РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ основное общее образование 9 класс
методическая разработка по математике (9 класс) на тему

Пашевкина Ольга Владимировна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ основное общее образование 9 класс Цель курса: систематизация знаний и способов деятельности учащихся по математике за курс основной школы, подготовка обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике. Успешная сдача ОГЭ, переход в 10 класс по выбранному профилю (при необходимости).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_igz-9.docx36.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Афонинская средняя школа имени Героя Советского Союза

Талалушкина Н.С.»

Рассмотрена

на заседании педагогического совета (протокол № 1 от 30.08.2018)

Утверждена

приказом от 30.08.2018 № 253

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ

ПО МАТЕМАТИКЕ

основное общее образование

9 класс

2018 год

Раздел 1. Пояснительная записка

Данная программа курса индивидуально групповых занятий предназначена для обучающихся 9-х классов общеобразовательных учреждений. Она предназначена для повышения эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основной школы и предусматривает их подготовку к дальнейшему обучению в средней школе.

Индивидуально групповые занятия позволит систематизировать и углубить знания учащихся по различным разделам курса математики основной школы (арифметике, алгебре, статистике и теории вероятностей, геометрии). Знание этого материала и умение его применять в практической деятельности позволит школьникам решать разнообразные задачи различной сложности и подготовиться к успешной сдаче экзамена в новой форме итоговой аттестации.

Этот курс предлагает учащимся знакомство с математикой как с общекультурной ценностью, выработкой понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя.

Цель курса: систематизация знаний и способов деятельности учащихся по математике за курс основной школы, подготовка обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике. Успешная сдача ОГЭ, переход в 10 класс по выбранному профилю (при необходимости).

Задачи:

  • Осуществить информационное, методическое, психолого-педагогическое обеспечение итоговой аттестации выпускников 9 классов;
  • Выявить соответствие подготовки выпускников требованиям образовательных  стандартов;
  • Обеспечить психологический комфорт и правовую защищенность всех  участников образовательного процесса в ходе проведения итоговой аттестации.
  • Формирование "базы знаний" по алгебре и геометрии, позволяющей беспрепятственно оперировать математическим материалом.
  • Научить правильной интерпретации спорных формулировок заданий
  • Развить навыки решения тестов
  • Научить эффективно распределять время, отведенное на выполнение задания
  • Подготовить к успешной сдачи ГИА по математике.

Результаты обучения:

  • Сформированная база знаний в области алгебры, геометрии.
  • Устойчивые навыки определения типа задачи и оптимального способа ее решения независимо от формулировки задания.
  • Умение работать с задачами в нетипичной постановке условий.
  • Умение работать с тестовыми заданиями.

       

Раздел 2. Содержание учебного  курса

Модуль 1. Алгебраические задания базового уровня.

Введение: цель и содержание элективного курса, формы контроля. Обыкновенные и десятичные дроби. Стандартный вид числа. Округление и сравнение чисел. Буквенные выражения.   Область допустимых значений. Формулы. Степень с целым показателем. Многочлены. Преобразование выражений. Разложение многочленов на множители. Алгебраические дроби. Сокращение алгебраических дробей. Преобразования рациональных выражений. Квадратные корни. Линейные и квадратные уравнения. Системы уравнений. Неравенства с одной переменной и системы неравенств. Решение квадратных неравенств. Последовательности и прогрессии. Рекуррентные формулы. Задачи, решаемые с помощью прогрессий.

Числа на координатной прямой. Представление решений неравенств и их систем на координатной прямой. Функции и графики. Особенности расположения в координатной плоскости графиков некоторых функций в зависимости от значения параметров, входящих в формулы. Зависимость между величинами.

Модуль 2. Геометрические задачи  базового уровня.

Треугольники, четырехугольники. Равенство треугольников, подобие. Формулы площади. Пропорциональные отрезки. Окружности. Углы: вписанные и центральные.

Модуль 3. Реальная математика.

Проценты. Составление математической модели по условию задачи. Текстовые задачи на практический расчет. Чтение графиков и диаграмм. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей. Выражение величины из формулы.

Задания повышенного уровня сложности.

