Технология развития критического мышления как средство формирования универсальных учебных действий на уроках математики
статья по математике (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Статья содержит теоретические основы технолгии развития критического мышления. Показаны приемы ТРКМ, используемые учителем  как средство формирования УУД на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shatohina_nataliya_nikolaevna_gbou_sosh71.docx80.61 КБ

Предварительный просмотр:

 «Технология развития критического мышления как средство формирования универсальных учебных действий на уроках математики»

Выполнил: учитель математики ГБОУ СОШ №71

Калининского района Санкт-Петербурга

Шатохина Наталия Николаевна

"В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека".

Л.С. Выготский

В настоящее время существует множество определений критического мышления. Так, Д. Халперн в книге «Психология критического мышления» пишет: «Критическое мышление – это использование когнитивных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата». Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, - такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений. При этом думающий использует навыки, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи. Критическое мышление включает в себя оценку самого мыслительного процесса – хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения».

Технология критического мышления – одна из новых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д.Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом.

Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и так далее. Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

Особенности этой технологии:

  • учебный процесс строится на закономерностях взаимодействия личности и информации, закономерностях и механизмах процессов познания;
  • на этапах технологии могут применяться разнообразные формы и стратегии работы с текстом, организации дискуссий;
  • стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и рефлексии.

Школьник, способный критически мыслить, владеет разнообразными способами осмысления и оценки информации, может выделить противоречия, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на свои знания, но и на мнение собеседника. Он может осуществлять планомерный поиск ответов на вопросы, вскрывать причины и последствия фактов.

Достоинства ТРКМ по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям: ориентирование на развитие ученика; использование современных методических приемов, развивающих интеллектуальные, коммуникативные и познавательные умения учащихся. Технология позволяет включить каждого ученика в работу, тем самым повысить эффективность обучения.

Приемы, используемые в технологии развития критического мышления, многофункциональны, работают на развитие не только интеллектуальных, но и личностных умений, а выстроенные в логике “вызов – осмысление – рефлексия” (три этапа базовой модели технологии), способствуют развитию регулятивных действий, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.

Существует множество приёмов и способов для формирования критического мышления, все они зависят от фантазии и творческого подхода педагога. Формировать критическое мышление можно как целенаправленно (на спецкурсах, дополнительных занятиях, внеурочных мероприятиях), так и в течение каждого урока.

Различные приемы технологии развития критического мышления формируют и развивают определенные универсальные учебные действия (умения). В своей практической деятельности я использую разные приемы технологии развития критического мышления. Рассмотрим некоторые из них.

Приемы технологии развития критического мышления

Описание приема

Задание для учеников

Применение

1. Пометки на полях

Учащиеся читают текст, делая пометки на полях:

“v” – известная информация;

“+” – новая информация;

“–” – информация, идущая вразрез с имеющимися представлениями и знаниями;

“?” – непонятная информация. После работы с текстом – обсуждение с обязательным обращением к исходному тексту

“Прочитать текст с маркировкой на полях и заполнить таблицу” (заполняется сначала 1-ая колонка по всему тексту, затем 2-ая и т.д.).

Записи делают краткие: ключевые слова, фразы, формулы, получается мини-конспект.

“Осмысление”, “рефлексия”. Обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, т.к. для заполнения таблицы понадобится вновь вернуться к тексту. Активное чтение способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.

Пример. 7 класс. Геометрия.

Тема урока: “Сумма углов треугольника”

Уже знал (v)

Узнал новое (+)

Думал иначе ()

Есть вопросы (?)

  • Сумма всех углов 1800
  • Остроугольный треугольник.
  • Тупоугольный треугольник.
  • Прямоугольный треугольник.
  • Доказательство теоремы о сумме углов треугольника.
  • Внешний угол треугольника, его свойство.
  • Гипотенуза, катет.
  • О сумме двух других углов, если есть прямой или тупой угол в треугольнике.
  • Не разобрал доказательство теоремы.

2. Составление кластера

Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. В центре доски (тетради) записывается ключевое слово, от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом; от них тоже расходятся лучи и т.д.

В процессе уточнения информации кластер видоизменяется.

“Составить кластер с ключевыми словами “Квадратное уравнение” по ходу объяснения нового материала”

“Вызов”, “осмысление”,

“рефлексия”, для индивидуальной, коллективной или групповой работы, домашнее задание. Способствует развитию системного мышления.

