Методическая разработка к уроку "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Ефремычева Ольга Михайловна

тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний, представлен технологической картой урока с УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок математики в 5 классе25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка к уроку:

Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями

Кузьмина О.М.         Учитель

Математика              5 класс

11 лет                                                      

Конспект урока математики с применением здоровье сберегающих технологий

Тема урока: « Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями»

Класс: 5

Учитель: Кузьмина О.М.

Цель: вывести правило сложения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями и научить применять его при вычислениях.  

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Технология проведения

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность учеников

Планируемые результаты

предметные

Универсальные учебные действия (УУД)

1

2

3

4

5

6

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

  • Актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности;
  • Создать условия для формирования потребности учеников во включении в учебную деятельность

Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность

На последних уроках математики мы изучали новый для вас вид чисел. Эти числа мы будем использовать очень часто, поэтому о них надо узнать как можно больше. Отгадайте о чем идет речь:

Бывают правильные и неправильные;

Ими заряжают пули;

Бьют в барабанную дробь. (Дробь)

А сегодня на уроке мы проживем целый год.

В: Сколько месяцев в году (12)

В: Какие времена года вы знаете (ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ)

В: Сколько дней в году (365)

Слайд  с рядом дробей.

 Из данных дробей выберите дробь, соответствующую вопросу:

Какую часть года составляет 1 месяц (1\12)

Какую часть года составляет зима (3\12)

Один день от года (1\365)

Зима от остальных месяцев (3\9)

Январь от года.

Зима- начало новых планов, задач, достижений.

Слайд 3 стих о зиме. И сейчас мы попробуем выяснить  , чем будем заниматься на уроке:

В: Сколько месяцев длиться зима и весна? (6)  Каким действием нашли? (сложением)

В: На сколько месяцев год больше лета(9)

Каким действием нашли? (вычитанием)

Слайд 4 сост. Примеры.

Отвечают  на вопросы , находят из ряда дробей дроби , соответствующие  значениям высказываний .

Знать понятия «Числитель», «знаменатель», понимать значение дроби. Знать времена года и их количество в году.

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; оформлять свои мысли в устной форме.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявления места и причины затруднения.

Цели:

  • Создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия;
  • Организовать фиксирование учащимися  индивидуального затруднения;
  • Выявить место затруднения;
  • затруднения

Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи.

В: Зима занимает 3\12 года, и весна 3\12 года. Какое арифметическое действие поможет нам узнать , какую часть года занимает зима и весна вместе?  (сложением)

3\12+3\12 =

В: Лето составляет  3/12 года. На какую часть года лето меньше остальных времен года?  Каким действием найдем? (вычитанием)

9/12-3/12=

В: Умеете ли вы выполнять данные действия?

Отвечают на вопросы, записывают  примеры действий сложения и вычитания.

Знать компоненты сложения и вычитания,

 Ориентироваться в понятиях « всего», «вместе».

Коммуникативные: уметь слушать  и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме.

. Коммуникативные: уметь слушать  и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний ,(отличать новое от уже известного с помощью учителя).

3.Построение проекта выхода из затруднения    и реализация построенного проекта

Цели:

-организовать постановку цели урока;

-создать условия для составления совместного плана действий;

-закрепить новое знание в речи и правилах;

-зафиксировать возникшего затруднения.

Организует постановку целей урока, составление совместного плана действий, фиксирование нового знания  в речи и правилах.

Чем же мы будем заниматься на уроке?

Ответ: Складывать и вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями»

В: Умеете ли вы выполнять  сложение и вычитание дробей?(нет)

Попробуйте сформулировать цель урока,  ответьте на вопрос: Что необходимо знать, чтобы научиться складывать и вычитать дроби? (правило)

Обратимся к учебнику на стр. 155-156  и прочитаем правила  сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями ..

Рассмотрим,  как нужно оформлять действия сложения и вычитания в тетради и на доске.

Слайд 5 примеры

Запишем эти примеры в тетрадь.

Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Выполняют составленный план действий. Отвечают на вопросы .Фиксируют  новое в речи правилах.

Уметь складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями решать  задачи  на применение этих правил.

Познавательные:  уметь преобразовывать   информацию из одной формы в другую) , находить ответы на вопросы.

Регулятивные:  уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

  • Организовать усвоение учениками нового правила сложения и вычитания дробей с проговариванием во внешней речи

Организует усвоение учениками нового правила сложения и вычитания с проговариванием во внешней речи.

Слайд 6 стих о весне

Весной  вся природа пробуждается, начинает распускаться, зеленеть.

Перед вами нераспустившаяся береза с набухшими почками. Давайте поможем березе побыстрее  распуститься.

У вас на парте зеленые листочки, на которых  даны ответы к примерам. Решив примеры, Слайд 7 вы  поможете березе распуститься.

Работа по учебнику: №1007, №1008.

Учащиеся решают примеры. записанные на нераспустившихся почках и выбирают нужные ответы у себя на зеленых листочках и прикрепляют их на березу.

Знать правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, уметь применять правило при решении примеров.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные: уметь проявлять свою волю в ситуации затруднения.

5.Физкультминутка

Цель:

Снятие напряжения учащихся во время учебного процесса.

Проговаривает слова и показывает движения.

Слайд 8 лето

Наступила пора отпусков и каникул. Все купаются, загорают, отдыхают. И мы сейчас отвлечемся от нашей работы.

Слайд ф\м

 

Учащиеся выполняют движения и проговаривают слова.

Регулятивные: уметь проговаривать  слова физкультминутки.

6. Проверка первичного усвоения

Цель:

  • Проверить начальное усвоение  действий сложения и вычитания дробей.

Предлагает решить примеры самостоятельно с дальнейшей проверкой друг у друга (работа в парах)

Наступила осень.

Слайд 9

Пришло время сбора урожая, а  мы проверим свои  знания и умения, полученные на уроке.

Выполните самостоятельно:

3\5+1\5=

17\20-8\20=

4\7+2\7=

1\40+10\40=

21\31-18\31=

Слайд 10

Сравнить полученные ответы.

Решают самостоятельно и проверяют решение примеров  в парах.

Применять правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

Познавательные: уметь применять новые знания , полученные с урока и из учебника.

Коммуникативные: уметь оценивать правильность выполнения действий.

7. Рефлексия

Цель:

Зафиксировать новое содержание урока;

Организовать рефлексию

Организует фиксирование нового содержания, рефлексию.

Подведем итог работы на уроке:

Какую цель мы ставили?

Достигнули ли цели?

Назовите тему урока?

Расскажите, чему вы научились?

Оцените свою деятельность на уроке, используя один из рисунков.

Слайд11

Домашнее задание: п. 19 стр. 155-156, №1041(абвг), №!039, №1046

Ученики отвечают на вопросы, рассказывают, что узнали, осуществляют самооценку.

Уметь складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями.

Регулятивные: уметь

 оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе по учебнику Н. Виленкина "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями

Конспект урока открытия нового знания в технологии деятельностного метода. ...

Урок математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» с использованием ЭОР.

Формирование ИКТ-компетентностей учащихся 5-ых классов в аспекте ФГОС.Урок математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» с использованием Э...

Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями

Я буду рада, если вам пригодится данный материал. Эта разработка будет интересна учителям, работающим в 5 классе....

Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями 5 класс

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателямиУчитель: Журбина Мария АнатольевнаЦели: 1) закрепление знаний и умений по данной теме; формирование умения выполнять действия с дробями, пр...

Методическая разработка урока математики 5 класс "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника математики для 5 класса для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. ШарыгинаТип урока: Урок изучения ...

Методическая разработка урока "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" с использованием ЭОР

Конспект урока в 5 классе на тему "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"Тип урока: урок изучения нового материала....

Разработка урока математики в 6 классе по теме "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

Урок на изучение нового материала разработан для 6 класса обучающихся с нарушениями интеллекта (легкая степень)...