Кружок
календарно-тематическое планирование по математике (5 класс) на тему

За страницами учебника математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

 «За страницами учебника математики»

Пояснительная записка

Математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии  мыслительной деятельности человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект, математика находится на первом месте.

Первоначальные математические познания должны входить с самых ранних лет в наше образование и воспитание. Результаты надёжны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в лёгкой форме с надлежащим остроумием и занимательностью.

Дополнительная образовательная программа «За страницами учебника математики» рассчитана на учащихся 5 класса (10-11 лет), склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень. Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике.

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном классе, рассматривается в рамках реализации ФГОС' и направлена на общее интеллектуальное развитие учащихся.

Программа «За страницами учебника математики» является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования.

Цель программы - создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей, способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и развитию их творческих способностей, логического мышления, углубления знаний. Полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе рассмотрения различных практических задач и вопросов.

Образовательные задачи:

  • углубление и расширение знаний учащихся по математике;
  • привитие интереса учащимся к математике;
  • активизировать познавательную деятельность;
  • показать универсальность математики и её место среди других наук.

Воспитательные задачи:

  • воспитание культуры личности;
  • воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;
  • воспитание понимания значимости математики для научно - технического прогресса;
  • воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплины;
  • выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазам окружающих.

Развивающие задачи:

  • развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование математического кругозора, исследовательских умений учащихся.

Программа содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе уделяется истории математики и рассказам, каким-то образом связанными с математикой (запись цифр и чисел у других народов, математические фокусы, ребусы и др.), выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, задачу с использованием изученных математических свойств), изучению различных арифметических методов решения задач метод решения «с конца», составление графов и др.). Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения.

Новизна данной программы заключается в ее четкой логической структуре, гармоничном сочетании строгих математических фактов и занимательности. Программа дополнительного образования «За страницами учебника математики» для пятиклассников является частью общего курса для 5-11 классов дополнительного математического образования. В тоже время данная программа является самостоятельным курсом, отличительной особенностью которого является универсальность знаний, умений и навыков, полученных в результате ее прохождения.

Программа «Занимательная математика» рассчитана на один год обучения (34 часа).

Курс является открытым. В него можно добавлять новые фрагменты, развивать тематику или заменять какие-либо разделы другими. Главное, чтобы они были небольшими по объёму, интересными для учащихся, соответствовали их возможностям

При отборе содержания и структурирования программы использованы общие дидактические принципы, особенно принципы доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учета индивидуальных способностей , органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся. В ходе занятий ребята выполняют практические работы, готовят рефераты, выступления, принимают участие в конкурсных программах.

Программа содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т. д. Как показывает опыт, они интересны и доступны учащимся 5 классов, не требуют основательной подготовки и особого уровня развития.

Для поддержки у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия необходимо применять дидактические игры - современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Кроме того, на занятиях необходимо создать «атмосферу» свободного обмена мнениями и активной дискуссии.

При закреплении материала, совершенствование знаний, умений и навыков целесообразно и практиковать самостоятельную работу школьников.

Использование современных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный парный, групповой, коллективный.

Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм занятий:

-эвристическая беседа;-практикум;-интеллектуальная игра;-дискуссия;-творческая работа.

Итогом реализации программы «За страницами учебника математики» могут служить: успешные выступления кружковцев в общешкольных олимпиадах, создание предпосылок для успешных выступлений кружковцев на олимпиадах всех уровней.

Требования к уровню подготовки учащихся

По окончанию обучения; учащиеся должны знать:

  • нестандартные методы решения различных математических задач;
  • логические приемы, применяемые при решении задач;

- историю развития математической науки, биографии известных ученых- математиков.

По окончанию обучения учащиеся должны уметь:

  • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
  • систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
  • применять нестандартные методы при решении программных задач.

Содержание курса работы кружка.

1.Как люди научились считать. (3ч)

Арифметика каменного века. Числа начинают получать имена. Операции над числами. Первые цифры. Как в древности выполняли арифметические действия. Как решали задачи в древности.

