш.Перро? (Сто)
  7. Яйцо вкрутую надо варить 5 минут. Сколько времени нужно варить 6 яиц вкрутую? (5 минут)
  8. Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала по 5 км. Сколько километров проехал ямщик? (5 км)
  9. Сколько летних месяцев в году? (3)
  10. Сколько минут длится урок? (40 мин)
  11. Птицелов поймал в клетку 5 синиц, по дороге встретил 5 учениц. Каждой подарил по синице, в клетке осталась одна птица. Как это могло случиться? (Последнюю синице отдал вместе с клеткой)
  12. Сколько часов в двух сутках? (48 ч)
  13. На столе стояли три стакана с соком. Из одного выпили, сколько стаканов осталось? (3)
  14. Сколько нулей в записи числа 1001! (2)

- Молодцы! Билеты куплены, пора отправляться в путь, а для этого необходимо привести в движение колеса нашего поезда.

  • Если я подниму правую руку вверх, тогда говорят девочки

           «Чух – чух – чух!»

  • Если я подниму левую руку вверх, тогда говорят мальчики

           «Чух – чух – чух!»

  • Если я подниму вверх обе руки, тогда все вместе громко кричим

«Ту – ту!»

- Итак, мы отправляемся в путь!

СТАНЦЦИЯ «ВЕСЕЛАЯ МАТЕМАТИКА»

1 конкурс «Не собьюсь считать умею»,

Участвуют два человека.

Правила: каждому из них нужно сосчитать до 30, только вместо чисел, которые делятся и оканчиваются на 3, говорить «Не собьюсь!»

Например» 1, 2, «Не собьюсь!», 4, 5, «Не собьюсь!», и т.д.

2 конкурс «Числовые головоломки»,

Один великий математик число 100 представил шестью девятками

99 + 99 : 9 = 100, потом пятью пятерками, пятью тройками, пятью единицами. Попробуйте и вы представить число 100 различными способами.

5 ∙ 5 ∙ 5 ­ 5 ∙ 5  =  100         (5 + 5 + 5 + 5) ∙ 5 = 100

     1  1  1 ­ 1  1  =  100

  1. 3 ∙ 3 +  3 : 3  =  100

СТАНЦИЯ «ЗАГАДОЧНАЯ»

Ответьте на вопросы:

  1. Сумма трёх чисел равна их произведению. Эти числа различны. Назовите их.

  1.  Какое число делится на все числа без остатка.

  1. Из цифр составлено равенство 45 + 29 = 71. Как  видно это равенство неверное. Перемещая данные цифры, исправьте  это равенство  (74 + 21 = 95)

СТАНЦИЯ « ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ»

1 конкурс «Волшебный квадрат».

Из разрезанной фигуры нужно сложить квадрат.

2 конкурс  «Сосчитай фигуры.»

На представленном рисункенужно сосчитать сколько треугольников, параллелграммов, трапеций, прямоугольников, окружностей, дельтоидов. (4, 2, 2, 5, 1, 2, 3, всего 19)

 

 

СТАНЦИЯ « РЕБУСНАЯ»

1)  Расставьте числа от 1 до 9, чтобы числа не повторялись, и сумма цифр по горизонталям, вертикалям и диагоналям равнялась 15.

       

5

     

4

3

8

9

5

1

2    

7

6

2)   Разгадайте ребусы. Ребусы прилагаются (конус, пирамида, минус дробь)

ребусы по математике с ответами   точка      

       

ребусы в картинках с ответами    транспортир

математические ребусы  циркуль

ребусы по математике  линейка

ребус математический   алгебра

Ребусы по математике  степень

СТАНЦИЯ «ЛОГИЧЕСКАЯ»

1 конкурс «Допиши, как можешь»

Задание: Заметить закономерность в рядах чисел, и записать в каждую строчку по 2 числа

2, 3, 4, 5, 6, 7, …(8,9)

10, 9, 8, 7,  6, 5, …(3,2)

5, 10, 15, 20, 25, 30, …(35,40)

9, 12, 15, 18, 21, …(24,27)

8, 8, 6, 6, 4, 4, …(2,2)

3, 7, 11, 15, 19, 23, …(27,31)

9, 1, 7, 1, 5, 1, …(3,1)

4, 5, 8, 9, 12, 13, …(16,17)

25, 25, 21, 21, 17, 17, …(13,13)

1, 2, 4, 8, 16, 32, … (64,128)

