Разработка материала учителем математики Хакимовой Г.Х. на тему «Работа с учащимися, испытывающими затруднения при изучении предмета математики»
учебно-методический материал по математике на тему

Хакимова Гульнур Хашимовна

Этот материал предназначен для изучения учителям математики для применения в работе с учащимися ,  испытывающими затруднения при изучении предмета математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_materiala_uchitelem_matematiki_hakimovoy_g.doc179 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка материала учителем математики Хакимовой Г.Х. на тему «Работа с учащимися,  испытывающими затруднения при изучении предмета математики»

Для решения задачи  ликвидации пробелов в знаниях обучающего на начальном этапе необходимо разработать план мероприятий:

Наименование мероприятия

Срок проведения

1

Проведение входного контроля знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

 Цель:

а)определение фактического уровня знаний детей.

б)выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2

Формирование банка данных отстающих обучающихся (для составления индивидуальной работы)

Сентябрь

3

Установление причин отставания   через беседы с  классным руководителем, встречи с  родителями, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь

4

Проведение родительского собрания на тему «Пути повышения мотивации обучения обучающихся»

Сентябрь

5

Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

В течение учебного года

6

Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока.

В течение учебного года

8

Вести тематический учет знаний ребенка, имеющего затруднения при изучении математики.

В течение учебного года

9

Вести индивидуальный контроль выполнения домашних заданий

В течение учебного года

10

Диагностирование знаний учащихся по четвертям с фиксацией результатов в индивидуальной карте ошибок

В течение учебного года

11

Работа с родителями (родительские собрания, индивидуальные беседы) по поддержке мотивационного интереса к ликвидации пробелов в знаниях у ребенка, имеющего затруднения по математике

В течение учебного года

Основополагающие направления  и виды деятельности при работе с учеником,  испытывающим затруднения при изучении предмета

1.Организация работы с учеником на уроке.

2. Методы и формы работы с учеником во внеурочное время.

3. Воспитательная работа с учеником,  нацеленная на повышение успеваемости.

4. Организация работы с родителями  неуспевающих учащихся.

Программа деятельности учителя-предметника с учеником, испытывающим затруднения при изучении предмета:

1. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

2. Готовить и использовать на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал.

3. Регулярно и систематически опрашивать.

4. Комментировать оценку ученика, отмечая недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем

5. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

6. Проводить индивидуальные консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи, для отработки базовых знаний и умений

Основные моменты в организации учебного процесса с  учениками, испытывающи-ми затруднения при изучении математики.

      Для усиления эффективности работы использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и  методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.

      Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.

      На уроках и  дополнительных занятий применять «Карточки коррекции», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые  дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создавать специальные ситуации успеха.  

      При опросе   давать примерный план ответа, разрешать пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями  и  пр.

     Задавать наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.                      В ходе самостоятельной  работы  на уроке   давать задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных  работах.

        При организации домашней  работы   подбирать задания по осознанию и исправлению ошибок: проводить подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагать (при необходимости) карточки-консультации, давать задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы.

Материал, используемый при работе с учеником, испытывающим затруднения при изучении математики.

Эффективным для восполнения  возникших пробелов в математической подготовке является использование  карточек для коррекции знаний или карточек-памяток.  Карточки-памятки (карточки коррекции) как средство индивидуализации обучения могут улучшить условия для сознательного усвоения изучаемого материала. С их помощью ученик, выполняя практические задания, осознаёт возникающие при их  выполнении проблемные задачи, самостоятельно делает выводы, обобщения, постигает логику рассуждений, учится мыслить.

Карточка-помощник по теме: Преобразование рациональных выражений

Действия с алгебраическими дробями

Теория

Практика

1.

2.

3.

4.

5.

 

Основное свойство дроби: , ,

Сократите , при

Реши сам: 

1.  Представьте выражение  в виде дроби

2. Сократите дробь . 1)          2)           3)          4)

3. Сократите дробь .   1)                 2)         3)         4)

4. Сократите дробь .  1)                      2)         3)         4)

5. Укажите выражение, тождественно равное дроби .

                1)                 2)                 3)                 4)

6. Укажите выражение, тождественно равное дроби .

                1)                 2)                 3)                 4)

7. Упростите выражение: .   Ответ:______________

8. Упростите выражение: .  Ответ:______________

9. Упростите выражение: .  Ответ:______________

10. Упростите выражение: .   Ответ:______________

11. Упростите выражение  Ответ:______________

12. Упростите выражение  Ответ:______________

13. Упростите произведение  Ответ:______________

14. Упростите частное   Ответ:______________

15. Упростите частное   Ответ:______________

Карточка коррекции знаний по теме «Умножение многочленов»

ОБРАЗЕЦ

ЗАДАНИЯ

  • Чтобы умножить многочлен на многочлен, умножь каждый

          член первого         многочлена на

каждый член второго многочлена и сложи результаты.

      (а + 2)(х - 3) =

   = ах - 3а + 2х - 6 

Преобразовать произведение в многочлен:

1)        (а + 3)(с + 5) ;

2)        (а + 2)(6-с);

3)        (а-1)(а -2);

4)        (а - 2)(а + 6) ;

5)        (а + 7)(а + 1).

6) (х + 4)(2 + x);

7) (х + 2)(у-8);

8) (х-1)(х -3);

9) (х-9)(х + 3);

10) (х + 1)(х +1) .

11) (т + 4)(1 + а) ;

12) (т + 2)(7 - р);

13) (т - \){т + п - 2);

14) (т - р)(т + р) ;

15) (x + 2)(y + 2).

