Открытый урок "Математика и космос"
план-конспект занятия по математике (7 класс) на тему

Лучинина Наталья Анатольевна

Конспект занятия по математике в 7 класса. Можно использовать во внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:


Технологическая карта урока

Предмет    элективный курс « Реальная математика»

Класс  - 7 А класс

Тема урока:   Математика и космос

 Дата проведения: 15.10.2015 г.  в рамках образовательного события «Планета ИКС»

Тип урока: урок практического применения знаний

Метапредметное взаимодействие: математика, астрономия, история       

Цель урока: обобщить знания учащихся по пройденному курсу математики основной школы, применяя их в нестандартной ситуации;

формировать основные знания о космосе и развивать практическое умение применять знания по математике при решении космических задач;

способствовать нравственно-патриотическому воспитанию.

Задачи урока:

Личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи

Метапредметные:  развитие умения понимать сущность алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

Предметные: развитие навыков устных и письменных вычислений

Развитие специальных умений:

  •   умения выражать условие задач на языке математики, создавать математическую модель;
  • умение записывать на математическом языке условие при решении задач, требующих репродуктивных действий;
  • умение преобразовывать условие при решении задач, требующих перехода в изменённую ситуацию.

Развитие общеучебных умений:

  • Учебно-организационные умения: умение выделять главное и существенное при установлении причинно-следственных связей в ходе изучения содержания  задач; умение планировать и контролировать ход своих действий при решении задач;
  • Учебно-интеллектуальные умения: умение проводить аналогии между условием нестандартной задачи и учебным материалом курса основной школы;
  • Учебно-информационные умения: умение выделять главное и существенное при аналитико-синтетической работе с текстом задачи; умение последовательно излагать ход решения в письменной форме при записи решении задач с переносом знаний в новую ситуацию;
  • Учебно-коммуникативные умения: умение говорить на языке данной науки при воспроизведении объяснения и решения задач;  взаимообучение;

Воспитательная: Воспитание гражданина: способного анализировать ситуацию, с формированной целостной естественнонаучной картиной мира, имеющего навыки работы в коллективе.

Ресурсы урока: мультимедийный проектор, экран, презентация «Математика и космос»,  видео ролики, смайлики для рефлексии, карточки с заданиями для групповой и парной работ, карточки для рефлексии, дидактический материал.


Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Оргмомент. Самоопределение к учебной деятельности

Создать благоприятный

психологический

настрой на работу

Приветствие, мобилизация

внимания детей.

 Сегодня в гимназии очень важное для нас событие – образовательное. «Планета Х»

Что вы от него ожидаете?

Что бы вы хотели получить от урока математики?

Включаются в деловой

ритм урока

высказывают свои предположения, прогнозируют конечный результат урока

Личностные: самоопределение

Регулятивные: оценка

Коммукативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения

2. Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока

1.Читаю стих «Скажи мне брат откуда мы…»

2. Сформулируйте тему нашего урока

Какую поставим цель? Совпадает ли она с вашими высказанными пожеланиями?

Слайд 2 Важный исторический факт. Давайте посмотрим как это было (ролик Гагарин- Королев)

1.Смотрят видеоролик «Загадочная вселенная»

2. Формулируют тему и цели урока. Высказывают свои мнения

Регулятивные: целеполагание

Коммукативные: постановка вопросов

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели

3. Лабораторная работа «Построение модели карты звёздного неба с применением метода координат»

Способствовать умению видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем;

Владение приемами действий в нестандартных ситуациях.

1. Организует индивидуальную работу по моделированию звездного неба

Всего на небе 88 созвездий. Которые делятся на созвездия Северного полушария (всего 29), созвездия Южного полушария (всего 47) и зодиакальные созвездия (всего 12). Нам предстоит построить не все 88 созвездий, а лишь самые крупные из них. /слайд 4 – 6/

Проблема: Можем ли мы создать модель звёздного неба?   /слайд 7 - 8/

2. Общественные наблюдатели по образцу проверяют правильность выполненного задания

Решают проблему

Индивидуальная и групповая работа:  каждый ученик получает карточку с заданием и самостоятельно выполняет. (приложение 2 )

Коллективная работа: создаётся на доске общая модель части неба.