2 конкурс «Восстанови запись»

 1) Вместо квадратиков запиши такие числа, чтобы данные равенства оказались верными:


2)  В Древнем Египте вместо привычных знаков «+» и «-» использовались знаки . Анализируя данные равенства, среди которых одно неверное, а остальные верные, определите, какое действие обозначено знаком     и какое знаком :

СТАНЦИЯ «ТВОРЧЕСКАЯ»

Игра «Танграм»

Разделить квадрат остроумным способом на 7 частей (5 треугольников, параллелограмм и квадрат)  предложил несколько тысяч лет назад китайский ученый Танг. Вероятно, эти части квадрата первоначально служили для демонстрации геометрических фигур. С течением времени было замечено, что из этих частей можно составить множество фигур – силуэтов самой причудливой формы, употребляя для составления каждой фигуры все 7 частей квадрата. Так появилась увлекательная игра – головоломка «Танграм».

Задание: Сделать аппликацию и угадать название произведения. Участвуют 2-3 человека. (Образец дается:  аппликация к  сказке Д. Н. Мамина -Сибирика  «Серая шейка»)

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

1 ЗАДАНИЕ: «Отгадайте загадки».

  1. К серой цапле на урок прилетело семь сорок,
    А из них лишь три сороки приготовили уроки.
    Сколько лодырей-сорок прилетело на урок?                              
    (Четыре)

  1. Именины у синицы, гости собрались.
    Сосчитай-ка их скорее да не ошибись.
    Птичек дружная семья:
    Три весёлых воробья,
    Три вороны, три сороки –
    Чёрно-белых белобоки,
    Три стрижа и дятлов три.
    Сколько всех их, назови?                                                                    
    (15)

  1. Сколько насекомых в воздухе кружат?
    Сколько насекомых в ухо мне жужжат?
    Два жука и две пчелы,
    Мухи две, две стрекозы,
    Две осы, два комара.
    Называть ответ пора.                                                                          
    (12)

  1. Белочка грибы сушила,
    Только посчитать забыла.
    Белых было 25,
    Да ещё масляток 5,
    7 груздей и 2 лисички,
    Очень рыженьких сестрички.
    У кого ответ готов?
    Сколько было всех грибов?                                                                
    (39)

  1. Принесла коза для деток со двора 16 веток,
    Положила на пол их.
    Как делить на четверых?                                                          
    (По 4 ветки)

  1. Лебеди у нас в пруду,
    Я поближе подойду:
    9 чёрных, белых 5.
    Кто успел их сосчитать?
    Говорите поскорей:
    Сколько пар лебедей?                                                                      
    (7 пар)

  1. Белка, ёжик и енот, волк, лиса, малышка крот
    Были дружные соседи.
    На пирог пришли к медведю.
    Вы, ребята, не зевайте:
    Сколько всех зверей, считайте.                                                            
    (7)

  1. Шесть веселых медвежат за малиной в лес спешат.
    Но один малыш устал: от товарищей отстал.
    А теперь ответ найди, сколько мишек впереди?                                
    (5)

  1. Три кошки купили сапожки по паре на каждую кошку.
    Сколько у кошек ножек, и сколько у них сапожек?

                                                                                            (12 ножек и 6 сапожек)

  1. Для потехи детворы, для веселья, для игры

          Клоун надувал шары.

          Красный - будто бы фонарик, цвета неба синий шарик,

         А зеленый - как лужок, желтый - солнышка кружок,
        Белый - свеженький снежок. Всем хватило ли, дружок?
        Очень скоро детвора потеряла два шара:
        Поиграли полчаса и пустили в небеса.
        Веселятся малыши, ты ж подумай и реши:
        Сколько шариков осталось,
        Сколько в небо не умчалось?                                                      
(3 шарика)

  1. Зарыл пират под пальмой клад.
    Теперь пират совсем не рад.
    Очень долго вспоминал,
    Где же клад он закопал:
    Слишком много пальм вокруг
    Насчитал аж десять штук.
    Он не мог ни есть, ни спать,
    Лишь копать, копать, копать.
    Лопата валится из рук,
    Как избавиться от мук?
    Вырыл целых восемь ям
    И свалился в яму сам.
    И заплакал: "Что за жалость!
    Сколько ж ям копать осталось?"                                              
    (2 ямы)

  1. Прилетели галки, Сели на палки.
    Если на каждой палке сядет по одной галке,
    То для одной галки не хватит палки.
    Если же на каждой палке сядет по две галки,
    То одна из палок будет без галок.
    Сколько было галок? Сколько было палок?              
    (4 галки и 3 палки)

  1. У утенка день рожденья, игры, танцы, угощенья.
    В гости все друзья пришли и подарки принесли.
    Мячик подарил баран. Ослик - звонкий барабан.
    А подарок от зайчишки? Не морковка, а две книжки.
    Все подарки хороши, рад утенок от души.
    Стал подарки он считать и решил: их ровно пять.
    Посчитай и дай ответ, он ошибся или нет?            
    (Ошибся, 4 подарка.)

