Одаренный ребенок
статья по математике на тему

Гиниятуллин Айрат Минуллович

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_odarennyy_rebenok_giniyatullin_2017-1.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Одаренный ребенок: удача или проблема

                                                                                                Разработал

                                                                                       преподаватель математики

                                                               Гиниятуллин А.М.

                                                                                       

КАЗАНЬ – 2016

Актуальность

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г. Томсон, говоря: «Способности – объяснение вашего успеха».

Методические и теоретические основы работы учителя с одаренными детьми

 Одаренные дети резко выделяются из среды сверстников высоким умственным развитием, которое является следствием, как природных задатков, так и благоприятных условий воспитания.

   Математика и информатика являются одними из тех предметов, где индивидуальные особенности психики (внимание, восприятие, память, мышление, воображение) имеют решающее значение для его усвоения. Эти особенности порождают и различия в знаниях – их глубине, прочности, обобщенности. По этим качествам знаний обычно судят об одаренности детей.

 При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает проблема, чему и как их научить, как способствовать их оптимальному развитию. Программа для одаренных детей должна отличаться от обычной учебной программы. Обучение таких детей должно отвечать их существенным потребностям. Одаренные дети обладают некоторыми общими особенностями, и которые должны учитываться. К таким особенностям относятся следующие:

-  способность быстро схватывать смысл принципов, понятий положений.    Такая особенность требует широты материала для обобщения.

-  потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и   стремлении разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при    традиционном обучении, и ей надо дать реализоваться через    самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых    познавательных умений.

-  способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения.

-  обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников. Включение в учебную программу активного компонента дает возможность суворовцу лучше понять себя и свои переживания и приведет к принятию себя и других.

Существуют различные стратегии обучения одаренных детей, которые могут быть воплощены в различные формы. Их можно разделить на 4 этапа.

1 этап – подготовительный.

Основная цель его подготовить условия для формирования системы работы с одаренными детьми в училище.

По итогам данного этапа можно выделить три категории одаренных детей:

  1. Дети с высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в младшем школьном возрасте).
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки (подростковый возраст).
  3. Суворовцы, не достигающие по каким-либо причинам успехов в обучении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психологического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
  1. этап – аналитический, целью которого является выявление форм и  методов организации с одаренными детьми.

1 ступень (начальная школа) – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие познавательных способностей учащихся.

2 ступень (5-9 классы) – на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

Содержание работы с одаренными детьми определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать  суворовцев на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для  таких детей самоценным.

3 ступень. Старшая школа является образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, а с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией системы ЗУНов к созданию условий для комплекса компетенций, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного коммуникационного пространства.

Исходя из этого формируются новые принципы и методология организации образовательного пространства в училище:

  • выработка проектно-исследовательских навыков (проектная методика);
  • самоопределение старшеклассников в отношении профильного направления собственной деятельности.

На 2 этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.

На этом этапе с одаренными  детьми наиболее целесообразны групповые формы работы. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной работы в школе. Условиями для успешной работы с одаренными являются:

- принцип максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности;

- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

- принцип создания условий для совместной работы суворовцев при    минимальном участии преподавателя;

- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных   услуг, помощи, наставничества.

Применительно к обучению интеллектуально одаренных суворовцев, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – на основе форм индивидуальной и групповой работы.

Наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации суворовцев. Это прежде всего технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, и методика обучения в «малых группах».

  1. Технология проблемного обучения. 

Эту технологию мы будем рассматривать как базовую, поскольку преобразующая деятельность суворовца может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Как показывает опыт, решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности суворовцев. Структура процесса проблемного обучения представляет собой комплекс взаимосвязанных и усложняющихся ситуаций.

Реализуя технологию проблемного обучения, преподаватель чаще всего использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. Алгоритм решения проблемной задачи включает в четыре этапа:

  • Осознание проблемы, выявление противоречия, заложенного в вопросе, определение разрыва в цепочке причинно-следственных связей.
  • Формирование гипотезы и поиск путей доказательства предположения.
  • Доказательство гипотезы, в процессе которого суворовец переформулирует вопрос или задание.
  • Общий вывод, в котором изучаемые причинно-следственные связи являются и выявляются новые стороны познавательного объекта или явления.

Таким образом, совокупность целенаправленных сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения – развитие умения мыслить на уровне взаимосвязей и зависимостей. Это позволяет суворовцам приобрести определенный опыт творческой деятельности, необходимый в процессе ученических исследований.

  1.  Методика обучения в малых группах.  

Суть обучения в «малых группах» заключается в том, что взвод разбивается на 3-4 полгруппы. Каждая из них готовит ответ на один из обсуждаемых вопросов, при обсуждении которых участники оппонируют, рецензируют и делают дополнения. Игровая ситуация позволяет создать необходимый эмоциональный настрой и побудить суворовцев к более напряженной и разнообразной работе.

  1.  Технология проектного обучения.

В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение суворовцами знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования – учебный проект, в качестве которого могут выступать реферат, доклад, исследовательская работа. Важно, что проектное обучение по своей сути является личностно ориентированным, позволяет суворовцам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы суворовцев, дает возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.

3 этап - организационно-деятельный, целью которого является организация  целенаправленной работы с одаренными детьми.

4 итоговый этап – этап формирования, углубления и развития способностей суворовцев.  Основная цель его апробация системы с одаренными детьми.

Решение нестандартных и поисковых задач в системе работы с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми в основном, состоит в открытии специальных классов для одаренных, в проведении олимпиад различных уровней и т. п. Однако реальным началом работы с одаренными детьми является работа в обычном взводе и внеурочные занятия.

При работе с суворовцами 5-7 классов преподавателю необходимо учитывать возрастную категорию. Чтобы создать комфортные условия на уроке, нельзя резко проводить границы между одаренными, средними и слабыми суворовцами, на этом этапе это может привести к тому, что многие ребята потеряют интерес к предмету и не смогут раскрыть свой потенциал.  Работу с суворовцами можно рассматривать как систему методов и приемов при организации деятельности на уроке, внеурочной деятельности и внеучилищной деятельности.  Основным принципом работы преподавателя является личностно ориентированный подход, который является неотъемлемой частью при организации самостоятельной работы суворовцев. Эту работу необходимо планировать с учетом индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения. Объемный материал содержат пособия по математике «Самостоятельные и контрольные работы» А.П. Ершов, В.В. Голобородько, М. ИЛЕКСА  5- 11 классы, где представлены не только задачи для самостоятельного решения разных уровней, что позволяет учителю организовать систематическую самостоятельную работу, учитывая уровень возможностей суворовцев, но и нестандартные задачи по различным темам.

Нестандартная задача – это задача, алгоритм решения которой суворовцам неизвестен, т.е. суворовцы не знают заранее ни способа ее решения, ни того, на какой учебный материал опирается решение. Научить решать такие задачи можно только в том случае, если у суворовцев будет желание их решать, т.е. задачи будут содержательными и интересными с точки зрения суворовца. Преподаватель должен вызвать интерес к задаче, убедить суворовца, что от решения математической задачи можно получать такое же удовольствие, как при разгадывании ребуса.

Применение задач повышенной сложности и нестандартных задач достаточно широко. Они могут быть использованы при закреплении новой темы. Нестандартные задачи приобщают суворовцев к деятельности творческого характера, способствуют развитию интереса к математике, трудолюбия, упорства в достижении цели. Нестандартные задачи можно разделить на три группы:

  1. Задачи, которые целесообразно решать со всем классом.
  2. Задачи, которые полезно задавать на дом в качестве необязательного задания, их решение рассмотреть во внеурочное время с заинтересованными суворовцами.
  3. Задачи для внеклассной работы

Таким образом, нестандартные задачи служат переходным мостиком от классной работы к внеклассной. В процессе этой работы одаренные суворовцы выступают как лидеры, генераторы идей, а также в роли преподавателя.   В систему работы с одаренными суворовцами на уроке математики входят обязательным образом решение поисковых задач, создание различных проблемных ситуаций. Навыки решения поисково- исследовательских задач нужно формировать систематически не только на уроках, но и во внеурочное время. Успех привития навыков решения во многом зависит от контроля. Не жесткий контроль, а заинтересованность суворовцев могут формировать навыки решения и положительное отношение к ним. В основе этого должны лежать положительные мотивы обучения, интерес к познавательному процессу, исследовательской деятельности, к самостоятельному добыванию знаний.