2.Развитие арифметики и алгебры. (2ч).

Наука уходит на Восток. Открытие нуля. Что такое квадриллион? О бесконечности ряда натуральных чисел. Из истории дробей. Пропорции. Кто придумал отрицательные числа и кому они нужны? Зарождение алгебры. Задачи.

3.Из науки о числах (4ч)

Как математика стала настоящей наукой. Числа правят миром! Числа простые и составные. Решето Эратосфена. Признаки делимости. Как найти НОД. Любопытные свойства натуральных чисел. Некоторые приемы быстрого счета. Числовые фокусы. Юные математики. Задачи.

4.Математические игры. (1ч).

Игры. Задачи.

5.Математика и шифры. (2ч).

Каким должен быть шифр. Шифрование решеткой. Задачи.

6.Рассказы о геометрии. (4ч).

Как возникла геометрия. Натягиватели веревок. Сотни фигур из семи частей. Эратосфен измеряет Землю. Архимед применяет геометрию для обороны. О названиях геометрических фигур. Геометрия вокруг нас. Геометрические проблемы. Задачи.

7.Математика в России. (3ч).

 Математика в России. Л.Ф. Магницкий и его «Арифметика». Как ценили математику наши предки. Геометрия в старых русских книгах.

8.Как измеряли в древности. (2ч).

Зачем человеку нужны измерения. Первые единицы длины. Измерение площадей. Взвешивание. Меры в Древнем мире. Задачи.

9.Старые русские меры. (2ч).

Меры длин. Меры площадей. Меры веса и объема. Денежная система русского народа. Надзор за мерами в России. Д. И. Менделеев-метролог. Задачи.

10.Метрическая система мер. (4ч).

Развал древних систем мер. Рождение метрической системы мер. Временная метрическая система. Архивный метр. Причины, мешавшие проведению в жизнь метрической системы мер. Метрическая система мер становится международной благодаря деятельности русских ученых Новые приставки и единицы. Задачи.

11.Комбинации и расположения (3ч)

Сколькими способами?. Комбинаторика на шахматной доске. Кенигсбергские мосты. Кругосветное путешествие. Блуждания по лабиринтам. Магические квадраты.

12.Конкурсы. Викторины. (4ч)

Название темы

Кол-во часов

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

1

Как люди научились считать

3

2

Развитие арифметики и алгебры.

2

3

Из науки о числах.

4

4

Математические игры.

1

5

Математика и шифры.

2

6

Рассказы о геометрии.

4

7

Математика в России.

3

8

Как измеряли в древности.

2

9

Старые русские меры.

2

10

Метрическая система мер.

4

11

Комбинации и расположения.

3

12

Конкурсы, викторины.

4

                                                                                                Итого: 34часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10. Кружок "Введение в журналистику"

Журналистская деятельность – это мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учёбе. Эта работа способствует сплочённости детей, повышению их коммуникативных способностей...

Кружок "Историческая мозаика"

Пояснительная записка.           План работы исторического кружка русскую историю с древнейших времён до 2-го века и включает в себя разные типы вопро...

Кружок "Юные инспекторы движения"

В целях привлечения внимания широкой общественности  к проблемам, связанным с обеспечением безопасности дорожного движения, снижением детского дорожно-транспортного травматизма, противодействия п...

Программа по дополнительному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья (кружок по информатике "Компьюша")

В современном обществе компьютеры прочно вошли в повседневную жизнь практически каждого человека (магазин, банк и т.д.). Современные условия труда часто требуют элементарных навыков пользователя ПК. И...

Кружок "Уроки здоровья".

Оздоровительная дыхательная гимнастика с применением метода БОС (Биологической обратной связи). Дыхание по Сметанкину....

кружок "Диалог"

календарно-тематическое планирование кружка "Диалог"...

Кружок "Школьный корреспондент"

Цель работы кружка:развитие письменной речи учащихся,составление текстов в общешкольную газету, сотрудничество с городскими изданиями....