Методическая разработка урока по теме: «Обыкновенные дроби»
методическая разработка по математике (5 класс) на тему

Зайцева Наталья Владимировна

Матермал содержит:  Методическую разработку урока закрепления материала по теме" Обыкновенная дробь" в 5 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx62.11 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в 5 классе

Предмет: математика

Тема урока: «Обыкновенные дроби»

Автор: учитель математики Зайцева Наталья Владимирова, ГБОУ лицей №470 Калининского района Санкт-Петербурга.

Методическая информация: Методологическая база: 1) УМК: – Математика. 5 класс / Н.Я Волынки, В. И. Жохов, А.С Чесноков. - М: Мнемозина, 2012- …

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Цели: Формирование осознанного усвоения и восприятия учащимися понятий обыкновенной дроби, правильных и неправильных дробей, умения различать правильные и неправильные дроби, умения сравнивать дроби, решать 3 вида задач на дроби.

Задачи урока:

  • Образовательная: Применение усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий) обобщение и систематизация учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения, формирование образовательной компетентности.
  • Развивающая: развивать логическое мышление, познавательный интерес, любознательность, формировать умение анализировать, наблюдать и делать выводы.
  • Воспитательная: повышать заинтересованность в изучении предмета математики; воспитывать самостоятельность, самооценку, активность, воспитывать целеустремленность и настойчивость в достижении цели.

Оборудование: дидактические карточки с заданиями.

Формы организации деятельности учащихся: 

фронтальная, групповая, индивидуальная

Технологии:

  • Информационно – коммуникативные технологии: устные упражнения, необходимые для закрепления материала и развития вычислительных навыков при практическом применении знаний.
  • Технология обучения в сотрудничестве (работа в парах).
  • Игровая технология
  • Здоровьесберегающие технологии – профилактика стрессов, микроклимат на уроке, четкая организация учебного труда, физкультминутка – все это бережет здоровье учащихся.

Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов, учащихся на уроке: устный и письменный опрос, тестирование, наблюдение, самооценка ученика, взаимооценка учащимися друг друга

Планируемые результаты:

-предметные:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся об обыкновенных дробях,
  • применять полученные знания при решении практических упражнений

-личностные:

  • уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

-метапредметные:

  • регулятивные –уметь определять и формулировать цельна уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, планировать свое действие, оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в решение.
  • коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения на уроках и следовать им.
  • познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний.


Открытый урок

Комплексное применение знаний и умений по теме «Обыкновенные дроби»

(урок закрепления)

Здравствуйте, ребята, поприветствуем наших гостей, садитесь.

  Если б не было дробей, трудно было б людям.
Позови к себе друзей, торт делить мы будем!

                    Чтоб его нам разделить, с дробями мы должны дружить,

                       Поверьте, станет легче жить если с математикой дружить!

О каких дробях идет речь?

У нас есть поговорка “Попал в тупик, т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит: “Попал в дроби”. Она означает, что человек, попавший в дроби, попал в трудное положение. Эта поговорка напоминает о тех временах, когда дроби считали самым трудным, запутанным разделом математики (т.к. общих приемов действий с дробями и записи дробей не было. Мы начинаем изучать их уже в младших классах).

Задача нашего урока – показать, что обыкновенные дроби не смогут поставить вас в трудное положение. Будем уверенно применять, известные вам правила работы с дробями.

А поможет мне сегодня цветок- вопросник.

За каждым лепестком вы найдете вопросы, ответить на которые вам помогут ваши знания.

Лепесток 1    «Какую часть цветка составляет сорванный лепесток?

  • Дайте определение обыкновенных дробей.»  
  • Что показывает знаменатель дроби?
  • Что показывает числитель дроби?
  • Если мы сорвем еще один лепесток, какую часть цветка они составят вместе?

Давайте сорвем еще один лепесток.

Лепесток 2      «  На какие две группы можно разделить все обыкновенные дроби?»

                                                                        (правильные и неправильные)

Задание № 1 (устно).  Ученики выполняют задание , в ходе которого повторяют

  • Какая дробь называется правильной?
  • Какая дробь называется неправильной?

На доске записаны числа 1, 67, 42, 101, 2, 7.

Из данных чисел надо составить всевозможные дроби по заданному условию.

  1. составить правильные дроби со знаменателем 67,
  2. неправильные дроби со знаменателем 42
  3. правильную дробь с числителем 67
  4. неправильную дробь с числителем 2
  5. правильные дроби со знаменателем 7

Задание № 2   (письменно)  Ученики выполняют задание самостоятельно, ответы проверяем с краткими пояснениями.  

а) Какие цифры надо поставить вместо     *, чтобы дробь       была неправильной?

б) Какие цифры надо поставить вместо     *, чтобы дробь   была правильной?

в) Найдите все натуральные значения b, при которых дробь    , будет правильной.

г) Найдите все натуральные значения b, при которых дробь    , будет неправильной.

д) Найдите все натуральные значения b, при которых обе дроби    и    будут неправильными, а дробь – правильной.

  Ответы:           а)6,7,8,9      б)5,6,7,8,9     в)1,2,3,4       г)1,2         д)10,11,12

 Лепесток 3         « <;=;>»   Это знаки математической операции  …. ?

  Задание № 3 (устно). Ученики выполняют задание , в ходе которого повторяют правила сравнения дробей с одинаковыми числителями или знаменателями.