Пример кластера. 8 класс. Алгебра.

Тема: “Квадратные уравнения”

http://festival.1september.ru/articles/655857/1.jpg

3. “Тонкие” и “толстые” вопросы

Ученики составляют таблицу “тонких” (требуют простого, однозначного ответа) и “толстых” вопросов, на которые ответить столь определенно невозможно. “Толстые” вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. Затем составляется таблица ответов на эти вопросы.

Записать продолжение вопроса: “Тонкие” вопросы: кто... что... как…когда... могут ли... будет... было ли... верно ли...

согласны ли вы...

(Как называются стороны прямоугольного треугольника?)

“Толстые” вопросы: что, если... дайте объяснение, почему...

в чем разница... (Почему параллелограмм называется “параллелограммом”?)

Все этапы урока.

Способствует развитию мышления и внимания учащихся, развивается умение задавать “умные” вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание изучаемого материала.

4. Таблица “Знаем – Хотим узнать – Узнали”

Таблица – один из способов графической организации материала. Ученики заполняют 1-ю колонку “Знаю” при актуализации знаний. В колонку “Хочу узнать” предлагается внести свои спорные мысли и вопросы, возникшие в ходе обсуждения темы урока. Затем ученики читают новый текст, пытаясь найти ответы на поставленные ими вопросы. После чтения текста заполняют колонку “Узнал”. Ответы располагают напротив поставленных вопросов. Далее обучающимся предлагаем сравнить, что они знали раньше с информацией, полученной из текста.

“Заполнить таблицу “Знаем – Хотим узнать – Узнали” по теме урока”.

Цели:

1. Создать ситуацию актуализации опыта ученика.

2. Сформировать мотивацию ученика.

“Осмысление”, “рефлексия”, контроль знаний, домашнее задание. Составление таблицы помогает учащимся собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, сформулировать направления для дальнейшего самостоятельного исследования.

Пример. 6 класс. Математика.

Тема урока: “Деление обыкновенных дробей”

Знаю

Хочу узнать

Узнал

  • Умножение обыкновенных дробей http://festival.1september.ru/articles/655857/Image2323.gif
  • Взаимно обратные числа

http://festival.1september.ru/articles/655857/Image2324.gif

  • Умножение смешанных чисел.
  • Представление смешанного числа в виде неправильной дроби.
  • Как делить дроби?
  • Как делить смешанные числа?
  • Решение уравнений, задач, содержащих деление дробей.
  • Чтобы разделить одну дробь на другую, надо делимое умножить на число, обратное делителю.
  • Надо представить смешанные числа в виде неправильных дробей

Осталось узнать

  • Нахождение числа по его дроби
  • Потренироваться в совместных действиях с дробями.

5. “Перепутанные логические цепочки”

Пример. 7 класс. Алгебра. Тема: Формулы сокращенного умножения”.

Ученикам предлагается набор фактов, формул, последовательность которых нарушена; необходимо расставить материал в нужном порядке. Можно использовать при изучении теорем, при решении уравнений и задач.

Задание: составить три соответствующие формулы (набор из 12 карточек).

Можно добавить карточки “раскрой скобки”, “разложи на множители”.

“Вызов”, “рефлексия”, для индивидуальной, парной работы.

Способствует формированию внимания, сосредоточенности, умения собирать и анализировать полученную информацию.

6. “Ромашка вопросов”

Пример. 9 класс. Геометрия.

Тема урока: “Призма”

Ученикам предлагается ответить на вопросы “ромашки”: 

простые, уточняющие, объясняющие, практические, творческие.

 Составленные вопросы связанны с классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

Вопросы “ромашки”:

  • Какие фигуры могут лежать в основании призмы?
  • Какие виды призм бывают?
  • Сколько ребер имеет треугольная призма?
  • Сколько граней у четырехугольной призмы?
  • Можно ли куб назвать призмой? Почему?
  • Где встречается слово “Призма”?

При ответе на вопросы учащиеся анализируют и интерпретируют информацию, анализируют идеи, строят гипотезы, отстаивают свою точку зрения. Вопросы являются средством стимулирования различных видов мышления на разных уровнях сложности.