Каждый ученик обменивается  сведениями, которые они узнали о созвездиях.

2. Оценивают свою деятельность, работу одноклассников с таким же заданием

Регулятивные: фиксация индивидуального затруднения

Коммукативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения

Познавательные: осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие.

Личностные: умение планировать свою деятельность, осознание ответственности за общее дело

4.Физкультминутка

Способствовать сохранению здоровья Вести физическое совершенствование

Демонстрация упражнений:

  • Небо высоко – высоко (руки вверх);
  • Звёзды далеко – далеко (потянулись вверх);
  • А сосед по парте рядышком – рядышком;  (руки в стороны);

(слайд 9)

выполняют упражнения

Личностные: самосовершенствование, саморегуляция,

Познавательные: выполнение действий по алгоритму

Коммуникативные: способность работать в группе, умение организовывать творческую деятельность

5. Практикум по решению нестандартных задач

(Математическое путешествие на планеты Солнечной системы)

Выявление качества и уровня усвоенных знаний и способов действий, выбор и фиксация алгоритмов действия

сформировать умение владения приемами действий в нестандартных ситуациях

1. Историческая справка: знакомство с интересными фактами  планет.  /слайд 10 - 11/

2. Проблема:  Сможем ли мы решить задачи планет, переведя их на язык математики?

 /слайд 12- 21/

3. Организует работу в группах по получению новых знаний, посредством решения математических задач

1.  Усвоение новой познавательной информации

2. Групповая работа: строят математические модели астрономических  задач, находят их решение

3. Защищают работу группы, фиксируют новые знания в тетради

Регулятивные: Умение создавать математическую модель при решении нестандартных задач;

контроль, коррекция, выделение и осознание того,    что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные: анализ, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму,

Умение выделять главное в предложенной информации

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выступать перед аудиторией

6.Интеллектуальная разминка

Предлагает расшифровать послание из космоса.

Что может означать данное послание?

слайд 22

Разгадывают ребус «Осторожно мель»

Высказывают свои предположения по предложенной проблеме

Регулятивные: Формирование чёткости, логичности мысли;

Личностные: Умение работать самостоятельно;

7. Графическая работа

организует исследовательскую деятельность учащихся

(слайд 23 - 25)

по предложенной траектории полета, исследуют функцию на монотонность

Познавательные: анализ и умение выделять главное в предложенной информации

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выступать перед аудиторией

8. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

написать синквейн по темам (на выбор) «Математика и космос», «Планета ИКС», «Загадки вселенной»

слайд 26

Записывают домашнее задание

Познавательные: способность  рассматривать математику, как предмет, связывающий остальные науки в единое целое;

9.Рефлексия.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Инициировать рефлексию детей по поводу мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми

1. Предлагает продолжить предложение

«Сегодня на уроке

Я повторил …

Я закрепил …

Я научился …

Я узнал …»

2.  Выставляет оценки

Слайды 27-28

1. Отвечают на вопросы

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммукативные: умение выражать свои мысли, аргументация


Приложение 1

Мотивация и целеполагание

Скажи, мой брат, откуда мы? - 
Взорвавшись Светом во Вселенной, 
Звездой погибшей рождены, 
Её материей нетленной?!.. 
Или в Космическом Пути, 
Гонимые Его Дыханьем, 
Проникшим семенем взросли 
В Земле, во Чреве планетарном. 
Скажи, мой брат, Земля - наш Дом, 
Или приют для постояльцев? 
Её Очаг, каким огнем 
Горит для душ, в Мирах скитальцев?! 
Огнём Тепла, огнём Любви, 
Или судьбы – огнём пристрастий?! 