Правильно организованный и систематически проводимый контроль знаний учащихся помогает определять недостатки в работе учащихся и устранять их. После изучения соответствующего материала каждого параграфа учебника можно проводить математические диктанты

Диктант «Параллелограмм»,

  1. Параллелограммом называется ...
  2. В параллелограмме противоположные стороны и противоположные углы ...
  3. Прямоугольником называется ...
  4. Квадратом называется ромб, у которого ...
  5. Высотой параллелограмма называется ...
  6. В параллелограмм ... …..………..вписать окружность.

           При составлении тестов   задание должно обеспечивать проверку знаний и умений на трёх уровнях: узнавания и воспроизведения, применения в знакомой ситуации, применения в новой ситуации или творческого применения. Такая дифференциация требований к учащимся на основе достижения всеми обязательного уровня подготовки поможет создать основу для разгрузки слабых учащихся, обеспечивая их посильной работой и формируя положительное отношение к учёбе.

Виды тестов: тест с пробелами (дополнениями), тест напоминания, тест с альтернативным  ответом, выборочный тест, тест соответствия (сличения), комбинированный тест.    

Тест с пробелами.

Многоугольники. Геометрия 8 класс

1. Сумма углов _____________ n-угольника равна _________

2. Внешним углом многоугольника называется _________, смежный с его __________

3. Сумма внешних ________ выпуклого ________, взятых по _______ при каждой

__________, равна __________

4. Параллелограммом называется____________, противоположные_______ которого  попарно __________

5. Диагонали _______________ в точке ______________ делятся пополам

6. У параллелограмма _____ стороны ______ и противоположные ______ равны

7. Прямоугольником называется ________, у которого _______ углы _________

8. __________ прямоугольника равны.

9. В прямоугольном треугольнике ______, проведена к _______, равна половине

_________

10. Ромбом называется ________, все _______ которого _______ между собой

11. Диагонали ________ взаимно перпендикулярны и __________ его углы _________

12. Квадрат - это ________, все стороны которого _________

13. У ________ все углы _________

14. У квадрата ________ стороны ________

       

      После проверочной или контрольной работы можно применить следующий вид работы над ошибками: учащиеся заполняют таблицу ошибок. Страница тетради делится на три столбика. В первом записываем ошибки, во втором правило, в третьем верные решения и примеры. Процесс отыскания и исправления ошибок самими учащимися можно сделать поучительным, в результате чего изучение ошибок становится эффективным средством в развитии познавательного интереса к изучению математики.

      У учащихся с низкими учебными возможностями, на уроке не хватает времени для достаточного закрепления материала. Для более лучшего закрепления знаний необходимо проводить индивидуальную работу  и во внеурочное время. Во время внеурочных занятий решаются задания на печатных рабочих тетрадях, отрабатываются основные типы заданий по разделам и темам, заполняется индивидуальный справочник ученика. Для контроля внеурочных занятий необходимо составить план дополнительных занятий с обучающимися. Например, по четвертям.

План индивидуальных дополнительных занятий на 1 четверть.

Фамилия ученика (класс)…Иванов  Андрей………8 В класс……

Даты проведения

Тематика занятий.

Дифференцированные задания:

Печатная рабочая тетрадь, дидактический материал

Сложение и вычитание обыкновенных дробей.  Умножение и деление обыкновенных дробей

Сокращение дробей.

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

 

 Умножение и деление дробей

 

  Параллелограмм. Свойства  параллелограмма.

Трапеция, средняя линия трапеции, равнобедренная трапеция.

Закрепление свойств и решение задач на тему

«Трапеция, прямоугольник, ромб, квадрат».

    Большую помощь должны оказывать родители школьников, которые проводят работу по устранению неуспеваемости в домашних условиях. Дома по указанию учителя родители  помогают выполнять индивидуальные задания, используя наглядные материалы. Учитель должен донести до каждого родителя информацию о важности и нужности грамотного своевременного выявления неуспеваемости  и устранения ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с учащимися, испытывающими трудности в усвоении учебного материала

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовер...

Проектная работа «Система работы учителя с детьми, испытывающими стойкие затруднения в процессе изучения предмета «Математика»».

Новая жизнь требует новых знаний: люди должны уметь применять математические знания в различных областях: оплачивать коммунальные услуги, выбирать выгодные условия кредитования, понимать, как ра...

Методическая разработка для учителей математики по геометрии "Использование зачетных работ по геометрии для повторения изученного материала"

В этой разработке предлагаются вопрсы и задачи для учащихся по геометрии для повторения изученной главы. Цель: проверка знаний и умений в простой и доступной форме, повторение пройденного перед контро...

Планирование урока математики для 5 классов на тему: «Позиционные системы счисления». (Урок изучения нового материала) УМК "Математика. Психология, Интеллект" (МПИ)

Цели урока:·        Обучающие: ввести понятие "позиционная система счисления", создать его образное сопровождение, исследовать и обобщить его ее основные особенности...

Разработка материала учителем математики Хакимовой Г.Х. на тему «Работа с учащимися, испытывающими затруднения при изучении предмета математики»

Этот материал предназначен учителям математики для работы с учащимися,  испытывающими затруднения при изучении предмета математики....

Предметный кабинет «Естественнонаучного цикла» как ресурс эффективной работы с учащимися, испытывающими учебные затруднения

В проекте предложена система работы с неуспевающими детьми, оказание помощи слабоуспевающим детям на уроке и профилактика неуспеваемости....