Преобразования алгебраических выражений. Уравнения, неравенства, системы. Исследование функции и построение графика. Кусочно-заданные функции. Построение графиков с модулем.  Задачи на движение. Задачи на смеси, сплавы. Сложные проценты. Задачи на совместную работу. Задания с параметром: исследование графиков функций, решение уравнений и неравенств с параметром. Знаки корней квадратного трехчлена.  Расположение корней квадратного трехчлена. Параметры a, b, c и корни квадратного трехчлена. Геометрические задачи.

Занятия  по каждой теме целесообразно разбивать на этапы (блоки). Каждая тема начинается с повторения основных теорем и формул, а также рассмотрения новых, не входящих в основную программу, но необходимых при решении ряда задач на экзамене. Выделяется первый блок «Основные сведения». Для экономии времени используются таблицы (раздаточный материал) с формулами и рисунками, опорные плакаты, слайдовая презентация.

Второй блок предполагает разбор решений опорных демонстрационных задач, использующих основные теоремы и формулы данного раздела и решаемые разными способами, повторяется алгоритм решения задач по теме. Учителем уделяется серьезное внимание разбору типичных ошибок в ходе решения задания, а также записи ответа в экзаменационный бланк. Решаются задания из части 1 экзаменационной работы с выбором одного ответа из  четырех  предложенных  вариантов, с  кратким  ответом   и  на  установление  соответствия  между  объектами  двух множеств.

Занятие продолжается решением задач группами и самостоятельным решением. В ходе решения задач рекомендуется придерживаться принципа «От простого к сложному» под руководством учителя.

Учитель может спланировать уроки парной работы, где учащиеся готовятся к самостоятельной и контрольной работе.

Учителю необходимо поощрять стремление учащихся работать в индивидуальном режиме. На всех типах занятий учителю следует поддерживать  активный диалог с учащимися. Учитель систематически осуществляет мониторинг достижения обязательных результатов обучения, своевременно осуществляет коррекцию знаний учащихся.

Название (темы) модуля

Количество часов

1.

Алгебраические задания базового уровня

14

2.

Геометрические задачи базового уровня

7

3.

Реальная математика

6

4.

Задания повышенного уровня сложности

7

Общее количество часов

34

Раздел 3. Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения математики ученик должен знать/понимать:

Математика. Алгебра. Геометрия.

Натуральные числа. Дроби. Рациональные числа

Выпускник научится:

  • понимать особенности десятичной системы счисления;
  • оперировать понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
  • выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
  • сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
  • выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
  • использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты.

Действительные числа

             Выпускник научится:

  • использовать начальные представления о множестве действительных чисел;
  • оперировать понятием квадратного корня, применять его в вычислениях.

Алгебраические выражения

             Выпускник научится:

  • оперировать понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные; работать с формулами;
  • выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни;
  • выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;
  • выполнять разложение многочленов на множители.

Уравнения

              Выпускник научится:

  • решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
  • понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
  • применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.

Неравенства

               Выпускник научится:

  • понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств;
  • решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать квадратные неравенства с опорой на графические представления.

Основные понятия. Числовые функции

             Выпускник научится:

  •  понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения);
  • строить графики элементарных функций; исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
  • понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.

Описательная статистика

              Выпускник научится: 

  • использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных.

Случайные события и вероятность

              Выпускник научится 

  • находить относительную частоту и вероятность случайного события.
  • Комбинаторика
  • Выпускник научится решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.

Наглядная геометрия

              Выпускник научится:

  • распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
  • распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
  • строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;
  • определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
  • вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.

Геометрические фигуры

             Выпускник научится:

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
  • распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
  • находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
  • оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
  • решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
  • решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Измерение геометрических величин

             Выпускник научится:

  •  использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
  • вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
  • вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
  • вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
  • решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
  • решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

Координаты

               Выпускник научится:

  • вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;
  • использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение

  • Наглядные пособия для курса математики.
  • Таблицы, чертёжные принадлежности и инструменты.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Математика. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-2019. Алгебра, геометрия, теория вероятностей и статистика: / учебно-методическое пособие. / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов – на  Дону, Легион, 2018
  2. Н.Б. Мельникова, Г.А. Захарова. Дидактические материалы по геометрии 7, 8, 9. М.: Экзамен, 2014
  3. ОГЭ 2018.Математика. Основной государственный экзамен. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий/ Л.Д.Лаппо, М.А. Попов.- М: Издательство «Экзамен», 2018.-76 с
  4. Математика. ОГЭ – 2019. 9 класс. Тематический тренинг: учебно-методическое пособие/ Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. - Ростов н/Д: Легион, 2018.- 384с.

