Открытый урок по теме "Созвездия на координатной плоскости" (6 класс)
методическая разработка по математике (6 класс) на тему

Иевлева Людмила Георгиевна

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по теме: “Координатная плоскость”.

Форма урока: урок-путешествие.

Цель урока: создать условия для прочного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых для решения задач на координатной плоскости; формировать умение строить в координатной плоскости точки по заданным координатам и определять координаты заданной точки; развивать познавательный интерес к математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспкт урока32.34 КБ
Файл Дополнительный материал1.02 МБ

Предварительный просмотр:

"Созвездия на координатной плоскости"

Не огромность мира звезд вызывает восхищение,

а человек, который измерил его.

                                                                                              Блез Паскаль.

Класс: 6 Г.

Учитель математики: Иевлева Людмила Георгиевна.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по теме: “Координатная плоскость”.

Форма урока: урок-путешествие.

Цель урока: создать условия для прочного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых для решения задач на координатной плоскости; формировать умение строить в координатной плоскости точки по заданным координатам и определять координаты заданной точки; развивать познавательный интерес к математике.

Задачи:

- обучающие: (формирование познавательных и логических УУД) научить учащихся определять координаты заданной точки и строить точки по заданным координатам.

- развивающие: (формирование регулятивных УУД) развивать умение пользоваться полученной информацией; формировать коммуникативную компетенцию учащихся, а также контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

- воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД) формировать умение слушать и вступать в диалог; воспитывать ответственность и аккуратность; участвовать в коллективном обсуждении при этом учиться умению осознанно и правильно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, доска, экран.

Формы организации обучения на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная.

Используемые методы обучения:

словесные (инструктирование, беседа, рассказ); наглядные (видеофильм, компьютерная презентация); практические (выполнение практических упражнений, стимулирующих творчество); стимулирования и мотивации; контроля и самоконтроля.

Ход урока

Основное содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент - 1 мин

1 слайд презентации

Приветствие учащихся.

Ребята! Сегодня мы отправляемся с вами в настоящее путешествие. Вы сегодня будете работать как индивидуально, так и в командах. На столе у каждого находится табличка с номером вашей команды.

 

Приветствие учителя.

2. Вводно-мотивационный этап – 4 мин

2-6 слайды презентации

8 слайд презентации

Учитель: Перед каждым из вас находится путевой лист, а на нем представлено неполное название темы нашего урока. Прочитайте эти слова. Что вы уже умеете делать на координатной плоскости?

Чтобы восстановить полное название темы нашего урока и ответить на вопрос «Куда же мы сегодня отправился?», мы должны отгадаете ключевое слово математического кроссворда.

Вопросы.

  1. Как называют пару чисел, определяющих положение точки на координатной плоскости?
  2. Как называют второе из чисел, задающих положение точки на координатной плоскости?
  3. Как называют первое из чисел, задающих положение точки на координатной плоскости?
  4. Под каким углом пересекаются координатные прямые х и у, образующие систему координат на плоскости?
  5. Как называется точка пересечения координатных прямых?
  6. Как называются две координатные прямые в системе координат?

Учитель: Теперь команда путешественников 6Г класса может легко ответить на вопрос: «Куда же мы отправляемся?».  

В космическое путешествие, в мир звёзд! Поэтому тему нашего урока мы сформулируем так «Созвездия на координатной плоскости».

Запишите в ваши путевые листы тему урока.

Учитель на фоне фильма читает стихи:

Над Землёю ночью поздней,

Только руку протяни,

Ты ухватишься за звёзды:

Рядом кажутся они.

Можно взять перо Павлина,

Тронуть стрелки на Часах,

Покататься на Дельфине,

Покачаться на Весах.

Над Землёю ночью поздней,

Если бросить в небо взгляд,

Ты увидишь, словно гроздья,

Там созвездия висят.

Они миллионы загадок таят,

Сверкают, мерцают, на небо манят.

Ах, если б у нас были крылья свои,

Мы тоже б летали вдали от земли!

   

Обратимся к ученому астроному

Макаровой Марии. 

  1. Определять координаты точек на координатной плоскости.
  2. Строить точки по заданным координатам в координатной плоскости.

Координаты.

Ордината.

Абсцисса.

Прямой.

Начало.

Оси.

В космос.

Смотрят видео-фильм

3. Актуализация опорных  знаний и умений учащихся – 2 мин

8 слайд презентации

Учитель: Итак, первое на нашем космическом пути созвездие Большая медведица, но прежде, чем мы приступим к его построению, давайте вспомним, из чего состоит система координат.

Ученый астроном.

Звёздное небо всегда завораживало человека. Яркие звёзды на ночном небосклоне называются созвездиями. Кто первым разбил звёзды по созвездиям – неизвестно.

Но в 1922 году на Международном астрономическом съезде было принято решение сохранить древние названия созвездий,

Наш корабль подлетает к известному созвездию «Большая медведица».

Ученики.

 Из двух перпендикулярных прямых с общим началом координат (О), и с  заданными единичными отрезками.

4. Собственно учебная деятельность: повторение, обобщение, систематизация -  35 минут

9 слайд презентации

10 слайд презентации

11 слайд презентации

(15 с.)

11 слайд презентации

(20 с.)

12 слайд презентации

13 слайд презентации

14 слайд презентации

Учитель: Давайте вспомним, как определить положение точки на координатной плоскости

Учитель: 

Выполним задание 2.