  Выберите из предложенных соотношений верные утверждения.

а)              б)              в)              г)                 д )       1  

Выводы: Закончить предложения:

  • Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та…
  • Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та…
  • Если одна дробь правильная, а другая  неправильная,то …

Задание № 4   (письменно) Ученики выполняют задание самостоятельно.

Расположите дроби в порядке возрастания.  ,  ,  ,  ,  ,   , , ,

В первой строке– ваши ответы  в следующей укажите соответствующие буквы , используя словарик.

 

- О,     - С,     - А ,   -  Н ,      -  Э,     - Т,   - Е,  -Ф,    - Р

Ответ: Эратосфен

Историческая справка: Эратосфен Киренский (276 год до н. э.—194 год до н. э.) — греческий математик, астроном, географ, филолог и поэт. Первый известный учёный, вычисливший размеры Земли.

Физкультминутка

Лепесток 4         « Я сижу, едва не плача,

                                 Очень трудная...  »

Задание № 5.  Задача. Вместе

     В книге три рассказа. Первый рассказ занимает 84 страницы, что составляет      второго рассказа. Третий рассказ занимает      суммы страниц первых двух рассказов вместе.

     Сколько всего страниц в книге?

1) 84:6=14 (стр.)-   второго рассказа

2) 14∙7=98 (стр.)- второй рассказ

3) 84+98=182 (стр.)- в двух первых рассказах

4) 182:26=7 (стр.) –  третьего рассказа

5) 7∙7=49 (стр.) –третий рассказ

6) 182+49=231 (стр.)

Ответ: 231 страниц всего в книге.

Находим число по его дроби (целое по его части)

Находим дробь от числа (часть от целого)

Вывод: Очень важно верно определить тип задачи.

Задание № 6. (самостоятельно). Распределите задачи из списка по видам: Номера задач запишите в таблицу.

Отыскание значения дроби от целого

 Отыскание целого по значению его дроби

1. В хоре 90 учащихся,     из них – мальчики. Сколько мальчиков в хоре?

2.  В хоре 20 девочек, что составляет   всех учащихся в хоре. Сколько всего учащихся в хоре?

3.    Небольшой лиственный лес очищает воздух за год от 70 т пыли. А хвойный лес – этого количества. Сколько пыли отфильтровывает хвойный лес за год?

4.     Из бочки вылили находившегося там керосина. Сколько литров керосина было в бочке, если из нее вылили 84 литра?

5.    Девочка прошла на лыжах 300 м, что составляло    всей дистанции. Какова длина дистанции?

6.    Расчистили от снега    катка, что составляет 200 м2. Найдите площадь всего катка?

7.   Девочка прочитала    книги, что составляет 120 страниц. Сколько страниц в книге?

8.  Белка всего заготовила 600 орехов. В первую неделю она собрала    всех орехов. Сколько собрала белка в первую неделю?

9.   Найдите число х,    от которого равны .

10.        Девочка собрала 40 слив, что составило    всех слив. Сколько слив было собрано всего?

11.  Мама купила 6 кг конфет. Витя сразу же съел   всех конфет и ему стало плохо. После какого количества конфет у Вити разболелся живот?

12.   Мальчик собрал 80 орехов, что составляет всех собранных орехов. Сколько орехов было собрано?

13.       В курятнике было 40 кур. За неделю лиса утащила    всех кур. Сколько кур утащила лиса?

14.         Алиса упала в сказочный колодец и за 1 минуту пролетела 90 м. Какова глубина колодца, если за 1 минуту Алиса пролетела    всего расстояния?

15.       Мачеха перед балом задала Золушке много работы. Чтобы выполнить этой работы, Золушке понадобилось 6 часов. За какое время Золушка выполнит всю работу?

Ответ: Задачи на нахождение числа по дроби: 2,4,5,6,7,9,10,     12,14,15

               Задачи на нахождение дроби от числа: 1,3,8,       11,13

Рефлексия.  Ребята отмечают на листочках классной работы задания, которые вызвали трудности.

Вы ребята  молодцы,

Взяли дроби под уздцы.

Все задания решили

И подарки заслужили.             Учитель выставляет оценки за урок

Домашнее задание:

Задание1 Решить все задачи с помощью выражений + ответ.

Задание 2: При каких значениях х равны дроби:      

Решение:          

                             

                               

                               =115

                               х=5

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме "Сложение и вычитание обыкновенных дробей"

Предлагается сценарий урока, технологическая карта, план- конспект урока, презентация, приложение....

Разработка урока по теме: «Обыкновенные дроби». Математика 5 класс

Урок обобщающего повторения с использованием мультимедийной системы  по теме "Обыкновенные дроби". Материал может быть использован на заключительном этапе изучения темы.Устные упражнения могут бы...

Методическая разработка урока по теме «Умножение и деление обыкновенных дробей»

Обобщение материала по теме «Умножение и деление обыкновенных дробей".  Урок математики в 6-м классе. Данный урок позволяет формировать навыки выполнения арифметических действий с обыкновенными д...

Методическая разработка урока по теме: "Округление дробей"

Представлен конспект урока по математике для учащихся 5 класса...

Методическая разработка урока по теме: «Алгебраическая дробь. Сокращение дробей».

Закрепление понятия алгебраической дроби, навыка применения основного свойства дроби, повторение формул сокращенного умножения, способ группировки....