Урок в 5 классе
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Бондаренко Ольга Валентиновна

Тема урока "Задачи на части" (2урок)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadachi_na_chasti_2_urok.doc54.5 КБ
Файл zadachi_na_chasti.pptx91.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики  в 5 классе

на тему: «Задачи на части» (урок 2)

Цель урока: развивать вычислительные навыки учащихся, учить учащихся осознанно решать   текстовые задачи на части  арифметическими способами, сначала формулируя вопросы, а затем делая выкладки, развивать речь и мышление учащихся, учить умению рассуждать.

Ход урока:

1. Организационный момент.  Собрать тетради с домашним заданием.    Сообщение цели урока.

2. Рефлексия. Нарисуйте смайлик, выражающий ваше настроение, с которым вы пришли на урок

3. Актуализация опорных знаний:

1) Вычислите удобным способом: (5 мин)

78+35+22                                 4*12*25                                   25*98+25*102

333+67+51                               20*18*5                                   182*132-182*131

351 - 295                                  230:5                                        138*29-19*138

                     

2) Самопроверка.

На доске появляются правильные ответы. Дети проверяют свои ответы.

4. Мотивация. (Работа в парах.)

 Что нового встретилось вам при решении задач на прошлом уроке и дома? (Понятие части, распределение всех объектов на части).

Как можно записывать условие задачи «на части» и Что помогает нам в её решении ? (схема – краткое условие)

 Что первым делом мы стараемся вычислить, когда нам необходимо решить подобную задачу? (Сколько составляет одна часть)

Задача. Карлсон хочет сварить варенье. Мама Малыша берет на варенье 2 части ягод и 3 части сахара.

А) сколько ягод надо взять на 9 кг сахара?  6кг

Б) сколько ягод и сколько  сахара надо взять, чтобы сварить 5 кг варенья?

2кг и 3кг

В) сколько получится варенья, если сахара на 2 кг больше, чем ягод?  10 кг

С первой и второй задачей дети справляются легко, третья задача вызывает у них затруднения.  

.Сегодня на уроке мы будем ближе знакомиться с новым типом текстовых задач на части и  способом  их решения  

Какие цели  мы с вами поставим сегодня к уроку?

Для чего мы рассматриваем новый тип задач? (Чтобы научиться их решать)

Итак, наша цель: -научиться решать задачи на части другого типа!

Дети предлагают свои варианты  решения третьей задачи. Учитель подводит итоги. На доске оформляется решение задачи.

Ягоды     I           I           I                     ?

Сахар      I           I           I          I

                                              2 кг

Решение:

  1. 3-2=1 (на сколько частей больше сахара)
  2. 2:1= 2 (кг) в одной части
  3. 3+2=5 (частей ) всего
  4. 2*5=10(кг) варенья

5. Решение задачи № 220. Работа в парах.

Что далее мы будем делать?

(Добиваться умения определять вид задачи, отрабатывать навыки их решения.)

На экран выводится план решения задачи (в слайдах):

1) Запишите краткое условие в отрезках; (аналогично предыдущей задаче)

2) Найдите, на сколько частей больше получилось муки, чем отходов; (3-1=2)

3) Найдите, сколько кг приходится на одну часть; (36:2=16)

4) Найдите, сколько кг ржи смололи. (16*3= 48)

5) Запишите ответ.

6. Работа в РТ

№143,обсуждаем вместе

№144 самостоятельно, учитель проверяет

7. Подведение итогов.

Итак, сколько  типов задач мы рассмотрели на уроке? 

Как можно записывать условие задачи «на части» С помощью схемы

Помогает ли схема решению задач? 

Что первым делом мы стараемся вычислить, когда нам необходимо решить подобную задачу? Сколько приходится на 1 часть?

Что мы делаем затем? Вычисляем те части,  которые   необходимо найти  в задаче.

В каких школьных предметах нам может пригодиться знания, приобретенные сегодня на уроке?

 В каких бытовых ситуациях людям необходимо знать, как решаются задачи «на части»?

8. Домашнее задание:  решить №  229, составить задачу с рецептом блюда

А знаете, ребята, здесь ведь есть сокровище для каждого из вас: вы  возьмете  его домой, где сможете применить полученные сегодня знания,  а уж завтра,  попробуете блеснуть своим сокровищем в полной мере

Ореховый торт

Сахар – 10 частей,

Грецких орехов – 6 частей;

Мука – 7 частей;

Сливочного масла – 4 части;

Сливки – 2 части.

Сколько граммов нужно взять каждого продукта, чтобы получить торт массой 600 грамм?

Жидкость для выведения пятен

Вода – 10 частей;

Нашатырный спирт – 2 части;

Соль – 1 часть.

Сколько будет весить вся жидкость, если воды в ней будет 20 грамм?

Настойка для полоскания рта

Ромашка – 3 части;

Календула – 2 части;

Шалфей – 4 части.

Сколько граммов нужно взять шалфея, если ромашки и календулы 100 грамм?

 

9. Рефлексия. Нарисуйте смайлик, выражающий ваше настроение, с которым вы уходите с урока


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

задача Мальчик и девочка рвали в лесу орехи. Всего они сорвали 120 штук. Девочка сорвала в два раза меньше мальчика. Сколько орехов было у мальчика и девочки в отдельности?

Слайд 2

план решения задачи : 1) Узнаем, сколько всего частей; 2)Найдем , какое количество приходится на одну часть; 3) Узнаем количество каждого продукта.

Слайд 3

Ореховый торт Сахар–10частей , Грецких орехов – 6 частей; Мука –7частей ; Сливочного масла –4 части ; Сливки – 3 части . Сколько граммов нужно взять каждого продукта, чтобы получить торт массой 600 грамм? Жидкость для выведения пятен Вода – 10 частей; Нашатырный спирт – 2 части; Соль – 1 часть. Сколько будет весить вся жидкость, если воды в ней будет 20 грамм? Настойка для полоскания рта Ромашка – 3 части; Календула – 2 части; Шалфей – 4 части. Сколько граммов нужно взять шалфея, если ромашки и календулы 100 грамм?

Слайд 4

Задачи на части продолжение следует….

Слайд 5

Ваше настроение

Слайд 6

Вычислите удобным способом: 78+35+22 4*12*25 333+67+51 20*18*5 351 - 295 230:5 138*29 - 19*138 25*98 + 25*102 182*132 - 182*131

Слайд 7

Вычислите удобным способом: 78 +35+ 22 =135 4 *1 2 * 25 =1200 333 + 67 +51 =451 20 *18* 5 =1800 351 – 295=56 230:5 =46 138*29 - 19*138 = 138*10 =1380 25*98 + 25*102 = 25*200 =5000 182*132 - 182*131 = 182*1 =182

Слайд 8

Задача . Карлсон хочет сварить варенье. Мама Малыша берет на варенье 2 части ягод и 3 части сахара. А) сколько ягод надо взять на 9 кг сахара? Б) сколько ягод и сколько сахара надо взять, чтобы сварить 5 кг варенья? В) сколько получится варенья, если сахара на 3 кг больше, чем ягод?

Слайд 9

Решите задачу № 220. План решения задачи 1) Запишите краткое условие в виде схемы; 2) Найдите, на сколько частей больше получилось муки, чем отходов; 3) Найдите, сколько кг приходится на одну часть; 4) Найдите, сколько кг ржи смололи. 5) Запишите ответ.

Слайд 10

Работа в РТ №143, №144 самостоятельно

Слайд 11

Домашнее задание : 1)решить № 229, 2)составить задачу с рецептом блюда

Слайд 12

Ваше настроение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...