Найдем, какие координаты имеют точки на координатной плоскости, представленные на рисунке.

Если вы согласны с ответом стоящего у доски, то поднимаете вверх жёлтую звезду, а если нет, то синюю.

Учитель. Вы видите портреты Рене Декарта, французского философа и математика.  О Рене Декарте расскажет ученый математик Конарев Алексей.

Учитель. Участники нашего путешествия справились со всеми теоретическими заданиями и готовы приступить к практическим заданиям.

Учитель. Переходим к заданию № 3. Постройте созвездие Большая медведица в прямоугольной декартовой системе координат, которая представлена в ваших путевых листах.

Учитель: Звёзды, которые вы отметили, составляют наиболее яркую и видимую часть этого созвездия. И каждая из этих звёзд имеет своё название.  А расскажут нам о них ученые астрономы

Иевлев Максим, Митрохина Марианна, Козлова Полина, Симуков Георгий, Гудков Игорь .

Учитель:

Переходим к задание  № 4. Выполните самостоятельно построение созвездие «Малой медведицы» в той же координатной плоскости, что и созвездие «Большой медведицы». Координаты точек даны в путевом листе.

Учитель:

Поменяйтесь путевыми листами и осуществите  проверку правильности построения созвездия «Малой медведицы». Если ответ правильный , то в окне иллюминатора ставим +, если нет, то -.

Учитель:

Всё внимание на экран.  Нам доставлен груз с небольшим видео сообщением.

Некоторые из этих созвездий мы сможем построить сегодня на координатной плоскости. Каждой команде дается конверт, в котором вы найдет задание и выполните его своей командой. Работайте сплоченно и вместе.

1, На оси абсцисс найти точку х и через нее провести перпендикулярную прямую к оси абсцисс.

2. На оси ординат найти точку у и через нее провести перпендикулярную прямую к оси ординат.

3. Точка пересечения проведенных прямых  - искомая  точка.

Работа с таблицей.  Ответ: ДЕКАРТ.

(-4; -3)

(-3; 0)

(-3; 3)

(3; 2)

(5; -3)

(8; 6)

Ученик. Придумал прямоугольную систему координат французский математик Рене Декарт. Свои размышления он записал в книге «Геометрия» в 1637 г. Поэтому прямоугольную систему координат часто называют декартовой системой координат.

Ученики строят созвездие Большой Медведица.

Ученые астрономы:

МЕДВЕДИЦУ БОЛЬШУЮ                              

Узнаю по КОВШУ я:

Семь звёзд сверкают тут,                                  

А вот как их зовут:  

                                   

ДУБХЕ освещает мрак,                                      

Рядом с ним горит МЕРАК,                              

Сбоку ФЕКДА с МЕГРЕЦОМ

Разудалым молодцом.  

                                 

От МЕГРЕЦА наотлёт                                        

Расположен АЛИОТ,                                          

А за ним - МИЦАР с АЛЬКОРОМ

(Эти двое светят хором).

Замыкает ковшик наш

Бесподобный БЕНЕТНАШ.

Он указывает глазу

Путь в созвездье ВОЛОПАСА,

Где АРКТУР прекрасный светит,

Всяк теперь его заметит!

Пять расстояний между Мерак и Дубхе указывают на Полярную звезду. Все звезды в течение суток описывают круг. Только полярная звезда неподвижна и является кончиком хвоста Малой медведицы.

Ученики строят созвездие по заданиям в карточке.

 

 

Работа учеников в команде.

5. Заключительная часть: рефлексия, подведение итогов работы на уроке,

сообщение и комментирование домашнего задания – 3 мин

15 слайд презентации

Учитель: На этом наше космическое путешествие подошло к концу. Как вы думаете, какие знания и умения помогали нам в путешествии?

Давайте подведём итоги. Если наше путешествие вам понравилось, то вы можете наклеить желтую звездочку на звездное небо, которое располагается у вас на столе. Если вам сегодня было сложно или вы испытывали трудность при выполнении заданий, наклейте синюю звездочку на звездное небо.

Ученики: знания о координатной плоскости, умения построить точки на координатной плоскости по заданным координатам.

Ученики выбирают звёздочку.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Астрономия на координатной плоскости"

Астрономия на координатной плоскостиВ 6-м классе изучается тема «Координатная плоскость и построение на ней точек». Работа с заданием–игрой «Астрономия на координатной плоскости» позволяет учащи...

Урок открытия новых знаний по теме "Координатная плоскость". Математика 6 класс. Учебник Петерсон Л.Г.

Материал содержит конспект урока математики 6 класса по теме "Координатная плоскость". Первый урок в теме - урок открытия новых знаний....

Презентация к уроку геометрии "Вектора в координатной плоскости". 9 класс.

Презентация знакомит с вычислением векторов,  и их положением в  координатной плоскости....

Урок-презентация по теме "Координатная плоскость" с использованием Smart Notebook

Методическая разработка с использованием Smart Notebook по теме "Координатная плоскость" направлена на введения нового материала в 6 классе. Задания, которые выполнены в программе  Smart Notebook...

Презентация к уроку математики по теме "Координатная плоскость" 6 класс

Данную презентацию можно использовать при изучении темы "Координатная плоскость" 6 класс УМК Виленкин...

Урок алгебры по теме «Координатная плоскость» 7 класс

Урок алгебрыпо теме«Координатная плоскость»7  класс...