7. Написание синквейна

1) Ученикам объясняется правила написания синквейна:

  • 1 строка – тема

(одно существительное);

  • 2 строка – описание предмета (два прилагательных);
  • 3 строка – описание действия (три глагола);
  • 4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
  • 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).

2) Приводится несколько примеров синквейнов.

3) Задается тема, фиксируется время на написание синквейнов.

4) Заслушиваются варианты (по желанию учеников).

Примеры синквейнов, составленных учениками:

5 класс. 

Тема: Задача

Текстовая, логическая.

Анализируем, сравниваем, рассуждаем.

Решать задачи очень интересно.

Ответ.

6 класс. 

Тема: Дробь

Обыкновенная, десятичная.

Складываем, умножаем, сокращаем.

Дроби любят математики и танцоры.

Число.

7класс.

Тема: “Планиметрия

Практическая, важная.

Доказывает, утверждает, обосновывает.

Нужная наука о свойствах фигур.

Геометрия.

“Рефлексия”,

для групповой, индивидуальной, парной работы. Данная форма работы дает возможность усвоить основные моменты изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, поддерживает высокий уровень познавательного интереса и способствует умственной активности учащихся.

Комбинируя различные приемы ТРКМ, я планирую уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Применение технологии развития критического мышления способствует развитию у моих учеников умений работать с информацией, активно ее воспринимать, проводить анализ и преобразование информации, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения (познавательные УУД).

У учащихся формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, выдвигать гипотезы, проводить исследование, решать проблему, рассматривая несколько возможностей ее решения, логически рассуждать. ТРКМ обеспечивает развитие и коммуникативных УУД: ученики учатся использовать средства языка, в том числе и математического, и речи для получения и передачи информации, учатся самовыражению (монологическим высказываниям разного типа). Они активно участвуют в диалоге, умеют работать в сотрудничестве с другими.

Таким образом, использование ТРКМ стимулирует самостоятельную поисковую и творческую деятельность школьников, развивает умение критически мыслить, запускает механизмы самообразования и самоорганизации, повышает интерес к самому процессу обучения, формирует умения ответственно относиться к собственному образованию, желание стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Вместе с развитием критического мышления формируется новый стиль интеллектуальной работы. Человек с хорошо развитым критическим мышлением коммуникабелен, мобилен и самостоятелен. Он внимательно относится к людям и несет ответственность за результаты своей деятельности.

Список используемых ресурсов

  1. С.А. Горькова  Актуальные проблемы развития критического мышления при изучении математики. / [Электронный ресурс]. / –М.: ГПНТБ РФ, 2006. – Режим доступа: http://users.kpi.kharkov.ua/lre/mcad2000/5.htm
  2. Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.
  3. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / – СПб: Альянс «Дельта», 2003.
  4. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: Арена, 1994.
  5. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Перемена 2001, № 4.
  6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003.
  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998.
  8.  Сорина Г.В. Критическое мышление: история и современный статус//Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 6. 2003.
  9.  Темпл, Ч. Как учатся дети: свод основ / Ч.Темпл, К.Мередит, Дж.Стил //

Пособие, -М., Изд-во ин-та «Открытое общество», 2002.

  1. Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http://ct-net.net/ru/ct_tcp_ru
  2. Фестиваль  педагогических идей http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления, как средства формирования мыслительной деятельности обучающихся на уроках географии

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартны...

Технология развития критического мышления как средство формирования УУД на уроках литературы

В работе приведены некоторые приемы ТРКМ и методика их использования...

Статья "Использование технологии развития критического мышления как способ формирования универсальных учебных действий учащихся"

Статья "Использование технологии развития критического мышления как способ формирования универсальных учебных действий учащихся"....

Итоговая работа на тему: «Технология развития критического мышления как средство формирования коммуникативных способностей на уроках английского языка»

Министерство образования  и науки Самарской областиГосударственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистовС...

Технология развития критического мышления как средство формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках географии (педагогический проект)

Идея опыта заключается в создании на уроках географии условий, способствующих развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные р...

Статья «Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры»

Cтатья посвящена проблемам формирования универсальных учебных действий по требованиям ФГОС на уроках физкультуры с помощью игровых технологий....

Педагогический проект "Технология развития критического мышления как средство формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках географии"

Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов...