Конспект урока по теме "Масштаб" (6 класс)
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Конспект открытого урока по теме "Масштаб", проведенного в 6 классе в рамках конкурса "Учитель года - 2015" в номинации "Педагогический дебют"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx29.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Масштаб»                            Цели урока: 

  1. систематизировать и закрепить понятие масштаба, известного из курса географии;
  2. сформировать умение  решать задачи на нахождение расстояний на местности и на карте, зная масштаб карты;
  3. развить мыслительную деятельность учащихся на уроке;
  4. развить познавательный интерес учащихся на основе межпредметных связей;
  5. воспитывать трудолюбие.

Планируемые результаты:
Личностные УУД:
Формировать умение формулировать для себя учебную задачу, цель работы, оценивать возможные проблемы и находить их решение в рамках учебной задачи, оценивать свою деятельность. 
Предметные УУД: уметь находить масштаб, применять понятие для возможного увеличения или уменьшения масштаба, определять необходимость применения понятия.
Метапредметные УУД: 
Регулятивные:
Уметь распределять роли для решения общей задачи, оценивать результат.
Познавательные:
формировать умение работать с источниками информации, находить главное, искать способы решения и ставить вопросы с целью поиска решения проблемы.
Коммуникативные: формировать умение работать в коллективе, вести диалог и отстаивать свою точку зрения. Формировать умение составлять текст задачи по заданному сюжету.
Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация, географические карты, глобусы, карточки с заданиями для работы в группах. 
Этапы урока.
1.Организация начала урока (0,5 минуты).
2.Подготовка к основному этапу урока (7 минут).
3.Изучение нового материала, усвоение новых знаний и способов действий (12 минут).
4.Физкультминутка (1 минута).
5.Первичная проверка понимания (8 минут).
6.Применение знаний в новой ситуации (8 минут).
7.Контроль и самопроверка знаний (4 минуты).
8.Подведение итогов урока. Рефлексия. (4 минуты).

Оборудование: 

  1. Экран;
  2. Мультимедийный проектор;
  3. Интерактивная доска;
  4. Карта Ростовской области;
  5. Карта мира;
  6. Глобус;
  7. Карточки с планом квартиры;
  8. Анкета самоанализа.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент (полминуты)

- Здравствуйте, ребята! Садитесь на свои места! Меня зовут Виктор Сергеевич и сегодня я проведу у вас урок математики…

2. Подготовка к основному этапу

- Вы, наверное, уже успели заметить, что я с собой принес на урок глобус и географическую карту!!!... Скажите, а на каком уроке вы уже успели с ними познакомиться?

- На уроках географии и истории…

- Да, но и карты, и глобус вы сейчас видите на уроке математики. Как вы считаете, какое отношение эти предметы могут иметь к математике?

- (выслушать мнения)

- Перед вами физическая карта мира. Что можно увидеть на этой карте?

- Города, страны, реки, моря…

- А давайте найдем на этой карте столицу нашей Родины – г. Москва. (позвать к доске) А теперь – г.С-Петербург . Измерь расстояние от Москвы до С-Петербурга на карте с помощью линейки и назови его в см.

- …

- Хорошо, а теперь найдем город Екатеринбург и измерим теперь расстояние между Москвой и Екатеринбургом на карте . (позвать к доске)

- …

- Какое расстояние оказалось больше?

- Между Москвой и Екатеринбургом.

- А так ли это в действительности, т.е. на местности, как вы считаете?

- Да.

- Какой вывод можно сделать?

- Чем больше расстояние на карте, тем больше расстояние и на местности.

- Правильно. Скажите, какими единицами  измеряется расстояние?

- км, м, дм, см, мм…

- Верно, а можем ли мы выразить одни единицы измерения через другие?

- Да

- Для этого вспомним … (Смарт-приложение)

(двое по очереди работают на интерактивной доске, устанавливая соответствие между ед.измерения длин)

(Класс выполняет проверку)

Эти знания нам очень пригодятся на нашем уроке…

- С понятием расстояния вы уже неоднократно сталкивались на уроках математики, решая задачи на движение, а теперь можете сравнивать расстояния между населенными пунктами с помощью географической карты. Вы, наверно, уже догадались, какие школьные предметы можно между собой подружить?

- Математику и географию…

- Правильно. Давайте еще раз посмотрим на карту и ответим на вопрос: «Как же такая необъятная территория поместилась на такой небольшой карте, которую можно сложить и взять с собой в дорогу?»

- На карте изображение уменьшено

А какая величина показывает, во сколько раз изображение на карте уменьшено по отношению к реальным размерам?

- (прийти к понятию масштаба, выслушивая мнения каждого)

- Так как вы считаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

- «Масштаб»

3. Изучение нового материала (усвоение новых знаний)

Запишите на листах сегодняшнюю дату 27.01.15, «Классная работа», «Тема: «Масштаб»»

- Так что же  показывает масштаб?

- Во сколько раз изображение на карте уменьшено по сравнению с размерами на местности…

- К примеру, что показывает масштаб 1:30000000 (записать на доске около карты) физической карты мира?

- Изображение на карте уменьшено в 30000000 раз, иначе: 1 см на карте соответствует 30000000 см на местности.

- А скажите, что с собой берут в поход туристы, чтобы ориентироваться на местности?

- Карту…

- А какую карту? Карта мира годится?

- Нет, карту местности (план данной местности)

Турист перед походом обязательно знакомится с планом местности, как вы думаете …для чего? …….

- Чтобы определить расстояние на местности

(Слайд 1 с задачами)

- А кто знает, как называют людей, которые составляют карты?

- …

- Их называют картографами, они вначале исследуют местность, и только потом наносят на бумагу ее уменьшенную копию вместе с условными обозначениями. Представим теперь, что мы должны сделать карту. Что для  этого нужно знать?….

- ……….

- А если на нашей карте исчез случайным образом масштаб? (старая карта, у которой часть с масштабом вырвана, протерта)....Как определить масштаб?

- ….

- Тут на помощь приходят эксперты, которые нам помогут определить этот масштаб

   Итак, все эти три ситуации определяют задачи, которые мы должны решить на нашем уроке

- Перед вами лежит карта Ростовской области. Давайте на правах экспертов проведем независимую экспертизу и проверим, правильно ли определен масштаб, указанный на ней. Предложите, как нам можно это узнать?

- (выслушать мнения)

- А что, если нам взять  два населенных пункта на карте: п. Весёлый и г.Батайск.

Запишем данные:

          На карте                                                        На местности

         3 см                                                                       75 км

           1 см                                                                      25 км

           1 см                                                                      2500000 см

                        Масштаб 1:2500000

Сравните с масштабом, указанным на карте

- А что, если бы вы составляли карту Ростовской области в заданном масштабе 1:2500000, зная, что расстояние от Веселого до Азова равно….. кстати, а кто из вас знает это расстояние?

-…

- Оно равно 100 км по кратчайшему пути…

       Запишем данные на листах:

                              На карте:                                        На местности:

                                Х см                                                   100 км

                                Х см                                                10000000см

Масштаб:                1 см                                                  2500000см

  Прийти к уравнению: х = 10000000:2500000, т.к. все расстояния на карте уменьшены в 2500000 раз, о чем и говорит масштаб

4. Физкультминутка

- (Показать глобус) У меня в руках глобус. А кто знает,  что такое глобус?

- Уменьшенная модель Земли

- Да. Как нам узнать во сколько раз уменьшили нашу планету так, что я могу держать ее в руках? С помощью чего?

- С помощью масштаба

- Да. А если есть масштаб,  значит я могу решить такие же задачи, как и для карт. Правда?

- …

- А каким образом можно измерить расстояния на глобусе?

 (измерение на глобусе расстояния с помощью гибкой линейки)

  1. Применение знаний в новой ситуации.

- Итак, мы побывали в роли экспертов и даже картографов. Какие действия с картой вы теперь можете выполнять?

- (повторяют виды задач)

- У меня есть мечта – купить квартиру. Архитектурный план квартиры перед вами. Определите размеры комнат и ответьте на вопрос, который меня очень тревожит: «А будет ли мне комфортно жить в такой квартире? Не возникнет ли неудобств?»

Итак, 1 ряд: кухня (3,5см х 3,5см на плане, 2,625м х 2,625м на местности )

          2 ряд: спальная комната (7см х 3,5см на плане, 4,3м х 2,625м на местности)

          3 ряд: зал (10см х 3,5см на плане, 7,5м х 2,625м на местности)

- (делают вывод)

  1. Подведение итогов урока

- Ребята, а дома я предлагаю вам построить план своей комнаты в масштабе 1:100. Необходимые вычисления обязательно запишите в рабочую тетрадь по математике.

В завершении урока я предлагаю каждому из вас заполнить анкету, где вы можете коротко описать  свое впечатление, которое произвел на вас урок. Выберите один из вариантов ответа.

- Карты Ростовской области я оставляю вам в память о нашем уроке. Спасибо за урок!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вышивка. Орнамент и цвет в кубанской вышивке (из цикла уроков «Ремесла Кубани») конспект урока в 7 классе

Цель:  познакомить учащихся с основным видом народного изобразительного искусства славянского населения Кубани – вышивкой. Задачи:углубить эстетические познания учащихся о народном дек...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Презентация урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику "Spotlight"; Конспект урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику Spotlight

Программа семинара учителей английского языка на тему: «Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС"Презентация на тему "Активные методы обчения на уроках английского я...