Статья. Формирование у обучающихся на уроках математики основных понятий и терминов экономики и обучение их использованию в жизненной практике.
статья по математике на тему

Буцына Елена Анатольевна

В данной статье раскрыты направления по формированию у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках  математики основных понятий и терминов экономики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ ЭКОНОМИКИ И ОБУЧЕНИЕ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ЖИЗНЕННОЙ ПРАКТИКЕ        

Буцына Е. А.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат № 115 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

        Одной из задач преподавания математики в специальной коррекционной школе является повышение уровня общего развития обучающихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств. Обучение математике во вспомогательной школе должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связано с жизнью.

        Нынешним школьникам предстоит жить в  веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит - строить свою жизнь более организовано, разумно, интересно. Использование экономических терминов и понятий  не только приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности.

        Математическое развитие детей, прежде всего, направлено на освоение ими предметно-специфического (математического) содержания, формирование познавательных и творческих способностей. Математика вооружает ребёнка средствами рационального познания мира. Счёт, измерение, элементарные вычисления - это те способы, которые ребёнок использует при решении различных задач, в том числе экономического содержания. Применение этих способов в познавательной и практической деятельности стимулирует поиск, открывает ребёнку путь к творчеству. Математические знания можно рассматривать как основу развития у школьников элементарных экономических представлений. В то же время ознакомление с экономической сферой деятельности способствует переходу ребёнка от формального усвоения математических знаний к их осознанному применению в новой области.

        Естественное соединение математических и экономических знаний следует осуществлять уже на начальной ступени их изучения.

        Начать изучение основных понятий и терминов экономики следует с расчёта бюджета семьи, поскольку именно в семье ребёнок делает свои первые шаги в мир экономической деятельности, получает о ней первые представления.

        Детям предлагаю рассказать о понятии «Бюджет», если они затрудняются или дают неполные ответы,  можно дать понятие о бюджете или дополнить высказывание ребят.

        Бюджет – смысловое значение этого слова очень сходно с понятием баланс. Более  того, бюджет - это и есть баланс, одна часть которого доходы, другая - расходы.

        Начнём с семейного бюджета. В научном понимании семейный бюджет (потребительский бюджет) используется для характеристики условия жизни людей и представляет собой баланс доходов и расходов семьи.         Возьмём для наглядности условный пример расчёта такого бюджета.

Семья состоит из 5 человек.

Доходы

Сумма

Расходы

Сумма

1. Заработная плата папы

35000 р

1.Заплатили за квартиру, электроэнергию и газ

4500 р

2. Заработная плата мамы

25000 р

2.Истратили на покупку продуктов, одежды, обуви и т.д.

30000 р

3. Компенсация на детей

3000 р

3.На городской транспорт

4500 р

4. Выигрыш в лотерею

4.Билеты в театр и кино

10000 р

5. Пенсия бабушки

14000 р

5.Ремонт телевизора

7000 р

6. Стипендия брата

2000 р

6.Отложили на покупку велосипеда

1000 р

79000 р

57000 р

        

         При расчёте бюджета (расходы) нужно знать, сколько заплатили за коммунальные услуги и квартплату, за электроэнергию, за газ.

Ученики выполняют эти расчеты, решая такие задачи:

1. Сколько денег нужно заплатить за израсходованную электроэнергию за март? (оформи квитанцию).

 

1  квт. ч стоит-      3р.67к.

Показания счётчика-   1 февраля  5276квт.ч

                                      1 марта     5400квт.ч

2. Сколько денег нужно заплатить за газ за март? (оформи квитанцию)

За 1 человека платят 46р. 28к.

3. Сколько денег нужно внести за коммунальные услуги и квартплату (оформи квитанцию)

4. При расчёте бюджета нужно знать, сколько истратили на продукты и одежду. Ученики выполняют эти расчеты, решая задачи на нахождение цены, количества, стоимости.

Продукты

Цена, руб.

Количество

Стоимость, руб.

Мясо

400

2 кг

?

?

Рыба

220

4 кг

?

Масло

90

3 пачки

?

Яйца

50

3 дес.

?

Крупа

30

2 кг

?

Колбаса

450

2 кг

?

Сыр

660

1 кг

?

4.Сколько денег истратили на поездки в городском транспорте?

Купили сезонки для мамы и папы по 1600 руб., для детей по 450 руб. Сколько денег потратили на сезонки?

 

При расчёте бюджета (доход) нужно уметь рассчитывать заработную плату.

Мама-25000руб.

Папа-45000руб.

Налог-13%

Получили - ?

        Чтобы лучше усвоить тему «Бюджет семьи» можно провести игру - занятие «В гостях у семьи экономистов»

Цель. Познакомить с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсией, зарплатой, стипендией. Воспитать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

Материал.

Модель «семейный бюджет», карточки с результатами труда

Содержание.

1. Гном Эконом приглашает детей познакомиться с семьёй Экономистов, узнать об их занятиях, особенностях работы. Папа Экономист рассказывает детям, что он трудиться в фирме «Строитель» и за свой труд получает зарплату  (на модели круга кладётся соответствующая карточка).