  1. К двум зайчатам в час обеда прискакали три соседа.
    В огороде зайцы сели и по три морковки съели.
    Кто считать, ребята, ловок? Сколько съедено морковок?                  
    (15)

  1. Решила старушка ватрушки испечь.
    Поставила тесто да печь затопила.
    Решила старушка ватрушки испечь,
    А сколько их надо — совсем позабыла.
    Две штучки — для внучки,
    Две штучки — для деда,
    Две штучки — для Тани,
    Дочурки соседа...
    Считала, считала, да сбилась,
    А печь-то совсем протопилась!
    Помоги старушке сосчитать ватрушки.                                
    (6 ватрушек)

  1. В нашем классе два Ивана, две Татьяны, два Степана,
    Три Катюши, три Галины, пять Андреев, три Полины,
    Восемь Львов, четыре Саши, пять Ирин и две Наташи
    И всего один Виталий. Сколько всех вы насчитали?            
    (40 человек)
  2. Вот отметки по контрольной: получили "пять" все Саши,
    Иры, Кати и Наташи. По "четверке" Тани, Гали,
    Левы, Поли и Виталий. Остальные все Иваны,
    Все Андреи и Степаны получили только "тройки".
    А кому достались "двойки"?                                                    
    (Никому)

  1. Ежик по лесу шел, на обед грибы нашел:
    Два - под березой, один - у осины,
    Сколько их будет в плетеной корзине?                                     
    (3)

  1. Задали детям в школе урок:
    Прыгало в поле 40 сорок,
    10 взлетели, сели на ели.
    Сколько осталось в поле сорок?                                               
    (30)

  1. Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
    Рыбак Корней поймал 13 окуней,
    Рыбак Евсей - четырех карасей,
    А рыбак Михаил двух сомов изловил.
    Сколько рыб рыбаки натаскали из реки?                                  
    (19)

  1. Если Грушам дать по груше, 
    То одна в избытке груша,
    Если дать по паре груш, 
    То не хватит пары груш.
    Сколько Груш и сколько груш?                                
    (3 Груши, 4 груши.)

  1. Я, Сережа, Коля, Ванда - волейбольная команда.
    Женя с Игорем пока - запасных два игрока.
    А когда подучатся - сколько нас получится?                            
    (6)

2 ЗАДАНИЕ:  «Составьте  слово». 

Соедините начало слова с его окончанием.

СЛЕД

ДОК

МЫШЬ

ПОЛ

СЕНО

ПАР

ПАС

ВЕС

ТОЧКА

ПОРТ

УС

ВАЛ

ОСА

ЯК

ЛАД

ОПЫТ

       

Правильный ответ

СЛЕД

ОПЫТ

ДОК

ЛАД

МЫШЬ

ЯК

ПОЛ

ОСА

СЕНО

ВАЛ

ПАР

УС

ПАС

ПОРТ

ВЕС

ТОЧКА

3. ЗАДАНИЕ:    «Числа в народных пословицах»

… за всех   и все за … .

…  раз отмерь  … раз отрежь.

За … зайцами погонишься, ни … не догонишь.

Ум хорошо, а … лучше.

В … ухо влетело, в другое вылетело.

Обещанного …   года ждут.

Старый друг лучше новых … .

Не имей …рублей, а имей … друзей.

…   в поле не воин.

 Правильный ответ

1  за всех   и все за 1 .

7  раз отмерь,  1 раз отрежь.

За 2 зайцами погонишься, ни 1 не догонишь.

Ум хорошо, а 2 лучше.

В 1 ухо влетело, в другое вылетело.

Обещанного 3  года ждут.

Старый друг лучше новых 2 .

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

1 в поле не воин.

2    смертям – не бывать, а  1  не миновать
Как свои   5  пять пальцев. 
7   одного не ждут.

Как   2   капли воды.

10     вода на киселе.
Скупой платит  
2 .
Плакать в  
3  ручья.

7   пятниц на неделе.
1   срубишь дерево –  10 посади.

Для бешеной собаки  7  верст не крюк.

2  сапога - пара.

На все  4  стороны. 

7   бед —  1  ответ.

От горшка  2 вершка.

7   вода на киселе.

У  7 нянек дите без глазу.

Палка о  2  концах.

3  волосинки в  6   рядов уложены.

СТАНЦИЯ «ЭСТАФЕТНАЯ»

Участвуют 2 команды по 2 человека.

На доске зашифровано высказывание М. И. Калинина «Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к этому возможность».

Задание: На столе лежат карточки с примерами, каждый игрок по очереди вытягивает пример, решает его, ищет ответ на вагончиках и переворачивает на доске прямоугольник  с номером вагончика, таким образом, открывается все высказывание. (Карточки с заданиями прилагаются).

 

1          Восстановите числитель и    знаменатель

2 Выполните действия:

567 – 60 ∙ 4

3           Восстановите числитель и    знаменатель

4   Выполните действия:

 

350 : 7 ∙ 8

5             Восстановите числитель и    знаменатель

6 Выполните действия:

90 ∙ 2 : 30 ∙70

Ответы:

1

2

          327

3

   

4

        400        

5

6

        420

Ведущий:

- Вот наше путешествие подошло к концу. Вместе с вами мы старались преодолеть наш маршрут от станции «Веселая математика» до станции «Эстафетная», стремились,  чтобы оно было интересным и увлекательным.

- Скажите, вам было интересно?

- Испытывали ли вы трудности при выполнении заданий?

- Узнали что-то для себя новое?

- Как вы считаете математика скучная наука?

- Спасибо всем за внимание, рада была вас видеть у себя в гостях. До новых встреч!

Список литературы

  1. Игнатьев, Е. И. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы. Парадоксы [Текст] / Е. И. Игнатьев. – Москва : «Омега», 1994.
  2. Альхова З. Н. Внеклассная работа по математике [Текст] / З. Н. Альхова, А. В. Макеева. – Саратов : ОАО «Издательство «Лицей», 2002.
  3. Нагибин Ф. Ф. Математическая шкатулка. Пособие для учащихся 4 – 8 классов средней школы  [Текст] / Ф. Ф. Нагибин, Е. С. Канин. – Москва : «Просвещение», 1988.
  4. Кордемский Б. А. Удивительный квадрат [Текст] / Б. А. Кордемский, Н. В. Русалев. – Москва – Ленинград : Государственное издательство Технико-теоритической литературы, 1952.
  5. Щербакова Ю. В. Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях 5-8 классы [Текст] / А. В. Щербакова. – М. : Издательство «глобус», 2010.
  6. Шарыгин И. Ф. Задачи на смекалку 5 -6 классы[Текст] / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. – М. : «Просвещение». 2000.
  7. Фарков А. В. Математические кружки в школе 5-8 классы [Текст] / А. В. Фарков. М. : Айрис-пресс, 2005.
  8. http://pesochnizza.ru/igroteka/matematicheskie-rebusy
  9.  http://100-bal.ru/matematika/123094/index.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике "Математический поезд"

Внеклассное мероприятие по математике "Математический поезд"...

Внеклассное мероприятие по математике для 5 класса "Математический поезд" "

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике для 5 класса "Математический поезд"...

Внеклассное мероприятие по математике для 5-6 классов "Математический поезд"

Внеклассное мероприятие по математике в рамках проведения недели математики в школе...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике для учащихся 5 - 6 классов "Математический поезд"

Данное мероприятие можно провести в рамках недели математики для учащихся 5-6 классов. Содержит несколько станций: "Математическая", "Март", "Олимпийская" ....

"Математический поезд" внеклассное мероприятие по математике.

Данное мероприятие для учащихся 5-6 классов предпологает  прохождение командами учащихся различных этапов (станций) с выполнением на каждой из них нестандартных заданий по математике....

внеклассное мероприятие по математике в 5 классе "Веселый математический поезд"

внеклассное мероприятие по математике  в 5 классе "Веселый математический поезд"...

Внеклассное мероприятие по математике в 5-ом классе "Веселый математический поезд"

Цель: проявить любовь и интерес к математике, развитие творческой способности, мышления, внимательности...