Скажи, мой брат, мы не одни 
В Пространстве этом бесконечном?! 
Здесь, на Земле, сочтём все дни 
И снова в Путь, в Порядке Млечном! 
К Огню, что не испепелил, 
А Жизнь зачал, вздохнув ВСЕЛЕННО, 
И миллиарды Звезд – Светил, 
Родившись, вспыхнули мгновенно! 
И тот Огонь, что в нас горит, 
Мы пронесем в Пространстве - Светом! 
Как будет Млечный Путь покрыт, 
Мы вновь вернёмся за ответом! 
Скажи, мой брат, откуда мы?..


Приложение 2

Лабораторная работа (карточки)

Документы участия 078

Документы участия 079

Документы участия 080

Документы участия 079

Документы участия 080

Документы участия 080

Документы участия 080

Документы участия 080

Документы участия 081

Документы участия 081


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реальная математика 7 А класс . Образовательное событие «Планета Х»

Слайд 2

Вековая мечта человечества сбылась. 12 апреля 1961г . весь мир услышал сообщение ТАСС (Телеграфного Агентства Советского Союза): «Сегодня… в 9 час. 7мин . по московскому времени с космодрома Байконур в Казахстане поднялся космический корабль-спутник «Восток». Совершив полет вокруг земного шара, он через 118 минут благополучно вернулся на землю. На борту корабля находился летчик-космонавт майор Юрий Алексеевич Гагарин…

Слайд 5

27 созвездий 47 созвездий 12 зодиакальных

Слайд 6

Сможем ли мы создать модель звёздного неба? ПРОБЛЕМА

Слайд 8

Х У О 1 1 -1 -1 I I I I I I IV А(Х; У)

Слайд 9

Небо высоко – высоко. (руки вверх); Звёзды далеко – далеко. (потянулись вверх); А сосед по парте рядышком – рядышком; (руки в стороны);

Слайд 11

1. Самая близкая планета к Солнцу. МЕРКУРИЙ 2. Единственная планета, где есть вода и кислород. ЗЕМЛЯ 3. Красная планета. 4. Самая крупная планета. 5. Жаркая планета, где день длится дольше, чем земной год. МАРС ЮПИТЕР ВЕНЕРА 6. Планета «газовый гигант». НЕПТУН 7. Самая маленькая планета. ПЛУТОН 8. Холодная и ветреная планета из газовых планет-гигантов. 9. «Окольцованная» планета. УРАН САТУРН

Слайд 12

Сможем ли мы решить задачи планет, переведя их на язык математики? ПРОБЛЕМА

Слайд 13

Задача планеты Меркурий : Расстояние Меркурия от Солнца составляет приблизительно 58 млн. км. Но межпланетные расстояния принято считать не в километрах, а в астрономических единицах. 1 астр. единица = 150 млн. км (расстояние от Земли до Солнца). Какую часть астрономической единицы составляет расстояние от Меркурия до Солнца? Ответ: 29/75

Слайд 14

Задача планеты Сатурн : По своим размерам планета Сатурн уступает лишь Юпитеру: её диаметр равен 120000 км . У этой планеты достаточно много спутников. Диаметры наибольших из них, Титана и Реи, составляют соответственно 11/240 и 1/80 части диаметра Сатурна. У какого же спутника диаметр больше: у Титана или у Реи? Ответ: диаметр Титана.

Слайд 15

Задача планеты Венера : Планета Венера получает от Солнца много тепла и света. Расчёты показали, что половину венерианского года температура поверхности Венеры равна 480 градусов Цельсия, треть этого времени температура составляет 450 градусов Цельсия, а остальную часть года на Венере «прохладно» - всего 420 градусов Цельсия. Какую часть венерианского года на поверхности планеты самая низкая? Ответ: 1/6 часть года.