Мама Экономистка тоже работает и тоже получает зарплату (кладётся карточка).

Зарплата - это деньги, получаемые за работу.

Зарплата - это оплата труда за месяц или за неделю, или за день.

Вопросы к детям:

Кто получает зарплату?

За что они получают зарплату?

        В семье есть дедушка Экономист и бабушка Экономистка. Они уже старенькие и не работают. Дедушка и бабушка получают пенсию (кладутся карточки).

Пенсия - это деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет.

        Сестра и брат Экономята. Сестра учится и за свой труд получает стипендию (кладётся карточка). Брат ходит в детский сад, он не получает деньги (кладётся пустая карточка).

Модель круга постепенно заполняется карточками, дети наглядно видят составляющие бюджета семьи.

         В процессе обсуждения ребята подходят к пониманию того, что бюджет семьи - это заработная плата + пенсия и стипендия.

Деньги получают за труд. Просто так деньги ни кому не дают.

Дети самостоятельно определяют доход семьи экономистов.

   

        При расчёте бюджета нужно подсчитать расход, но дети должны знать, что расходы бывают обязательные (основные) и необязательные (неосновные).

        Ребята должны назвать, какие расходы они считают обязательными, а какие необязательными.

        При подсчёте бюджета семьи, мы использовали понятие «деньги и цена». Операции с монетами разного достоинства и разной ценности, размен и замена денег, сравнение числа копеек с количеством монет и т.п. позволяет познакомить детей с ценами на разные товары, подвести к элементарному пониманию покупательной силе денежных знаков.

        Для лучшего усвоения понятий «деньги и цена» можно провести игру «Интересные покупки».

  Цель. Раскрыть детям покупательную силу денежных знаков.

Материал. Товары разной стоимости. Монеты разного достоинства. Ценники.

Содержание.

1.Дети рассматривают цены на товары. У каждого монеты разного достоинства.

Задания:

1.Купить вещь, которая стоит… руб.

2.Назвать, что можно купить за… руб.

3.Самостоятельно узнать, а потом назвать одну, две, три вещи, стоящие определённую сумму денег.  

        В жизни детям понадобиться пользоваться банком, поэтому дети должны знать такие понятия как:

Банк- учреждение, обладающее правом распоряжаться временно свободными деньгами предприятий, организаций и отдельных людей и осуществлять все виды денежных расчётов, выпуск ценных бумаг и другие функции, связанные с денежным обращением.

 Кредит- деньги данные банком на определённый срок.

Кредитор-тот, кто даёт в долг.

Должник- тот, кто берёт в долг.

Банкрот- гражданин или фирма не имеющие возможность платить по своим долговым обязательствам из-за отсутствия средств.

Валюта- денежная единица какой-либо страны.

При рассмотрении темы «Банк» можно решать задачи:

1.Мать- 3% от 3800 р. - ?

    Дочь-3% от 1200 р. - ?

    Через 1 год - ?

2. «Пенсионный -8 % от 2000 р.-?

     Через год - ?

      «Молодёжный» -10% от 2000 р. -?

     Через год -?

В наше время актуально понятие инфляция. Дети должны понимать, что означает это слово и решать задачи на расчёт инфляции.

1кг. макарон -12,5 р.        

Инфляция -12% - ?        

Инфляция-обесценение денег, снижение их покупательной способности.

С понятием «Бартер» можно познакомить детей, используя игру «Интересный обмен».

Цель. Раскрыть сущность операции натурального обмена - бартера.

Материал: карточки с изображением предметов.

Содержание.

Дети путешествуют по острову «Мацуму», производят бартер, высказывают сочувствие героям в сложных ситуаций.

Вопросы детям:

1.Что такое бартер?

2.Когда возможен бартерный обмен?

3.Почему люди обменивают одну вещь на другую.

Итог: бартер - это натуральный обмен одной вещи на другую без использования денег.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок для учащихся 5 класса по теме "Основные понятия и термины ПДД. Регулирование дорожного движения"

Урок ОБЖ по теме "Основные понятия и термины ПДД. Регулирование дорожного движения" в разделе "Безопасность и защита в опасных ситуациях" для учащихся 5 класса...

Презентация по теме 1: "Основные понятия и термины физической культуры"

Изучение любой учебной дисциплины, как правило, начина­ется с освоения ее понятийного аппарата, т.е. со специфических профессиональных терминов и понятий.Понятие — это основная форма человеческого мыш...

Основные понятия и термины в теории и методике спортивных игр

Определение понятий и терминов играет важную роль в проведении занятий по спортивным играм...

Основные понятия и термины за курс Биологии 6 класса

Тест по основным терминам и понятиям за курс Биологии 6 класса, раздел "Растерия, Грибы, Бактерии, Лишайники."Работа состоит из двух вариантов и содержит разные формы заданий: дать определение т...

"Генетика-наука о наследственности и изменчивости. Основные понятия и термины."

Разработка урока «Генетика – наука о наследственности и изменчивости.  Основные термины и понятия».Цели:познакомить учащихся с краткой историей генетики, предметом этой науки ...