Раздел 4. Календарно-тематическое планирование курса

Дата проведения

Тема занятия

Кол-во часов

Модуль 1. Алгебраические задания базового уровня (14 часов)

14

Вычисления (2 часа)

2

1

Обыкновенные и десятичные дроби. Стандартный вид числа.

1

2

Тренировочные варианты. Самостоятельная работа.

1

Уравнения и неравенства (3 часа)

3

3

Линейные и квадратные уравнения.

1

4

Линейные и квадратные неравенства. Системы неравенств.

1

5

Тренировочные варианты. Самостоятельная работа.

1

Координатная прямая. Графики (4 часа)

4

6

Числа на координатной прямой. Представление решений неравенств и их систем на координатной прямой.

1

7

Графики функций и их свойства.

1

8

Графики функций и их свойства.

1

9

Тренировочные варианты. Самостоятельная работа.

1

Алгебраические выражения(2 часа)

2

10

Многочлены. Алгебраические дроби, степени. Допустимые значения переменной.

1

11

Тренировочные варианты. Самостоятельная работа.

1

Последовательности (2 часа)

2

12

Числовые последовательности. Прогрессии.

1

13

Тренировочные варианты. Самостоятельная работа.

1

14

Обобщающий тест модуля «Алгебра» базового уровня.

1

Модуль 2.Геометрические задачи  базового уровня  (7 часов)

7

Подсчет углов(2 часа)

2

15

Треугольник. Четырехугольник. Окружность.

1

16

Тренировочные варианты. Самостоятельная работа.

1

Площади фигур (2 часа)

2

17

Четырехугольники. Треугольник. Окружность и круг.

1

18

Тренировочные варианты. Самостоятельная работа.

1

Выбор верных утверждений(3 часа)

3

19

Тренировочные задания.

1

20

Тренировочные задания

1

21

Обобщающий тест модуля «Геометрия» базового уровня.

1

Модуль 3. Реальная математика (6 часов)

6

Графики и диаграммы. Текстовые задачи (3 часа)

3

22

Чтение графиков и диаграмм.

1

23

Текстовые задачи на практический расчет.

1

24

Тренировочные варианты. Самостоятельная работа.

1

Реальная планиметрия. Теория вероятностей (2 часа)

2

25

Решение задач практической направленности.

1

26

Элементы комбинаторики и теории вероятностей.

1

27

Обобщающий тест модуля «Реальная математика».

1

Модуль 1 и 2.Задания повышенного уровня сложности  (7 часов)

7

28

Преобразования алгебраических выражений.

1

29

Уравнения,  неравенства, системы.

1

30

Исследование функции и построение графика. Задания с параметром.

1

31

Текстовые задачи.

1

32

Геометрические задачи

1

33

Геометрические задачи

1

34

Итоговое занятие

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа , составленная на основе Авторской программы основного общего образования по математике под редакцией В.И. Жохова, УМК Н.Я. Виленкин и др Составила программу Тычкова И.В.

Рабочая программа по математике для 5 класса В составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ МАТЕМАТИКА основного общего образования (6 класс)

Описание места учебного предмета в учебном плане..Программа в 6 классе по математике среднего общего образования рассчитана на 170 часов в год, 5 часов в неделю., т.к. из школьного компонента введен 1...

Рабочая программа по математике основное общее образование

Рабочая программа по математике для основного общего образования по УМК Виленкина (5-6 класс), Макарычева и  Атанасяна (7-9 класс)...

Рабочая программа учебного предмета "Математика" основного общего образования

Рабочая программа учебного предмета "Математика" основного общего образования...

Рабочая программа учебного предмета "Математика" основного общего образования 7-9 класс

Рабочая программа учебного предмета "Математика" основного общего образования 7-9 класс...

Рабочая программа по математике основного общего образования по ФГОС

Программа по математике в 5-9 классах по ФГОС. Составлена на уровень....

Рабочая программа по математике основного общего образования по ФГОС

Программа по математике в 5-9 классах по ФГОС. Составлена на уровень....