Слайд 16

Задача планеты Нептун : Земной год (годом называют период обращения планеты вокруг Солнца) равен 365, 25 суток. А вот год на Нептуне не прожил бы, пожалуй, ни один человек. Год на Нептуне длится 164,8 земных года . За сколько же земных суток Нептун делает полный оборот вокруг Солнца? Ответ: 60193,2 земных суток.

Слайд 17

Задача планеты Земля : По астрономическим меркам, Луна находится совсем недалеко от Земли: до неё всего примерно 340000 км. Сколько секунд займёт путешествие от Земли до Луны и обратно, если воспользоваться ракетой, летящей со скоростью, близкой к скорости звука: 340 м/с ? Переведите ответ в минуты, часы, сутки. Ответ: 2000000 сек 33333 мин 556 час 23 сут.

Слайд 18

Задача планеты Марс : Один «земной» килограмм весит на Марсе 0,36 кг. Во сколько раз ракета тяжелее на Земле, чем на Марсе? Ответ: в 2,777 … раза

Слайд 19

Задача планеты Плутон : Плутон делает полный оборот вокруг собственной оси за 6,39 земных суток . Сколько оборотов (ответ округлить до сотых) сделает Плутон за три земных года ? Земной год составляет 365,25 земных суток. Ответ: 171,48 оборотов.

Слайд 20

Задача планеты Уран : Облака на этой планете могут мчаться со скоростью от 250 1/3 км/час, до в полтора раза большей . Найдите разность между максимальной и минимальной скоростями движения облаков. Ответ: 125 1/6 км/час .

Слайд 21

Задача планеты Юпитер : Юпитер – самая большая планета Солнечной системы. Вычислите массу Юпитера, если она равна 318 земных масс . 24 Масса Земли 6 * 10 кг. Ответ запишите в стандартном виде. 27 Ответ: 1,9* 10 кг.

Слайд 22

Срочная телеграмма . Осторожно мель!

Слайд 23

Где наша ракета взлетает, где приземляется, где пересекает околоземную орбиту? ПРОБЛЕМА

Слайд 25

У – возрастает при х € [-2; -0,5]; У – убывает при х € [-0,5; 2]; У (1,5) = 0;

Слайд 26

Синквейны (на выбор) «Математика и космос», «Планета ИКС», «Загадки вселенной» Существительное Два прилагательных Три глагола Фраза из 4-5 слов С уществительное

Слайд 27

С чего начинается алгебра? С умения всё обобщать, С того, что задачи решаются И в космос ракеты летаются, И люди умеют их создавать…

Слайд 28

Спасибо за сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое внеклассное мероприятие "Кто хочет полететь в космос?" 7 класс

Мероприятие проводится в форме интерактивной игры. Презентация, пояснительная записка и приложения....

Открытое мероприятие "Добро пожаловать в космос"

Урок –игра в 7-х классахЦель: закрепление знаний и активизации интереса учащихся к космонавтике.Для игры необходимо создать команды по 5 человек. Внутри каждой команды  выбираются: командир кораб...

Открытый урок в 5 классе" Space firsts.Первые в космосе"

Интернет урок проводился в 5 А классе. Использовались интернет ресурсы и видео материалы: отрывки  документальных кинохроник, передач. Урок, посвященный Дню космонавтики....

Открытое занятие на тему "Космос"

План занятия:1. Ознакомительная беседа о космосе с иллюстрациями.2.Сюрприз с появлением большой ракеты и напоминанием про первый полет.3.Загадки на тему космоса.4. Изготовления детьми своих ракет с по...

Открытый классный час, посвященный Всемирному дню авиации и космонавтики на тему: «Наш космос»

Основной целью методической разработки классного часа посвященного Дню космонавтики и авиации России» является, воспитывает патриотизма, чувства гордости за свою Родину, интерес к выбранной профессии,...

Положение об открытой интерактивной выставке-конкурсе «Космос как предчувствие»

Выставка посвящена 50-литию первого полёта человека в космос....

классный час "50 летие выхода в открытый космос"

классный час посвящен Леонову...