Внеклассная работа с одаренным детьми.

Основным видом внеклассной работы по математике в училище являются математические кружки. Они вызывают интерес суворовцев к предмету, способствуют расширению математического кругозора, творческих способностей суворовцев, привитию навыков самостоятельной работы. Повышают качество общей математической подготовки суворовцев. Одна из главных целей кружка познакомить суворовцев с общими подходами к решению разнообразных задач. Большую роль играют методы графов, полного перебора, математической индукции и другие.

Другим видом внеклассной работы с одаренными детьми является обучение в ЗФТШ, что позволяет суворовцам самостоятельно развивать и закреплять полученные знания.

И, конечно, нельзя не остановиться на исследовательской деятельности, которая помогает развить у суворовца способности к саморазвитию, самообразованию; умение вступать в общение; владеть информационными  технологиями, работать со всеми видами информации; уметь работать и создавать свой продукт.

Основы исследовательской деятельности закладываются на уроках.

Самостоятельно и активно разбираться в новом материале суворовцы смогут, если у них возник интерес к исследованию. При выполнении исследовательского задания суворовец должен осуществить следующие действия:

  • Ознакомление с содержанием задания и постановкой цели деятельности.
  • Прогнозирование направлений выполнения задания и выбор методов исследования.
  • Проведение исследования и оценка полученных результатов в соответствии с поставленными целями.

Преподаватель, работающий с одаренными детьми должен обладать определенными качествами:

  • Преподаватель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие преподавателя с одаренным суворовцем должно быть направлено на оптимальное развитие способностей.
  • Преподаватель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения.
  • Преподаватель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения.
  • Преподаватель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Преподаватель должен быть:

  • Увлечен своим делом.
  • Способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности.
  • Профессионально грамотным.
  • Интеллектуальным, нравственным и эрудированным.
  • Проводником переводных педагогических технологий.
  • Психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса.
  • Знатоком во всех областях человеческой жизни.

Заключение

Итак, развивать способности можно и нужно. Для этого необходимо повернуться к личности ребенка, к его индивидуальности, создать условия для развития и максимальной реализации его склонностей и способностей. Необходимо создать разно уровневые и профильные программы, учебно-методическое обеспечение, направленное на организацию дифференцированного подхода обучения на уроках, а также на групповых и индивидуальных занятиях с суворовцами разных способностей. Активно и заинтересованно вести внеклассную работу. Творчеству можно и нужно учить. И чем раньше начнется эта работа, тем выше будут ее результаты. Если преподаватель верит в суворовца, видит в нем одаренность, то эта веры творит чудеса. И радость первого открытия, первой победы – будет общей радостью преподавателя и суворовца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе: "Одаренному ребенку одаренный педагог"

«Одаренному ребенку---одаренный педагог».     Суюндукова Емысхан Зинадиновна – учитель английского языка  ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1159.САО г.Москва.   Эпиграфом своего педа...

Психолого-педагогический практикум для педагогов по теме: " Одаренный ребенок"

Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он выро...

Одаренность. Одаренный ребенок-кто он?

Презентация к выступлению на МО "Работа с одаренными детьми в УДОД"...

«Одаренному ребенку – одаренный педагог».

Презентация использовалась на заседании ШМО по вопросу работы с одаренными детьми...

Международный фестиваль педагогического творчества "Одаренному ребенку - одаренный педагог"

Инновационные технологии работы с одаренными обучающимися и перспективы решения проблем одаренности....

КАРТА РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА (рекомендована в работе с одаренными детьми)

Большое количество диагностического материала привело к необходимости создания карты развития одаренного ребенка, в которой структурировалась полученная информация и отслеживалась динамика развития за...